Целостно-раздельный метод 1 страница

ПЛАВАНИЕ

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 «Физическая культура и спорт»

Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru

УДК797(075.8) ББК 75.717.5я73 В43

ПРЕДИСЛОВИЕ



Рецензенты:

кафедра спортивных дисциплин

Шуйского государственного педагогического университета

им. Д.А. Фурманова;

А.Н.Дундуков,

заслуженный работник

физической культуры РСФСР, доцент

Викулов А.Д. В43 Плавание : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / А.Д. Викулов.— М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.

ISBN 5-305-00022-Х.

Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине « Плавание ». Большое внимание уделено методике обу­чения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые пра­вила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.

УДК 797(075.8) ББК75.717.5я73

© Викулов А.Д., 2003

© ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС », 2003

© Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление. ООО «Изда­тельство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-
ISBN 5-305-00022-Х ПРЕСС», 2003

Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания — с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализо­вать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему разви­тию личности. Именно с этой точки зрения и нужно, на наш взгляд, изучать плавание.

В основе физического воспитания лежит спортивная трени­ровка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, един­ственная научно обоснованная концепция управления есте­ственным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка — единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание.

Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма плов­ца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необ­ходимостью формирования двигательных навыков — тех, ко­торые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эф­фективными способами без специальных приспособлений и под­держивающих средств.

Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной Дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, техни­ку спортивных способов плавания, прикладное плавание, ме­тодику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое.

Отдавая должное значению педагогических воздействий, следует признать, что в основе физического воспитания и спортивной тренировки все-таки лежат глубокие биологичес­кие закономерности. Именно поэтому становится важным ос-



новательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания. С учетом этого в настоящем учебном пособии автор обращается к современным научным данным морфологии, физиологии, те­ории и методики физического воспитания и спортивной трени­ровки.

В России по-прежнему существует проблема несчастных слу­чаев на воде и в связи с ней — проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государ­ственный характер и должны решаться по-государственному, поэтому значительная часть подготовки будущего специалис­та по физической культуре и спорту ориентирована на совре­менную материально-техническую базу, на условия оборудо­ванного плавательного бассейна — так, как это сегодня принято во всем мире. Разумеется, не исключается работа и в других условиях.

Поскольку система условий, в которых выполняются двига­тельные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, устано­вить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопро­тивления поступательному движению тела пловца, основной из которых — механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движе­ниях, которые носят колебательный характер.

Поскольку подготовку специалиста по специальности 03.03. — «Физическая культура и спорт» осуществляют и классические университеты, и педагогические университеты, и педагогичес­кие институты и даже технические вузы, в учебном пособии предпринята попытка соединения знания фундаментального и знания технологического, поиска наиболее общих основ пла­вания.

Учебное пособие существенно поможет студенту в его само­стоятельной подготовке.

Объем и содержание курса плавания полностью соответству­ют современным требованиям, предъявляемым к подготовке спе­циалиста по физической культуре и спорту в новых условиях.

Глава I

ПЛАВАНИЕ —

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ НАВЫК

Плавание — жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

С древних времен плавание применялось в быту и в труде че­ловека (например, во время рыбной ловли и охоты за водопла­вающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными ракови­нами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тир, Скион, Амрита (Сре­диземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел по добыче с морс­кого дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикий­ские кустари изготавливали известные в то время яркие пур­пурные краски.

Подводный промысел был широко развит на побережье Сре­диземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах.

Славились своими пловцами — ныряльщиками за жемчугом, раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цей­лон, Филиппины.

Искусными пловцами были аборигены Австралии.

Археологические ,находки (вазы, статуэтки, амфоры, баре­льефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были известны способы пла­вания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно подробно узнать по целому ряду исторических до­кументов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей.

В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось од­ним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т.е. калекой) счи­тался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоро-





вье, физические качества и красота человеческого тела дости­гались физическими упражнениями. Идеальным считалось об­наженное мускулистое тело безупречного телосложения с пра­вильными пропорциями.

Долгие годы во многих государствах плавание занимало важ­ное место в военном деле. Умение преодолевать водные прегра­ды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, развед­ка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при рим­ских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диок­летиана (100 х 50 м).

Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский спе­циалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Сар-кизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболева­ниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»'.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.

К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.

Первые официально зарегистрированные спортивные состя­зания пловцов по первым в истории «Правилам проведения со­стязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.

В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла­ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер­мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США

(1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна­родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь­ких европейских стран. После этого международные соревно­вания пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых раз­личных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каж­дой страной, исходя из местных условий. Единых «междуна­родных» дистанций не было.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плава­ния брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.





Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru В нашей стране разработана, функционирует и периодичес­ки обновляется Единая спортивная классификация, определя­ющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.

Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.

Плавание в дореволюционной России

Появление и развитие плавания в России относится к древ­нейшим временам. Возникшее как навык, необходимый чело­веку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.

Организованное обучение плаванию стало применяться зна­чительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения — «потехи» с форсировани­ем водных преград и сражениями на воде. Плавание было вклю­чено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.

Во второй половине XVIII в. в России отмечается значитель­ный расцвет науки, культуры и искусства. Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспита­нием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный пред­мет различные физические упражнения, в том числе и плава­ние. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались сове­ты по технике плавания и методике обучения. Особенно боль­шое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле.

Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.

Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания.

Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе.

В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подго­товки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, запол­ненные водой. Часто солдаты и офицеры его полка организо­ванно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам пока-

зывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его вой­скам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений.

Применявшийся в тот период метод обучения плаванию опи­сан в «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не до­пускать его тонуть». Важнейшее открытие неизвестного авто­ра было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движе­ний: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды и только после освоения этого навы­ка обучали правильным приемам плавания, которые предусмат­ривали освоение способа в целом.

Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновре­менные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду». «Проворство» в пла­вании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать по­выше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необ­ходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью».

С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессив­ный естественный метод изучения плавательных движений ут­ратил свою силу.

Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обу­чение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и озна­комления со свойствами воды воспроизводили в целом показан­ный преподавателем способ плавания. Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого дви­жения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполне­нии упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перила­ми и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые. Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения при­менялся главным образом среди гражданского населения, а раз­дельного обучения — в армии.





Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru В 1829 г. вышла «Инструкция предписаний от Его Импера­торского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константи­на Павловича», в которой были определены правила состяза­ний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде.

По этой «Инструкции» в 1829 г. на реке Березовке было орга­низовано состязание по плаванию. Оно явилось первым сорев­нованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных. Пловец мог быть назван отличным:

«1. Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над во­дой и разводит притом руками и ногами плавно и сильно; плы­вя на спине, держит грудь над водой.

2. Если он плавает стоя, держась над водой по грудные
соски.

3. Если он бросается в воду как головой, так и ногами, и.при том в определенный пункт (ивовый обруч диаметром 1 аршин) и может из него высвободиться.

4. Если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов с привязанным к ней деревянным валиком, длиною 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре).

5. Если он, бросаясь в воду в сапогах, без портянок, в испод-нях брюках и понтонной рубашке, застегнутой у ворота, и плы­вя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег, проплывая при этом 5 сажень.

6. Если затем на следующих 5 саженях, плывя по течению, он приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес чело­века)».

К началу XIX в. предпринимаются первые попытки созда­ния школ плавания. Так, в 1803 г. такая школа открывается в Санкт-Петербурге на р. Неве французом Вольсею. В 1834 г. близ Летнего сада открывается общедоступная школа плавания, которой руководит прибывший из Швеции магистр искусства плавания Густав Муар де Паули. В 1837 г. там же, на р. Неве открывает школу плавания г-н Лидией. В 1838 г. М. Паули издает свою книгу — фактически учебник (Густав Муар де Пау­ли. Руководство к плаванию с показанием пользы этого искус­ства в войне. С-Пб.). По прибытии в Петербург Паули был пора­жен, что здесь нет школ плавания и даже хороших купален, тогда как город со всех сторон прорезается и пресекается водой, которая часто разливается и грозит ужасной гибелью. Говоря

о пользе обучения плаванию среди гражданского населения и военнослужащих, он описывает технику плавания брассом, на боку, «по-собачьи», русскими саженками, ныряния, прыж­ков в воду, оказания помощи утопающим. Паули считал, что после каждого курса обучения необходимо проводить состяза­ние, чтобы быть «Признанным магистром искусства плавания». Всех состязающихся предлагалось разделить на три класса (А, В, С). Чтобы стать магистром плавания или кандидатом, не­обходимо было выполнить следующие нормативы:

А — достигнуть меры во всех предметах;

В — три четверти сказанной меры;

С — специальной меры (для кандидатов).

Меры были следующими: 1.Проплыть дальние расстояния «лягушкой на брюхе»:

А — 600—800 саженей; В — от 300 до 500 саженей; С — 100

саженей. 2.Проплыть на спине:

А — 100—200 саженей; В — 80—90 саженей; С — 15—25

саженей.

3. Ходить по воде без помощи рук, кисти — наружу:

А — 40—50 саженей; В — 25—30 саженей; С — 8—10 са­женей.

4. Пронести что-нибудь в руке над водой, не замочив предмет и
не меняя руки:

А — 120—150 саженей; В — 60—90 саженей; С — 15—30 саженей.

5. Плыть в одежде и нести ружье, не замочив его:

А — 50—80 саженей; В — без ружья 60—75 саженей.

6. Плыть с доской на вытянутых руках:

А — 30—40 саженей; В — 15—25 саженей.
7.Нырнуть в глубину и принести песку или чего-нибудь дру­
гого: *
А — 5—6 саженей; В — 3—4 сажени; С — 1—1,5 сажени.

8. Нырнуть вдоль берега:

А — 10—15 саженей; В — 6—8 саженей; С — 2—3 сажени.

9. Нырнуть и принести несколько вещей, разбросанных на глу­
бине 2 саженей (можно монеты):

А — 8—10 штук; В — 3—4 штуки.

10. Проплыть с человеком, помещенным впереди (спасение уто­пающего): А — 15—20 саженей; В — 9—10 саженей.

11 • А — должен совершенно раздеться в воде; В — скинуть часть одежды.





12. Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru А, В — должны исправно сделать скачки головой в воду и другие прыжки, отличающие смелого и искусного пловца.

13. Борьба в воде.

14. Надлежит знать еще несколько приемов в плавании.
Победители увенчиваются дубовыми венками и награждают­
ся дипломами.

Петербургская школа плавания работала несколько летних сезонов, однако спортивные состязания в ней не практикова­лись. Регулярно проводимые в 30-е гг. XIX в. в инженерных войсках русской армии военно-прикладные состязания пловцов не нашли распространения среди гражданской молодежи.

Первой попыткой организации спортивной работы по пла­ванию была деятельность кружка любителей плавания, создан­ного в 90-х гг. под Петербургом, в г. Павловске. Члены кружка обучались там известным в то время спортивным способам. Лишь в самом конце XIX в. в Петербурге и в Риге были органи­зованы первые спортивные соревнования пловцов. Так, летом 1894 г. петербургский «Кружок любителей спорта» организо­вал близ Петербурга, в дачном местечке Тярлево, на р. Славян­ка соревнования по плаванию.

В 1903 г. в Риге создано «Рижское общество пловцов», а че­рез 2—3 года — «Первое Балтийское общество плавания» и « Второе Балтийское общество плавания ». Они стали регуляр­но проводить в Риге спортивные соревнования. Особой популяр­ностью пользовался традиционно разыгрываемый чемпионат на звание «Лучший пловец Балтийского моря». Он проводился на дистанцию 1 км. Пароход с участниками соревнований от­ходил от берега Рижского залива примерно на один километр, потом спортсмены по команде судьи стартовали с борта в воду и плыли к берегу.

Соревнования проводились на открытой воде. Плавательных бассейнов в те годы не было.

Первые учебные крытые плавательные бассейны были соору­жены в конце прошлого века в Петербурге: 4 небольших (12,5 х 5,4 м) бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. В самом начале XX века на Николаевской набережной Санкт-Петербурга сооружен первоклассный для того времени кры­тый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне стали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников мор­ских и кадетских корпусов. В Москве, при Центральных ба­нях, в 1891 г. открылся первый бассейн круглой формы диамет­ром около 9 м, а в 1895 г. при Сандуновских банях — бассейн

длиною 12,5 м, однако они были доступны немногим; никакого обучения плаванию и тем более никаких спортивных состяза­ний не проводилось.

В 1902 г. небольшой крытый бассейн (10 х 5 м) вступил в строй при Киевском кадетском корпусе.

В 1897 г. опубликован труд А. Ганике «Самообучение плава­нию» . В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые рекомендовался способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающихся к уверенным движениям в воде. Он стал с успехом применяться во всех шко­лах плавания.

Система обучения детей и подростков, предложенная А. Га­нике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения на освоение с водной сре­дой. Во вторую — упражнения для изучения способа плавания брасс. Система, предложенная А. Ганике, в целом явилась про­образом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию.

Огромную роль в развитии плавания в России сыграла Шу-валовская школа, созданная в 1908 г. по инициативе доктора В.Н. Пескова на Суздальском (Шуваловском) озере близ Петер­бурга. Здесь была сооружена на сваях большая водно-спортив­ная база, включавшая 32-метровую подковообразную купаль­ню, 50-метровый плавательный бассейн для тренировочных занятий и соревнований, деревянный бассейн для обучения пла­ванию, вышки и трамплины для прыжков в воду, крытые три­буны на 200 мест и ряд подсобных помещений. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям:

— обучение новичков спортивным способам плавания (заплату);

— подготовка спортсменов-пловцов;

— подготовка инструкторов плавания для армии и флота;

— проведение еженедельных водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников.

Работу в школе возглавляли три платных «главных инструк­тора» (известные в то время пловцы В. Финников, Ф. Горшу-ков, А. Хямеляйнен) и 14 инструкторов плавания -«обществен­ников». Во главе школы стояло общественное правление. Чтобы стать членом Шуваловской школы, нужно было запла­тить большой вступительный взнос, тем не менее каждое лето школа собирала 400—500 активных членов. Она вскоре стала лучшим плавательным центром России. Когда в 1912 г. царское правительство решило послать на Олимпиаду в Стокгольм нацио-

Целостно-раздельный метод 1 страница - student2.ru нальную команду в составе двух десятков пловцов, она была полнос­тью укомплектована воспитанниками Шуваловской школы.

Работа этой школы оказала благотворное влияние на разви­тие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во мно­гих из них работой руководили профессиональные инструкто­ры, подготовленные в Шуваловской школе.

С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовлен­ности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца — от Москвы и Петербурга. Во всех номерах победу одер­жали шуваловцы.

Летом 1913 г. в Киеве была проведена первая Русская Олим­пиада, в программе которой было и плавание. И вновь победу во всех номерах программы одержали шуваловские пловцы.

Приведенные примеры показывают, что в дореволюционной России спортивное плавание только стало зарождаться. Спортивные организации по плаванию были созданы лишь в нескольких городах. На всю Россию насчитывалось чуть боль­ше тысячи пловцов. Не получило должного развития массовое обучение плаванию. Правительство России, по сути, не оказы­вало этому виду спорта никакой поддержки. Может быть, это стало одной из причин того, что тысячи русских воинов во вре­мя Первой мировой войны погибли, утонув во время боевых дей­ствий при преодолении водных преград.

Развитие отечественного плавания после 1917 года

В первые годы советской власти развитие плавания было свя­зано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вош­ло как важнейшая часть военной подготовки.

Плавание становится неразрывной частью системы физичес­кого воспитания. Коммунистическая партия и советское пра­вительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вво­дятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.

В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций.

В 1924 г. в Ленинграде открыты два зимних бассейна. В на­чале 30-х гг. сооружаются еще два зимних плавательных бас­сейна в Москве.

Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь со­зданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли учас­тие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

В стране начинают издаваться учебные пособия: «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928) и др.

Наши рекомендации