Гидроакустические доплеровские лаги

Принцип действия этих лагов основан на определении скорости судна по доплеровским сдвигам частот акустических сигналов посылаемой и принятой волны.

Физический смысл эффекта, открытого Х. Доплером в 1842 году состоит в том, что при движении источника электромагнитных волн относительно приемника колебаний последний воспринимает колебания, частота которых отличается от частоты излучателя на величину Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru

Принцип работы:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru

Допустим на судне расположен излучатель и приемник акустических колебаний. Излучатель (B) формирует узкий луч, направленный под углом к горизонту Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru . В случае перемещения судна длина излучаемой волны, приходящая к условному приемнику A определяется следующим выражением:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru ,

где: Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru – длина волны начального излучения, Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru – скорость судна.

Через частоту колебаний волны данное выражение запишется так:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

Это выражение определяет частоту колебаний сигнала, приходящего к источнику A. Отразившись от морского дна акустический сигнал с частотой колебаний Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru идет в сторону приемника (С), установленного на судне. Таким образом, излучатель (точечный источник морского дна) остается неподвижным. Так как судно получает перемещение, то частота колебаний сигнала, принятого на судне ( Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru ) будет отличаться от частоты сигнала отраженного от грунта ( Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru ), т.е:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

Подставим в это выражение значение частоты Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru , отраженного от морского дна сигнала. Имеем:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

Учитывая, что в реальных условиях Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru и Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru , можно разложить полученное выражение в ряд (степенной), ограничиваясь членами второго порядка малости. Затем, сделав некоторые преобразования, получим:

Для частоты принимаемого сигнала

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

А измеренная разность частот определится следующим выражением:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

Полученное выражение показывает, что зависимость Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru от скорости судна носит нелинейный характер, что является недостатком однолучевого лага. Однако для современных морских судов с достаточной степенью точности можно принять Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru . В связи с этим, полученное выражение можно представить так:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru отсюда: Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru – уравнение однолучевого доплерлага.

Это выражение позволяет определять скорость судна относительно грунта (абсолютную скорость). Недостаток однолучевого лага (нелинейная зависимость скорости судна от доплеровской частоты) устраняется применением двулучевого варианта доплерлага. Лучи при этом варианте располагаются вдоль диаметральной плоскости в нос и корму (схема Януса).

В этом случае имеем (см. выражение 1):

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru ,

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru ,

или:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru .

Уравнение двулучевого доплеровского лага с учетом полученного выражения запишется в следующем виде:

Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru где: Гидроакустические доплеровские лаги - student2.ru – доплеровский сдвиг частот между сигналами от носового и кормового излучений. Существуют доплеровские лаги многолучевого варианта, позволяющие получать не только скорость судна по линии пути, но и поперечные скорости носа и кормы. Принцип работы этих лагов такой же. Рабочие частоты современных доплерлагов лежат в пределах от 50кГц до 1мГц.

Наши рекомендации