Обслуживание электрооборудования в действии

ЛЕКЦИЯ № 25

«Техническое обслуживание судовых ЭП и рулевых электроприводов»

Правила технической эксплуатации судового электрооборудования

Общие положения Правил

Современные суда характеризуются большой и все возрастающей степенью элект

рификации, что повышает роль и значимость электроэнергетических и преобразующих систем в повседневной деятельности членов зкипажа и в работе судна, бесперебойная ра­бота которого возможна только при хорошо организованной и грамотной технической эксплуатации электрифицированных ме­ханизмов.

Поддержание электрооборудования в постоянной готовности к действию, обеспече

ние надежной и безаварийной работы требуют постоянного совершенствования методов эксплуатации и хорошей специальной подготовки обслуживающего персонала.

Судовой электротехнический персонал руководствуется Уста­вом службы на судах морского и речного флота России, Правилами классификации и постройки морских су-

дов ( Регистр России ), Правилами технической эксплуатации электрооборудования судов, Правилами техники безопасности на судах морского и речного флота, Положени

ем о дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78 ) и Кодексом о дипломирова-

нии моряков и несении вахты ( Кодекс-95 ), инструкциями заводов-изготовителей электро

оборудования и другими нормативными документами.

Прямая ответственность за техническую эксплуатацию судово­го электрооборудова

ния и его техническое состояние возлагается на электротехнический персонал.

Все работы по его эксплуатации разделяются на вахтенное и техническое обслужи-

вание электри­ческих машин, установок, систем и отдельных электротехнических устройств.

Вахтенное обслуживание (ВО) электрооборудования опреде­ляет объем работ по его подготовке к пуску и включению в сеть - под напряжение, наблюдение за нормальной работой, выявление причин и устранение неисправностей согласно указаниям инструк­ции по эксплуатации установки или приложению I Правил техни­ческой эксплуатации судового электрооборудования.

Техническое обслуживание (ТО) электрооборудования опреде­ляет объем работ по оценке технического состояния электроуста­новок, дефектации отдельных узлов и деталей, ремонту и прове­дению испытаний перед сдачей в эксплуатацию. ТО электрооборудова-

ния, обеспечивающее его исправное техническое состояние, осуществляется в соответст-

вии с Положением о технической эксплуатации морского флота в объеме и в сроки, преду

смотренные планом-графиком ТО.

В период эксплуатации судового электрооборудования необ­ходимо пользоваться: инструкциями заводов - изготовителей обо­рудования, Правилами классификации и пост-

ройки морских и речных судов, Наставлением по борьбе за живучесть судов морского и речного флота, Санитарными правилами для морских и речных судов, Инструкцией по электроснабжению судов от береговых сетей, Пра­вилами по электробезопасности при электроснабжении ремонти­руемых и строящихся судов , директивными документами по вопросам эксплуатации судового электрооборудования, издавае­мыми руководством Министерства транспорта и связи и судоходных компаний.

Электромеханики, а в их отсутствие – механики, обязаны обеспечить безопасность при экс­плуатации электрооборудования, качественно выполнять работы по обслуживанию

, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство и повышать уровень теоретических знаний.

Содержание электрооборудования в постоянной готовности к действию

Выполнение всех требований по ТО электроустановок в сроки, предусмотренные планом-графиком, а также немедленное устра­нение обнаруженных во время эксплуатации неисправностей явля­ются основой постоянной готовности электрооборудования к дейст-

вию.

Работы по устранению неисправностей производятся только с применением штат-

ных приспособлений и исправного инструмен­та. Запрещается пользоваться неисправными инструментами и не­проверенными приспособлениями.

Судовое электрооборудование разделяется по назначению на две большие группы: источники электрической энергии и потре­бители.

ТО дополнительно характеризуются периодичностью работы на ходу судна или на стоянке.

Электрооборудование, не имеющее резерва и работающее во время движения суд-

на, ремонтируется на стоянках судна в порту. К этой группе механизмов относятся элект-

рооборудование рулевого устройства, электрифицированные механизмы, обеспечиваю-

щие нормальную работу главного двига­теля и котельной установки.

Системы электротехнических уст­ройств, обеспечивающих нормальную работу гру

зовых механизмов на стоянке, например грузовых лебедок, кранов, грузовых и зачистных насосов, ремонтируются во время хода судна или при длительных стоянках в порту без грузовых операций.

Источники электрической энергии обычно размещаются в закрытых помещениях и тем самым ограждены от воздействия атмо­сферных явлений и волн. Потребители электри

ческой энергии размещаются по всему судну и на открытой палубе, подверженной дейст-

вию соленой воды. Солевые отложения на наружных поверх­ностях электрооборудования, возникшие вследствие заливания морской водой или из солевого тумана, который появля

ется пре­имущественно в тропиках, удаляются ветошью, смоченной в прес­ной воде.

При попадании воды, особенно соленой, внутрь электрообору­дования производит-

ся полная его разборка и тщательная промыв­ка пресной водой, имеющей температуру око

ло 80° С, до полного удаления солей. После этого электрооборудование сушат и проверя-

ют сопротивление изоляции его обмоток относительно корпуса. Если оно окажется в соот

ветствии с допустимыми нормами, то обмотки пропитывают соответствующим лаком, вторично сушат и покрывают эмалью.

Восстанавливают изоляцию сразу же после обнаружения воды или соли на обмот-

ках электрооборудования, которое должно быть сухим и чистым

Появление коррозии на металлических поверхностях электро­оборудования устраня

ют, своевременно зачищая и окрашивая де­фектные места. На зачищенных местах восстанавливают лакокра­сочное покрытие. Наружные поверхности окрашивают краской цвета слоновой кости.

В процессе эксплуатации трущиеся поверхности контактных ча­стей электрообору-

дования, особенно коллекторы и контактные кольца электрических машин, протирают, шлифуют и полируют.

При шлифовке и протирке на ходу машины должны соблю­даться правила техники безопасности. Своевременная замена из­носившихся деталей электрооборудования при ТО является за­логом постоянной готовности к работе электротехнических уст­ройств.

Обслуживание электрооборудования в действии

Грамотное вахтенное обслуживание электротехнических уст­ройств создает предпо

сылки к длительной эксплуатации исправного электрооборудования.

Вахтенному персоналу положено не реже одного раза за вахту, а электромеханику - не реже одного раза в сутки проверять чистоту электрооборудования, состояние аппарату-

ры управления, контроля и защиты, отсутствие недопу­стимой вибрации и шума, нагрев подшипников, корпусов электро­двигателей и различной электротехнической аппаратуры, нагруз­ку генераторов и двигателей по показаниям электроизмеритель­ных приборов.

Своевременное удаление пыли и влаги, осевших на изоляцион­ных поверхностях, исключает появление токоведущих мостиков, поверхностный пробой и разрушение изоля

ции. Пыль и влага уда­ляются чистой ветошью, пылесосом или (из труднодоступных мест) сжатым воздухом давлением не выше 2 at ) из шлангов с мягкими наконечниками.

Аппаратуру контроля и защиты устанавливают только штат­ную. При появлении недопустимого уровня вибрации электротех­нической установки, ненормального шума в работающем электрическом аппарате принимаются немедленные меры для перехода на резервную и выключения дефектной.

Температуру подшипников и нагрев машин проверяют на ощупь или термометром. Применение спиртовых термометров ис­ключает погрешности измерений, создающиеся в ртутных термо­метрах в результате влияния переменных магнитных полей. Предельно до-

пустимые температуры нагрева подшипников качения + 95° С, подшипников скольжения +80° С.

Постоянное наблюдение за .показаниями приборов позволяет вахтенному персона-

лу следить за работой и нагрузкой электриче­ских генераторов и двигателей. Чрезмерное увеличение отдавае­мой генератором или потребляемой двигателем электрической мощно-

сти приводит к срабатыванию защитной аппаратуры и от­ключению электрической маши-

ны от сети, поэтому принимают не­обходимые меры к переводу нагрузки на резервный ге-

нератор, а электропривод отключают.

При произвольном отключении автоматического воздушного выключателя генера-

тора автомат можно включить вновь. После повторного его срабатывания генератор выво-

дится из работы, включается резервный и выясняется причина неисправности.

Все электрические переключения производятся с ведома и раз­решения электромеха

ника или вахтенного механика. Немедленное отключение ответственных механизмов и машин производится в том случае, если промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

Наши рекомендации