Показания светофоров и их сигнальные значения
На промышленном транспорте светофоры имеют следующие основные сигнальные цвета (таблица 1): зелёный, жёлтый, два жёлтых и красный.
Для выполнения маневровых работ используют белый и синий сигнальные цвета.
Сигнальные огни на светофорах применяются:
1) нормально горящие;
2) нормально не горящие;
3) мигающие;
4) не мигающие.
Таблица 1 – Сигнальные цвета светофоров и их значение
Нормальным показанием проходных светофоров является разрешающее, а входных, маршрутных и выходных – запрещающее. На участках, оборудованных автоблокировкой, где входные, маршрутные и выходные светофоры могут переводиться на автоматическое действие для сквозного прохода поездов по станции, разрешающее показание данных светофоров является нормальным при переводе их на автоматическое действие.
Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним, а также сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.
Устройство светофоров
По устройству различают линзовые и прожекторные светофоры. Линзовый светофор для каждого сигнального огня имеет отдельный линзовый комплект, а прожекторный светофор одним линзовым комплектом может давать три различных по цвету сигнальных огня.
Линзовые светофоры
В линзовом светофоре (рисунок 3) каждый линзовый комплект состоит из оптической системы и лампы в фокусе системы. Оптическая система линзового комплекта состоит из корпуса 7, внутренней цветной линзы 3 и наружной бесцветной линзы 4. Обе линзы имеют одну ступенчатую сторону, чтобы уменьшить толщину стекла. Показание линзового комплекта определяется внутренней цветной линзой 3. Применяют красные, жёлтые, зелёные, синие и лунно-белые цветные лин-зы.
Линзовые комплекты устанавливают и закрепляют в светофорных головках, которые бывают однозначные, двухзначные и трёхзначные. При необходимости иметь на светофоре более трёх сигнальных огней на мачтах размещают несколько головок в том или ином сочетании.
Каждый линзовый комплект имеет солнцезащитный козырёк 6. На кривых участках пути для обеспечения видимости сигнала со всех точек кривой устанавливают рассеивающие стёкла 5, отклоняющие лу-чи в горизонтальной плоскости.
В зависимости от назначения светофора и требований по надёжности в линзовом комплекте устанавливают лампы 1 с одной или с двумя нитями накаливания. При перегорании основной нити видимость сигнала несколько снижается, так как резервная нить находится не в фокусе оптической системы.
К достоинствам линзовых светофоров следует отнести:
1) простоту конструкции, а, следовательно, и высокую надёжность;
2) сигнальные огни воспринимаются не только по цвету, но и по месту расположения линзового комплекта в светофорной головке (пространственная селекция сигнала).
Недостатками линзового светофора являются небольшой коэффициент использования светового потока (30-35 %) и небольшая, по сравнению с прожекторным светофором, дальность распознавания сигнала.