Военнослужащих в процессе физической подготовки

Совершенствование боевой слаженности военнослужащих с использованием специфических средств и методов физической подготовки — это довольно сложный педагогический процесс, требующий высокого методического мастерства руководителей занятий.

Целенаправленное использование социально-психологи-ческих закономерностей общения военнослужащих в коллективе основывается на анализе и объективной оценке социально-психологического климата в подразделении, взаимоотношений воинов, на определении неофициальных лидеров и выявлении неформальных групп военнослужащих, на уяснении реального отношения личного состава к занятиям физическими упражнениями и спортом. Это помогает правильно определить необходимые приемы педагогического воздействия на занимающихся.

Одним из важнейших структурных компонентов социально-психологи-чесой атмосферы коллектива является общественное мнение. Основная его функция—контролировать, направлять и корректировать поведение людей в соответствии с требованиями коллектива. Общественная оценка поведения военнослужащих на занятиях по физической подготовке и спорту, в зависимости от его направленности и характера, соответствия коллективным целям, может быть выражена в форме похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Под действием специфических свойств общественного мнения (сочетания убеждения и психологического принуждения, оперативности в реакции на события, систематичности, гласности и неотвратимости оценок поступков со стороны ближайшего социального окружения, возможности ряда коллективных суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики) военнослужащие, как правило, приспосабливают свое поведение к требованиям коллективной деятельности. Из этого вытекает необходимость целенаправленного воздействия на сознание военнослужащих, составляющих ядро коллектива, с тем, чтобы общественное мнение содержало ярко выраженное положительное отношение к занятиям физической подготовкой и спортом, к широкому проявлению в ходе выполнения различных физических упражнений таких качеств, как коллективизм и товарищеская взаимопомощь.

При выполнении различных физических упражнений, особенно отличающихся повышенной интенсивностью или длительностью, происходит определенное психическое воздействие военнослужащих друг на друга, а также наиболее авторитетных военнослужащих (официальных и неофициальных лидеров подразделения) на весь личный состав. Сила данного воздействия, называемого внушением и осуществляемого с помощью речи и других средств (жестов, мимики и т.д.), зависит не столько от его аргументированности, сколько от его источника, т.е. того лица, которое дает указания или советы. Данную социально-психологическую закономерность следует целенаправленно реализовывать в практической деятельности по схеме: руководитель занятия предварительно формирует соответствующие взгляды на физическую подготовку и спорт, коллективистские мотивы деятельности у актива подразделения; официальные и неофициальные лидеры воинского коллектива в ходе выполнения физических упражнений (особенно выполняемых в составе подразделений) через механизм внушения воздействуют на весь личный состав; личный состав усиливает общественную направленность своего поведения.

В ходе совместной напряженной деятельности широко проявляются и такие социально-психологические явления, как подражание и идентификация (олицетворение себя в образе другого человека). Видя как те или иные воины, особенно старшие по возрасту, служебному положению, более хорошо подготовленные в физическом отношении, проявляют различные коллективистские качества, оказывают словом и делом помощь своим товарищам в процессе напряженных двигательных действий, другие военнослужащие, прежде всего из числа слабоподготовленных, стараются тянуться за ними, сначала непроизвольно, а затем все более и более осознанно подражают им. Особую роль в этом играет пример командира подразделения. Из сказанного следует, что, стремясь к совершенствованию сплоченности воинских коллективов, улучшению взаимоотношений среди военнослужащих, особое внимание надо уделять усилению подготовленности официальных и неофициальных лидеров подразделения, а также поиску и расширению конкретных педагогических ситуаций, активизирующих положительное социально-психологическое воздействие на личный состав.

В жизни могут быть и такие случаи, когда военнослужащие начинают подражать воину, выражающему явно негативное отношение к своему физическому совершенствованию. Это отрицательно сказывается не только на формировании физической готовности подразделения к боевой деятельности, но и на укреплении его боевой слаженности. Задача педагога в данном случае — вовремя разглядеть образец, которому в коллективе стремятся подражать другие, понять причину возникновения такого подражания и принять в зависимости от всего этого необходимые меры.

Расширение возможностей для совместной деятельности личного состава в процессе выполнения физических упражнений достигается путем использования целого ряда методических приемов, вытекающих из специфики применения различных средств физической подготовки. Все физические упражнения, входящие в содержание физической подготовки, в зависимости от их пространственно-временных параметров и степени межличностных связей военнослужащих в ходе их выполнения, распределяются на три основные группы:

упражнения, являющиеся по преимуществу индивидуальными действиями, но выполняемые в присутствии других членов коллектива (совместно-индивидуальные упражнения);

упражнения, в ходе выполнения которых происходит взаимодействие между двумя военнослужащими, согласование их усилий во времени и пространстве (совместно-последовательные упражнения);

упражнения, выполняемые одновременно группой военнослужащих или всем личным составом подразделения при непрерывном согласовании поведенческих реакций всех лиц, участвующих в коллективной деятельности (совместно-параллельные упражнения).

При использовании для совершенствования боевой слаженности воинских подразделений совместно-индивидуальных упражнений (а их удельный вес в учебных программах довольно высок и составляет в среднем от 80 до 90% общего объема средств физической подготовки), с методической точки зрения, очень важно умение руководителей занятий создавать такие педагогические ситуации, при которых, во-первых, более сильно проявляется эффект присутствия других военнослужащих, во-вторых, расширяются возможности для усиления взаимодействия обучаемых.

Первая задача достигается применением фронтального способа организации занимающихся на занятиях, а также лично-командного зачета в процессе спортивных и военно-спортивных соревнований, который обеспечивает различные формы взаимной поддержки товарищей по команде, служит стимулом для мобилизации усилий спортсменов, формирования коллективистской направленности их мотивов и поведения в целом.

Решение второй задачи обеспечивается: широким использованием общеразвивающих упражнений, выполняемых одновременно всеми занимающимися; синхронным выполнением личным составом подразделения силовых упражнений на многопролетных гимнастических снарядах под счет руководителя занятия; активным использованием элементов взаимопомощи и страховки; назначением одинакового количества повторений и выработкой единого темпа или ритма движений при выполнении упражнений с тяжестями (гирями, гантелями и т.д.) с регулированием индивидуальной нагрузки каждому военнослужащему за счет изменения веса снаряда; повышением в спортивной работе удельного веса массовых лично-командных и командных соревнований между воинскими подразделениями с внесением определенных изменений в традиционно сложившуюся систему подведения итогов и определения победителей.

Совместно-последовательные действия военнослужащих используются в физической подготовке преимущественно в виде поточного выполнения разнообразных упражнений, являются отличительной чертой различных эстафет, совокупный результат в которых определяется степенью эффективности последовательных действий партнеров по команде. Многоэтапные легкоатлетические эстафеты, лыжные спринтерские эстафетные гонки, массовые эстафетные состязания в плавании, военизированные эстафеты с включением в них военно-профессиональных приемов и действий, а также массовые эстафетные соревнования на полосах препятствий, отличающиеся большой вариативностью условий их проведения, воспитывают у личного состава деятельное соучастие в коллективной спортивной борьбе, чувство сопереживания за общий успех или неудачу, являются мощным средством борьбы с равнодушием и пассивностью. Такие соревнования при умелой их организации всегда проходят эмоционально, вызывают повышенный интерес у всех участников и в конечном счете существенно способствуют как сплочению военнослужащих, так и совершенствованию у них навыков коллективных действий.

Применение на занятиях по физической подготовке и спорту совместно-параллельных упражнений основывается на методически грамотном учете их основных особенностей. Эти особенности проявляются в том, что в ходе выполнения таких упражнений, во-первых, на смену индивидуальным целям приходят общие для всего подразделения цели, которые не могут быть достигнуты без соответствующих действий всех членов группы и использования общих средств (орудий) совместной деятельности; во-вторых, возникает возможность организации взаимопомощи (облегчения действий одного партнера за счет помощи, дополнительных усилий его товарищей); в-третьих, появляются условия для объединения, взаимодополнения и координации действий всех членов коллектива в целях повышения эффективности совместной военно-профессио-нальной деятельности.

Использование на занятиях групповых упражнений на многоцелевых тренажерах, совместных военно-прикладных действий в составе подразделений, связанных с переноской грузов, преодолением препятствий, оказанием помощи товарищам при совершении марш-бросков, маршей на лыжах, преодолении водных преград вплавь и т.д., требует предварительного планирования и глубокого продумывания конкретных путей целенаправленного педагогического воздействия на личный состав, способствующего максимальному расширению межличностного общения военнослужащих.

Исключительно большими возможностями по сплочению воинских коллективов, выработке у всего личного состава навыков совместных действий обладают спортивные и подвижные игры. Поэтому командиры подразделений, офицеры — специалисты по физической подготовке и спорту в своей практической деятельности должны шире использовать воспитательный потенциал различных игр военнослужащих, творчески включая их в содержание занятий по всем разделам физической подготовки, особенно в комплексные занятия.

Для решения задач по укреплению воинских коллективов можно с успехом использовать и различные тренажерные устройства. Главной особенностью проведения занятий с использованием тренажеров и другого нестандартного оборудования является то, что у руководителя занятия появляются широкие возможности по применению различных вариантов выполнения упражнений, по включению в работу одновременно всех военнослужащих, присутствующих на данном занятии. Тем самым создаются весьма благоприятные условия для оказания воспитательного воздействия на воинов, для регулирования и укрепления их взаимодействия. Возможность одновременного выполнения военнослужащими физических, упражнений различного характера, продолжительности и интенсивности позволяет педагогу эффективно внедрять элементы соревнования между отделениями, взводами с учетом индивидуального уровня подготовленности личного состава.

Одним из самых эффективных методов совершенствования боевой слаженности воинских подразделений в процессе физической подготовки является одновременное выполнение различных физических упражнений несколькими группами военнослужащих (подразделениями) в условиях специально организованного соревнования между ними. Его высокая эффективность обусловливается тремя основными социально-психологическими закономерностями:

1) совместные действия людей вызывают соревнование исоперничество между ними;

2) в процессе совместных действий, в ходе явного или скрытого соревнования возбуждаются, усиливают свою деятельность все психические и физиологические системы человека и, в конечном счете, повышается эффект воздействия выполняемых физических упражнений;

3) эффективность физических упражнений достигает максимума, когда они выполняются в условиях параллельной борьбы между группами обучаемых.

К примеру, на занятиях по преодолению препятствий соревновательно-групповой способ совершенствования боевой слаженности личного состава может реализовываться следующим образом. В течение 35—40 минут взвод в составе отделений или групп занимается на двух учебных местах.

Первые 10 мин(на каждой учебной точке):

а) ознакомление;

б) разучивание;

в) совершенствование (выполнение упражнений в боевом темпе, состязания в парах на лучшую технику выполнения, состязания в парах на быстроту выполнения, выполнение упражнения всем отделением или группой одновременно, преодоление препятствия в составе отделения или группы в максимальном темпе).

Вторые 10 мин(то же после смены учебных мест).

Третьи 10 мин:

а) состязания между отделениями (группами) на первом учебном месте (в парах, в виде эстафет, в групповом преодолении препятствий);

б) состязания между отделениями (группами) на втором учебном месте.

Комплексная тренировка:

а) состязания между отделениями (группами) в групповом преодолении нескольких ранее изученных препятствий (в противогазах, навстречу друг другу, с различными предметами и т.д.);

б) предварительный бег и преодоление препятствий в составе взвода.

Следует сказать, что наряду с использованием социально-психологических закономерностей коллективных действий, данный вариант проведения занятий предполагает: во-первых, достаточно высокий уровень физической подготовленности военнослужащих и методического мастерства руководителя занятия и его помощника (заместителя командира взвода), во-вторых, преимущественно тренировочную направленность занятия, в-третьих, отработку преодоления препятствий к специальным действиям по ходу выполнения контрольных упражнений, в-четвертых, сравнительно небольшую штатную численность подразделения, в-пятых, постоянный медицинский контроль за физическим состоянием занимающихся.

Групповые упражнения (упражнения, выполняемые в составе подразделений) целесообразно использовать в соответствии с периодами боевой подготовки, официально установленной последовательностью боевого слаживания воинских подразделений, а также конкретными этапами физического совершенствования военнослужащих. Это не только способствует укреплению боевой слаженности военнослужащих, но и существенно ускоряет процесс формирования воинских коллективов.

Таким образом, физическая подготовка войск располагает чрезвычайно широким арсеналом методов и методических приемов, используемых для обучения, развития, воспитания и слаживания личного состава армии и флота. Наставлением по физической подготовке регламентированы лишь наиболее общие и принципиальные методические положения, применение которых в конкретной обстановке учебно-боевой деятельности зависит от творчества занимающихся, командиров подразделений и особенно офицеров-специалистов по физической подготовке и спорту. Твердое знание ими методов физического совершенствования военнослужащих — важнейшая предпосылка высокой эффективности физической подготовки войск.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ

1. Нарисуйте схему, раскрывающую совокупность методов физического совершенствования военнослужащих.

2. Почему физическая нагрузка и отдых являются главными компонентами методов физического совершенствования военнослужащих?

3. Изобразите графически основные способы повышения физической нагрузки.

4. Раскройте сущность словесных, наглядных и практических методов обучения военнослужащих в процессе физической подготовки.

5. Какие закономерности формирования двигательных представлений, навыков и умений лежат в основе трехэтапного построения процесса обучения военнослужащих физическим упражнениям (приемам)?

6. Раскройте конкретные пути реализации методов развития военнослужащих на примере совершенствования одного из физических или специальных качеств.

7. Почему метод убеждения является главным методом воспитания военнослужащих в процессе физической подготовки?

8. Сформулируйте общие условия успешной деятельности начальника физической подготовки и спорта воинской части по воспитанию личного состава.

9. Назовите и кратко охарактеризуйте основные пути слаживания военнослужащих в процессе физической подготовки.

Глава VIII

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Учебные занятия по физической подготовке занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужащих. Официально это выражается в признании за физической подготовкой статуса одного из основных предметов боевой подготовки войск. Основными предметами считаются такие виды подготовки военнослужащих, которые вносят существенный вклад в формирование боевой готовности личного состава армии и флота. При проверках войск общая оценка боевого состояния военнослужащих, воинских подразделений и частей не может быть выше, чем оценка по основным предметам боевой подготовки.

Понятие «физическая подготовка как предмет боевой подготовки войск» фактически совпадает с понятием «учебные занятия по физической подготовке». Поэтому, если боевая подготовка личного состава является основой всей системы боевого совершенствования войск, то, в свою очередь, учебные занятия по физической подготовке выступают фундаментом процесса физического совершенствования военнослужащих, являются его основной формой.

Направленность и особенности учебных занятий как основной
формы физического совершенствования военнослужащих

Учебные занятия по физической подготовке направлены на развитие и постоянное совершенствование физических качеств, формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков, улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышение устойчивости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессио-нальной деятельности. В ходе учебных занятий формируются теоретические знания и организаторско-методические умения личного состава. Они способствуют повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию морально-политических и психических качеств военнослужащих, совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений. Учебные занятия как основная форма физического совершенствования личного состава армии и флота характеризуются следующими особенностями.

Приоритетность в решении задач физического совершенствования военнослужащих.Учебные занятия по физической подготовке располагают наибольшими возможностями по воздействию на личный состав. Им присущи практически все функции, которыми обладает физическая подготовка в целом как составная часть системы боевого совершенствования войск. Не случайно исторически сложилось так, что физическая подготовка как предмет боевой подготовки войск и как составная часть системы боевого совершенствования войск имеет одно и то же наименование. Учебные занятия оказывают комплексное воздействие на все стороны личности военнослужащих, обеспечивая их обучение, развитие и воспитание, а также боевое слаживание воинских подразделений. В ходе учебных занятий могут успешно решаться все общие и специальные задачи физической подготовки. Эта особенность в наибольшей мере выделяет учебные занятия среди других форм физического совершенствования личного состава.

Обязательность учебных занятий для всех категорий военнослужащих.Все военнослужащие независимо от возраста, пола, служебного положения, звания и состояния здоровья привлекаются к регулярным занятиям по физической подготовке. Они проводятся из расчета:

- для солдат (матросов), сержантов (старшин), курсантов учебных воинских частей, проходящих военную службу по призыву, - по 3 ч в неделю в учебное время;

- для курсантов и слушателей военно-учебных заведений – 4 ч в неделю, 2 аудиторных занятия (одно – в сетке расписания занятий, другое – в часы самостоятельной работы);

- для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - 4 ч (2-3 занятия) в неделю в служебное время.

Регламентирование продолжительности и времени проведения учебных занятий.Наставлением по физической подготовке установлена определенная продолжительность учебных занятий (50 или 100 мин). Проводятся они в часы, предусмотренные распорядком дня, расписанием занятий и другими документами, разрабатываемыми в воинской части,подразделениях.

Определение содержания учебных занятий специальными программами.Перечень разделов (тем), их содержание, объем учебного времени, рациональная последовательность проведения занятий, организационно-методические указания по обучению военнослужащих определяются специальными программами: боевой (физической) подготовки для подразделений различных родов войск (сил флота) и специальных войск, физической подготовки офицеров и военнослужащих-женщин. В них предусматривается решение как общих, так испециальных задач физической подготовки. Программы разрабатываются на основе Наставления по физической подготовке и утверждаются соответствующими начальниками.

Прохождение на учебных занятиях всех этапов обучения физическим упражнениям.На учебных занятиях в наиболее полном виде отражаются все этапы процесса обучения: ознакомление, разучивание, совершенствование. Это обеспечивает эффективное овладение новыми физическими упражнениями, формирование прочных военно-прикладных двигательных навыков, привитие необходимых теоретических знаний и организаторско-методических умений, развитие физических и специальных качеств. Уровень физической подготовленности военнослужащих, достигнутый в холе учебных занятий, поддерживается и повышается в процессе других форм физической подготовки.

Виды учебных занятий, их направленность и содержание

Учебные занятия по физической подготовке подразделяются на теоретические и практические.

Теоретические занятиянаправлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, на повышение их сознательности, целеустремленности и активности в решении задач физической подготовки. Они проводятся в виде лекций и семинаров.

Лекции составляют фундамент теоретической подготовки военнослужащих. Они имеют целью дать систематизированные научные знания по теоретическим основам физической подготовки войск, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах процесса физического совершенствования личного состава и управления данным процессом. Содержание каждой лекции обычно группируется в 2—3 учебных вопроса, в ней должны быть введение и заключение. Лекции, как правило, носят проблемный характер и имеют практическую направленность.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) теоретической подготовки. Главная задача семинаров — углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Для эффективного проведения семинаров необходимо обеспечивать высокую активность обучаемых при обсуждении учебных вопросов и создавать при этом атмосферу творческой дискуссии.

Практические занятияявляются основным видом учебных занятий по физической подготовке. Они должны иметь учебно-тренировочную и методическую направленность. В соответствии с этим практические занятия делятся на учебно-тренировочные и методические.

Учебно-тренировочные занятия могут быть предметными и комплексными.

Предметные учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: ускоренному передвижению и легкой атлетике, гимнастике и атлетической подготовке, лыжной подготовке, преодолению препятствий, военно-прикладному плаванию, рукопашному бою, спортивным и подвижным играм.

Ускоренное передвижение и легкая атлетика играют важную роль в решении задач физической подготовки. Занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие у военнослужащих выносливости и быстроты, совершенствование действий в составе подразделений, воспитание волевых качеств. Они проводятся на стадионе или ровной площадке, а также на пересеченной местности по дорогам и вне дорог.

В содержание занятий включаются бег на короткие, средние и длинные дистанции, марш-броски на 5 и 10 км, в бесснежных районах — кросс на 5 км. Кроме них, используются ходьба и медленный бег, общеразвивающие упражнения в движении и на месте, специальные прыжково-беговые упражнения и бег с ускорением.

Гимнастика располагает большим количеством разнообразных физических упражнений и методов их применения. Занятия по этому разделу направлены на развитие у обучаемых силы, силовой выносливости, ловкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, воспитание настойчивости и упорства, смелости и решительности, совершенствование строевой выправки и подтянутости. Занятия проводятся на гимнастических площадках, в спортивных залах или приспособленных для этого помещениях, на местности.

В содержание занятий включаются строевые приемы, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие упражнения, упражнения вдвоем, упражнения на гимнастической стенке, с гимнастической скамейкой (бревном), упражнения на перекладине, брусьях, тренажерах, многопролетных снарядах, опорные и безопорные прыжки, поднимание и переноска тяжестей, акробатические упражнения, упражнения в равновесии и лазанье. Для летного состава, кроме того, — упражнения на специальных снарядах (батуте, гимнастическом колесе, лопинге).

Лыжная подготовка является важным военно-прикладным разделом физической подготовки. Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование и совершенствование навыков в способах передвижения с лыжами и на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма военнослужащих. Они проводятся на местности с различным рельефом. В их содержание включаются способы передвижения на лыжах, марши, строевые приемы и преодоление препятствий с лыжами и на лыжах.

Преодоление препятствий представляет собой комплекс разнообразных военно-прикладных упражнений, являющихся эффективным средством физической подготовки военнослужащих. Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении препятствий, метании гранат, выполнении специальных приемов и действий. Они проводятся на специально оборудованных полосах препятствий и на местности, дооборудованной препятствиями и мишенями.

В содержание занятий включаются: преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий индивидуально и в составе подразделения; метание гранат на точность (по условиям выполнения контрольных упражнений); специальные приемы и действия на сооружениях, макетах боевой техники, с грузом индивидуально и в составе подразделений; контрольные упражнения на полосах препятствий. Дополнительно могут использоваться строевые приемы, ходьба и бег различными способами, перебежки, переползания, действия по внезапно подаваемым сигналам и командам, общеразвивающие и прыжково-беговые упражнения.

Военно-прикладное плавание занимает неотъемлемое место в системе физического совершенствования военнослужащих. Занятия по этому разделу направлены на формирование навыков в военно-прикладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости. Они проводятся на специально оборудованных водоемах, водных станциях, в открытых и крытых искусственных бассейнах при температуре воды не ниже 17°С.

В содержание занятий включаются плавание вольным стилем, брассом, плавание в обмундировании с оружием, ныряние в длину, прыжки в воду, оказание помощи утопающему, а также различные подготовительные упражнения на суше и в воде.

Рукопашный бой как раздел физической подготовки является наиболее прикладным для всех родов войск (сил флота) и специальных войск. Занятия по нему направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, на воспитание уверенности в собственных силах. В зависимости от решаемых задач они могут проводиться на специальной площадке, оборудованной стационарными и переносными чучелами и мишенями (плетенками), переносными препятствиями, траншеями, ходами сообщения, блиндажами, лестничными площадками, фасадами домов с окнами; на тактических полях; в караульных городках; на полосах препятствий; на ровной травянистой площадке; специально подготовленной яме с песком и опилками; в спортивном зале (на ковре из матов).

В содержание занятий включаются приемы боя с оружием и без оружия, содержащиеся в комплексах РБ-1, РБ-2, РБ-3, приемы и действия, изучаемые по специальной программе, а также строевые приемы, ходьба и бег в различином темпе, перебежки, переползания, выполнение приемов стрельбы навскидку, действия по внезапным сигналам и командам, упражнения вдвоем, приемы самостраховки, бег с преодолением препятствий на местности.

Спортивные и подвижные игры оказывают разностороннее воздействие на организм военнослужащих. Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, формирование навыков в коллективных действиях и снятие эмоционального напряжения личного состава. Они проводятся в спортивных залах, на футбольных полях, специально оборудованных игровых площадках и на местности.

В содержание занятий включаются баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, регби, теннис и другие спортивные, а также подвижные игры.

Комплексные учебно-тренировочные занятия в начале периода обучения направлены на повышение общей, а в дальнейшем и специальной физической подготовленности военнослужащих. В их содержание включаются упражнения из нескольких разделов физической подготовки.

В практике физического совершенствования военнослужащих наибольшее распространение получили 3 варианта комплексных занятий. Первый вариант: одна половина занятия проводится по одному разделу физической подготовки (например, гимнастике и атлетической подготовке), а другая — по другому (например, военно-прикладному плаванию). Второй вариант: в первую половину занятия включаются упражнения из нескольких разделов физической подготовки (например, силовые упражнения, преодоление препятствий, приемы рукопашного боя), а во вторую — из одного раздела физической подготовки (например, из ускоренного передвижения и легкой атлетики). Третий вариант: в течение всего занятия осуществляется последовательное выполнение упражнений из нескольких разделов физической подготовки.

Комплексирование различных средств позволяет сделать процесс физической подготовки военнослужащих более интенсивным, добиться большего эффекта учебных занятий, особенно в отношении развития и совершенствования физических качеств. Высокая эффективность комплексных учебно-тренировочных занятий объясняется такими их особенностями, как разносторонность воздействия на организм занимающихся, высокая эмоциональность и повышенная физическая нагрузка.

В воинских частях предметные и комплексные учебно-тренировочные занятия по физической подготовке обычно проводятся в составе роты или отдельного взвода продолжительностью один учебный час (50 мин), а по лыжной подготовке, как правило, — два учебных часа (100 мин). Каждое учебно-тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия (продолжительностью 7—10 или 10—25 мин) решаются такие задачи, как организация занимающихся, общее укрепление их организма, подготовка к овладению военно-прикладными двигательными навыками и развитию физических и специальных качеств в основной части занятия.

Основная часть занятия (продолжительностью 35—40 или 65—85 мин) направлена на овладение военно-прикладными двигательными навыками и их совершенствование, развитие физических, специальных и психических качеств, формирование умения действовать в сложных условиях, применяя усвоенные навыки.

Заключительная часть занятия (продолжительностью 3—5 или 5—10 мин) обеспечивает приведение организма военнослужащих в относительно спокойное состояние, а также предусматривает подведение итогов занятия.

Методические занятия по физической подготовке подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные.

Учебно-методические занятия проводятся с курсантами учебных частей, готовящих командиров отделений, курсантами и слушателями военно-учебных заведений. Они обеспечивают формирование у них умений и навыков, которые необходимы для качественной организации и проведения физической подготовки с личным составом. В ходе этих занятий курсанты овладевают навыками обучения военнослужащих физическим упражнениям, приемам и действиям, проведения всех форм физической подготовки, учебно-тренировочных занятий по спорту и соревнований, проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих и физической подготовки подразделений, совершенствуют свои теоретические знания. Основу данных занятий составляет методическая практика курсантов в выполнении функциональных обязанностей по вопросам физической подготовки и спорта в роли командира отделения, взвода, роты, начальника физической подготовки и спорта части.

Инструкторско-методические занятия проводятся в целях повышения знаний, совершенствования умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по физической подготовке. Продолжительность данных занятий составляет, как правило, 2 часа.

В ходе инструкторско-методических занятий уточняются задачи и содержание предстоящего этапа физического совершенствования личного состава, проверяются знание требований руководящих документов, а также уровень практической подготовленности инструктируемых лиц, производится разбор организации и методики проведения отдельных частей занятия и методики обучения упражнениям, приемам и действиям, осуществляется демонстрация наиболее сложных моментов организации и проведения физической подготовки с последующей практикой командиров подразделений и разбором их действий, дается оценка теоретической, практической и методической подготовленности командиров подразделений к проведению предстоящих занятия.

Показные занятия проводятся в целях демонстрации образцовой организации и методики занятий, выработки у командиров подразделений и других должностных лиц единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки. Основное отличие показных занятий от инструкторско-методических — это то, что на них командный состав находится в роли наблюдателей, сами занятия реально проводятся с привлечением заранее подготовленного контингента военнослужащих.

Для проведения занятий по физической подготовке устанавливается пять различных форм одежды:

форма № 1— спортивная (в плавках, трусах, майке, тренировочном костюме, спортивной обуви). По решению командира воинской части (начальника военно-учеб

Наши рекомендации