Отказы стрелочных переводов
Стрелки и электроприводы.Вслед за рельсовыми цепями наиболее ответственными устройствами ЭЦ являются централизованные стрелки, переводимые электроприводом. Практика показывает, что вбольшинстве случаев брак, аварии и крушения на стрелках происходят из-за нарушений ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. Кроме этого, полезно знать, что отказы в электроприводах в основном происходят из-за нарушения контакта автопереключателя (53 %), неисправности электродвигателя (30 %), механической передачи (8 %), нарушения контакта блокировочного устройства (4 %), заклинивания шибера (3 %) и др. Неисправности контактов автопереключателя возникают из-за неправильной регулировки, излома ножевых и контактных колодок, контактных пластин, рычагов, контрольных линеек и др. Рассматривая случаи, приводящие к опасным последствиям на стрелках, приходится удивляться, как линейные работники вопреки инструкциям и указаниям собственными руками создают аварии и крушения, когда, учитывая высокую работоспособность устройств, этих аварий могло и не быть.
Столкновение двух грузовых поездов.На одной из станций, оборудованной ЭЦ, неоднократно терялся контроль плюсового положения стрелок съезда 1/3. Электромеханик с разрешения дежурного по станции стал проверять работу стрелок. Неоднократным их переводом с пульта управления он убедился, что стрелки 1/3 давали контроль минусового положения, а контроль плюсового положения отсутствовал. Дальнейшие действия электромеханика были таковы. Он без оформления записи в журнале формы ДУ-46, без согласия начальника станции, дежурного инженера дистанции сигнализации и связи установил макет на стрелки 1/3 и выключил их из централизации с сохранением пользования сигналами. При этом стрелка 1 находилась в минусовом положении, а стрелка 3 — в плюсовом. В дальнейшем выяснилось, что причиной отказа явился излом монтажного провода в наконечнике контакта 41 автопереключателя электропривода. Дежурный по станции, не имея выписки электромеханика об устранении повреждения, открыл входной сигнал для приема первого поезда и выходной сигнал для отправления второго поезда. В результате на стрелке 3 произошло столкновение двух грузовых поездов.
Неправильная установка электропривода.Большой опасностью является неправильная установка электропривода на стрелке. Одним из нарушений в работе дистанций является неправильное расположение контрольных линеек при установке или ремонте стрелочных электроприводов. В результате оказывается, что зуб автопереключателя не имеет сцепления с вырезом контрольной линейки прижатого остряка и при взрезе стрелки возможно сохранение ложного контроля прижатого остряка. Ряд других случаев аварий и крушений был следствием допущенных нарушений требований ПТЭ и Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.
В качестве примера можно привести крушение, когда произошел сход вагонов на стрелке. На одной из стрелок, управляемой электроприводом СП-3, рассоединились шибер электропривода с шарниром из-за выпадания пальца шарнира. Причиной явилось отступление от норм установки электропривода и элементов стрелочного перевода. В результате рассоединения стрелка оказалась незапертой в маршруте электроприводом. При проходе грузового поезда по незапертой стрелке прижатый остряк стрелки отошел от рамного рельса, что привело к сходу вагонов поезда. Проведенным расследованием установлено, что при установке электропривода были допущены нарушения. Так, шарнир, соединенный с рабочей тягой, был развернут на 180°, а палец шарнира установлен не со стороны контрольных линеек.
Сход вагона на стрелке.Нарушение инструкций, необдуманность действий при восстановлении повреждений приводят, как правило, к авариям. Вот так и случилось на одной из станций, где при приготовлении маневрового маршрута на путь станции стрелки съезда 10/12 не перевелись в плюсовое положение. Как выяснилось при разборе крушения, причиной неперевода послужила потеря контакта между щеткой и коллектором электродвигателя стрелки 12, которая должна переводиться первой. Для устранения отказа на стрелку 12 прибыл ШН, который не сообщил ДСП о своем прибытии на стрелку. Не разобравшись в причине отказа, ШН ключом курбельной заслонки перевел стрелку 12 в плюсовое положение. Дежурный по станции, не зная о нахождении ШН на стрелке, повторно задал маршрут на тот же путь, в результате чего стрелка 10 тоже перевелась в плюсовое положение и маневровый сигнал М16 открылся. Пока дежурный открывал сигнал, ШН перешел на стрелку 10 и стал ее переводить ключом от курбельной заслонки в другое, неправильное, положение. Так как маневровое движение началось, то при входе состава на стрелку 10, у которой остряки находились в среднем положении, произошел сход вагона. В результате - авария на стрелке.
Семнадцать вагонов под откос.Из-за грубейшего нарушения требований Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР допущено крушение поезда со сходом электровоза и 17 вагонов. Электромеханик, по вине которого произошло крушение поезда, без разрешения дежурного по станции и без выключения устройств приступил кустранению неисправности. На одной из стрелок отсутствовал контроль минусового положения. Не найдя истинную причину повреждения, он подумал и решил, что неисправность вызвана ослаблением хвостовика контрольной линейки. Приступая к устранению повреждения, он отключил тяги от контрольных линеек и стрелочным ключом вывел электропривод из замкнутого плюсового положения. Стрелка в это время находилась замкнутой в маршруте отправления, и по этому маршруту электровоз грузового поезда уже проследовал выходной сигнал. Последовало крушение, созданное человеком.
Зимние трудности.В зимний период возникают сложности обслуживания напольных устройств автоматики и особенно стрелочных переводов. Из-за напрессовки снега в промежутке между остряком и рамным рельсом на стрелке не обеспечивается плотное прилегание переведенных остряков к рамному рельсу. На ряде станций вместо того, чтобы потребовать от работников службы ПЧ своевременной очистки стрелок и приведения их к техническим нормам, электромеханики самостоятельно пытаются выйти из затруднительного положения. Каковы же действия электромеханика, нарушающие Инструкцию по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации иблокировки (СЦБ)? Он увеличил ток фрикции и отрегулировал контрольные и рабочие тяги. Это могло привести к перегоранию предохранителей и электродвигателей. Чтобы скрыть неправильные действия, в журнале осмотра электромеханик не записал первопричину отказа (недоход остряка), возникшего из-за напрессовки снега. В лучшем случае скрытая причина могла привести к задержке поездов. Задержки относят не к работникам службы ПЧ - истинным виновникам неудовлетворительного содержания стрелочных переводов, а к работникам дистанции сигнализации и связи.