Благородный Восьмеричный Путь
Теперь я хотел бы объяснить немного больше о каждом из восьми факторов Благородного Восьмеричного Пути.
Первым фактором являются Правильные Воззрения. Что это такое? Правильные Воззрения включают в себя четыре вида Знаний. Первым из них является Знание-Прозрения познания Истины Страдания, являющееся пятью Совокупностями цепляния. Вторым Знанием-Прозрения является понимание Истины о причине этого Страдания, которая распознает причины возникновения этих Совокупностей. Другими словами, это понимание Взаимозависимого Возникновения. Третьим Знанием является понимание, что достижение и переживание Ниббаны, останавливает эти Совокупности. И наконец, четвертым Знанием-Прозрением является знание Благородного Восьмеричного Пути, который становится способом практики, ведущим Ниббане.
Второй фактор Благородного Восьмеричного Пути - Правильные Мысли. Правильные мысли: это мышление направленное на осознавание Истины Страдания - пяти Совокупностей цепляния; мышление направленное на осознавание Истины причины Страдания - причины существования пяти Агрегатов цепляния; мышление направленное на осознавание причины прекращения страдания - Ниббаны; и наконец, направленное на осознавание Пути, ведущему к прекращение страдания - Благородному Восьмеричному Пути.
Таким образом, Правильные мысли направляет ум на объекты - Истину Страдания, пять Совокупностей цепляния(panca khandha), а Правильное Воззрение познает их такими, какие они есть на самом деле. Эти два фактора работают вместе, направляя ум к каждой из Четырех Благородных Истин и познавая их. Так как он действуют вместе, их и называют тренировкой Мудрости (pannà-sikkhà). .
Третьим фактором Благородного Восьмеричного Пути является Правильная Речь. Это тип речи в которой воздерживаются от лжи, клеветы, грубой речи и пустых разговоров.
Четвертым фактором Благородного Восьмеричного Пути является Правильные Поступки. Правильные Поступки - воздерживаться от убийства, воровства и неправильного сексуального поведения.
Пятый фактор Благородного Восьмеричного Пути - Правильный Образ Жизни. Это означает что человек воздерживается от заработка на жизнь неправильной речью или неправильными поступками, такими как убийство, воровство или ложь. Для мирян в этот фактор входят пять видов неправильной торговли: торговля оружием, людьми, животными для забоя, опьянителями и ядами.
Три фактора Правильная Речь, Правильное Действие и Правильный Образ Жизни образуют Тренировку добродетельного поведения (sila-sikkhà).
Шестой фактор Благородного Восьмеричного Пути это Правильные Усилия. Правильные Усилия бывают четырех видов: усилия по недопущению возникновения нездоровых состояний, которых еще не возникло; усилия по устранению нездоровых состояний, которые
уже существуют; усилия, направленные на развитие полезных состояний, которые еще не возникли; и усилия для увеличения полезных состояний, которые уже существуют в уме.
Чтобы развить эти четыре типа Правильных Усилий, нам следует практиковать и развивать эти три Тренировки - Добродетельного поведения, Концентрации и Мудрости.
Седьмым фактором Благородного Восьмеричного Пути является Правильная Внимательность. Правильная внимательность бывает четырех видов:
внимательность к телу, внимательность к ощущениям, внимательность к сознанию и внимательность к дхаммам (dhammas). Здесь дхаммы - это пятьдесят один фактор-сопутствующий-ума за исключением чувства, или другими словами, Пять Совокупностей цепляния, двенадцать внутренних и внешних Чувственных Основ, восемнадцать элементов,
Семь Факторов Просветления, Четыре Благородные Истины и т. д. Эти четыре типа осознанности могут быть уменьшены до двух, внимательность к уму и внимательность к материи.
Восьмой фактор Благородного Восьмеричного Пути это Правильная Концентрация. Правильной Концентрацией являются – первое медитативное Поглощение (Jhana), вторая Джхана, третья Джхана и четвертая Джхана. Они, согласно Большой Беседе об основах Внимательности (Mahasatipatthana Sutta) и называются Правильной Концентрацией. В Пути-Очищения (Visuddhimagga), Правильная Концентрация разъясняется более подробно, как четыре тонко-материальных Поглощения (rupa-jhàna), четыре нематериальных Поглощения (arupa-jhàna) и концентрация доступа (upacàra-samàdhi).
Некоторые люди имея большое накопление Добродетелей (pàramis), могут достичь Ниббаны, просто слушая краткую или подробную беседу о Дхамме. Однако большинство людей,
не имеют такого запаса и должны по возрастающей практиковать Благородный Восьмеричный Путь. Такие люди называются "человек, которого нужно обучать” (neyya-puggala) и должны шаг за шагом развивать в себе Благородный Восьмеричный Путь, в порядке тренировки Добродетели, Сосредоточения и Прозрения. Очистив свою Добродетель, они должны тренироваться в Сосредоточении, а после очищение ума посредством практики Концентрации, должны тренироваться в Прозрении.