Каким образом творится внешняя Вселенная
Основы йоги света
При творении Вселенной, в начале каждого цикла из первоначального состояния великой Пустоты возникает свет. Движение этого света (спанда) является проявлением изначальной энергии естественного состояния, благодаря такому движению пять элементов начинают излучать сияние, свет (Джьоти). Излучающее сияние света пяти чистых элементов образует первую стадию первоэлементов Вселенной — пять шуддха-таттв, чисто духовную энергию. Они являются внутренней основой всех проявляющихся многообразных объектов во Вселенной. Можно сказать — это энергия в первозданном состоянии, это квантовый уровень материальных объектов, которые мы привыкли воспринимать как твердые. Хотя мы и воспринимаем материальные вещи как нечто твердое и самодостаточное, на самом деле, на квантовом уровне эти объекты являются сияниями пяти чистых элементов.
Свет пяти чистых элементов возникает из Пустоты сияния изначальной Реальности (Брахма-джьоти). По мере уплотнения света создаются чистые элементы (шуддха-таттвы), затем чисто-нечистые элементы (шуддха-ашуддха-таттвы), наконец, полностью нечистые элементы (ашуддха-таттвы). Таким образом, уплотняясь, состояние чистого света превращается в тот обыденный мир, который мы видим как материальный мир проявленных феноменов (сансару).
На грубом материальном уровне проявление света, прежде всего, связано с глазами, способностью к зрению (чакшус-таттва). Так же как в Нада-йоге, основой всех первоэлементов является звук, который связан со слухом и ушами (шродва-таттва) и соответствующими каналами, в Джьоти-йоге развитие света и созерцание связано со зрением. В теле человека энергия, сияние изначального Света, поднимается к глазам от сердца по каналу, соединяющему сердце с глазами, затем она проецируется через глаза и становится основой различных видений, внутренних и внешних. Энергия движется изнутри наружу, образовывая так называемый внешний материальный мир. Осознавая процесс того, как проецируется свет из внутреннего осознавания во внешнее пространство, йогин получает понимание, что внутреннее и внешнее пространство неразделимы. Когда его понимание совершенно и его два пространства объединяются, он достигает полного Освобождения, так же, как вода внутри и снаружи кувшина сливается в момент разбивания кувшина.
Пять чистых сияний (шуддха-таттв) могут проявляться двумя способами.
Первый способ: видение йога-сиддхи, который пребывает в единстве созерцания первоосновы или в естественном состоянии. Если такой йогин пребывает в состоянии единства с центром Бытия, то пять изначальных элементов и их сияний проявляются как пять чистых пространств (въйоман) и пять чистых видений, а его осознавание проявляется как чистое божественное тело. Тогда пять изначальных элементов порождают пять изначальных светов, пять изначальных светов порождают пять чистых элементов, из которых развиваются чистые внутренние элементы тела йогина. Из чистых внутренних элементов тела развиваются пять пространств, пять внешних элементов и, соответствен но, пять чувственных сознаний, пять органов чувств и пять объектов чувств. Поэтому такой процесс созерцания ведет полностью к реализации абсолютной, окончательной свободы (Нирваны).
Когда же созерцания недвойственности и осознавания нет, сияние изначального Света постепенно уплотняется и превращается в грубые, нечистые элементы. Затем нечистые элементы превращаются в пять грубых органов в теле, пять нечистых чувственных сознаний, пять внешних объектов, пять органов чувств и полностью развивается состояние сансары, в которой человек подвержен иллюзии. Наконец, пять нечистых органов чувств и чувственных сознаний развиваются в состояние пяти загрязнений (клеша), пяти страстей. Каждая страсть или загрязнение связана с определенным элементом в теле и, соответственно, с определенным видом света.
Первый вид восприятия света называется «антар лакшья даршана» или видение света как внутреннего. Второй вид восприятия называется «бахья лакшья даршана» или внешнее кармическое видение. Сансара и связанность наступают в результате того, что изначальное движение энергии («сбивающая прана») побуждает двигаться кармические ветры, порождая двойственное состояние в уме йогина. Когда такой свет неверно понимается, благодаря такому движению он уплотняется в грубые элементы и внешний материальный мир, если же он распознается как чистый и недвойственный, происходит Освобождение.
Пять видов пространства
«Как могут преуспеть йогины, которые не знают шести центров, шестнадцати опор, трехсот тысяч каналов и пяти пространств в собственном теле?»
Махасиддха Горакшанатх, «Заветы Горакши» (1.13)
Пять видов пространства (въйоман), представляют собой восприятие чистого света Мудрости пяти изначальных элементов. В абсолютной Реальности непроявленного состояния в момент перерождения порождаются пять чистых пространств: чистое желтое пространство, связанное с элементом земли, чистое белое пространство, связанное с элементом воды, чистое красное пространство, связанное с элементом огня, чистое зеленое пространство, связанное с элементом ветра, и чистое синее или фиолетовое пространство, связанное с элементом пространства.
Если йогин объединяет свой бесконечный Ум с элементами, то эти пять видов пространства станут пятью мудростями. Пространство желтого света элемента земли, с которым йогин объединился в самадхи, становится его собственной равностной мудростью. Пространство белого света элемента воды называется мудростью, подобной зеркалу, отражающей мудростью. Чистое пространство красного света элемента огня, постигнутое умом йогина, называется различающей мудростью. Пространство элемента ветра имеет зеленый свет, когда наш ум постигает его, говорят, что йогин реализовал всесвершающую мудрость. Пространство синего или фиолетового света элемента пространства называется интегрирующей или всеохватывающей мудростью. Все пять элементов исходят из основного элемента пространства, который содержит все предыдущие элементы.
Эти пять видов пространств и пять видов мудрости связаны с божествами пяти элементов. Божества здесь представляют тонкие состояния энергии и мудрости в их очищенной форме, это наши собственные тонкие состояния элементов. Считается, что с элементом земли и пространством желтого света, связан бог Брахма. С элементом воды и пространством белого света связан бог Вишну. С элементом огня и пространством красного света связан бог Шива, с элементом воздуха, пространством зеленого света связан Ишвара, а с элементом пространства связан Садашива («Свачханда Тантра», 11.37, 11.38). Соответствен но, в буддийской тантре с элементом земли связан будда Ратнасамбхава, воды — будда Акшобья, огня — будда Амитабха, ветра — будда Амогасиддхи и пространства — будда Вайрочана.
Итак, если чистое сияние света не распознается и не интегрируется в присутствие осознавания, начинает твориться индивидуальная нечистая Вселенная, которая йогином воспринимается как внешний проявленный мир. Его внутреннее пространство света сгущается, уплотняется и теперь предстает внешним и нечистым (ашуддха). Тогда появляются пять органов действия (рот, руки, ноги, анус и гениталии), пять сознаний (вкусовое, слуховое, осязательное, зрительное, обонятельное) и пять грубых элементов (пространство, воздух, огонь, вода и земля).
Нечистые элементы, которые являются проявлением уплотнившегося света, составляют физическое и тонкое тело живого существа. В тантрических текстах есть детальное описание взаимосвязи сияний чистого света и соответствия элементам физического тела. Синий свет элемента пространства является источников внутренних полостей и каналов, трехсот тысяч каналов. Зеленый свет элемента ветра порождает внутренний ветер и дыхание. Чистое сияние красного света элемента огня порождает внутренний жар и пищеварительный огонь, такой огонь называется «джатахара агни» в случае обычного человека и «бхут агни» в случае святого. Чистое свечение белого света порождает движение крови и жидкости в теле. Чистое свечение элемента земли порождает ткани физического тела, такие, как мышцы и кости.
Пять внешних махабхутов также порождаются благодаря свечению этих пяти элементов. Элемент пространства порождает внешнее пространство, такое, как небо и Вселенная. Свет элемента ветра порождает внешний воздух. Свет элемента огня порождает внешний элемент огня и жар. Свет элемента воды порождает внешние воды рек, морей и океанов. Свет элемента земли порождает внешний материальный мир в виде плотных объектов: почвы, гор, деревьев, камней и пр. Таким образом, вся внешняя материальная Вселенная и наше грубое физическое тело имеют своим источником пять чистых сияний изначального Света.
В момент смерти, когда элементы разрушаются, они последователь но втягиваются один в другой. Благодаря практике Джьоти-йоги, йогин, натренированный в узнавании чистого сияния света, способен в момент смерти растворить не только тонкие проявления энергии элементов, не затронув физическое тело, но также включить в созерцание физическое тело. Когда физическое тело в момент саруба-самадхи постепенно начинает растворяться вплоть до полного исчезновения, йогин достигает Светового или Божественного тела (Пранава-дехам). Его физическое тело полностью растворяется во внутреннем свете и звуке, не оставляя после себя ничего, кроме грубых ороговевших частей тела, таких, как волосы, ногти и пленки в кишечнике, и одежды.
Способность воспринимать чистое сияние света или не воспринимать зависит от того, насколько глубоко йогин погружен в созерцание. Когда йогин отвлекается и пребывает в иллюзиях, то свет чистых элементов, уплотняясь, формирует грубые элементы, которые превращаются в физическое тело, внешний мир, а также в пять клеш и порождают все сансарные процессы.
Когда йогин выполняет Джьоти-йогу, у него развиваются видения различных видов пространства света. Если он сумеет их объединить и слить со своим сознанием, он вступает на великий путь спасения (Тарака).
Главной практикой в Джьоти-йоге является созерцание способом шамбхави-мудры.
«Когда поддерживается видение Внешнего и Внутреннего Знака, независимо от того, закрыты глаза или открыты, — это истинная шамбхави-мудра. Земля очищается одним мгновением присутствия того великого святого, который овладел этой мудрой».
«Адвайя Тарака Упанишада» (12)
В момент смерти пять сияний изначальных элементов проявляются как внутренняя энергия, исходящая из пространства сознания йогина. За отвлечениями, двойственными колебаниями, мыслями и эмоциями обычный человек не способен осознать свечение пяти элементов как свое внутреннее проявление. Он совершает ошибку и следует за этими свечениями, принимая их за внешнее проявление. Совершив такую ошибку, приняв их за внешнее проявление, он позволяет сияниям света превратиться в различные нечистые сансарные видения до тех пор, пока он не входит в утробу матери. Благодаря практике созерцания в Тарака-йоге, йогин тренируется таким образом созерцать свет, чтобы не покинуть свое созерцание и втянуть сияние чистых или нечистых элементов в Пустоту своего собственного осознавания.
Три вселенские эманации: основные понятия
Поскольку Лайя-йога является Учением тантры, она объясняет не только процессы, относящиеся к сознанию (джняна), но также учит йогина работать с движением энергии.
Наша энергия обладает способностью проявляться из изначально го состояния в виде пяти чистых элементов. Эти элементы представляют собой пять чистых сияний изначального Света. В некоторых традициях, например, в кашмирском тантризме, эти пять элементов называются пятью шуддха-таттвами.
Когда свет в виде пяти лучезарных сияний уплотняется, возникают проявления света в виде колебаний звука. Пять чистых элементов (шуддха-таттв) или пять сияний являются источником всех многообразных проявлений энергии в относительном мире. В относительном мире исконный свет нашей саморожденной Мудрости проявляется как свет, звук, переплетение энергии в виде излучения божеств (Девата-спхурана). Эти три великих эманации являются выражением чистой энергии естественного состояния. Звук, свет и лучезарное сияние — это проявление энергии нашего естественного состояния. Наше осознавание проявляется таким образом когда мы находимся в состоянии глубокой осознанности вне субъекта и объекта. Если йогин находится в недвойственном состоянии эти три энергетические эманации постигаются им как его собственное внешнее излучение. Когда мы пребываем в недвойственности, мы осознаем, что как кинопроектор излучает энергию света и звука, проецируя на экран кинофильм, таким же образом три манифестации энергии проецируются нашим сознанием.
Различие между Пробужденным (Дживан-муктой) и связанным (бандхика) в том знании, которым они владеют или не владеют. Пробужденный осознает источник этих трех проявлений энергий, связанное живое существо очаровывается этими видениями и проявлениями и не осознает их источник.
В промежуточном состоянии три проявления энергии возникают сразу же после момента смерти. Йогин, который реализовал самоосознавание и неотрывно созерцает источник исконного «Я», вступает на великий путь Освобождения. Тот же, кто принимает видения, пугающие иллюзии и манифестации звука, света и излучений за нечто внешнее, смущается, теряет осознанность и вступает на путь нового рождения. В этом различие между сансарой и нирваной.
В текстах, описывающих переживания в промежуточном состоянии (Антарбхава-видья), манифестации звука, света и излучений, говорится, что свет, присущий осознаванию, проявляется подобно миражу или подобно радуге, т.е. чему-то невещественному. Он проявляется спонтанно, из Пустоты нашего естественного состояния, на некоторое время проявляя игру тонких карм в нашем сознании. Проявившись, свет растворяется снова в Пустоте нашей сущностной природы.
Изначальный звук (Паранада), таким же образом возникает спонтанно из пустотной основы нашего сознания, подобно эху или подобно самопорожденному звуку, который не вызван ударением (анахата). Этот звук, проявляясь, исходит из источника нашей осознанности и возвращается в нее же. Возникновение лучезарного сияния похоже на миражи или на отражения в зеркале. Они сравниваются также с магическим фокусом, который производится искусным оптическим устройством — волшебным фонарем.
Реализация естественного состояния в момент смерти или при жизни означает, что мы должны узнать источник звука, света и излучений, проявляющихся как различные видения, звуки и видимые божества. Мы их должны опознать как проявления своего собственного осознавания, а, опознав, проследить их до своего источника, и растворить их в естественной основе — нашей исконной осознанности.
Величественные эманации звука, света и излучений
в промежуточном состоянии
Переживание исконного Света Реальности в самадхи, во сне или в момент смерти обнажает подлинную природу «Я» в ее изначальной чистоте вне связи с проявлениями энергии.
«Высший Свет есть абсолютная вибрация, в которой пребывают божества луны, солнца, огня, три времени и три мира».
Махасиддха Горакшанатх, «Заветы Горакши»
В момент смерти этот высший Свет узнается выдающимися практиками йоги как распахнутая обнаженная ясность сознания без примесей цвета, формы и качеств, как проявление своей истинной природы, благодаря овладению непрерываемым созерцанием.
Однако тот, кто только слегка знаком с этим состоянием, не способен слить свое сознание и полностью воссоединиться с этой распахнутой ясностью исконного «Я», испытает страх, замешательство или неясность вследствие устойчивой привычки ума цепляться за тело и объекты, принимать и отвергать. Если йогин не освобождается в момент проявления исконного Света Смерти, его принцип сознания выходит из какой-либо части тела, таких, как глаза, макушка, рот, нос, уши, сердечный центр, половые органы или анус.
В это время йогин обретает Световое тело. Он начинает воспринимать окружающий мир состоящим из света: землю он видит как чистый желтый свет, воду — как чистый белый, огонь — как красный, ветер — как зеленый.
В это время исконный Свет, сияние изначальной Основы понемногу убывает, и возникают пять очень ярких цветов, начинается поражающая самое смелое воображение манифестация гневных божеств в своих одеждах и с атрибутами, с многочисленными головами и украшениями. Они заполняют собой всю Вселенную, их сопровождают тысячи ударов грома и проявления ослепительно сияющих многоцветных шаров, сфер (бинду), которые излучают пучки многоцветного сияния и ослепительные вспышки.
Демонстрацию подобных вселенских энергий света и звука (Вират-рупа) продемонстрировал аватару Вишну — Кришна своему ученику Арджуне, повергнув его в изумление, трепет и ужас.
«Взгляд Его бездонных глаз
в тысячах зрачков,
шепот Его бесчисленных губ
в тысячах ртов...
Сияющий свет
украшений изящных
в изгибах невиданных форм...
Держа атрибуты, оружие, знаки,
как слепит Он ансамблем
чудесных гирлянд и корон!
Всевышний Владыка,
Богов Повелитель,
чудесный источник всего Бытия,
Облик Твой лучезарный вмиг в небе
померкнуть заставит сияние
тысячи солнц ...»
«Бхагават Гита»
«О, Твой облик тысячеглавый,
он ужасает,
тысячерукий,
со взором слепящим бесчисленных глаз.
Мир весь трепещет от страха,
путая стороны света.
Мое сердце
в великом смятеньи,
О, будь милосерден,
Великий Владыка!»
«Бхагават Гита»
Обычные люди, не знакомые с практикой, не способны опознать манифестацию этих видений и впадают в сильную панику, замешательство и получают шок, теряя сознание в это время. Когда же сознание возвращается, проявляются мирные божества.
«Как если бы свернулся
вдруг воедино целый мир,
содержа всех существ
бесконечность...»
«Бхагават Гита»
Видение внутреннего знака
Внутренний знак связан с открытием Пустоты внутреннего пространства.
«Внутри тела йогина есть канал сушумна, место пребывания великого «Я», он подобен сиянию солнца и сиянию полной луны. Он начинается от муладхары и идет вверх к отверстию Брахмы в Брахмарандре. В центре сушумны есть Кундалини, почитаемая йогинами, тонкая, подобно волокну лотоса, и сияющая, как множество вспышек света. Если йогин концентрируется на ней, он освобождается от всех нечистых карм. Постоянно удерживая огонь Кундалини в определенной части головы с помощью созерцания сияющего света методами Тарака-йоги, йогин обретает Пробуждение». «Адвайя Тарака Упанишада» (5)
Практика Джьоти-йоги основана на тонком понимании взаимосвязи энергии Кундалини, двигающейся по сушумна-нади, и возникновением видений. Благодаря созерцанию начинают генерироваться видения, которые позволяют объединиться с тонкой энергией света, движущейся по читрини-нади. Когда возникают видения, это означает, что установлена связь грубой, тонкой и сверхтонкой праны Кундалини.
Видение внутреннего знака означает, что грубая энергия пяти пран и сознание объединились, и сознание сумело захватить грубую энергию пяти пран (сваямбху-лингам), двигающихся в энергетическом теле, и они начали втягиваться в сушумна-нади.
Внутренний знак появляется, когда йогин, находясь в созерцании, выполняет йони-мудру и видит в области межбровья пространство синего света, распространяющееся вокруг. Это называется восприятие внутреннего знака.
«На следующей стадии йогину следует непрерывно созерцать Изначальный Чистый Ум в пространстве синего света между глаз и глядя внутрь себя. Тогда в сердце йогина возникает великое блаженство». «Адвайя Тарака Упанишада» (5)
Промежуточный знак
Промежуточный знак указывает на то, что обычное восприятие йогина, его тонкая энергия каузального тела (итара-лингам), были захвачены, введены в сушумну и смешаны.
Промежуточный знак касается смешивания внутреннего и внешнего пространства. Теперь внутреннее пространство света йогина, обретенное внутри, и внешнее пространство, лучи и нити света, возникшие благодаря созерцанию, начинают объединяться и смешиваться. Йогин видит сферы света, переливающиеся цветами радуги, на этой стадии переживаются видения второго и третьего уровня. Когда они набирают яркость, йогин переживает различные виды пространства.
«Затем появляется видение Промежуточного Знака. Йогин видит круглые сферы, подобные солнечному диску. Они излучают по краям сияние, подобное зареву пламени пожара, либо он видит внутреннее пространство, залитое рассеянным светом без каких-либо оттенков». «Адвайя Тарака Упанишада» (7)
Пять пространств
После того, как восприняты видения внутреннего знака, открыты видения внешнего знака, в третьем, промежуточном знаке, йогин сливает внутреннее и внешнее пространство, и, находясь в непоколебимом созерцании, открывает единое недвойственное пространство осознавания, сам становясь подобным пространству, не имеющему качеств.
Таких пространств в процессе практики реализуется пять.
Первое — восприятие «пространства сознания без качеств», которое возникает в начале созерцания (Гуна-рахита-акаша).
Второе пространство открывается по мере углубления созерцания и интеграции внутреннего и внешнего пространства. Оно именуется «высшее пространство» (Парам-акаша). Оно представляет собой полную темноту, которую озаряет свет, возникающий в результате созерцания.
На третьей стадии возникает «великое излучающее пространство» (Маха-акаша), которое подобно пламени пылающего вселенского пожара в конце кальпы, когда разрушается Вселенная.
«На следующей стадии он становится единым с великим пространством Маха-акаша, которое пылает, подобно вселенскому пламени в конце кальпы». «Адвайя Тарака Упанишада» (7)
Затем йогин становится единым с «великим излучающим пространством истинного Бытия», яркость которого превосходит все (Таттва-акаша).
«Вслед за этим йогин становится единым с пространством Исконной Реальности (Таттва-акаша), которое насыщенной яркостью превосходит все». «Адвайя Тарака Упанишада» (7)
Пятый вид пространства — «солнечное пространство» (Сурья-акаша), который указывает на то, что видения полностью реализованы и исчерпали себя, и высшее переживание, высшая ступень недвойственности достигнуты. Внутреннее и внешнее полностью объединились при жизни.
«Наконец, он становится единым с солнечным пространством (Сурья-акаша), которое напоминает сияние ста тысяч солнц». «Адвайя Тарака Упанишада» (7)
Таким образом, благодаря практике созерцания, йогин интегрирует внутреннее пространство осознанности и внешние видения в единое пространство, переживая поочередно пять видов такого объединения, пять видов пространства. На последней стадии его сознание полностью объединяется с пространством Изначальной Реальности, все видения освобождаются, и существует только пустотное проявление пяти чистых элементов в виде пяти пространств.
«На что может надеяться йогин, который не открыл в себе пять видов пространства?»Махасиддха Горакшанатх, «Заветы Горакши»
«Эти пять пространств, открывающиеся вовне и внутри, являются знаком Освобождения».«Адвайя Тарака Упанишада» (7)
Когда йогин созерцает такой знак, это означает, что он воспринимает абсолютное осознавание в его изначальной форме. Все покровы с реальности сброшены, и теперь он находится в неописуемом, непостижимом, великом, недвойственном состоянии всеведения, единым с пространством Вселенной. Высшие уровни пространства переживаются на третьей и четвертой ступенях видений и далее, когда видения полностью созревают, а затем исчерпываются. Эти виды пространства переживаются непосредственно в момент достижения светового Радужного тела.
Стадия перерождения
Стадия перерождения – это разворачивание света в шесть миров сансары и воплощение в новое тело.
На этой стадии из сияния светов мудрости начинают разворачиваться шесть миров сансары, сначала в виде шести тусклых видов света, а затем уже в виде мандал, миров.
В случае обычного человека, изначальный Свет не распознается вследствие сильной омраченности, сознание пребывает в ступоре и, цепляясь за привычное восприятие, впадает в страх, отчаяние и замешательство, ища убежища от видений, света и звуков. И когда начнут проявляться шесть миров сансары, сознание втянется в один из них силой импульса (васана) кармических отпечатков. На этой стадии можно выбрать область перерождения, направив свое внимание и намерение на нужную область.
В это время тонкое тело человека обретает облик, который присущ следующему рождению. Один из миров привлечет сознание человека, человек увидит место будущего рождения, он увидит своих родителей, занимающихся сексом, и он будет втянут во чрево матери силой кармических самскар. После чего произойдет рождение в человеческом теле.
От степени натренированности в созерцании зависит, объединимся ли мы со светоносной ясностью изначального «Я» и достигнем Освобождения в сияющем теле Света, либо пойдем по пути видений к новому рождению в человеческом чреве.
Виды света
Сны Ясного Света не присущи обычным людям и даже обычным практикам. Они посещают только тех, кто далеко продвинулся на пути духовной практики.
Если обычные сансарные сновидения генерируются энергией правого канала, то сновидения ясности генерируются энергией левого канала, по которому течёт очищенная прана мудрости.
Сны же Ясного Света генерируются исключительно праной, которая находится в центральном канале. Обычно, прежде чем переживать сны Ясного Света, нужны долгие годы тренировки, тренировки в поддержании созерцания или в управлении внутренней энергией.
Сны Ясного Света - это самый ценный уровень практики для йогина, который выполняет практику сна. В абсолютном смысле уровень продвижения йогина и то, насколько он может освободиться в промежуточном состоянии, зависит от того, насколько он при жизни развил уровни Ясного Света. Это тонкая светоносная ясность, которая обычно, появляется в результате упорных медитаций или самадхи, либо внимательности к повседневной жизни, к поддержанию созерцания. Можно сказать, что раскрытие уровня Ясного Света при жизни подобно сдаче экзамена.
А раскрытие Ясного Света при перерождении подобно окончательной сдаче экзамена к поступлению. Другими словами, тот, кто способен раскрыть самый тонкий уровень Ясного Света, больше не родится в мирах сансары. Как масло в масле, молоко в молоке, как капля в море, он и растворяется в трансцендентной реальности Брахмана.
Если же он пожелает выйти из этого состояния, силой своей осознанности он создает тонкое иллюзорное тело, которое называется Майа-дехам или Пранава-дехам. Это не то же самое, что кармическое тело обычного человека, пребывающего в неведении. Это тонкое Майа-дехам, оно полностью просветлено и состоит только из чистой кармы.
Сны уровня Ясного Света в основном подразделяются на четыре ступени. Их называют также «четыре Пустоты» или «четыре Пустотных Света»:
Эти четыре ступени звучат так:
1. Чандра-джьоти или белый свет, подобный Луне.
2. Сурья-джьоти, красный свет, подобный Солнцу.
3. Шунья-джьоти или свет, в котором отсутствует что-либо, или абсолютная чернота.
4. Чистый изначальный Ясный Свет.
Свет, подобный Луне, также называется Светом Роста в Тантре. Он подобен пустому небу, залитому лунным сиянием. Иногда во время интенсивных ритритов вы можете переживать наполнение Сахасрара-чакры энергией, и как ваше тело становиться лёгким.
Особенно это легко испытывать, если вы практикуете крийя-йогу долгое время. Можно сказать тот, кто вообще отчаялся получить опыты в медитации просто концентрацией, может получить хорошие результаты, практикуя крийи за счет повышения энергии.
И вы можете видеть нечто наподобие пустотного, огромного пространства, насыщенного энергией осознавания, излучающего свет наподобие лунного.
Так переживается белый Свет Открытия, однако, если вы в самом деле подумаете, что это настоящий Свет Открытия – вы ошибётесь. Это будет, скорее всего, так называемая «пещерная светимость», там есть свет с примесью двойственности. Истинный Свет Открытия пережить гораздо сложнее, то есть нужно остановить дыхание и войти примерно в пятую дхьяну. Тем не менее, его какая-то замутненная часть переживается во время даже непродолжительных медитаций, если ваши каналы очищены, а поза стабильна.
Второй Свет – Сурья-джьоти – он подобен раскаленному Солнцу, огромному пространству золотого или оранжевого света. Вначале это переживается в самадхи как водоворот, который вы испытываете в медитации, который опускается на вас. Если вы опытный практик, вы не цепляетесь за тело и позволяете этому Свету окутать свое сознание, интегрируясь с ним. Если же у вас есть привязанность и нечистота в сознании, в этот Свет невозможно войти. Это подобно смерти при жизни. Йогин должен оставить все, чтобы слиться с этим Светом. Если он может слиться с ним на 5 часов, считается, Освобождение наступает в это время.
Следующий Свет подобен черноте, Пустоте абсолютного пространства. Говорится, что очень трудно удержать осознанность при перерождении в этом Свете. Этот Свет подобен осеннему небу безлунной ночью без облаков. Нет даже малейшего света, нет какой-то примеси, просто бездонная чернота, где есть только осознавание.
Когда йогин прорывается сквозь эти три Света, он открывает Истинный Изначальный Свет, который также называют Сваям-джьоти, или Саморожденый. Его часто называют Ясный Свет. Это истинный Свет вне двойственности. По сути сказать даже, что это Свет – не совсем правильно. Скорее это особое качество пустотной ясности, которая похожа на то, когда воспринимается свет.
В этом Свете переживается высшая истина Адвайты. До тех пор, пока этот Свет не пережит, истина Адвайты не будет раскрыта в полной мере. То есть с точки зрения учения, полнота переживания Адвайты измеряется тем, насколько пережит этот Свет или насколько он не пережит.
Считается, что невероятно трудно раскрыть этот Свет. И, в основном, опытные практики раскрывают либо меньший Свет, первый Свет, подобный Луне, либо доходят до Света, подобного Солнцу. А в момент смерти они, имея уже опыт раскрытия Света, раскрывают Высший Свет, полностью с ним объединяются и достигают полного Просветления. Обычно так чаще всего происходит. Дело в том, что, считается, раскрыть Истинный Ясный Свет невозможно, если праны полностью не введены в центральный канал.
Итак, Йога Света учит вводить праны в центральный канал и раскрывать эти тонкие формы сновидений, эти тонкие формы Света.
Считается, что Свет, который мы воспринимаем в медитации, это так называемый Свет Начала или Свет Пути; Свет, с которым йогин сливается в момент полной реализации или в момент смерти - это Свет Достижения или Полный Свет.
В Упанишадах приводится такой пример:
Если взять кувшин, то внутри этого кувшина помещается свеча и вовне тоже еcть ясное, освещенное пространство с множеством источников Света, но кувшин не дает слиться Свету внутри и Свету вовне из-за того, что у кувшина есть непроницаемые стенки.
Если кувшин разбивается, то Свет внутри и свет вовне сливаются, по сути их нельзя различить – это один и тот же Свет. Тем не менее, пока кувшин не разбит, это два как бы разных Света. Что-то наподобие происходит при Освобождении. Когда йогин отбрасывает тело, то его внутренний Свет, реализованный практикой самадхи, и Великий Внешний Свет объединяются, внутреннее пространство, наполненное светом, и внешнее пространство сливаются.
Слияние двух видов Света и двух видов пространства – это самый сущностный смысл йога-садханы. Наступает ли это в Сутре практикой Махашанти, наступает ли это практикой Кундалини-йоги в Тантре, или наступает это в Ануттара-тантре через Нада-йога-самадхи или Джьоти-йогу, процессы одни и те же. Скорее всего разница в силе этого Света. Разумеется, самый слабый Свет реализовывается в Сутре, а самый сильный – в Ануттара-тантре.
Плод практики Джьоти-йоги
В последней стадии Джьоти-йоги видения растворяются благодаря осознаванию, которое проявляется в сердце, и движению ветров из канала от сердца, идущего к глазам. Когда видения исчерпаны, каналы полностью очищаются, все возвращается к исконному источнику. Исчерпываются переживания материального тела, органов чувств, привязанность и двойственные мысли.
Таким образом, йогин возвращается в состояние безграничного светового пространства вне субъекта и объекта и прямо видит реальность, «как она есть», вне всякой двойственности. Он приходит к полному завершению, к абсолютной реализации. Такой йогин достигает божественного тела, не оставляя трупа после смерти. Если видения не растворяются полностью, остается маленькое тело.
В случае же полного растворения физическое тело также растворяется полностью, преобразовываясь в божественное Световое тело. В этом божественном Световом теле все каналы полностью очищены, оно не нуждается во сне, еде, отдыхе, не может быть рассечено, подвержено болезни, старости и смерти.
Такой переход в божественное Радужное тело называется «Великий Переход» (кайя-вьюха). Сверхъестественные силы теперь существуют спонтанно в этом теле. Оно может быть видимо другим, как обычный человек.
Это тело может исчезать или свободно перемещаться в материальном мире, поскольку оно не плотное, не материальное, оно может проходить сквозь стены или летать по воздуху, оно может принимать любую форму, оно не отбрасывает тени, может свободно путешествовать по всем мирам большой Вселенной. На этом практика завершается.
«Просто соприкасаясь с умами таких святых, очищаются бесчисленные миры во Вселенной. Тот же, кто служит с преданностью подобному великому йогину, освобождается от круговорота рождения-смерти».
«Адвайя Тарака Упанишада» (12)
Подробные наставления по практике созерцания с конкретными методами и тонкостями созерцания в Джьоти-йоге по традиции передаются лишь небольшому количеству учеников, которые обучаются непосредственно у Учителя, и имеют достаточный уровень подготовки, поскольку эта практика является весьма сложной и одной из самых глубоких практик Лайя-йоги.
Традиционно она считается тщательно охраняемой «тайной тайн», доступной лишь высокопродвинутым практикам Лайя-йоги. Поэтому, прежде чем ее практиковать, следует обрести реализацию естественного состояния и получить детальное наставление от Учителя по созерцанию, позам для тела, поддержанию осознанности и методам работы с пранами.
Садхана Йоги света
Путь практики Джьоти-йоги является сугубо тайной практикой, которая описана в «Мандала Брахмана Упанишаде» брахманом Яджнавалкьей и в «Адвайя Тарака Упанишаде». Практика заключается в медитации на пространство и свет особым образом. Когда мы выполняем шамбхави-мудру и пребываем в глубоком состоянии созерцательного присутствия, благодаря интеграции особым способом с солнечными лучами, начинают развиваться видения.
Великий тамильский святой XIX века Рамалинга Свамигал, достигший бессмертного Светового тела и покинувший этот мир, не оставив после себя никаких останков, растворившись во вспышке фиолетового свечения, рекомендовал своим ученикам медитировать на свет масляной лампы, утверждая, что таким образом будет достигнута вся полнота реализации вплоть до абсорбции элементов тела.
Благодаря искусным способам медитации на свет, начинают развиваться видения. Эти видения не являются ни внутренними, ни внешними. Существует четыре ступени появления этих видений: «начало» (арамбха), «состояние сосуда» (гхата), «нарастание» (паричайя) и «исчерпание» (нишпатти).
На четвертой стадии реализации видений (нишпатти) йогин освобождается через саруба-самадхи и достигает бессмертного лучезарного Радужного т