Именно из отдельных моментов жизни ты создаешь опыт собственного Я.
Ну разве не удивительно? А теперь скажи, насколько опыт Элизабет близок к тому, что в действительности происходит после смерти?
Здесь описано то, что произошло с НЕЙ, когда она все дальше углублялась в переход между физической жизнью и духовным царством. Как Я уже говорил выше, этот опыт во многом различается у разных людей, но есть и общие черты. Одна из них — «просмотр жизни».
Но ведь просмотр жизни может быть весьма болезненным. Например, некоторые моменты моей жизни довольно неприятны — либо из-за собственных переживаний, либо из-за переживаний, которые по моей вине пережили другие.
Этот опыт не несет ни боли, ни ощущения дискомфорта.
Ах да. Я забыл.
Вспомни, что на втором этапе смерти ты избавляешься от самоидентификации со своим умом и со всеми мыслями ума. На третьем этапе ты сливаешься с Единством.
И в Момент Слияния я избавляюсь от последних следов самоидентификации с индивидуализированным аспектом бытия, который я называл «Я». Я стою рядом с этим «Я», отчетливо вижу свое «Я», но не идентифицируюсь на эмоциональном уровне с тем, что вижу.
Хорошо. Ты все понял верно.
Но вернемся к нашей метафоре. На третьем этапе смерти ты уже прошел через Момент Слияния и теперь, пребывая в Сердцевине Своего Существа, видишь в «картинной галерее» весь свой жизненный опыт — каждое переживание. И ты можешь относиться к каждому опыту объективно — словно листаешь книгу, или смотришь фильм, или изучаешь произведения искусства. Ты изучаешь каждый момент, пока не почувствуешь, что понимаешь его. Затем переходишь к следующему образу, следующему моменту, следующей «картине».
Ты неспешно обходишь галерею, пока не познакомишься со всей коллекцией. Каждый момент для тебя важен, ибо, изучая их, ты осознаешь, как именно из отдельных моментов жизни ты создавал опыт собственного Я... и вскоре тебе предстоит решить, как воссоздать свое Я заново.
Постой-ка. Меня сбивает с толку одна вещь. Я знаю, что все это метафора, а не «реальная картина»...
Опиши Я «реальную картину», не используя метафору, ты бы почти ничего не понял.
Это ясно. Но даже зная, что это метафора, я хочу кое-что уточнить. Мне кое-что непонятно. Я думал, что «вновь обрел» свою личность, когда вышел из состояния слияния с Сущим — когда закончилась моя «встреча с Богом». Иначе откуда мне знать, «кто я»?
Тем не менее ты это знаешь.
Тогда как мне удается совершить «просмотр жизни» — просмотреть все эти картинки из только что прожитой жизни, — ничего не почувствовав? Должен с сожалением признаться, что совершил немало отвратительных поступков. И добрых дел. Как может быть, чтобы, восстановив самоидентификацию, отброшенную на ранних этапах смерти, я смогу смотреть на все это без грусти, без радости, без страдания?
Когда «встреча с Богом» завершена, ты восстанавливаешь осознание узкой личности, которая была у тебя в последней жизни, — но ты не возвращаешься в эту личность. Скорее, теперь ты ощущаешь свое Я как нечто большее, как нечто безграничное.
Давай-ка я попробую сам создать аналогию, чтобы про-ерить, правильно ли я все понял.
Валяй.
Я много лет работал в театре — как в любительских, так ив профессиональных труппах шести штатов. Поэтому у меня возникла ассоциация с театром...
Я словно покинул сцену после спектакля, где играл человека с очень ограниченными способностями или возможностями. Я снял костюм, переоделся в обычную одежду и вышел на улицу — полноценный сильный человек.
На стене театра висит афиша с мигающими огоньками и фотографиями. На фотографиях изображены ключевые сцены из спектакля с моим участием. Там изображен я — гримасничающий, ухмыляющийся, плачущий, обезумевший от гнева, — но, конечно, все эти картинки не вызывают у меня никакой эмоциональной реакции. Я знаю, что это нея. Настоящий я сейчас смотрит на эти фотографии со стороны... Однако пока я был на сцене, все эти страдания и радости, которые я изображал, казались совершенно реальными — причем не только зрителям, но и мне самому. Вот какой я замечательный актер!
Но, разглядывая фото, я замечаю, как можно было бы сыграть некоторые сцены лучше — а некоторые совсем изменить. И я решаю обязательно сделать это к следующему спектаклю. Берусь за дело. Прежде всего — в библиотеку. Мне нужно больше узнать о своем персонаже!
Браво! Отличная аналогия! Это очень близко к тому, что ты ощущаешь, проходя через Сердцевину Своего Существа и изучая «галерею» моментов своей жизни. Причем, покинув Сердцевину Своего Существа, ты действительно в определенном смысле отправляешься «в библиотеку, чтобы побольше узнать о своем персонаже».
Но, пожалуйста, объясни еще раз, зачем мне все это? Зачем я ухожу из Сердцевины? Часть меня удивляется даже после этого объяснения — зачем бы я отделялся от Сущего? Почему бы мне не остаться в слиянии с ним навечно? Разве это не «рай»?
Самовыражение — это природа Жизни. Жизнь постоянно выражает себя. Если бы она этого не делала, то не была бы собой. А теперь замени слово «жизнь» в этих предложениях. Слово «Жизнь»тут можно заменить словами «Бог», «Сущее», «Сущность», «Энергия» или другим словом, какое тебе больше нравится. Какое бы слово ты ни использовал, речь идет о Жизни.