Стресс-реакция человека: достаточно одной мысли
К сожалению, между Homo Sapiens и нашими соседями по планете из животного царства имеются некоторые различия, воздействие которых уже не столь благоприятно. При нарушении химического равновесия мы попадаем в состояние, которое называется стрессовым. Стресс — это природная реакция организма на нарушение равновесия и попытка восстановить химический баланс. Стресс-реакция запускается при обнаружении любой внешней угрозы: при виде льва в заповеднике Серенгети, или когда мы сталкиваемся в магазине с не особо дружелюбным бывшим возлюбленным, или изнываем в пробке.
В отличие от животных человек способен активировать механизм «бей или беги» одной только мыслью. И вовсе не факт, что мысль эта как-то связана с текущими обстоятельствами. Стрессовая реакция может возникнуть в преддверии будущего события. Но, что ещё хуже, мы можем вызывать стресс, постоянно воскрешая в памяти какое-нибудь горестное воспоминание, вышитое на полотне нашего мозга.
Итак, мы либо заранее переживаем стрессовые события, либо вспоминаем о них, а значит, и наше тело существует либо в прошлом, либо в будущем. В ущерб себе мы превращаем кратковременные стрессовые ситуации в долговременные.
С другой стороны, животные лишены человеческой способности (а лучше сказать, изъяна ) с лёгкостью вызывать у себя стресс-реакцию по малейшему поводу — так, что становится невозможно её выключить. Наш олень опять беззаботно пощипывает травку, не терзаясь мыслями о только что пережитых событиях, не говоря уж о том, что было два месяца назад, когда его тоже преследовал койот. Длительный стресс разрушает нас, потому что ни одно живое существо не приспособлено к тому, чтобы справляться с негативными последствиями, к которым приводит многократное включение и затяжной характер стресс-реакции. Иными словами, долговременное пребывание в чрезвычайной ситуации не может пройти бесследно. И если, включив стресс-реакцию, мы не можем её выключить, то нашему телу неминуемо грозит какой-либо срыв.
Допустим, в вашей жизни присутствует некая угроза (реальная или воображаемая), заставляющая вас постоянно активировать реакцию «бей или беги». При этом нарушается химическое равновесие и сердце начинает работать быстрее, перекачивая в конечности огромное количество крови, — так нервная система готовит вас к битве или к побегу. Но посмотрим правде в глаза: вы не можете себе позволить ни сбежать на Багамы, ни задушить своего коллегу. Это было бы слишком примитивно. И, как следствие, вы постоянно вызываете у себя учащённое сердцебиение, что может привести к проблемам с давлением, аритмии и пр.
А чем грозит постоянная мобилизация энергетических ресурсов на борьбу с внешней угрозой? Направляя огромное количество энергии во внешний мир, мы почти ничего не оставляем на долю внутренней среды организма. Из-за отсутствия энергии для роста и восстановления иммунная система, контролирующая внутреннее состояние, начинает давать сбои. В результате к человеку привязываются самые разные недуги: от простуды до ревматоидного артрита и рака. (Все эти заболевания иммунно обусловлены.)
Уникальность стрессовой реакции человека в том, что в отличие от животных травматическая ситуация проживается нами неоднократно, и после, и даже до её фактического наступления. Каковы пагубные последствия нашей способности испытывать стресс под воздействием угроз настоящего, прошлого и будущего? Если химическое равновесие нарушается слишком часто, то в конце концов разбалансировка становится нормой. И в результате мы обречены на реализацию своей генетической программы, что в большинстве случаев сопряжено с неким заболеванием.
Причина ясна: «эффект домино», который запускается каскадом гормонов и других веществ, вырабатываемых при стрессе, может привести к нарушению работы некоторых генов, что чревато возникновением заболеваний. Иными словами, хронический стресс активирует гены, вынуждающие вас жить по унаследованному сценарию. Некогда полезный и высокоадаптивный биохимический механизм (реакция «бей или беги») выродился во вредоносную и неадаптивную модель поведения.
Например, когда наши предки убегали от льва, стресс-реакция выполняла свою прямую задачу: защищала их от внешней среды. Это адаптивное поведение. Но если вы изо дня в день волнуетесь из-за продвижения по службе, зацикливаетесь на презентации перед высоким начальством или беспокоитесь о здоровье матери, попавшей в больницу, то в организме вырабатываются точно такие же вещества — вас будто бы преследует лев.
И вот это поведение как раз таки неадаптивно. Вы слишком долго находитесь в состоянии боевой готовности. Механизм «бей или беги» сжигает необходимые организму силы. Тело «крадёт» жизненную энергию у иммунной, пищеварительной, эндокринной и других систем и направляет её в мышцы, чтобы вы могли дать отпор хищнику или убежать от опасности. Но в вашей ситуации это работает против вас.
Избыток стрессовых гормонов приводит к возникновению таких эмоций, как гнев, страх, зависть и ненависть, провоцирует агрессию, тоску, неуверенность и бессилие и заставляет испытывать боль, страдание, грусть, ощущение безнадёжности и депрессию. Большинство людей почти постоянно погружены в негативные мысли и чувства. Но возможно ли, что в их жизни происходят сплошь негативные события? Разумеется, нет. Уровень негатива зашкаливает именно потому, что эти люди либо заранее погружаются в будущий стресс, либо вновь переживают уже испытанный. И почти все их мысли и чувства вызываются мощными гормонами стресса и выживания.
При запуске стресс-реакции важнейшее значение для нас приобретают три фактора:
• тело (Необходимо позаботиться о нём );
• внешняя среда (Где мне укрыться от опасности? );
• время (Сколько времени у меня уйдёт на то, чтобы избежать этой угрозы? ).
Мы живём ради выживания и поэтому настолько подвержены влиянию Большой Тройки. Стресс-реакция и соответствующие гормоны вынуждают концентрироваться (и зацикливаться!) на теле, внешней среде и времени. В результате мы начинаем определять своё Я в терминах физической реальности: снижается уровень духовности, осознанности, осмысления и психической вовлеченности.
Можно сказать и иначе: мы приучаемся быть «материалистами», т. е. постоянно думать о вещественной реальности. Наша личность попадает в плен телесной оболочки. Мы поглощены внешним миром, потому что под воздействием стресс-гормонов фокус внимания смещается именно в эту сторону. Нас занимают вещи, которыми мы владеем; люди, которых знаем; места, в которых нужно побывать; проблемы; неудачные причёски; части тела, вес и т. п. Нас заботит, как мы выглядим в сравнении с другими людьми, достаточно ли у нас времени… думаю, вы поняли, о чём я. И мы запоминаем самих себя, опираясь в основном на то, что нам известно, и на то, что мы делаем.
Жизнь в режиме выживания заставляет нас фокусироваться на 0,00001 % реальности — скрывая от нас остальные 99,99999.