Ii. созерцание в практике чод

Глава 5

ПОДНОШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА

После прибытия на гору Шампо из Лхасы прошло тринадцать месяцев, которые они провели, совершая практику в затворничестве. Однажды в своих сновидениях Тоднен Самдуб увидел женщину, тело которой переливалось всеми цветами радуги. Она сказала ему в этом сне: "О йогин, ты ведь еще не узнал всю полноту учения Мачиг Лабдон, зачем ты закрылся здесь?" Тоднен Самдуб ответил ей, что он понял и применяет все учения, данные матерью. На что дакини сказала ему: "О йогин, ты узнал всего лишь общие принципы учения Мачиг Лабдон. Хотя ты достиг уверенности в состоянии "неподвижного созерцания" (тиб.: spros bral) через практику тайной мантры, но основным принципом ее учения, где объединяются все ее практики, является метод подношения физического тела (тиб.: lus spyin). Ты не получил полностью это учение, поэтому иди на Зангри Канмар и проси Мачиг Лабдон разъяснить тебе эту практику". Сказав так, дакини растворилась в пространстве сна. Тоднен Самдуб, пробудившись, задумался над значением сказанного: "Может, это было проявление матери, — думал он, — но почему она утверждает, что я не знаю практики подношения тела? Может я упустил что-то, тогда нужно все-таки послушаться ее и пойти на Зангри Канмар и просить мать дать более подробные разъяснения".

Решившись, Тоднен Самдуб и его товарищи снялись вскоре с пещеры Шанг Пугмо и пришли на Зангри Канмар, где как раз проходил большой ритуал посвящения в мандалу пяти дакини Дордже Пагмо, который проводила Мачиг Лабдон. Присутствуя на этом даровании правомочности, Тоднен Самдуб вошел в состояние созерцания и увидел мир чистого видения, в котором Мачиг Лабдон предстала перед ним главой мандалы пяти дакини Ваджраварахи. Четыре монахини, четыре Гьян, тоже увидели Мачиг в этой форме. По четырем сторонам от нее были четыре дакини соответствующих цветов, которые держали в руках яркие зеркала и, казалось, плыли в пустоте силой праны, источая лучи и сияние.

На рассвете следующего дня Мачиг подозвала сына и спросила его: "Что случилось? Почему ты и твои ученики пришли сюда?"

Тоднен Самдуб, отвечая, рассказал матери свой сон и встречу с дакини, которая уговорила его прийти сюда и просить разъяснений по практике подношения физического тела.

"Ну вот я и пришел, чтобы просить разъяснений", — закончил он. Мачиг задумалась, затем, улыбнувшись, сказала:

"А, это наверное была дакини — хозяйка твоего места На-цок Зугма. Ну а ты, раз пришел, то садись вон там со своими учениками", — и Мачиг указала ему место под тенью дерева.

Затем подошли четверо Гьян и рассказали Мачиг о своем видении ее как дакини Ваджраварахи, на что она спела им стихи, весело смеясь:

Внешне я — Великая Матерь всех Будд,

внутренне — Чистая Госпожа Тара,

а тайно являюсь Дордже Пагмо.

Четыре дакини вокруг — моя свита,

внешне они есть Четыре Стихии,

внутренне все они — Дакини Знания,

а тайно являются четырьмя слогами:

Будда дакини белого цвета — слог Ха,

Ратна дакини желтого цвета — слог Ри,

Падма дакини красного цвета — слог Ни,

Карма дакини зеленого цвета — слог Са.

Я же сама есть слог Бам[84]синего цвета.

Пять фигур, пять слогов — главная и свита.

Стихия Земли — это Будда дакини,

Стихия Воды — это Ратна дакини,

Стихия Огня — это Падма дакини,

Стихия Ветра — это Карма дакини,

Чистое Пространство — это я;

главная и свита — это пять стихий.

Я — главная, меня окружает свита:

если внешне, то это пять Тел,

если внутренне, то это пять Дакини Мудрости,

если тайно — пять аспектов Извечной Мудрости.

Будда дакини — Дхармакайя,

Ратна дакини — Нирманакайя,

Падма дакини — Свабхавикакайя

(таб.: ngo bo nyid gyi sku),

Карма дакини — Абхибодхикайя

(таб.: mngon par byang chub pa'i sku),

Я же сама — Самбхогакайя.

Будда дакини — Извечная Мудрость

пространства реальности,

Ратна дакини — Извечная Мудрость

равностности и гармонии,

Падма дакини — Извечная Мудрость различения

и понимания,

Карма дакини — Извечная Мудрость деяний и творчества,

Я же сама — Извечная Мудрость отражающего зеркала.

Чистые пять клеш — пять аспектов Извечной Мудрости.

Видение, Созерцание, Поведение, Плод и Самая.

Моя сущность — Видение (тиб.: lta ba)

—это Ваджраварахи,

Созерцание (тиб.: sgom pa) — это Ваджра дакини,

Поведение (тиб.: spyod pa) — это Ратна дакини,

Плод (тиб.: 'bras bu) — Падма дакини,

Самая (тиб.: dam tshig) — Карма дакини.

Я, обычная женщина Мачиг Лабдон, —

это пять Дакини Мудрости, главная и свита:

осознание (тиб.: rnam shes) — это Варахи,

форма тела (тиб.: gsugs) — это Будда дакини,

восприятие (тиб.: tshor ba) — это Ратна дакини,

мышление (тиб.: 'du shes) — это Падма дакини, э

нергия (тиб.: 'du dyed) — Карма дакини.

Бодхичитта, ее пять нектаров, а в ней:

кости и плоть — Будда дакини,

тепло — Ратна дакини,

кровь — Падма дакини,

дыхание — Карма дакини.

Простая женщина Мачиг Лабдон:

пять Будд-отцов и пять матерей,

собрание даков и дакини,

весь этот дворец во мне пребывает,

истинно так, о счастливые дети мои!

На этой тверди земли, опоре всего,

прорастают все желанные вещи,

совокупности элементов потока сознания

имеют природу богов и богинь.

Как ароматные заросли цветущих лотосов

невольно привлекают рой гудящих пчел,

так же на место, где я нахожусь,

собираются тучи даков и дакини.

Когда Мачиг закончила свою песнь, Тоднен Самдуб встал и спел такие стихи:

Эмахо! В обычном видении простая женщина,

в чистом видении вы — Ваджраварахи.

Пять Будд-отцов, пять матерей,

собрание даков и дакини

невольно проявились вокруг.

Искусно применяя методы умиротворения,

мать призвала тысячи дакини

в этой Стране Снегов, во времена пяти скверн.

Великой и сострадательной Матери всех Будд

выражаем благоговение через трое врат.

Прошлыми молитвами и взаимосвязью

я родился вашим сыном,

вошел в обширный путь Махаяны.

Эту священную дхарму, отсекающую Мару,

как разъясняла Мачиг, в точном согласии,

хранил я в сердце и практику вершил.

В знаках успеха и в уровне проявления Тепла

обрел устойчивость — это и есть сострадание Гуру

Снова и снова вспоминая об этом,

прошу даровать мне силу вдохновения.

Я хочу вернуть долг, о безграничная Матерь,

раскрывшая свое сердце и состояние духа,

даровавшая наставления и глубокие учения,

все без остатка нам передавшая.

Но все же дакини места дала мне знак

просить наставлений по практике подношения тела.

Прошу прояснить все неясные моменты

мне и таким, как я, вокруг,

с благоговением и вниманием слушающим вас!

В таких стихах Тоднен Самдуб задал свой вопрос, и Мачиг, согласившись, начала свои разъяснения:

— О мои благородные дети, обладатели веры, усердия и высшего осознания (тиб.: dad pa btson grus shes rab), встретившиеся с необыкновенным учением, слушайте внимательно мои слова. Я уже разъясняла вам правила выполнения подношения физического тела, но сегодня я хочу сделать полное изложение этих наставлений.

Здесь можно выделить три пункта объяснений:

1. Порядок практики подношения тела (тиб.: lus spyin gi cho ga);

2. Фиксация внимания (тиб.: dmigs rim);

3. Правила выполнения (тиб.: nyams len gi tshul).

Во-первых, в медитации нужно произвести полный анализ всех дхарм сансары с точки зрения благого и неблагого. Затем осознать и изучить различные варианты кармы, закон причины и следствия, вместе с пониманием драгоценной человеческой жизни и осознанием непостоянства. В особенности в моем учении важно приучать ум к воззрению Махаяны, постоянно культивируя четыре безмерных чувства. Человеку, желающему освобождения и обладающему способностью понимать, очень важно практиковать в уединении, сосредоточиваясь на подношении физического тела.

Вхождение такого человека в практику подношения тела имеет семь пунктов, или иначе его можно изложить через двадцать четыре предмета обсуждения. Они следующие:

1. Порождение бодхичитты намерения (тиб.: theg chen sems bskyed) и призыв гостей на пиршество (тиб.: mgron 'gug tshul);

2. Созерцание Прибежища, упражнение ума в четырех неограниченных чувствах и приглашение собрания божеств Древа Прибежища (тиб.: skyabs 'gro tshad med bzhi'i bio sbyongs tshogs zhing gshegs su gsol ba);

3. Восьмичленное приветствие и пуджа (тиб.: yan lag brgyad pa'i cho ga gang mchod pa);

4. Разделение тела и сознания, подношение мандалы (тиб.: lus sems dbye ba dang man dal 'bul ba);

5. Призыв и вдохновение (тиб.: gsol bdab dang byin rlab);

6. Подношение физического тела и распределение Гостям

(тиб.: lus spyin);

7. Посвящение заслуг и молитва-пожелание (таб.: bsngo ba dang smon lam).

Наши рекомендации