Возрастные особенности развития детей 6-го года жизни.

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совер­шенствуются процессы высшей нервной деятельности. Зна­чительно увеличивается подвижность детей. Разнообраз­нее и богаче становится содержание и формы детской деятельности.

Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплоща­ют свои замыслы, доводят их до конца. Возникают устойчи­вые, сложные и расчлененные композиции.

В этом возрасте у детей существенно повышается уро­вень произвольного управления своим поведением, что по­ложительно отражается на всех сторонах их развития. Уме­ние управлять своим поведением оказывает положительное воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Вни­мание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Заучивая стихи, тексты, счи­талки, дети намеренно их повторяют. Развитию произволь­ного внимания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения взрослого и т.д.).

Под влиянием наблюдений за окружающим и направ­ленного сенсорного воспитания происходит совершенство­вание восприятия. На шестом году жизни дети оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств: они чувствуют характер, настроение героев лите­ратурных произведений, музыки и изобразительного ис­кусства.

Существенные сдвиги происходят в умении ориентиро­ваться в пространстве. Дети уверенно определяют направле­ния в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях.

На шестом году жизни интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которого становится возможно формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предме­тов и явлений, но и устанавливать простые зависимости ме­жду ними, учатся рассуждать о наблюдаемых фактах, стро­ить элементарные умозаключения.

У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи: чище становится произношение, дети овладевают грамматическим строем, расширяется их словарный за­пас. Дети способны составлять небольшие сюжетные рас­сказы.

На шестом году жизни дети постепенно овладевают спо­собностью контролировать эмоции. Они начинают сдержи­вать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движениям, взглядом, мими­кой, интонацией голоса и т.д.).

На шестом году жизни появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета (дети вертят и ощупывают предмет, обращая внимание на наиболее заметные его особенности).

Зрительное восприятие детей дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнару­живает их сочетание в целостных предметах. Появляет­ся более планомерное и последовательное обследование и описание предмета, ребенок вертит и ощупывает пред­мет, обращая внимание на наиболее заметные части, учит­ся использованию свойств предметов в разных видах дея­тельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) у детей с косоглазием уже в достаточном объеме сформированы представления о предметном мире. Большие успехи дос­тигнуты в развитии восприятия величины, цвета, формы. К этому возрасту наблюдается положительная динамика по развитию навыков восприятия пространства и ориентировки в нем, однако по данным параметрам дети допуска­ют неточности.

В этом возрасте большинство детей с косоглазием легко оценивают взаимоположение объектов, верно и качественно воспринимают сюжетные изображения. Однако у некото­рых детей выявляются особые трудности в восприятии сложной формы: затруднен анализ, слабо владеют навыка­ми поэтапного воспроизведения образца, возникают трудно­сти при осуществлении зрительной ротации объекта или его части.

Планируемые результаты (воспитанники 6 –го года жизни).

Воспитанник может   Раздел Основной компонент Национально-региональный компонент
Знать Развитие зрительного восприятия Красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, черный, белый, фиолетовый, коричневый, бордовый и оттенки основных цветов. Узнавать и называть геометрические фигуры и тела: квадрат, овал, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, конус, эллипсоид, призма. Форму предметов: круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная. Величину предметов: большой, меньший, маленький, длинный, высокий, ниже, низкий, широкий, уже, узкий.  
Иметь представление О предметах, имеющих постоянный признак – фиолетовый цвет: баклажан, капуста, сливы, ежевика, цветы. О свойствах и качествах предметов. Об основных цветах спектра. О растениях, произрастающих на территории нашего округа.
Уметь Различать и называть цвета: фиолетовый, коричневый, бордовый. Различать до 8 оттенков красного, зеленого, синего, коричневого цветов и до 5 оттенков оранжевого, желтого, голубого, фиолетового цветов. Локализовать оттенки синего цвета из сине-фиолетовых тонов, фиолетовый из красно-синих, голубой из бело-синих, у основных цветов - темные оттенки из темных, светлые из светлых. Различать деревья, птиц, животных по окраске стволов, листьев, оперении, шерсти. Отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, эллипсоид, конус, куб, призма). Использовать их формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов. Сравнивать до 5 предметов по величине. Называть точным словом величину предмета: длинный, высокий, широкий. Группировать предметы по двум одинаковым признакам.   О животных, растениях округа.
Знать Развитие навыков социально-бытовой ориентировки Развитие восприятия сюжетных изображений Вводится алгоритм или план – образец. Характерные особенности одного рода предметов.  
Иметь представление Об одежде, мебели, посуде, овощах, фруктах, транспорте, животных, птицах, называя их опознавательные признаки, назначение. О коренных национальностях округа, животных, характерных для округа, о профессии нефтяник.
Уметь Выражать словом признаки, связи, зависимости, определять с помощью различных анализаторов. Узнавать предметы в разных модальностях (в цветном, силуэтном, контурном изображении). Узнавать знакомые предметы по их частям (листьям, плодам, отдельным частям). Группировать предметы по общему признаку (по назначению, по материалу, по месту проживания). Составлять целый предмет из 4-6 частей. Узнавать растения тайги, животных, характерных для нашего округа.
Знать Алгоритм рассматривания картины.  
Иметь представление О человеческих позах, их характерных признаках (поднятая нога, согнутые локти и т.д.)  
Уметь Видеть в изображении человека позу, мимику, определять его состояние: радость, печаль, обида. Составить небольшой описательный рассказ по картине из 3-5 предложений. Выделять первый, второй и третий план картины, видеть и называть все объекты, изображенные на ней. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и персонажами, изображенными на картине. Называть предметы, расположенные ближе, дальше. Передвигаться по улице в соответствии с сигналами светофора. Узнавать предметы по отдельным частям, целый предмет составлять из 4-6 деталей, а так же группировать предметы по общему признаку.      
Знать Развитие пространственного восприятия и навыков ориентировки Пространство расширяется до улицы. Части своего тела. Пространственные предлоги и наречия: у, около, на, за, перед, между, слева, справа, ближе к, дальше от, до. Что предмет, перекрывающий контур другого предмета находится ближе, а не перекрывающий – дальше. Правила движения на дороге.  
Иметь представление О пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.) О верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела. О назначении окружающих предметов (мебели, оборудовании группы). Об простейших измерительных навыках ( в малом и большом пространстве - для определения расстояния до предмета. О простейшей схеме пространства.  
Уметь Ориентироваться в помещении, на участке детского сада с помощью сохранных анализаторов. Определять расстояние до предмета (дальше-ближе). Правильно называть и находить предметы в группе, определять и словесно обозначать в речи пространственные термины: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, вперед-назад, вверх-вниз, направо - налево. Точно ориентироваться в частях своего тела. Правильно показывать направления с точкой отсчета от себя: сверху от меня, справа от меня. Ориентироваться на листе бумаги, определяя верхнюю, нижнюю, правую, левую сторону и середину листа. Располагать предметы в реальном пространстве по схеме, моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.  

II. Содержательный раздел.

Распределение материала.

План составлен на основе содержания Программы коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения под редакцией Л.И. Плаксиной.

В Плане предусматривается решение коррекционных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействиис семьёй.

План предполагает осуществление 30-ти примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул», 2 недели, отведенные на педагогическую диагностику детей с ОВЗ в начале и в конце учебного года). В предложенном тематическом планировании описаны содержательно 30 тем. Реализация одной темы осуществляется в недельный срок. Программное содержание темы разрабатывается с учётом возрастных возможностей детей, сложностью отклонения. Освоение одной и той же темы каждый год позволяет одновременно закреплять и усложнять образовательное содержание.

Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды. Предметно – развивающая среда обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Планирование содержания образовательной деятельности в семье по теме предполагает тесное взаимодействие с семьёй по освоению ребенком основной общеобразовательной программы.

Разделы программы

Наши рекомендации