Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения.

Развитие зрительного восприятия является специфическим разделом педагогической работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Это обусловлено особенностями психического развития детей с нарушениями зрения, а именно возникновением вторичных отклонений.

У преобладающего большинства дошкольников, посещающих ДОУ, основным диагнозом является амблиопия и косоглазие.

Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.

Амблиопия от греческого amblys - тупой, орsis— зрение: снижение остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.

Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза (гиперметропия и миопия, астигматизм). Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное нарушение является врожденным. Раннее выявление патологии, своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно-педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и предупреждает развитие вторичных отклонений.

Первым и определяющим все дальнейшее развитие вторичным отклонением у детей с нарушениями зрения является нарушение зрительного восприятия.

Факторы, определяющие психофизическое развитие ребенка с амблиопией и косоглазием.

· Первым фактором,определяющим психическое развитие, является степень дефекта.Насколько поражен орган зрения, насколько затронуты функции зрения, каков офтальмологический прогноз. Все эти факторы значимы неизолировано. Зрительная система у человека является ведущей перцептивной системой, при взаимообусловленном формировании всех систем организма. Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятиями. В течение второго месяца жизни возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз новорожденного: рука действует как орган осязания, глаза следуют за её движениями. В трёхмесячном возрасте появляются зрительные реакции, прослеживающие контур воспринимаемой формы предмета. Зрение играет ведущую роль в реализации движений ребенка при манипуляции предметами. Формируется предметная деятельность, которая в преддошкольном детстве становится ведущей. При заболеваниях органа зрения контроль над манипулятивной деятельностью ухудшается и, как следствие, задерживается развитие предметной деятельности. Чем сложнее дефект, тем значительнее задержка.

· Вторым фактором,влияющим на качество и полноценность развития, - время наступления дефекта.Этот фактор влияет на запас зрительных представлений ребенка. В случаях раннего поражения органа зрения запас зрительных представлений невелик, представления ребенка плохо дифференцированы. Затруднения зрительного восприятия в этом случае отрицательно сказывается на психической активности ребенка. Божович Л.И., изучая познавательные интересы детей, выдвинула интересную гипотезу, подтвержденную многими установленными фактами. Оказалось, что ведущей в психическом развитии ребенка является потребность в новых впечатлениях, т. е. психическая активность. Потребность младенца в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность, т.е. стремление узнать окружающий мир. Эта потребность в отличие от других первичных потребностей, имеет перспективный характер и становится побудительной силой всего дальнейшего психического развития. Следовательно, развивая зрительные представления слабовидящих дошкольников, развивают непосредственно психическую активность.

· Третьим фактором,влияющим на полноценное психическое развитие, является начало коррекционной работыи носит социальный характер. Выготский Л.С. в своих исследованиях убедительно доказал, что социальные и биологические факторы в равной мере важны для всего развития человека. Однако, являясь существом социальным, человек познаёт окружающий мир опосредованно в процессе обучения. Вся социально значимая деятельность человека есть продукт постижения знаний накопленных человечеством за весь период своего развития. Этот фактор значим и для развития речи, и для развития познавательных процессов, и для развития мыслительных процессов, и для развития двигательных умений и навыков.



Наши рекомендации