П. Формирование буквенного гнозиса
Логопед выставляет на доске карточку «Письменные буквы» (рис. 22).
— На карточке расположены буквы. Они наложены одна на другую. Назовите эти буквы (с, э, ю; в, д, к; ш, щ, и; п, т, а; с, ж, х; м, л, о)
— Есть ли общие элементы у этих букв? (у букв «с», «э» общий элемент — «полуовалы»; у букв «в», «д» общие элементы «овал» и «палочка с петлей.» у букв «ш», «щ», «и» ~ «палочка с закруглением внизу»; у букв «п», «т» — «наклонная вертикальная палочка и, рыболовный крючок»; у букв «с», «ж», «х» — «полуовалы»; у букв «м», «л» — «крючок, смотрящий влево и вправо»)
III. Логопедическая часть занятия
1. Закрепление знанийо составе слова.
— Что вы знаете о составе слова? (оно может состоять из корня, окончания, суффикса, приставки)
— Что обязательно присутствует в слове? (корень)
2. Развитие аналитика-синтетической деятельности Логопед раздает карточки из игры «Родственники».
Карточка № 1
Лес — лесничийлесниклесоводлесорублесная
лесистыйперелесоклесостепьлесничествоподлесок
лесотундра
Карточка М 2 ' ' л-
Вода—водицаводопадводостокводянойводопровод
водичкаводныйподводникподводнаянаводнение
паводокводолазводянистыйбезводныйводоросли
водопойтемноводный
— Перед каждым из вас карточка 1 , определите родственников для выделенных слов (родственные, или однокоренные слова). Отделите их друг от друга.
— Какие слова у вас получились? (лес, лесничий, лесник, лесовод, лесоруб, лесная, лесистый, перелесок, лесостепь, лесничество, подлесок, лесотундра)
— Запишите эти слова через запятую. =•>••-.^пя-.икт^ гшгг---
— Выделите общий корень в этих словах. Какой он? (лес) Какая гласная находится в корне слова? (е)
— Посмотрите на карточку 2. Это задание труднее. Отделите родственные, или однокоренные, слова для слова «вода». -Ц4 - ,-3
— Какие слова у вас получились? (вода, водица, водопад, водосток, водяной, водопровод, водичка, водный, подводник, подводная, наводнение, паводок, водолаз, водянистый, безводный, водоросли, водопой, темноводный) >:
— Какой корень во всех словах? (вод) Какая гласная находится в этом корне? (о)
— В каких словах присутствуют сразу два корня? (водопад, водосток, водопровод, водолаз, водоросли, водопой, темноводный)
— Какая соединительная гласная может быть между двумя корнями? (о или е)
— Составьте предложения с родственными, или однокоренными, словами для слова «вода», (варианты ответов детей) Например.
Весной произошло сильное наводнение. ... . .: -
Володя босыми ногами зацепился за водоросли. ,-.г ••-,».. . ,г •, -,
Вокруг была безводная пустыня. «*>,••- • •
Звери по узкой тропке шли на водопой. ,
Ты умыла личико водичкой1?
— Запишите предложения сначала в виде схем. --> * vi., :, н.>. •-.- < . ••
— Запишите предложения под диктовку. !•."•.-• ^'-' у.ч^»*ш ^,>.1>."-л.< *
— Найдите родственные, или од но коренные, слова для слова «вода», сделайте их разбор по составу. „_ .,. ,,.
(При составлении своего предложения дети также называют использованное родственное слово, определяют количество слов в предложении.)
|'".'> тмт*.тм "'.т" ,'.'•' •" '
IV. Лексико-грамматическая часть занятия > ~
1. Подбор родственных (однокоренных) слов к заданным словам
— Вы знаете, что есть разные части речи. Попробуйте подобрать родственное, или однокоренное, слово к заданному слову из каждой предложенной части речи.
Логопед на доске записывает:
Существительное
бег
пробежка
забег
Прилагательное
беговая
беговые
Глагол
пробежать
бежал
Слова для подбора: берег, река, птица, звон, зима.
2. Работа над обогащением словаря: закрепление названий перелетных птиц; согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Используется игра «Зимующие и перелетные птицы. Весна».
— Какая из названных птиц — лишняя? Синица, журавль, утка? (синица — зимующая птица, а остальные перелетные)
— Мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы».
— На этом круге находится изображение весны. В это время года перелетные птицы возвращаются в родные края
— В круге есть отверстия для названий перелетных птиц. На лепестках — их изображения, но есть среди них и лишние, зимующие. По внешнему виду отберите перелетных птиц, назовите их. ;«!'-. (=•.•..-.и -,". гм» -;>>, -*т:-.
Дети подбирают лепестки, называют птиц.
— Охарактеризуйте названия перелетных птиц, подберите для них прилагательное (варианты ответов детей). Например:
Грач — черный, если он ходит по пашне с важным видом — он какой? (важный)
Лебедь — если у него голова черного цвета, то он — какой? (черноголовый)
Ласточка — если она быстро летает, то она — какая? (быстрая)
Аист — если он белого цвета, то он — какой? (белый)
Утка — если она живет в дикой природе, то она — какая? (дикая)
Иволга — если она желтого цвета, то она — какая? (желтая)
Кукушка — если она звонко кукует, то она — какая? (звонкая) (
Журавль — если он серого цвета, то он — какой? (серый) '
Жаворонок — если он живет в степи, то он — какой? (степной)
— Запишите следующие словосочетания, следя за правописанием окончаний прилагательных и существительных (они согласуются в роде и числе):
Дети пишут: важный грач (пишем мягкий знак? почему нет?), черный (словарное слово) лебедь (правописание парных звонких согласных в конце слова, подбор проверочного — «лебеди»), быстрая ласточка, белый аист, дикая утка, желтая (словарное слово) иволга, звонкая кукушка, серый журавль (слышим «жураваль», пишем без второй буквы «а», это только звук), степной жаворонок. - '• .!, -
— Выделите все гласные в словах а (о) у [ы] я_ ё_ ю^ и е_ (э) : РИС
! V. Развитие двигательных навыков пальцев рук п. ,,_,,,,
Логопед предлагает сделать рисунок по клеткам (рис. 23).
— Откройте тетради в клетку. Начинаем рисовать с ориентировкой на стороны: вправо — влево, вверху — внизу. Срисуйте изображение лебедя.
— Кто у вас получился? (лебедь)
••41, - г
VI. Итог занятия ' «-..••
— Какой теме было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что входит в состав слова?