Основные зрительные функции и их нарушения

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увели­чение количества детей, имеющих различные наруше­ния развития. Нарушения зрения занимают в этом пе­речне одно из центральных мест. Кроме того, с каж­дым годом растет количество детей, входящих в груп­пу риска по зрению, то есть детей, у которых при появ­лении даже незначительных неблагоприятных факто­ров могут возникнуть проблемы со зрением.

В связи с этим необходимо повышать уровень ком­петентности педагогов, вести профилактическую и кор-рекционную работу с детьми.

Известно, что акт зрительного восприятия предме­тов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представ­ляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят рецептор-ная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (под­корковый и корковый). В ходе зрительного акта зри­тельный анализатор воспринимает и анализирует све­товые раздражители. Возникший в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, передающее­ся через проводящие пути от сетчатки в кору головно­го мозга. В коре головного мозга осуществляются ана­лиз и синтез зрительных ощущений и восприятий и ассоциативные связи органа зрения с другими анали-

заторами, в результате чего и происходит восприятие ребенком зрительной картины мира.

В процессе восприятия окружающего мира с помо­щью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете пред­метов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветораз-личение, поле зрения, характер зрения и глазодвига­тельные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия. Так, нару­шение функции остроты зренияснижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость воспри­ятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде мио­пии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической сис­темы глаза в различных меридианах).

Нарушение остроты зрения может быть вызвано так­же функциональными расстройствами зрительного ап­парата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатоми­ческой причины, называется амблиопией.

Нарушения функции цветоразличенияобусловли­вают возникновение трудностей восприятия, невозмож­ность различения одного из трех цветов (красного, зе­леного, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений функции поля зренияза­трудняет целостность, одновременность, динамич-

ность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение бинокулярного характера зрения,при­водящее к снижению способности видеть двумя глаза­ми одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Нарушение глазодвигательных функций,характе­ризующееся отклонением одного из глаз от общей точ­ки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

При наличии нарушений глазодвигательных функ­ций в виде нистагма,характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь мес­то нарушения как одной, так и нескольких зритель­ных функций.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубокимотносятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важней­ших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детермина­цию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место сле­пота или слабовидение.

К зрительным нарушениям, относящимся к так на­зываемым неглубоким,относятся нарушения глазо­двигательных функций (косоглазие, нистагм); наруше­ния цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нару­шения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с рас­стройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).




Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испыты­вают серьезные трудности в определении цвета, фор­мы, величины и пространственного расположения пред­метов, в овладении практическими навыками, в вы­полнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. По­этому так важна для детей с нарушениями зрения по­мощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.


Наши рекомендации