Нарушения зрения у дошкольников
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие пространственной ориентировки
Ростов-на-Дону
еникс
УДК 376.3 ББК 74.3 КТК 476 Н16
Рецензенты:Фомичева Л. В. — доцент кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена, канд. пед. наук; Галич Т.Н. — зав. кафедрой ОП и П ИНПО г. Набережные Челны, канд. психол. наук
Нагаева Т.Н.
Нарушения зрения у дошкольников : развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 92, [1]с. ил. — (Сердце отдаю детям).
978-5-222-13760-4
В пособии представлены тематическое планирование и развивающие занятия по восприятию пространства и ориентировке в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения. Данный материал предназначен для тифлопедагогов, воспитателей коррекционных групп для детей с нарушениями зрения, родителей, может быть использован учителями начальных классов коррекционных учреждений 4-го вида.
УДК 376.3 ББК 74.3 |
ISBN 978-5-222-13760-4
Введение
Настоящее пособие предназначено для тифлопедагогов, воспитателей специализированных групп для детей с нарушениями зрения, родителей. Также оно может быть использовано учителями начальных классов коррекционных учреждений для детей с нарушениями зрения.
Материал представлен в трех разделах.
В первом раскрываются основные зрительные функции и их возможные нарушения, причины и признаки нарушений зрения, коррекционная направленность работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Второй раздел имеет практическую направленность. Здесь дан материал из опыта работы — учебно-тематический план работы тифлопедагога со слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста по развитию пространственной ориентировки и 36занятий к нему (1 занятие в неделю).
Третий раздел — приложения, представляющие собой физкультурные минутки с упражнениями для глаз, комплекс упражнений, направленных на снятие зрительного утомления и развитие определенных зрительных функций, а также иллюстрации и образцы составления планов помещений и открытого пространства к данным выше занятиям.
Предлагаемый практический материал из опыта работы поможет начинающим тифлопедагогам в планировании и проведении занятий по развитию восприятия пространства и пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
Нагаева Т.И., 2008
ООО «Феникс»: оформление, 2008
Коррекционная направленность
Рекомендации по использованию
Методической разработки
«Развитие пространственной
Ориентировки старших дошкольников
С нарушениями зрения»
Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам.
Л.С. Выготский
Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро-и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.
К слабовидящим относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу (в очках). Так-
же в разряд слабовидящих попадают дети с амблиопи-ей и косоглазием в период лечения с применением окклюзии на лучше видящий глаз.
Данная методическая разработка поможет тифлопедагогу в работе по развитию ориентировки в пространстве у слабовидящих детей. Она включает в себя учебно-тематический план работы тифлопедагога со слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста по развитию ориентировки в пространстве (3-4-й год обучения), 36 конспектов занятий для 3-го года обучения, приложения к занятиям (номер приложения соответствует номеру занятия), физминутки с упражнениями для глаз.
При составлении методической разработки были использованы: «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» под ред. Л.И. Плакси-ной, «Программа формирования пространственных представлений» Н.Я. Семаго, программа «Развитие» под ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.
Цель работы — развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей, формирование у них представлений о пространстве.
Для этого решаются следующие задачи: ■ обощение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировке в окружающем пространстве «от себя» (3-й год обучения), от другого человека (4-й год обучения);
» формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;
■ обучение моделированию предметно-пространствен
ных построений, помещений детского сада, откры
того пространства, чтению их схем (3-й год обуче
ния), самостоятельному составлению схем (4-й год
обучения);
■ формирование у детей прочной связи слов, обозна
чающих пространственные признаки предметов, с их
чувственным восприятием.
Содержание работы учитывает общие принципы обучения и воспитания, принятые в дошкольной педагогике, а также специфические принципы, реализуемые в системе специального образования, в частности — принцип коррекционной направленности.
В процессе специального обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей используются все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет решить те или иные задачи обучения. Однако эффективность данной коррекционно-педагогической деятельности, как и любого процесса обучения, обусловлена использованием названных методов в комплексе.
Даже формирование у ребенка первоначальных знаний и умений с помощью наглядного метода, как основного, требует от тифлопедагога использования приемов практического метода (например, с целью первоначального их закрепления) и приемов словесного метода (например, для обобщения уже имеющихся знаний и умений и на этой основе ознакомления с новым материалом). Таким образом, выбор ведущего метода зависит от этапа обучения, а характер использования дополнительных методов (на этом этапе обучения) зависит от конкретных дидактических задач и от того, каким способом (наглядным, практическим, со слов) могут усваивать дети программный материал.
Специфика использования методов обусловливается тем, что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции. Методические приемы имеют компенсаторно-коррекционную направленность.
При подборе материала для проведения занятий необходимо помнить, что у ребенка должны быть сформированы четкие геометрические представления о предметах, которые используются как ориентиры в пространстве.
Обучение ориентировке в пространстве в старшей группе (3-й год обучения) включает 5 этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с уровня тела, переходя к ориентировке в пространстве «от себя», в том числе на плоскости листа, и заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.
В случае затруднения возможен возврат к предыдущим этапам работы.
1-й этап: формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле.
2-й этап: совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов.
3-й этап: развитие ориентировки в микро- и макропространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения.
4-й этап: формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями (моделирование).
5-й этап: обучение ориентировке в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
В подготовительной к школе группе (4-й год обучения) работа продолжается и заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства.
Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, элементы психогимнастики, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей с нарушением зрения неустойчивая психика, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.
Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется тифлопедагогом совместно с другими специалистами:
■ воспитатель закрепляет и совершенствует те спосо
бы и приемы познания окружающего мира, умения
ориентироваться в нем, которые сформированы у
детей на занятиях тифлопедагога, учит пользовать
ся этими способами и приемами в самостоятельной
деятельности (игровой, учебной, бытовой);
■ логопед формирует у детей прочные связи слов, обо
значающих пространственные признаки предме
тов с их чувственным восприятием;
■ инструктор по физкультуре закрепляет умение ори
ентироваться в пространстве, дополняя зрительное
восприятие пространства двигательными ощуще
ниями;
■ музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие. Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями развития, задача всех специалистов — организация оптимальных образовательных воздействий при учете индивидуальных возможностей ребенка.
Учебно-тематический план занятий в старшей группе детскогосада
(3-й год обучения)
№№ занятий | Темы занятий | Количество занятий но кварталам | ||
I | II | III | ||
1,2,3, 4,5 | Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле | |||
6, 7, 8 | Совершенствование представлений о схематичном,условном изображении предметов, соотношение игрушки и натуральных предметов с их условными изображениями | |||
9, 10, 11 | Микроориентировка на поверхности листа бумаги «от себя». Использование тактильных ощущений | |||
12, 13 | Определение пространственного расположения предметов с точкой отсчета «от себя» | |||
14, 15 | Расположение и нахождение предметов в названных направлениях окружающего пространства «от себя». Ориентировка на цветовые, звуковые ориентиры | |||
16, 17 | Передвижение в названном направлении. Зрительные, тактильные ориентиры | |||
Ориентировка в групповой комнате | ||||
19,20 | Ориентировка в детском саду: нахождение дороги в кабинет врача, тифлопедагога, муз. зал и др. с использованием сохранных анализаторов (обоняния, слуха, осязания) | |||
21,22 | Ориентировка на участке с помощью зрения, слуха, температурной чувствительности |
23,24 | Моделирование простейших пространственных отношений с помощью плоскостных геометрических фигур | |||
25, 26, | Моделирование пространственных отношений с помощью предметов-заместителей | |||
28, 29, 30 | Развитие пространственных представлений при прочтении плана помещений (группы, спальни, муз. зала) | |||
31,32 | Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства | |||
Развитие пространственных представлений в открытом пространстве | ||||
34, 35, 36 | Развитие пространственных представлений при изображении направления движения на готовой схеме |
Занятие 1
Тема: «Мальчики и девочки. Какие мы?»
Цель:формировать у детей представления о собственном теле с помощью зрения, тактильных и проприо-цептивных ощущений, правильно называть части тела, соотносить их с частями тела других детей, видеть признаки сходства и различия и выражать это в речи, активизируя слова «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
Воспитывать дружеские отношения между мальчиками и девочками.
Материал:наборы карточек со схематическим изображением людей в разных позах, листы бумаги на каждого ребенка, карандаши.
1. Игра «Зеркало». Дети встают парами, лицом друг
к другу. Дети-«зеркало» выполняют произвольные дви
жения, которые их «отражения» повторяют. Затем роли
меняются.
2. Педагог предлагает детям внимательно посмот
реть друг на друга. Спросить, все ли они одинаковые?
(Цвет глаз, волос.) Все ли они одинакового роста? (Пред
ложить помериться ростом.)Чем отличаются мальчики
и девочки? (У девочек бывают длинные волосы, носят
платья, когда вырастут будут тетями, а мальчики —
дядями.) Но раз мы такие разные, то почему нас всех
называют словом «люди»? Что у нас, людей, общего?
Дети становятся перед зеркалом. Внимательно смотрят на себя и друг на друга. С помощью движения,
прощупывания (на уровне тактильных и проприоцеп-тивных ощущений) находят части тела.
У всех есть голова. На чем «сидит» голова? На шее. В некоторых сказках царь, отдавая приказ доброму молодцу, грозил: «А не сделаешь: мой меч — твоя голова с плеч!»
Что находится ниже шеи? (Плечи.)
От плеч — две руки, правая (показать) и левая. Детям предлагается рассмотреть руки. Нижняя часть (показать) называется кистью руки. (Спросить у детей, почему ее так назвали.)
С одной стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет свое название (назвать пальцы, сравнить их по величине).
Детей просят показать, где туловище. Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спина.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)
3. Физминутка. Игра «Стоп» (1-й вариант). Дети
под музыку двигаются. С остановкой музыки или по сиг
налу «Стоп» дети должны принять позу человека, схема
тически изображенного на карточке, поднятой педагогом.
4. Составление из разрезных картинок изображений
Буратино и Мальвины.
5. Игра «Стоп» (2-й вариант). По сигналу нужную
позу принимают или только мальчики (если показыва
ется рисунок мальчика), девочки при этом садятся на
корточки, или только девочки.
6. Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Дети должны встать парами и с закрытыми глазами
найти друг у друга названные педагогом части тела,
объяснить, где они находятся, используя в речи слова
«выше», «ниже», «впереди», «сзади».
7. Итог занятия.
Занятие 2
Тема: «Наше лицо».
Цель: формировать представления детей о частях лица, их взаиморасположении через понятия «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать способности определения эмоционального состояния людей по схематическим изображениям; закрепить знания о взаиморасположении частей тела; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации.
Воспитывать уважительное, мботливое отношение друг к другу.
Материал: карточки с изображением нескольких лиц в различном эмоциональном состоянии, карточки с изображением людей в разных позах и в различном эмоциональном состоянии, листы бумаги с нарисованным кругом (на каждого ребенка), карандаши.
1. Интеллектуальная гимнастика:
— Сколько солнышек на небе?
— Сколько колес у машины?
— Сколько у тебя рук? и т. п.
2. Детям предлагается сесть перед зеркалом, посмот
реть на себя и друг на друга и ответить на вопросы.
Что находится у нас с вами на самом верху? (Голова.) Что мы видим на ней впереди? (Лицо.) Что находится сзади головы? (Затылок.) Справа (слева)? (Уши.) Что у нас в верхней части лица? (Лоб.) Ниже лба? (Брови.) Что находится под бровями? (Глаза.) Между глазами? (Нос.) Нос находится ниже, чем рот, или выше, чем рот? Что находится под носом? (Рот.) Ниже рта? (Подбородок.)
3. Физминутка «Линии».
4. Педагог предлагает детям листы бумаги с нарисо
ванным кругом. Задание: дорисовать лицо. Детей спра-
шивают, где они нарисовали рот — выше, чем нос, или ниже? Подбородок выше, чем нос? И т. д.
5. Какое выражение лица получилось у нарисован
ного человечка? А у человечка соседа? Почему ребенок
думает думаешь, что его человечек веселый? (Можно
догадаться по глазам, бровям, губам.)
Игра «Зеркало эмоций». Предложить детям показать эмоциональное состояние, изображенное на рисунке, объясняя его.
6. Игра «Стоп». В этой игре необходимо следить не
только за позой человечка, но и за выражением его
лица. Поза нарисованного человечка и выражение его
лица должны быть адекватны.
7. Итог занятия.
Занятие 3
Тема: «Наши друзья — роботы».
Цель: формировать у детей понятия «правая сторона», «левая сторона», упражнять в анализе взаиморасположения частей тела и лица через представления «выше, чем», «ниже, чем», предлоги «над», «под», «между»; развивать пространственное мышление; активизировать зрительные функции прослеживания, аккомодации.
Материал: шкатулка с браслетиками на каждого ребенка, игрушка — заводной робот, наборы геометрических фигур на каждого ребенка, образцы роботов.
1. Упражнение «Заводные роботы». Предложить де
тям понаблюдать за движениями заводного робота, по
вторить их, представив себя роботами.
2. Педагог рассказывает детям, что к ним приходил
робот, принес с собой шкатулку. Что же в ней? Откры
ваем... А там лежат браслетики и листок бумаги, на
котором написано: «Надеть браслетики на левую руку.
Это поможет вам на занятии».
«30 |
Рис. 3.1
Предложить детям показать правую, левую руки, затем подойти к шкатулке, взять правой рукой браслетик и надеть его на левую руку.
3. Физминутка «Наши руки». Детям предлагается
рассказать стихотворение и выполнить соответствую
щие движения:
Две сестры — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки И друг друга моют.
4. Детям предлагается встать, поднять левую руку.
Пояснить, что левая сторона тела та, где левая рука
(левые глаз, ухо, сторона туловища, нога). Соответствен
но другая сторона — правая.
Предложить детям погладить правую сторону лица и тела левой рукой и левую — правой. Объяснить, что предметы, которые дети видят со стороны правой руки, находятся справа от них, со стороны левой — слева. Чтобы закрепить понятия «справа» и «слева», педагог предлагает детям назвать предметы, находящиеся справа и слева от них.
5. Упражнение «Роботы рассыпались» (рис. 3.1).
Рассказать детям, что произошла авария и роботы рас
сыпались на части. Как можно помочь роботам? На
какие части рассыпались роботы?
Рис. 3.2
Рис. 3.3
6. Физминутка «Танец с роботом».
7. Плоскостное конструирование: выкладывание ро
ботов из геометрических фигур по данному образцу
(рис. 3.2, 3.3).
8. Итог занятия. Как помогли детям подарки робо
та — браслетики?
Занятие 4
Тема: «Наше тело».
Цель:научить детей соотносить стороны тела и парных органов с правой и левой рукой; показать, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении; развивать пространственное мышление, активизировать в речи пространственные термины: «выше», «ниже», «над», «под».
Воспитывать уважительное отношение к себе и друг к другу.
Материал:значки с сердечками на каждого ребенка, картинки с изображением рентгенкабинета, снимка рентгенолога; наборы «Колумбово яйцо» — на каждого ребенка.
1. Дети стоят около стульчиков. Сядет тот, кто отве
тит на вопрос, используя слова «выше, чем», «ниже,
чем». Где у нас находится рот (глаза, плечи, руки, ноги)?
2. Спросить, чего у нас по два? Дети называют. Де
лаем вывод, что правый глаз находится со стороны пра
вой руки и т. д.
3. Игра «Рентгенкабинет». Педагог предлагает де
тям представить, что они пришли в рентгенкабинет.
Здесь работает врач-рентгенолог. В кабинете стоит боль
шой аппарат с экраном (показать картинку). Врач про
сит больного раздеться до пояса и встать позади этого
экрана. На экране появится то, что находится внутри
нас. Давайте вместе с врачом посмотрим на экран (показ картинки). Оказывается, и внутри нас есть парные органы (легкие, почки). Где находится правое (левое) легкое? Правая (левая) почка? (Со стороны правой (левой) руки.) А сколько у нас сердец? (Одно.)
Предложить детям встать и найти у себя сердце и легкие. С какой стороны находится сердце? Приколоть значки с сердечками на левую сторону груди.
Предложить правую руку приложить к левой груди, послушать, как стучит сердце. Затем обе руки приложить к груди, сделать глубокий вдох. Чувствуете, как надулись ваши легкие? Покажите правое (левое) легкое. Легкие и сердце находятся выше или ниже живота? Где находятся почки?
Переходя к физминутке, педагог говорит, что врач советует детям заниматься спортом, чтобы быть здоровыми и веселыми.
4. Физминутка «Зарядка».
5. Предложить одному из детей лечь на коврик на
пол, потрогать у себя лоб, глаза, плечи, живот, ноги.
Можно ли в положении лежа сказать, что, например,
плечи выше живота и т. д.? (Нет.) Они находятся на
одном уровне. Затем ложатся все дети и делается вы
вод, что словами «выше», «ниже», «над», под» распо
ложение частей тела лежащего человека описать нельзя.
Так мы говорим, когда человек стоит.
6. Выкладывание клоуна из деталей «Колумбово
яйцо».
7. Итог занятия.
Занятие 5
Тема:«Поможем Незнайке».
Цель:закрепить представления детей о пространственном расположении частей лица, тела с помощью
зрения, тактильных ощущений. Упражнять в определении правой и левой руки, местоположении предметов «от себя»; развивать пространственное мышление, совершенствовать зрительно-моторную координацию; формировать понимание различий между понятиями выше — над, ниже — под. Активизировать в речи пространственные термины: «впереди», «сзади», «справа», «слева», «выше», «над», «ниже», «под».
Воспитывать у детей сопереживание, желание помогать друг другу.
Материал:карточки с изображением различного эмоционального состояния людей, карточки с изображением человека в различных позах, разрезные картинки с изображением мальчиков и девочек на каждого ребенка.
1. «Выполни задание и сядь на стульчик». Поднять
правую руку, левой рукой потрогать правое ухо и т. п.
2. Загадать загадки, объяснить, по каким призна
кам догадались, о чем идет речь.
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
У двух матерей по пять сыновей — одно имя всем (руки и пальцы).
Два соседа — непоседы, днем — на работе, ночью — на отдыхе (глаза).
Между двух светил я в середине один (нос).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши).
3. Игра «Угадай на ощупь». Детям предлагаются
карточки с изображением лиц с различным эмоциональ
ным состоянием (брови, глаза, нос, губы наклеены из
бархатной бумаги). Задание: с закрытыми глазами оп
ределить настроение человека.
4. Малоподвижная игра «Стоп».
5. Игра «Собери разрезную картинку» (изображения
мальчика и девочки).
6. Игра с Незнайкой: «Назови где?» (впереди, сза
ди, справа, слева, выше, над тобой, ниже, под тобой).
7. Итог занятия.
Занятие 6
Тема:«Пляшущие человечки».
Цель:совершенствовать представления о схематичном, условном изображении человека, игрушек и предметов (используя четкие контурные изображения); учить соотношению игрушек и натуральных предметов с их условными изображениями и пространственным расположением; упражнять в различении цвета и размера предметов; развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаз.
Материал:листы бумаги с нарисованными в 5-7 рядов схематичными человечками (см. Приложение 6.1), чистые листы бумаги, простые карандаши по числу детей; панно для игры «Муравьи» (см. Приложение 6.2), 2 зеленых квадрата разной величины, 2 красных треугольника разной величины.
1. Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую
лису, длинноногого журавля, лягушку-попрыгушку,
бодливого козленка, пляшущего мальчика. Сделать
вывод, что по позе животного, человека можно узнать
его настроение, его действия.
2. Педагог предлагает детям поиграть в игру «Пля
шущие человечки». Детям даются схематично нарисо
ванные в несколько рядов человечки. Предложить рас
смотреть ряды и отметить карандашом только тех че
ловечков, которые стоят смирно.
3. Кукла Катя приглашает детей на пляску. Снача
ла кукла показывает движения, затем пляшут все дети.
Предложить начать движение с правой ноги.
4. Предложить детям нарисовать самостоятельно
пляшущего человечка, у которого ножки вместе, руки
подняты вверх; человечка, у которого руки в стороны,
ноги вместе и т. д.
5. Игра «Покажи и расскажи» — местоположение
частей тела и лица.
6. Рассказать детям, что схематично можно изобра
жать животных, насекомых, различные предметы.
Предложить самостоятельно изобразить зайчонка, миш
ку, мышку, жука, книгу и т. д. Соотнести их с настоя
щими игрушками и предметами.
7. Игра «Муравьи». Взять большой и маленький зе
леные квадраты и красные треугольники и поместить
их около муравьев, сказав, что большой зеленый квад
рат — большой черный муравей (1), большой красный
треугольник — большой красный муравей (2), малень
кий зеленый квадрат — маленький черный муравей (3),
маленький красный треугольник — маленький крас
ный муравей (4). Следует добиться, чтобы ребенок это
понял. Показывая названные фигуры, он должен опре
делить соответствующих муравьев.
Игру начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».
8. Итог занятия.
Занятие 7
Тема:«Наш утренник».
Цель:научить схематичному изображению небольших рассказов из личного опыта, сформировать поня-
тия «до» и «после». Упражнять в определении расположения объектов: выше — над, ниже — под, ближе — дальше, ориентировке в пространстве на звуковой сигнал. Развивать память, мышление, связную речь, зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание. Активизировать зрительные функции аккомодации, фиксации взора.
Материал:пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний детей; бумага 20x30 см, простые карандаши по числу детей, колокольчик.
1. Психогимнастика «Зеркало эмоций». Детям по
казываются пиктограммы, символизирующие эмоцио
нальное состояние изображенных персонажей. Выпол
нение мимических упражнений.
2. Педагог предлагает детям вспомнить, как они ве
селились на празднике Осени. Предложить записать
свой рассказ, но не буквами, а с помощью картинок.
Детей и предметы необходимо изображать схематично.
Затем дети сами зарисовывают рассказ. Его последовательность изображается в квадратах-рамках.
3. Рассказывание по схемам, используя понятия
«до», «после».
4. Физминутка «Танцуем на празднике». Движе
ния начинают с правой ноги.
5. Игровое упражнение «Ближе — дальше, выше —
над, ниже — под».
6. Игра «Найди, где звенит колокольчик». Ребенок
идет на звук и называет направление движения.
7. Итог занятия.
Занятие 8
Тема:«Запишем сказку».
Цель:научить схематичному изображению небольших художественных произведений, словесно обозначать
пространственное расположение героев (справа, слева, под грибом, из-за куста, за зайцем и т. д.). Формировать понятия «раньше», «позже», закрепить понятия «до» и «после». Развивать зрительное восприятие, внимание, память. Совершенствовать зрительно-моторную координацию: развивать сопряженные движения глаза и руки. Активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора.
Материал:иллюстрированная сказка В. Сутеева «Под грибом», бумага, простые карандаши, картинки с изображением режимных моментов.
1. Игра «Выложи картинки по порядку». На набор
ном полотне хаотически расположены картинки с изоб
ражением режимных моментов. Предложить детям
расставить их по порядку. Спросить, что мы делаем
раньше: умываемся или завтракаем, гуляем или одева
емся и т. п.
Затем предложить детям выложить картинки по порядку.
2. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Предло
жить детям зарисовать ее схематически.
Рис.8.1 |
Беседа по содержанию сказки с рассматриванием иллюстраций к ней. Куда спрятался муравей от дождя? С какой стороны от гриба находится муравей? Кто
попросился к муравью? С какой стороны пришла мокрая бабочка? Кто пришел после бабочки? Что сказал насекомым воробей? Кто попросился спрятаться от лисы? Спряталась ли от дождя лиса? В какую сторону убежала лиса? С какой стороны от воробья находится бабочка? О чем задумался муравей после дождя? Почему смеялась лягушка?
3. Предложить детям зарисовать сказку на листе бу
маги: слева квадратик с грибом в середине, а затем са
мостоятельно схематично зарисовать сказку (см. При
ложение).
4. Пересказ сказки по схеме: 1-й ребенок начинает,
другие дополняют.
5. Физминутка «Жук».
6. Викторина по русским народным сказкам.
Зачитываются отрывки из сказок, дети называют
сказку.
7. Психогимнастика «Солнце — дождик».
8. Итог занятия.
Занятие 9
Тема:«Коврик для куклы».
Цель:активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги; развивать зрительное восприятие, пространственное мышление; тренировать зрительное внимание, память, умение понимать эмоциональное состояние людей; активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взгляда.
Материал:кукла, пиктограммы с различными эмоциональными состояниями героев сказок, листы бумаги 20x20, наборы плоскостных геометрических фигур, трафареты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, карандаши.
1. Психогимнастика «Зеркало эмоций».
2. Педагог показывает детям куклу Катю, обращает
внимание на ее эмоциональное состояние (она печаль
ная). У нее испортился любимый коврик: узоры почти
не видны. Она просит детей помочь ей украсить ков
рик геометрическими фигурами. Кукла объясняет, ка
кой коврик она хотела бы получить: в середине — боль
шой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника,
слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.
Дети на листе бумаги выкладывают узор, рассказывают, что они сделали.
3. Физминутка «Зарядка».
4. Предложить Кате свои варианты украшения ковров.
С помощью трафаретов рисуют геометрические узоры.
5. Раскрашивание фигур по желанию куклы, снача
ла выслушав и запомнив, какого цвета какие фигуры
должны быть (например, все круги — желтые и т. д.).
6. Дети рассказывают о своих ковриках. Кате они
понравились, она просит подарить их ее подружкам.
7. Пальминг.
8. Итог занятия. Показ пиктограммы «Кукла до
вольна».
Занятие 10
Тема:«Магазин ковров».
Цель:закрепить навыки ориентировки на листе бумаги, на собственном теле; научить активно использовать в речи пространственные термины («в середине», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). Развивать пространственное мышление, тактильное восприятие; тренировать зрительное внимание, мелкую моторику.
Материал:образцы ковров (см. приложение 10), ковры с различными на ощупь поверхностями (с рельефными рисунками геометрических фигур, с наклеенными
на картон искусственным мехом, фланелью и др.), наборы плоскостных конструкторов на каждого ребенка.
1. Игра «Покажи часть тела» (покажи левой ру
кой правое плечо, правой рукой правое ухо и т. п.)
2. Педагог рассказывает детям, что кукла Маша при
шла в магазин ковров. Ковры будут продаваться, а ре
бенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой
она попросит. Кукла дает описание ковра.
3. Затем предложить детям, глядя на продающиеся
ковры, объяснить кукле, какой им нравится больше
всего (надо добиваться последовательного описания и
правильного употребления слов: в середине, сверху,
снизу, слева, справа).
Ковры могут выглядеть, как на рисунке в Приложении 10.
4. Малоподвижная игра «Замри».
5. Игра «Найди ковер на ощупь».
6. Плоскостное конструирование «Коврик».
7. Психогимнастика-релаксация «Заводные игрушки».
— Вокруг себя повернись, в куклу Машу (зайку,
играющего на барабане, веселого Петрушку и т. д.) превратись.
Заводная кукла сломалась — расслабление, затем ее снова отремонтировали — движение.
8. Итог занятия.
Занятие 11
Тема:«Полет на Луну».
Цель:повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в микропространстве; развивать зрительное, осязатель<