Охрана судна при его нахождении в доке или на заводском ремонте на территории Российской Федерации

Процедура устанавливает распределение обязанностей между администрациями судна и ремонтного предприятия при обеспечении охраны судна.

10.5.1. При восстановительном ремонте судна и в других случаях, когда судовой экипаж с судна снимается полностью, ответственность за безопасную стоянку и сохранность судна возлагается на завод или ремонтную базу берега.

10.5.2. Ответственность за организацию безопасной стоянки ремонтируемых судов на акватории завода несет капитан завода.

10.5.3. Если на период ремонта судна на нем сохраняется судовой экипаж, то при возникновении аварийной ситуации капитан завода принимает совместно с капитаном судна необходимые меры по спасению судна.

10.5.4. Охрана судна от актов терроризма осуществляется капитаном завода в тесном взаимодействии с капитаном судна и органами охраны завода.

10.5.5. Ответственность за организацию спасения работников судоремонтного предприятия, находящихся на судне, несет руководитель ремонтных работ или лицо, его заменяющее.

10.5.6. До начала ремонта администрация судна обязана ознакомить весь экипаж с правилами пожарной безопасности и внутреннего распорядка судоремонтного предприятия (дока), т.к. экипаж должен руководствоваться этими правилами.

За противопожарное состояние судна в целом несет ответственность капитан судна. За противопожарное состояние рабочих мест и безопасные в пожарном отношении методы работы несет ответственность завод. В случае возникновения пожара руководство действиями подразделений по тушению пожара и спасению людей на судне, находящемся в восстановительном ремонте, осуществляет директор судоремонтного предприятия или уполномоченное им лицо, а по прибытии старшего пожарного начальника руководство передается последнему.

10.5.7. Хранение на судне взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, а также пиротехнических средств сигнализации во время заводского ремонта запрещается.

10.5.8. После окончания каждого рабочего дня в период всех видов ремонта все помещения судна должны быть очищены от остатков топлива, горючего и обтирочного материала, мусора и т.п.

Промасленные обтирочные материалы, мусор должны быть убраны с судна немедленно после окончания работ в специально отведенные для этого места на берегу.

Все судовые помещения, где производились работы, должны быть тщательно осмотрены и закрыты.

10.5.9. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик обязаны знать характер проводимых судоремонтным предприятием работ в каждом помещении и отсеке.

10.5.10. Во время ремонта судна вахтенная служба должна следить за выполнением со стороны рабочих завода предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна.

10.5.11. Ответственность за обеспечение живучести судна в период всех видов ремонта (за исключением восстановительного) несет капитан судна.

Судоремонтный завод обязан предоставить в распоряжение капитана имеющиеся у него силы и средства для борьбы за живучесть судна.

10.5.12. При постановке судна в док ответственность за безопасность судна до подачи швартовов несет капитан судна; в доке несет докмейстер. Ответственность за безопасную стоянку судна в доке несет судоремонтный завод.

10.5.13. При подготовке к докованию и заводскому ремонту судна в целях физической защиты судна члены экипажей судна, дока, работники судоремонтного предприятия должны быть проинформированы об особенностях пропускного режима, ознакомлены с установленным порядком посещения зон ограниченного доступа, ознакомлены с обязанностями согласно расписаниям по тревогам.

Мероприятия по охране судна

Меры безопасности, обеспечивающие охрану судна, охватывают (но этим не ограничиваясь):

10.6.1 Контроль доступа на судно;

10.6.2 Введение участков ограниченного доступа на судне;

10.6.3 Доставку судовых запасов;

10.6.4 Обработку груза;

10.6.5 Обращение с несопровождаемым багажом;

10.6.6 Контроль защищенности судна

Принимаемые меры при различных уровнях охраны и ответственные лица за их осуществление приведены ниже в соответствующих разделах.

Приведенный перечень действий ни коим образом не ограничивает капитана в принятии иных решений, если он посчитает их более эффективными в конкретных условиях

КОНТРОЛЬ ДОСТУПА НА СУДНО

Меры контроля доступа на судно должны охватывать все возможные пути проникновения на борт. К ним относятся (но этим не ограничивается):

- забортные трапы;

- иллюминаторы;

- швартовные тросы;

- якорные цепи;

- штормтрапы;

Производится проверка личности всех лиц, желающих пройти на судно, и законности оснований их намерения.

Проверку осуществляет вахтенный матрос у трапа судна в соответствии с должностной инструкцией и вахтенный помощник.

Проверяется:

- наличие удостоверений личности у вновь поступивших членов экипажа;

- наличие у поставщиков и рабочих предписаний на выполнение работ и заказов в соответствии с заявкой судна. В журнале учета посетителей контролируется количество людей, занятых в грузовых операциях, и их личности согласно документов удостоверяющих личность, а также количество людей прибывших на борт и покинувших судно;

- наличие удостоверений личности посетителей и направлений с указанием цели визита.

Лица, не желающие или неспособные удостоверить свою личность и/или обосновать цель своего посещения, когда от них этого требуют, не должны допускаться на судно. Об их попытке проникновения на судно должно быть доложено лицу командного состава, ответственному за охрану судна, должностному лицу компании, ответственному за охрану, должностному лицу портового средства, ответственному за охрану и национальным или местным органам, ответственным за охрану.

Производится проверка людей, желающих попасть на борт судна, а также проверка багажа, ручной клади, на предмет наличия запрещенного оружия, горючих и взрывчатых веществ. Эти проверки имеют целью исключить проникновение на судно горючих, взрывчатых и иных веществ, представляющих реальную опасность с точки зрения применения силы или угрозы безопасности. Все лица, желающие пройти на судно, рассматриваются как потенциальные объекты досмотра.

Проверки проводятся в различных пределах, но достаточно эффективно для того, чтобы обнаружить запрещенные вещества и предметы.

Технология проверок включает (но не ограничивается этим) физический досмотр лиц и объектов визуально или путем использования специальных устройств (при их наличие).

Члены экипажа судна не должны привлекаться к досмотру других членов экипажа и их личного имущества, за исключением тех случаев, когда для этого есть явные основания.

Вахтенный персонал регулярно делает обходы мест возможного проникновения на судно с целью предотвращения несанкционированного доступа. Частота обходов определяется капитаном.

Имеющие место угрозы нарушения охраны и происшествия, а также нарушения охраны фиксируются в журналах.

Меры контроля доступа

Для контроля доступа на борт судна применяются меры, указанные в Таблице 11-1 (но этим не ограничиваются).

Таблица 11-1

№ п/п Мероприятия по охране судна Уровень охраны Ответственный член экипажа  
 
Регулярное (перед каждым приходом в порт) проведение инструктажа всего экипажа по вопросам контроля доступа на борт судна, о порядке докладов о подозрительных лицах, а также необходимости проявления бдительности Да - - ЛКС  
Проводить проверку личности всех лиц, желающих пройти на судно, и обоснованность их намерения посредством проверки направления о включении в состав экипажа, предписаний на выполнение работ и т.п. Да Да Да Вахтенный помощник  
Свести количество мест доступа на судно к одному – через единственный охраняемый трап, перекрыв все другие места доступа Да Да Да Вахтенный помощник  
Перекрыть (закрыть на замок) все двери, люки и средства доступа в трюмы и кладовые, которыми не пользуются во время стоянки в порту, двери вспомогательных машинных помещений и агрегатных. Задраить и закрыть на замки все двери помещений полубака. Да Да Да Вахтенный помощник, Вахтенный механик, Ответственные по заведованиям  
Не допускать лиц, не являющихся членами экипажа, на участки ограниченного доступа. - Да Да Вахтенный помощник  
Ограничить количество мест доступа, закрыть на замок (*) все входные двери в надстройку, оставив одну, а также двери в жилые и служебные помещения - Да Да ЛКС, Вахтенный помощник, Вахтенный механик  
Назначить дополнительный персонал для контроля входного трапа и обхода участков палубы и мест возможного проникновения на судно в нерабочее время. Обеспечить зрительное наблюдение и строгий пропускной режим на судно, усилить тщательность 100% досмотра людей и личный вещей - Да Да ЛКС, Вахтенный помощник, Вахтенный механик  
Провести координацию действий с портовым средством по расширению контроля территории, непосредственно примыкающей к судну со стороны берега и со стороны воды, включая шлюпочный дозор (при возможности) - Да Да ЛКС
Установить прожекторы таким образом, чтобы в темное время суток, при необходимости, можно было освещать бортовые и кормовые части судна - Да Да Вахтенный помощник
Провести дополнительный инструктаж членов экипажа по видам угрозы и порядку действий - Да Да ЛКС
При наличии оснований провести полный или частичный досмотр судна - Да Да ЛКС, Вахтенный помощник, Вахтенный механик
Следовать указаниям компетентных органов, проводящих ответные действия - - Да Капитан (ЛКС)
Ограничить доступ на судно всех лиц, за исключением тех, кто проводит ответные действия, связанные с происшествием или угрозой. - - Да ЛКС, Вахтенный помощник
Осуществлять сопровождение всего персонала, которому необходим доступ на судно с целью проведения основных работ по обслуживанию судна и технических средств Да Да Да Вахтенный помощник, Вахтенный механик
Приостановить грузовые операции. Получение снабжения и пр. - - Да Вахтенный помощник
(*) Двери на путях выхода из помещений, где может находиться судовой персонал, должны открываться без ключей с той стороны, откуда требуется выйти.
               

Наши рекомендации