По курсу «Теория статистики»

Задания к контрольной работе представлены в пяти вариантах. Номер варианта выбирается в соответствии с начальной буквой фамилии студента по ниже представленной таблице.

Первая буква фамилии студента Номер варианта Номера заданий
А, Е, Л, Р, Х, Э I 1(1); 2(1); 3; 8
Б, Ж, М, С, Ц, Ю II 1(2); 2(2); 4; 9
В, З, Н, Т, Ч, Я III 1(3); 2(3); 5; 10
Г, И, О, У, Ш IV 1(4); 2(4); 6; 11
Д, К, П, Ф, Щ V 1(5); 2(5); 7; 12

ЗАДАНИЕ №1.

Имеются следующие данные по средним предприятиям городов Московской области по состоянию на 2003 год.

№ п/п Города Прибыль, млн. руб. Социальные выплаты на одного работника, руб. Средняя заработная плата, руб.
1. Бронницы 15,4
2. Дзержинский 70,0
3. Долгопрудный 27,1
4. Дубна 77,1
5. Железнодорожный 43,8
6. Жуковский 209,4
7. Звенигород 0,1
8. Ивантеевка 56,0
9. Климовск 11,4
10. Коломна 18,1
11. Королев 1035,4
12. Котельники 10,1
13. Красноармейск 12,0
14. Лобня 32,5
15. Лосино-Петровский 5,4
16. Лыткарино 44,4
17. Орехово-Зуево 96,1
18. Подольск 294,1
19. Протвино 0,9
20. Пущино 4,7
21. Реутов 105,8
22. Рошаль 65,3
23. Серпухов 228,3
24. Троицк 9,0
25. Фрязино 55,3
26. Черноголовка 20,8
27. Щербинка 71,3
28. Электрогорск 134,0
29. Электросталь 1196,1
30. Юбилейный 2,9

Используя данные о предприятиях по 10-ти городам:

1) провести аналитическую группировку по социальным выплатам на одного работника;

2) определить процент предприятий, имеющих социальные выплаты на одного работника 40 и более рублей;

3) построить дискретный и равноинтервальный ряды распределения предприятий по социальным выплатам на одного работника, изобразить ряды распределения графически;

4) на основе равноинтервального ряда распределения предприятий по социальным выплатам на одного работника рассчитать показатели центра распределения – среднюю, моду, медиану;

5) рассчитать основные показатели вариации – размах вариации; среднее линейное отклонение, дисперсию, коэффициент вариации;

6) на основе полученных результатов сделать выводы.

Распределение данных по вариантам:

Вариант 1 – данные о предприятиях городов 1-10;

Вариант 2 – данные о предприятиях городов 6-15;

Вариант 3 – данные о предприятиях городов 11-20;

Вариант 4 – данные о предприятиях городов 16-25;

Вариант 5 – данные о предприятиях городов 21-30.

ЗАДАНИЕ №2.

Известна динамика производства основных продуктов питания в России на душу населения:

Год Сахар, кг Овощи, кг Зерно, кг Картофель, кг Яйца, шт.
26,3
26,5
26,2
27,0
26,0
39,0
44,0
57,0
53,4
58,4
57,0

1. Рассчитайте показатели, характеризующие динамический ряд:

а) средний уровень;

б) абсолютные приросты (цепные и базисные);

в) темпы роста и прироста (цепные и базисные);

г) среднегодовой темп роста.

2. Выявите основную тенденцию производства продуктов методом аналитического выравнивания.

3. Дайте экономическую интерпретацию полученного уравнения.

4. Произведите прогноз производства продуктов на душу населения в России на 2008 год.

5. Сформулируйте соответствующие выводы.

Распределение данных по вариантам:

Вариант 1 – данные по производству сахара;

Вариант 2 – данные по производству овощей;

Вариант 3 – данные по производству зерна;

Вариант 4 – данные по производству картофеля;

Вариант 5 – данные по производству яиц.

ЗАДАНИЕ №3.

При контрольной проверке качества поставленной в торговлю колбасы получены следующие данные:

Номер проб
Процент содержания соли 5,3 5,0 4,8 4,5 3,9 5,1 6,0 4,0 5,1 4,9

1. Рассчитайте среднюю и предельную ошибки выборки.

2. Определите в каких переделах будет заключен средний процент содержания соли в колбасе в генеральной совокупности?

3. Сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №4.

На предприятии работает 2000 человек. Обследовано методом случайной бесповторной выборки 500 человек, из которых 300 выполняли дневную норму выработки. Определите границы доверительного предела генеральной совокупности, в которых находится доля рабочих, не выполнявших норму выработки, с вероятностью Р=0,954.

ЗАДАНИЕ №5.

Городским управлением МНС проведен контроль физических лиц на предмет добросовестности уплаты налогов. 15 мая осуществлена механическая бесповторная выборка налогоплательщиков объемом 500 человек, что составляет 0,1% общей численности экономически активного населения. Выявлено, что 75 человек предоставили заниженные данные о доходах. С вероятностью Р=0,954 определите пределы, в которых будет находиться доля физических лиц, совершивших налоговое правонарушение в отчетном году.

ЗАДАНИЕ №6.

В порядке механической выборки обследован возраст 100 студентов вуза из общего числа 2000 человек. Результаты обработки материалов наблюдения следующие:

Возраст, лет
Число студентов, чел.

1. Рассчитайте величину средней ошибки выборки при определении возраста студентов на основе выборки.

2. Определите вероятные пределы колебания возраста студентов для генеральной совокупности при вероятности 0,997.

3. Сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №7.

С целью определения трудоемкости изготовления деталей на предприятии произведен хронометраж работы 50 рабочих, отобранных в случайном порядке. По данным обследования получили, что средняя продолжительность изготовления деталей одним рабочим равна 10 мин., при этом среднее квадратическое отклонение составляет 1 мин.

Определите:

1) как изменится ошибка выборки, если объем выборочной совокупности увеличить в 1,5 раза?

2) как скажется на ошибке выборки увеличение дисперсии в 2 раза?

3) как изменится ошибка выборки, если с увеличением дисперсии в 1,44 раза объем выборочной совокупности увеличить в 2,5 раза?

4) как изменится ошибка выборки, если численность генеральной совокупности увеличить в 3 раза?

ЗАДАНИЕ №8.

Имеются данные о численности работников и их заработной плате в вузах региона:

Специализация работников Численность работников, чел. Заработная плата, руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
Технические
Экономические

1. Определите индивидуальные и общие индексы численности работников, их заработной платы и фондов зарплаты вузов.

2. Определите в относительном и абсолютном выражении изменение средней заработной платы по факторам, влияющим на нее.

3. Проанализируйте изменение общего фонда заработной платы в абсолютном выражении за счет факторов, влияющих на его изменение (изменение общей численности работников, изменение структуры работников, изменение зарплаты в отдельных вузах).

4. Установите взаимосвязь индексов и сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №9.

Имеются данные о численности работников и общих фондах заработной платы предприятий города:

Предприятия Численность работников, чел. Фонд заработной платы, тыс.руб.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период

1. Определите в относительном и абсолютном выражении изменение средней заработной платы по факторам, влияющим на нее.

2. Проанализируйте изменение общего фонда заработной платы в абсолютном выражении за счет изменения: а) общей численности работников; б) структуры работников; в) зарплаты работников на разных предприятиях.

3. Установите взаимосвязь индексов и сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №10.

Имеются данные о реализации продукции:

Виды продукции Единицы измерения Количество продукции Цена единицы продукции, руб.
январь февраль январь февраль
А шт.
Б т
В м

1. Определите индивидуальные и общие индексы количества продукции, цен и выручки от реализации продукции.

2. Постройте систему индексов для анализа изменения общей выручки в феврале по сравнению с январем.

3. Определите изменение выручки в абсолютном выражении за счет факторов, влияющих на ее изменение: а) объема реализованной продукции; б) цен за единицу продукции.

4. Сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №11.

Имеются данные по группе зерновых культур:

Вид культур Посевная площадь, га Урожайность, ц/га.
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
пшеница
рожь
ячмень

1. Определите индивидуальные и общие индексы посевной площади, урожайности и валового сбора.

2. Постройте систему индексов для анализа изменения валового сбора зерновых культур в отчетном периоде по сравнению с базисным.

3. Проанализируйте изменение валового сбора зерновых культур в абсолютном выражении за счет изменения:

- общего размера посевной площади;

- структуры посевных площадей;

- урожайности отдельных культур.

4. Сформулируйте соответствующие выводы.

ЗАДАНИЕ №12.

Плановый и фактический уровни урожайности отдельных культур в хозяйстве составили:

Вид культур Посевная площадь, га Валовой сбор, т/га.
План факт план факт
пшеница
лен
картофель

1. Определите индивидуальный и общий индексы урожайности культур.

2. Рассчитайте экономию (перерасход) посевной площади вследствие изменения урожайности по отдельным культурам по сравнению с планом.

3. Проанализируйте изменение валового сбора всех культур в абсолютном выражении за счет изменения:

- общего размера посевной площади;

- структуры посевных площадей;

- урожайности отдельных культур.

Сформулируйте соответствующие выводы.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

(основная)

1. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. – М.: Инфра–М., 1998.

2. Громыко Г.Л. Теория статистики: Практикум.– М.: Инфра–М, 2004.

3. Статистика: Учебное пособие./ Под ред. В.Г. Ионина, 2 изд. – М.: Инфра–М, 2003.

4. Теория статистики. /Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1988.

5. Социальная статистика./ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. М.Г.Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002.

(дополнительная)

7. Россия в цифрах: Статистический сборник: Госкомстат России, 2000-2004 гг.

8. Вопросы статистики: Ежемесячный научно-информационный журнал Госкомстата РФ по статистике.

9. Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

10.Практикум по социальной статистике: Учебное пособие/ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Экономист, 2004.

7.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

MS Office, прикладные статистические программы «Статистика», SPSS и др., сайты: http://www.ed.vseved.ru/

7.3. Методические указания студентам

1. Повторить основные понятия теории вероятностей и математической статистики, особенно темы: числовые характеристики вариационного ряд, проверка статистических гипотез;

2. Научиться выполнять все расчеты в электронных таблицах и пользоваться мастером диаграмм.

7.4.Методические рекомендации для преподавателя

1. В силу очень небольшого количества часов на практические занятия по напарвлению «социально-экономическое образование» удается рассмотреть только наиболее часто встречающиеся типовые задачи. Предлагаемый банк даннх для заданий содержит все основные задачи, которые должны уцметь решать студенты. Поэтому для них могут быть предложены различные самостоятельные и индивидуальные работы.

2. Темы:

- Понятие о статистической таблице, ее основные элементы. Виды таблиц по характеру подлежащего и сказуемого. Основные приемы построения таблиц. Чтение и анализ таблиц. Таблицы матрицы. Таблицы сопряженности.

- Понятие о статистическом графике, его элементы. Классификация видов графиков. Диаграмма сравнения. Структурная диаграмма. Диаграммы динамики. Статистические карты.

предлагаются для самостоятельного изучения студентами, поскольку не требуют специальных знаний и креативности.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Наши рекомендации