Индивидуальные индексы: определение и расчет.
3. Общие индексы: агрегатные индексы и общие индексы как средние из индивидуальных.
4. Индексы постоянного и переменного состава, индексы структурных сдвигов, территориальные индексы.
- Индексный метод изучения взаимосвязей.
Вопросы по тематике экономических индексов рассматриваются в литературе: 1 (гл. 10), 2 (гл. 10), 3 (гл. 6).
Задачи для самостоятельного решения
Задача №7.1.
Имеются следующие данные за два периода о ценах и объемах реализации трех видов товаров по одному из торговых предприятий:
Вид товара | Базисный период | Текущий период | ||
Цена за единицу, руб., p0 | Кол-во реализованного товара, шт, q0 | Цена за единицу, руб., p1 | Кол-во реализованного товара, шт, q1 | |
А Б В |
Рассчитать:
1) индивидуальные индексы цен (по каждому виду товаров);
2) индивидуальные индексы реализации товаров;
3) общий индекс цен;
4) общий индекс физического объема реализации;
5) общий индекс товарооборота.
Задача №7.2.
Рассчитать по приводимым ниже данным общие индексы:
1) физического объема реализованных товаров;
2) цен;
3) стоимости всех товаров.
Вид товара | Индивидуальный индекс цен, % | Стоимость реализованного товара, тыс.руб. | |
июль | август | ||
А Б В |
Задача №7.3.
Имеются следующие данные по РФ об урожайности и валовом сборе пшеницы 2004г. и 2005г.:
Зерновая культура | Урожайность, ц/га | Валовой сбор, млн ц | ||
2004 год | 2005 год | 2004 год | 2005 год | |
Пшеница озимая Пшеница яровая |
Рассчитать:
1) индексы урожайности пшеницы переменного и фиксированного составов;
2) индекс структурных сдвигов (влияние изменения структуры посевных площадей на динамику средней урожайности);
3) абсолютное изменение валового сбора пшеницы в 2001 году по сравнению с 2000 годом – всего и в том числе за счет изменения:
- урожайности озимой и яровой пшеницы;
- посевных площадей;
- структуры посевных площадей.
Задача №7.4.
Имеются следующие данные по промышленному предприятию:
Изделие | Общие затраты на производство в 2005 году, млн руб. | Изменение себестоимости изделия в 2005 году по сравнению 2004 годом, % |
А Б В | +8,0 +5,6 +2,5 |
Определить:
1) общий индекс себестоимости изделий в 2005 г. по сравнению с 2004 г.;
2) абсолютное изменение общих затрат на производство в зависимости от себестоимости изделий.
Задача №7.5.
Имеются следующие данные по предприятию:
Вид продукции | Выпуск продукции, тыс.ед. | Затраты времени на единицу продукции, человеко-час | ||
базисный период | отчетный период | базисный период | отчетный период | |
А Б В | 4,2 3,0 2,0 | 4,0 3,0 1,90 |
Определить:
1) общий индекс физического объема продукции;
2) изменение производительности труда по каждому виду продукции;
3) общий индекс производительности труда на предприятии в целом;
4) абсолютное изменение общих затрат рабочего времени на производство продукции и в том числе за счет изменения:
- производительности труда;
- объема выпускаемой продукции.
Контрольные вопросы:
1. Какие индексы называются индивидуальными, а какие общими?
2. Какие существуют способы построения общих индексов?
3. В чем суть построения агрегатных индексов?
4. Как рассчитываются агрегатные индексы цен и физического объема?
5. Как строятся средние индексы из индивидуальных? Какова методика их расчета?
6. В чем суть индексов переменного и фиксированного составов? Как они рассчитываются?
7. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как они рассчитываются?
8. Какая взаимосвязь между индексами переменного и фиксированного составов и структурных сдвигов?
9. Методика факторного анализ в динамике сложных показателей.
10. Понятие и исчисление территориальных индексов.
Тема. Статистическое изучение взаимосвязей
социально-экономических явлений.
Цель: дать студентам представление о существующих связях между явлениями и их признаками, их видах и задачах корреляционно-регрессионного анализа. Научить студентов методам корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязей между социально-экономическими явлениями и оценки тесноты связи между показателями.
Форма проведения занятия: практическое занятие.
План практического занятия:
1. Виды и формы взаимосвязей.
2. Роль качественного анализа в изучении взаимосвязей.
3. Простейшие методы изучения статистических взаимосвязей.
4. Задачи и условия применения корреляционно-регрессионного анализа.
5. Оценка существенности корреляции.
6. Основные показатели измерения тесноты связи.
Вопросы по применению корреляционно-регрессионного анализа и оценке тесноты связи между показателями рассматриваются в литературе: 1 (гл. 7), 2 (гл. 8), 3 (гл. 7).
Задачи для самостоятельного решения
Задача №8.1.
Установить взаимосвязь балансовой прибыли со стоимостным выпуском продукции по данным интервальной группировки 40 фирм:
Выпуск продукции, Х млн руб. | Балансовая прибыль, Y млн руб. | Число фирм |
300-400 400-500 500-600 600-700 700-800 | 10-20, 20-30, 30-40 20-30, 30-40, 40-50 30-40, 40-50, 50-60 40-50, 50-60 50-60 | 2, 4, 2 1, 5, 3 4, 8, 2 2, 4 |
Задача №8.2.
Оценить взаимосвязь пола и количества работников, занятых в сезонных отраслях, по данным приведенной ниже таблицы:
Пол работников | Численность занятых в отраслях | ИТОГО | ||||
сезонных | постоянных | |||||
тыс.чел. | доля | тыс.чел. | доля | тыс.чел. | доля | |
Мужской Женский | 0,181 0,298 | 0,257 0,264 | 0,438 0,562 | |||
Итого | 0,479 | 0,521 |
Задача №8.3.
Оценить взаимосвязь способностей студентов к точным и гуманитарным наукам по приведенным ниже данным:
Группа студентов | Ранг способности к наукам | d=Rx-Ry | d2 | Q | P | |
точным, Rx | гуманитарным, Ry | |||||
А Б В Г Д Е Ж З И К | -2 -8 -5 -2 -2 | |||||
Итого | - | - | - |
Задача №8.4.
Оценить взаимосвязь формы собственности предприятий и уровня жизни их работников по данным, приведенным ниже:
Форма собственности | Уровень жизни работников, тыс.чел. | Итого | |||
прекрасный | высокий | средний | низкий | ||
Акционерная Индивидуальная Муниципальная Государственная | |||||
Итого |
Контрольные вопросы:
1. Приведите классификацию взаимосвязей.
2. Какие методы изучения статистических взаимосвязей вы знаете?
3. Перечислите задачи корреляционного и регрессионного анализа.
4. В чем заключается методика оценки тесноты связи?
5. Дайте понятие и приведите расчет линейного коэффициента корреляции.
6. В чем заключается исследование степени тесноты связи с помощью уравнения регрессии?
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Задания для коллоквиума по теме «Ряды динамики»
1-й вариант
Имеются следующие данные о грузообороте предприятий транспорта (ГПТ) в одном из регионов:
Год | |||||||||||
ГПТ, млрд т·км |
Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.
2-й вариант
Годовой выпуск товарной продукции (ТП) предприятия представлен следующим интервальным (периодным) рядом динамики:
Год | ||||||||
ТП, млн руб. |
Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.
3-й вариант
Отправление грузов (ОГ) железнодорожным транспортом в 2005 году характеризуется следующим моментным рядом динамики:
Месяц | ||||||||||||
ОГ, млн т |
Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.
4-й вариант
Вклады населения в Сберегательный банк одного из регионов РФ в 2006 году представлены следующим моментным рядом динамики:
Месяц | ||||||||||||
Вклады, млрд руб. |
Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.
Задания для коллоквиума по теме «Основы выборочного наблюдения»
1-й вариант
Для определения среднего возраста рабочих фирмы проведена 5%-ная бесповторная выборка со следующими данными:
Возраст рабочих хi, лет | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 |
Число рабочих fi |
С вероятностью 0,988 установить доверительные интервалы среднего возраста рабочих и их доли в возрасте старше 50 лет.
2-й вариант
Для определения среднего числа детей в семье в городе проведена 4%-ная бесповторная выборка со следующими данными:
Число детей в семье хi, чел. | ||||||
Число семей, fi |
С вероятностью 0,866 установить доверительные интервалы среднего числа детей в семье и доли семей с числом детей до 3 человек.
3-й вариант
Для определения среднего коммерческого стажа бизнесменов района проведена 5%-ная бесповторная выборка со следующими данными:
Стаж хi, лет | до 3 | 3-5 | 5-7 | 7-9 | более 9 |
Число бизнесменов, fi |
С вероятностью 0,954 установить доверительные интервалы среднего коммерческого стажа и доли бизнесменов со стажем до 7 лет.
4-й вариант
Для определения среднего возраста студентов очной формы обучения в вузе проведена 10%-ная бесповторная выборка со следующими данными:
Возраст студентов хi, лет | |||||||
Число студентов fi |
С вероятностью 0,954 установить доверительные интервалы среднего возраста и доли студентов в возрасте до 21 года.
Задания для коллоквиума по теме «Экономические индексы»
1-й вариант
Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной выручки по следующим данным:
Товар | Базисный период | Текущий период | ||
Цена за единицу, руб./кг p0 | Кол-во реализованного товара, кг q0 | Цена за единицу, руб./кг p1 | Кол-во реализованного товара, кг q1 | |
А Б В |
2-й вариант
Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общего и частного стоимостного выпуска продукции (А=З*к) по следующим данным:
Вид запасов | Базисный период | Отчетный период | ||
стоимость запасов, тыс.руб. З0 | число оборотов запасов к0 | стоимость запасов, тыс.руб. З1 | число оборотов запасов к1 | |
А Б В | 8,0 8,0 | 8,0 9,0 9,0 |
3-й вариант
Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной трудоемкости (Т=q*t) по следующим данным:
Продукция | Базисный период | Отчетный период | ||
произведено продукции, шт. q0 | норма времени, чел-час/шт. t0 | произведено продукции, шт. q1 | норма времени, чел-час/шт. t1 | |
А Б В | 1,0 1,2 0,9 | 0,9 1,0 0,8 |
4-й вариант
Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной стоимости кредита (С=К*i) по следующим данным:
Банк | Базисный период | Отчетный период | ||
сумма кредита, млн руб. К0 | процентная ставка i0 | сумма кредита, млн руб. К1 | процентная ставка i1 | |
А Б В | 0,26 0,18 0,16 | 6,0 | 0,25 0,21 0,17 |
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ