Индивидуальные индексы: определение и расчет.

3. Общие индексы: агрегатные индексы и общие индексы как средние из индивидуальных.

4. Индексы постоянного и переменного состава, индексы структурных сдвигов, территориальные индексы.

  1. Индексный метод изучения взаимосвязей.

Вопросы по тематике экономических индексов рассматриваются в литературе: 1 (гл. 10), 2 (гл. 10), 3 (гл. 6).

Задачи для самостоятельного решения

Задача №7.1.

Имеются следующие данные за два периода о ценах и объемах реализации трех видов товаров по одному из торговых предприятий:

Вид товара Базисный период Текущий период
Цена за единицу, руб., p0 Кол-во реализованного товара, шт, q0 Цена за единицу, руб., p1 Кол-во реализованного товара, шт, q1
А Б В

Рассчитать:

1) индивидуальные индексы цен (по каждому виду товаров);

2) индивидуальные индексы реализации товаров;

3) общий индекс цен;

4) общий индекс физического объема реализации;

5) общий индекс товарооборота.

Задача №7.2.

Рассчитать по приводимым ниже данным общие индексы:

1) физического объема реализованных товаров;

2) цен;

3) стоимости всех товаров.

Вид товара Индивидуальный индекс цен, % Стоимость реализованного товара, тыс.руб.
июль август
А Б В

Задача №7.3.

Имеются следующие данные по РФ об урожайности и валовом сборе пшеницы 2004г. и 2005г.:

Зерновая культура Урожайность, ц/га Валовой сбор, млн ц
2004 год 2005 год 2004 год 2005 год
Пшеница озимая Пшеница яровая

Рассчитать:

1) индексы урожайности пшеницы переменного и фиксированного составов;

2) индекс структурных сдвигов (влияние изменения структуры посевных площадей на динамику средней урожайности);

3) абсолютное изменение валового сбора пшеницы в 2001 году по сравнению с 2000 годом – всего и в том числе за счет изменения:

- урожайности озимой и яровой пшеницы;

- посевных площадей;

- структуры посевных площадей.

Задача №7.4.

Имеются следующие данные по промышленному предприятию:

Изделие Общие затраты на производство в 2005 году, млн руб. Изменение себестоимости изделия в 2005 году по сравнению 2004 годом, %
А Б В +8,0 +5,6 +2,5

Определить:

1) общий индекс себестоимости изделий в 2005 г. по сравнению с 2004 г.;

2) абсолютное изменение общих затрат на производство в зависимости от себестоимости изделий.

Задача №7.5.

Имеются следующие данные по предприятию:

Вид продукции Выпуск продукции, тыс.ед. Затраты времени на единицу продукции, человеко-час
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
А Б В 4,2 3,0 2,0 4,0 3,0 1,90


Определить:

1) общий индекс физического объема продукции;

2) изменение производительности труда по каждому виду продукции;

3) общий индекс производительности труда на предприятии в целом;

4) абсолютное изменение общих затрат рабочего времени на производство продукции и в том числе за счет изменения:

- производительности труда;

- объема выпускаемой продукции.

Контрольные вопросы:

1. Какие индексы называются индивидуальными, а какие общими?

2. Какие существуют способы построения общих индексов?

3. В чем суть построения агрегатных индексов?

4. Как рассчитываются агрегатные индексы цен и физического объема?

5. Как строятся средние индексы из индивидуальных? Какова методика их расчета?

6. В чем суть индексов переменного и фиксированного составов? Как они рассчитываются?

7. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как они рассчитываются?

8. Какая взаимосвязь между индексами переменного и фиксированного составов и структурных сдвигов?

9. Методика факторного анализ в динамике сложных показателей.

10. Понятие и исчисление территориальных индексов.

Тема. Статистическое изучение взаимосвязей

социально-экономических явлений.

Цель: дать студентам представление о существующих связях между явлениями и их признаками, их видах и задачах корреляционно-регрессионного анализа. Научить студентов методам корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязей между социально-экономическими явлениями и оценки тесноты связи между показателями.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

План практического занятия:

1. Виды и формы взаимосвязей.

2. Роль качественного анализа в изучении взаимосвязей.

3. Простейшие методы изучения статистических взаимосвязей.

4. Задачи и условия применения корреляционно-регрессионного анализа.

5. Оценка существенности корреляции.

6. Основные показатели измерения тесноты связи.

Вопросы по применению корреляционно-регрессионного анализа и оценке тесноты связи между показателями рассматриваются в литературе: 1 (гл. 7), 2 (гл. 8), 3 (гл. 7).

Задачи для самостоятельного решения

Задача №8.1.

Установить взаимосвязь балансовой прибыли со стоимостным выпуском продукции по данным интервальной группировки 40 фирм:

Выпуск продукции, Х млн руб. Балансовая прибыль, Y млн руб. Число фирм
300-400 400-500 500-600 600-700 700-800 10-20, 20-30, 30-40 20-30, 30-40, 40-50 30-40, 40-50, 50-60 40-50, 50-60 50-60 2, 4, 2 1, 5, 3 4, 8, 2 2, 4

Задача №8.2.

Оценить взаимосвязь пола и количества работников, занятых в сезонных отраслях, по данным приведенной ниже таблицы:

Пол работников Численность занятых в отраслях ИТОГО
сезонных постоянных
тыс.чел. доля тыс.чел. доля тыс.чел. доля
Мужской Женский 0,181 0,298 0,257 0,264 0,438 0,562
Итого 0,479 0,521

Задача №8.3.

Оценить взаимосвязь способностей студентов к точным и гуманитарным наукам по приведенным ниже данным:

Группа студентов Ранг способности к наукам d=Rx-Ry d2 Q P
точным, Rx гуманитарным, Ry
А Б В Г Д Е Ж З И К -2 -8 -5 -2 -2
Итого - - -

Задача №8.4.

Оценить взаимосвязь формы собственности предприятий и уровня жизни их работников по данным, приведенным ниже:

Форма собственности Уровень жизни работников, тыс.чел. Итого
прекрасный высокий средний низкий
Акционерная Индивидуальная Муниципальная Государственная            
Итого

Контрольные вопросы:

1. Приведите классификацию взаимосвязей.

2. Какие методы изучения статистических взаимосвязей вы знаете?

3. Перечислите задачи корреляционного и регрессионного анализа.

4. В чем заключается методика оценки тесноты связи?

5. Дайте понятие и приведите расчет линейного коэффициента корреляции.

6. В чем заключается исследование степени тесноты связи с помощью уравнения регрессии?

ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Задания для коллоквиума по теме «Ряды динамики»

1-й вариант

Имеются следующие данные о грузообороте предприятий транспорта (ГПТ) в одном из регионов:

Год
ГПТ, млрд т·км

Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.

2-й вариант

Годовой выпуск товарной продукции (ТП) предприятия представлен следующим интервальным (периодным) рядом динамики:

Год
ТП, млн руб.

Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.

3-й вариант

Отправление грузов (ОГ) железнодорожным транспортом в 2005 году характеризуется следующим моментным рядом динамики:

Месяц
ОГ, млн т

Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.

4-й вариант

Вклады населения в Сберегательный банк одного из регионов РФ в 2006 году представлены следующим моментным рядом динамики:

Месяц
Вклады, млрд руб.

Вычислить абсолютные, относительные, средние изменения и их темпы базисным и цепным способами. Проверить ряд на наличие тренда, произвести сглаживание ряда методом скользящей средней и выровнять по уравнению прямой линии, проверив на адекватность по критерию Фишера.

Задания для коллоквиума по теме «Основы выборочного наблюдения»

1-й вариант

Для определения среднего возраста рабочих фирмы проведена 5%-ная бесповторная выборка со следующими данными:

Возраст рабочих хi, лет 20-30 30-40 40-50 50-60
Число рабочих fi

С вероятностью 0,988 установить доверительные интервалы среднего возраста рабочих и их доли в возрасте старше 50 лет.

2-й вариант

Для определения среднего числа детей в семье в городе проведена 4%-ная бесповторная выборка со следующими данными:

Число детей в семье хi, чел.
Число семей, fi

С вероятностью 0,866 установить доверительные интервалы среднего числа детей в семье и доли семей с числом детей до 3 человек.

3-й вариант

Для определения среднего коммерческого стажа бизнесменов района проведена 5%-ная бесповторная выборка со следующими данными:

Стаж хi, лет до 3 3-5 5-7 7-9 более 9
Число бизнесменов, fi

С вероятностью 0,954 установить доверительные интервалы среднего коммерческого стажа и доли бизнесменов со стажем до 7 лет.

4-й вариант

Для определения среднего возраста студентов очной формы обучения в вузе проведена 10%-ная бесповторная выборка со следующими данными:

Возраст студентов хi, лет
Число студентов fi

С вероятностью 0,954 установить доверительные интервалы среднего возраста и доли студентов в возрасте до 21 года.

Задания для коллоквиума по теме «Экономические индексы»

1-й вариант

Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной выручки по следующим данным:

Товар Базисный период Текущий период
Цена за единицу, руб./кг p0 Кол-во реализованного товара, кг q0 Цена за единицу, руб./кг p1 Кол-во реализованного товара, кг q1
А Б В          

2-й вариант

Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общего и частного стоимостного выпуска продукции (А=З*к) по следующим данным:

Вид запасов Базисный период Отчетный период
стоимость запасов, тыс.руб. З0 число оборотов запасов к0 стоимость запасов, тыс.руб. З1 число оборотов запасов к1
А Б В     8,0 8,0     8,0 9,0 9,0  

3-й вариант

Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной трудоемкости (Т=q*t) по следующим данным:

Продукция   Базисный период Отчетный период
произведено продукции, шт. q0 норма времени, чел-час/шт. t0 произведено продукции, шт. q1 норма времени, чел-час/шт. t1
А Б В     1,0 1,2 0,9     0,9 1,0 0,8  

4-й вариант

Рассчитать индексы и выполнить факторный анализ общей и частной стоимости кредита (С=К*i) по следующим данным:

Банк   Базисный период Отчетный период
сумма кредита, млн руб. К0 процентная ставка i0 сумма кредита, млн руб. К1 процентная ставка i1
А Б В     0,26 0,18 0,16   6,0   0,25 0,21 0,17  

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Наши рекомендации