Определение индексов сезонности реализации продукции
Периодические колебания, которые имеют постоянный годовой период, определяются как сезонные колебания (сезонные волны).
Сезонные колебания характеризуются в статистики индексами сезонности
Индекс сезонности ( ) – отношение средней величины уровня, рассчитанной для каждого из 12 календарных месяцев за ряд лет ( ), к среднемесячному уровню ряда динамики за весь рассматриваемый период ( ), выраженное в процентах:
, (29)
где – средний уровень за i - ый месяц года;
– среднемесячный уровень за весь пятилетний период исследования.
Расчёты индексов сезонности для данных табл.1 в табл. 7.
Таблица 7
Расчётная таблица для определения индексов сезонности
Месяц | Объем реализации, тыс. тонн | Средне- месячный объем реализации, тыс. тонн | Индекс сезонности, % | ||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |||
январь | 1 435,0 | 1 330,2 | 1 287,3 | 1 304,7 | 1 262,3 | 1 323,9 | 67,77 |
февраль | 1 375,1 | 1 340,3 | 1 300,7 | 1 324,0 | 1 250,7 | 1 318,2 | 67,48 |
март | 1 610,9 | 1 620,1 | 1 577,3 | 1 589,0 | 1 612,0 | 1 601,9 | 82,00 |
апрель | 2 211,6 | 2 150,5 | 2 061,3 | 2 088,7 | 1 950,0 | 2 092,4 | 107,11 |
май | 2 563,1 | 2 500,6 | 2 450,7 | 2 440,7 | 2 350,8 | 2 461,2 | 125,99 |
июнь | 2 837,9 | 2 755,8 | 2 706,7 | 2 989,3 | 2 628,0 | 2 783,5 | 142,49 |
июль | 4 040,9 | 3 980,0 | 3 920,0 | 2 961,3 | 2 606,0 | 3 501,6 | 179,25 |
август | 2 488,2 | 2 420,1 | 2 368,7 | 2 367,6 | 2 178,2 | 2 364,6 | 121,05 |
сентябрь | 2 014,3 | 1 980,2 | 1 928,7 | 1 879,3 | 1 857,3 | 1 932,0 | 98,90 |
октябрь | 1 637,7 | 1 620,9 | 1 580,5 | 1 553,3 | 1 544,0 | 1 587,3 | 81,26 |
ноябрь | 1 328,4 | 1 267,4 | 1 220,0 | 1 218,0 | 1 200,7 | 1 246,9 | 63,83 |
декабрь | 1 300,3 | 1 279,8 | 1 242,7 | 1 172,0 | 1 144,7 | 1 227,9 | 62,86 |
Итого | 24 843,4 | 24 245,9 | 23 644,6 | 22 887,9 | 21 584,7 | 1 953,4 | 100,0 |
Вывод:В динамике объёмов реализации продукции явно прослеживается наличие сезонной компоненты. Наибольшим средним значением объёмов реализации продукции за пять лет характеризуется месяц июль – 3501,6 тыс. тонн ( =179,25%), а наименьшее среднее значение приходится на декабрь – 1227,9 тыс. тонн ( =62,86%).
Построение сезонной волны реализации продукции
На основании полученных в табл.7 данных об индексах сезонности построен график сезонной волны (рис 5).
Рис.5. Сезонная волна динамики объёмов реализации за пятилетний период
Вывод.График сезонной волны (рис. 5), наглядно демонстрирует наличие сезонной компоненты в реализации произведённой продукции: наибольшими объёмами реализации характеризуется месяцы май, июнь, июль, август, а наименьшими – январь, февраль, ноябрь, декабрь .
Задание 4
На основании ряда динамики годовых объёмов реализации продукции (табл.1), а также данных, полученных при выполнении задания 1, 2, необходимо сделать прогноз на последующие 2 года вперёд с использованием:
- среднего абсолютного прироста;
- среднего темпа роста;
- аналитического выравнивания ряда динамики по прямой.
Сделать выводы по результатам выполнения задания 4.
Выполнение задания 4
Целью выполнения данного задания является построение методом экстраполяции прогноза объёмов реализации продукции, произведённого одного из регионов РФ, на ближайшую перспективу.
Применение метода экстраполяции основано на инерционности развития социально-экономических явлений и заключается в предположении о том, что тенденция развития данного явления в будущем не будет претерпевать каких-либо существенных изменений. При этом с целью получения окончательного прогноза всегда следует учитывать все имеющиеся предпосылки и гипотезы дальнейшего развития рассматриваемого социально-экономического явления. Прогноз, сделанный на период экстраполяции (период упреждения), больший 1/3 периода исследования не может считаться научно обоснованным.