Как правильно нужно выбирать духовного учителя?
«Выбор дикша-гуру – это серьезный шаг в жизни ученика. Настоятельно рекомендуется отнестись к выбору дикша-гуру со всей серьезностью. «Новоиспеченное» влечение к гуру может оказаться достаточно шаткой опорой во взаимоотношениях в сравнении с пониманием духовного учителя, приобретенным в результате слушания и продолжительного общения. Поскольку, всем обусловленным душам присуща тенденция совершать ошибки, следует осуществлять свой выбор с большой осторожностью, основываясь на наставлениях священных писаний. Начальная привязанность может быть осквернена различными мирскими представлениями и потому не может служить единственной опорой для принятия окончательного решения. Примерами таких второстепенных факторов, на которых может основываться искаженное влечение, являются дружелюбная манера общения, личное обаяние, харизма гуру, его талант в вайшнавских искусствах (например, красивое пение) или остроумные лекции. В выборе духовного учителя нужно, прежде всего, смотреть на то, насколько он сам следует своим гуру и ачарье-основателю. Привязанность, основанная на внешних качествах, не имеет под собой духовной основы и может надолго стать причиной трудностей для ученика».
(Шиварама Свами в книге «Шикша-гуру»)
В каком случае ученик может отвергнуть гуру?
Гуру можно отвергнуть, если он падает из-за потворства своим чувствам, становится маявади (провозглашает себя Богом) или оскорбителем предавшихся Богу людей. Также от гуру следует отказаться, если он совершает дурные поступки, скрываясь под маской преданного.
Если ученик отказывается от дикша-гуру по любым другим причинам, он совершает серьезное оскорбление, которое приведет его к падению.
Прежде чем принять решение отвергнуть гуру, ученик должен сначала подойти к старшим преданным и в смиренном состоянии сознания поделиться своим сомнением в гуру и попросить совета.
ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ КУРСА
Очень важно понять, что именно сформированное у нас мировоззрение является причиной наших страданий. Лучший и единственно верный способ изменить мировоззрение – это обучение и правильное общение.
Чтобы научиться видеть мир совершенным образом, необходимо принять ВЕДЫ – знание исходящее от Самого Бога, ибо только Он является источником непогрешимого и совершенного знания, способного помочь нам. Запредельное знание невозможно постичь при помощи своих несовершенных чувств и ума.
ВЕДЫ можно постичь, только поставив себя в смиренное положение, которое на практике выражается в том, что искренний ученик принимает прибежище у истинного духовного учителя.
4. Истинный духовный учитель обладает следующими качествами:
- он осознал заключения священных писаний, тщательно изучив их, и способен убедить других в этих выводах;
- он принял прибежище у Господа и утвердился на духовном уровне;
- он равнодушен к соблазнам материального мира;
- он принадлежит к цепи ученической преемственности – парампаре.
В книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады содержится суть всей философии Вед. Изучив эти книги под руководством «ныне действующих» духовных учителей, любой человек сможет достичь совершенства своей жизни. Поэтому очень важно развить привычку ежедневно читать и изучать эти книги.
6. Ученик сможет получить трансцендентное знание, если он:
- не будет лениться, а наоборот будет прилагать усилия, работая над собой;
- желает слушать истинного духовного учителя с открытым сердцем и со смирением;
- размышляет над услышанными знаниями и смиренно задает вопросы, желая лучше понять услышанное;
- готов служить духовному учителю;
- проявляет покорность в исполнении наставлений духовного учителя;
- имеет твердую веру в духовного учителя;
- предан Всевышнему Господу.
7. Господь, являясь источником трансцендентного знания, уполномочивает Своих преданных передавать это знание в соответствии с законом ученической преемственности, желая помочь обусловленным живым существам вернуться назад домой к Богу. Более всего ученик соприкасается с дикша и шикша-гуру, поэтому они играют наиболее важную роль в его жизни. Ученику надо научиться такому видению, что Сам Господь воплотился перед ним в форме одного дикша-гуру и многих шикша-гуру. В этом заключается их единство. В то же время, не отвергая их онтологического равенства, ему следует знать, что каждый из них исполняет свои функции. Дикша-гуру является «изначальным» или «настоящим» духовным учителем. Шикша-гуру подкрепляют наставления дикша-гуру, и исполняют подчиненную роль, помогая ученику приблизиться к дикша-гуру.
8. Для более успешного постижения трансцендентного знания рекомендуется:
1) Ежедневно читать книги Шрилы Прабхупады в порядке, рекомендованном вашим духовным наставником.
2) Повторять на четках маха-мантру, поскольку это самый могущественный процесс очищения сердца: