Йад агре чанубандхе ча сукхам моханам атманах

нидраласйа-прамадоттхам тат тамасам удахритам

тат – то; сукхам – счастье; йат – которое; (представляет собой) моханам – заблуждение; атманам – для атмы; агре – в начале; ча – и; анубандхе – в конце; ча – а также; уттхам – рождается; нидра – из сонливости; аласйа – лени; (и) прамада – бездумности; удахритам – именуется; тамамсам – подвластным гуне тьмы.

Счастье, которое от начала до конца скрывает истинную природу души и которое рождается из сна, лени, небрежности и равнодушия, именуентся счастьем в тамо-гуне.

Пракашика-вритти

Счастье тоже бывает трех видов. Об этом говорится и в «Шримад-Бхагаватам» (11.25.29):

саттвикам сукхам атмоттхам вишайоттхам ту раджасам

тамасам моха-даинйоттхам ниргунам мад-апашрайам

«Счастье, черпаемое из самоосознания, относится к уровню саттвы; счастье, которое рождается из чувственных удовольствий, имеет природу раджаса; счастье, порождаемое заблуждением и низостью, обладает природой тамаса, а счастье, которое приходит от слушания о Верховном Господе и прославления Его, находится на уровне ниргуны».

Текст 40

на тад асти притхивйам ва диви девешу ва пунах

саттвам пракрити-джаир муктам йад эбхих сйат трибхир гунаих

притхивйам – на земле; ва – или; пунах – даже; девешу – среди полубогов; диви – в раю; тат – там; на асти – не бывает; саттвам – существ; йат – которые; сйат – могут быть; муктам – свободными; эбхих – от этих; трибхих – трех; гунаих – гун; пракрити-джаих – порожденных материальной природой.

Ни среди людей и других обтателей земли, ни даже среди полубогов, обитателей Сварги, – во всем творении нет никого и ничего, что было бы свободно от влияния этих трех гун, порожденных материальной природой.

Бхаванувада

Завершая тему гун, Верховный Господь добавляет к сказанному еще кое-что. Слова тат саттвам означают, что ни одно существо и ни один предмет во вселенной не свободны от влияния трех гун, порождаемых материальной природой. Таким образом, все в этом мире соткано из гун, и ценно в нем только то, что находится на уровне саттвы, а не раджаса или тамаса. Таков смысл стихов, посвященных теме трех гун.

Пракашика-вритти

Верховный Господь завершает тему словами: «Все, что связано с материальным миром, соткано из трех гун природы. И все, что относится к уровню саттвы, имеет преимущества. Человеку следует взойти на этот уровень и принимать только то, что обладает свойством благости. А чтобы вообще избавиться от рабства материального бытия, он должен обратиться к тому, что находится на уровне ниргуны. К этому уровню относятся: Сам Господь, Его преданные, бхакти и все, что используется в служении Господу, включая различные бхавы. Без этого джива не сможет обрести высшее благо. И потому каждый раумный человек должен обязательно постараться возвыситься над тремя гунами природы, воспользовавшись могуществом садху-санги. Достигнув уровня ниргуны, нужно посвятить себя ниргуна-према-майи севе, чистому, полному любви служению Верховному Господу». Ниже приводится таблица гун, которая поможет садхаке понять три гуны природы и ниргуна-таттву.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.25.30-31) приводится описание различных предметов и понятий, находящихся под влиянием разных гун. Господь говорит Уддхаве:

дравйам дешах пхалам кало джнанам карма ча караках

шраддхавастхакритир ништха траи-гунйах сарва эва хи

сарве гуна-майа бхавах пурушавйакта-дхиштхитах

дриштам шрутам анудхйатам буддхйа ва пурушаршабха

«Разные предметы, места проживания, плоды усилий, время, знание, карма, исполнители действий, вера, устремления – все соткано из трех гун материальной природы. О лучший из людей, все, что можно слышать, видеть или постигать умом, находится в пределах пракрити и пуруши и потому состоит из этих трех гун».

Как же преодолеть влияние трех гун природы? На этот вопрос в «Шримад-Бхагаватам» (11.25.32) дается такой ответ:

этах самсритайах пумсо гуна-карма-нибандханах

йенеме нирджитах саумйа гуна дживена читта-джах

«О любезный, из-за того что джива по ошибке принимает тело за саму себя, она попадает под влияние гун и кармы и странствует по вселенной, рождаясь в самых разных телах. Те же, на кого повлияло общение с бхактами, начинают заниматься бхакти-йогой. Это помогает им одолеть воздействие гун, проявленых в уме как ложное эго (когда тело принимают за свое ‘я’), и они развивают неуклонную преданность Мне. Так человек обретает возможность служить Мне в Моей обители».

Верховный Господь является ниргуна-таттвой. К этой же таттве относятся и Его преданные. Ананья бхакти и связанные с ним составляющие – тоже ниргуна. В силу непостижимого могущества Господа ниргуной становится и все многообразие предметов и настроений, которыми бхакты пользуются в служении Господу. Эта истина провозглашается во многих утверждениях шастр, в том числе и в «Шримад-Бхагаватам».

ТАБЛИЦА ВЛИЯНИЯ ГУН

Предмет Саттва Раджас Тамас Ниргуна
Имущество (дравья) Благоприятно, легко достижимо Приносит удовлетворе-ние чувствам Нечисто, развивает привязан-ность Предлагается Господу
Место проживания (деша) В лесу В деревенском доме (или в городе) Там, где играют в азартные игры Там, где живет Господь
Плоды (пхала), или счастье Рождается из знания о душе Рождается из наслаждения объектами чувств Рождается из заблуждения и страданий Рождается из киртана и других видов преданного служения
Время (кала) Приводит к счастью, религиозно-сти и знанию Приводит к несчастью, славе и богатству Приводит к скорби и заблуждению Приводит к блаженству полного любви служения Верховному Господу
Знание (гьяна) Связано с душой Полно сомнений Связано только с мирскими наслаждения-ми и едой Связано с Господом
Деятельность (карма) Посвященная Господу нишкама-карма Сакама-карма, плоды которой посвящаются Господу Совершается вопреки указаниям шастр (без ограничений), сопровожда-ется насилием и т.п. Шраванам, киртанам и.д.
Исполнитель (карака) Свободен от привязанно-стей Поглощен объектами чувств Лишен благоразумия Предан Господу
Вера (шраддха) Направлена на атму Направлена на карму Направлена на адхарму Направлена на преданное служение
Состояние бытия (авастха) Бодрствова-ние Сновидения Глубокий сон Божествен-ность
Облик тела Полубог Человек Дерево или камень Слуга Верховного Господа
Устремление (ништха) Сварга Земля Ад Полное любви служение Верховному Господу

Текст 41

брахмана-кшатрийа-вишам шудрананча парантапа

кармани правибхактани свабхава-прабхаваир гунаих

парантапа – о покоритель врагов; кармани – деятельность; брахмана – жрецов или интеллектуалов; вишам – торговцев и защитников коров; кшатрийа – воинов и руководителей; ча – и; шудранам – рабочих; правибхактани – разделяется; гунаих – сообразно их качествам; прабхаваих – которые порождены; свабхава – особенностями их природы.

О Парантапа, обязанности брахмана, кшатрия, вайшьи и шудры определяются наклонностями, что порождены природой каждого из них.

Бхаванувада

Дживы, подверженные влиянию гун материальной природы, обретут удачу и достигнут совершеннства, если будут поклоняться Парамешваре, выполняя предписанные в шастрах обязанности, которые соответствуют их наклонностям. Желая раскрыть эту истину, Верховный Господь, начиная со слов брахмана-кшатрийа-вишам, произносит этот и следующие пять стихов.

Слова свабхава-прабхаваир гунаих указывают на особенности характера, порожденные гунами природы – саттвой и другими. Все многообразие кармы делится на различные ее виды сообразно влиянию на человека материальных гун и предписывается, соответственно, брахманам, кшатриям и остальным. Так определяются их обязанности.

Пракашика-вритти

Чтобы возвысить людей над уровнем трех гун материальной природы и постепенно подвести их к более высокой адхикаре, Верховный Господь Шри Кришна устанавливает варна-дхарму, распределяя обязанности сообразно влияющим на людей гунам (качествам) и присущей им карме (деятельности). Система чистых варн очень благоприятна для человека, полезна и научна. Но с течением времени люди утратили веру в эту систему, ибо не раз были свидетелями недостойного поведения ее так называемых последователей. Они перестали в нее верить настолько, что в наши дни даже простые жители Индии осуждают систему варнашрамы за, якобы, порожденную ею дискриминацию и классовую вражду. Люди заявляют, будто именно варна-дхарма стала главной причиной упадка Индии во всех сферах – социальной, политической и экономической. Они утверждают, что из-за варнашрама-дхармы индийцы оказались в ряду наиболее отсталых народов. И сейчас большинство жителей Индии полны решимости до конца уничтожить варна-дхарму и построить атеистическое общество, лишенное каких бы то ни было варн. Очень легко разрушить нечто полезное, но пробудить в людях интерес к полезному, в данном случае – к идеальному обществу, – или стараться сделать что-то в этом направлении чрезвычайно трудно. Пусть же Господь наделит этих людей достаточным разумом. Хорошо ли они подумали, прежде чем принять свое решение? Или они просто поддались мимолетным настроениям и потому теперь так жаждут погубить жизнь каждого и жизнь общества в целом? В этой связи мы приводим несколько отрывков из «Шри Чайтанья-Шикшамриты» Шрилы Бхактивинода Тхакура. Обращаясь к исполненному веры читателю, мы смиренно просим его внимательно изучить эти отрывки и постараться понять их.

«Наклонности человека, его качества зависят только от его природы, сва-бхавы. И деятельность, которой человек занимается, должна соответствовать этой его природе. Усилия, которые не соответствуют его индивидуальной природе, не приносят желаемых плодов. Слово «талант» мы зачастую используем, чтобы указать на способности, отличающие природу одного человека от природы другого. Не так-то просто изменить сформировавшийся характер, поэтому человек должен добывать средства к существованию и строить свою духовную жизнь, занимаясь деятельностью, которая сотетствует его характеру. В Индии люди разделены на четыре варны, соответствующие четырем основным наклонностям человека. Когда каждый в обществе занимает естественное положение и следует правилам системы варн, деятельность общества сама собой становится плодотворной и люди получают от нее наибольшее благо. Система варн имеет под собой серьезную научную основу. И построенное на такой основе общество достойно того, чтобы его почитало все человечество.

Некоторые могут усомниться в ценности варнашрамы, сказав: ‘В Европе и Америке никто не следует предписаниям, связанным с особенностями варн, однако жизнь там намного более развита – будь то сфера экономики или науки – чем жизнь в Индии’. И люди приходят к выводу, что система варн бесполезна. Но подобные сомнения не имеют под собой оснований, ибо Европейские народы существуют сравнительно недавно. Члены любого нового общества всегда отличаются большей силой и энтузиазмом. Обладая этой силой и воодушевлением, они вершат всевозможные дела и пользуются достижениями в науке и искусстве, которые сохранились у более древних народов. Однако все новые народы постепенно исчерпывают себя, поскольку их общественное устройство не имеет научной основы. Что же касается изначальной системы варн, что существовала в Индии во времена древних Ариев, то ее отдельные признаки можно видеть в этой стране даже сегодня, хотя она уже довольно стара и слаба.

В прежние времена Древний Рим и Греция были могущественней и цивилизованней нынешних европейских государств, но что стало с ними теперь? Они утратили свою собственную систему сословий и переняли религию и общественное устройство новых государств, так что теперь представители этих сословий не любят даже вспоминать о былом величии их благородных предков. Но, хотя общество Ариев в древней Индии намного старше Римской империи и Древней Греции, нынешние Арии по-прежнему гордятся своими великими праотцами. В чем же причина этого? В том, что основа общества Ариев – а именно, система варнашрамы – была настолько прочной, что ее социальные черты и признаки существуют по сей день. Даже потомки Раны, потерпевшие поражение от млеччх, все равно считают себя славными потомками Шри Рамачандры. До тех пор, пока система варн существует в Индии, ее жители, несомненно, будут достойны зваться Ариями. Они никогда не станут анарйами (не-Ариями), как бы низко им ни пришлось опуститься из-за устарелости и ветхости их общества.

Европейские потомки Ариев, в том числе древние римляне, смешались и объединились с низшими сословиями, такими, как Хана и Бхандала. Изучив структуру нынешних европейских обществ, можно обнаружить: все, что есть привлекательного в них, так или иначе связано с тем, что они как-то переняли основы системы варн, и теперь это проявляется через их собственные природные наклонности. Те из жителей Европы, кто обладает природой вайшьев, препочитают заниматься бизнесом и только поэтому начинают процветать в материальном отношении. Те, кто обладает природой кшатриев, добровольно идут в солдаты, а имеющие природу шудр, как правило, нанимаются в прислугу. На самом деле, ни одно общество не может существовать без той или иной формы варна-дхармы. Устраивая, например, брак, люди все равно интересуются и учитывают особенности характера и принадлежность к определенному сословию жениха и невесты.

Однако, хотя варна-дхарма частично существует в Европе, ее там нет в полной, научно обоснованной форме. Чем больше в стране развита наука и культура, тем больше и полнее в ней будет проявлена варна-дхарма. В любой деятельности есть два пути: научный и ненаучный. До тех пор, пока деятельность не имеет под собой научной основы, она носит ненаучный характер. Например, до того как был изобретен мотор и корабельные винты, люди плавали на парусниках, завися от ветра. Когда же появились созданные на научной основе пароходы, все стали путешествовать на пароходах. Тот же принцип приложим и в отношении общества. Покуда в государстве нет четко установленной системы варн, жизнь общества будет неразвитой, лишенной научной основы. Такая элементарная, примитивная форма варны, позволяющая как-то управлять обществом,существует сегодня во всем мире, за исключением Индии. Индию называют карма-кшетрой – страной, где карму совершают должным образом.

Тут вполне может возникнуть вопрос, действиетльно ли система варн функционирует в современной Индии должным образом. Ответ, конечно же, будет отрицательным. Хотя в былые века система варн процветала, с течением времени она стала подобна больному человеку. И потому в наши дни в Индии наблюдается упадок этой системы. В чем же, вы спросите, заключается ее болезнь? Ответом будет следующее разъяснение.

К началу Трета-юги общество Ариев достигло своего наивысшего развития. Именно в это время была установлена система варнашрамы. Тогда же были разработаны способы определения принадлежности человека к той или иной варне на основе особенностей его природы. Обретя необходимые качества, человек начинал действовать в рамках той или иной варны, выполняя соответсвующие обязанности. Вся деятельность в обществе была распределена так, что каждому было очень удобно заниматься делом, соответствовавшим его наклонностям и характеру. Если у кого-то отец был вне системы варн, такому человеку помогали определить свою природу и отводили ему соответствующее положение в обществе. Об этом свидетельствуют в Ведах истории жизни Джабали, Гаутамы, Джанашрути, Читраратхи и многих других. Варна человека определялась по его природным наклонностям, а также учитывалось его происхождение, если была известна варна отца. А Агнивеша, потомок Наришьянты, сам стал великим мудрецом по имени Джатукарна. Это от него берет начало известный род брахманов – Агнивешьяяна. А в роду Аилы положение брахмана обрел Джахну, сын Хотры. В династии Бхарадхваджи, потомка Бхараты и царя, которого звали еще Витатхом, берут начало две ветви: в одной из них, что идет от Нары, рождались кшатрии, а в другой потомки Гарги стали брахманами. А в династии царя Бхарьяшвы родились такие маудгалья-готра брахманы, как Шатананда и Крипачарья. В шастрах есть еще много подобных примеров; здесь упомянута лишь небольшая их часть.

Когда система варн действовала на цивилизованном уровне, слава Индии простиралась по миру, словно яркое сияние полуденного солнца. Жители всех стран почитали Индию и принимали ее правителей и духовных наставников как своих собственных. Египтяне и китайцы с великой верой и почтением внимали советам индийцев.

Такая чистая варнашрама-дхарма просуществовала в Индии долгое время. Позже Джамадагни и его сын Парашурама, обладавшие природой кшатриев, были незаконно приняты за брахманов, хотя они оставили брахманское сословие, поскольку не обладали соответствующей природой. Это нарушило устоявшийся в мире порядок, и между брахманами и кшатриями разгорелся спор. Печальным исходом этого спора стало то, что в системе варн начали делать упор на происхождение. С течением времени в обществе негласно утвердилась искаженная система варн, ложные принципы которой даже проникли в писания, например, в Ману-смрити. Кшатрии потеряли возможность достичь более высокого положения (варны) и потому восстали. Они поддержали буддизм и все силы сосредоточили на уничтожении брахманов. Чем активнее действие, тем сильнее противодействие. Когда противостоящий Ведам буддизм появился, чтобы подавить брахманов, система варн, основанная на принципе происхождения, укоренилась еще больше. Так возник конфликт между этой непродуманной системой и духом национализма, что постепенно привело к гибели арийской цивилизации в Индии.

Движимые корыстью, так называемые брахманы, у которых уже не было брахманских качеств, создали свои собственные писания и с их помощью стали обманывать людей из других варн. Так называемые кшатрии, утратившие подлинный дух кшатрия и рыцарские достоинства, не захотели больше участвовать в сражениях и постепенно растеряли свои царства. Позже они стали исповедовать буддизм, который во многом уступает ведической дхарме. Вайшьи, лишенные подлинных задатков к торговле и утратившие острый ум, стали проповедовать религии наподобие джайнизма. В такой обстановке мировые торговые связи Индии пошли на убыль, и шудры, лишенные добродетелей настоящих шудр, стали почти разбойниками, ибо не могли найти себе достойного занятия. Все это привело к тому, что изучение и обсуждение сат-шастр, таких, как Веды, постепенно прекратилось. Правители млеччх,воспользовавшись ситуацией,стали нападать на Индию и устанавливать там свою власть. Это нанесло удар по кораблестроению в Индии, а потом из-за неверного управления оно и вовсе перестало существовать. Так возрастало влияние Кали. Увы! Индийские Арии, бывшие некогда правителями и наставниками мира, дошли до того жалкого состояния, свидетелями которого мы теперь являемся. И причина этого не в том, что индийская цивилизация отжила свой век, а в том, что в систему варн проникло множество недостатков.

Парамешвара – изначальный владыка любых систем и живых существ. Он способен устранить всё неблагоприятное и одарить всех благом. Если пожелает, Он может прислать сюда Своего представителя, который восстановит варнашрама-дхарму. Даже создатели Пуран утверждают, что Шри Калки-дев низойдет на землю и восстановит былое величие варнашрамы. О таком же ожидании повествует история царя Мару и Девапи.

А теперь обсудим связанные с варнашрама-дхармой правила и предписания (видхи). В Дхарма-шастре подробно описаны обязанности, которые должны выполнять представители различных варн. Тема данной книги не позволяет нам изложить их во всех деталях. Сообщим лишь, что в обязанности брахманов входит угощение гостей, омовения трижды в день, поклонение полубогам и богиням, изучение Вед, преподавание, совершение пуджи, соблюдение обетов, например, упанаяны (ношения священного шнура), брахмачарья (обет целомудрия) и санньяса (отречение от мира). Кшатрии должны сражаться за дхарму, править царством, защищать подданных и раздавать щедрые пожертвования. Вайшьи обязаны защищать животных и заниматься торговлей. Шудры имеют право поклоняться полубогам без произнесения мантр, а также служить представителям трех других варн.

Помимо занятий, предписанных каждой варне, все мужчины и женщины имеют право жениться, поклоняться Верховному Господу (практиковать ишвара-бхакти), заниматься благотворительностью, давать милостыню, служить гуру, почитать гостей, совершать очистительные обряды, устраивать праздники, раздавать коров, производить на свет потомство и следовать правилам поведения. Женщины должны служить своим мужьям. Главный принцип варнашрамы состоит в том, что человек имеет право заниматься деятельностью, которая соответствует его природным наклоннолстям. Не кривя душой, каждый может для себя определить, на какой род занятий он имеет право. Если человек не может сделать это сам, он должен обратиться к гуру, который поможет ему распознать наклонности и определит для него род занятий. Вайшнавы, пребывающие на уровне ниргуны и стремящиеся узнать больше подробностей на эту тему, должны обратиться к ‘Сат-крия-сара-дипике’ Шрилы Гопалы Бхатты Госвами».

Текст 42

шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча

джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам

шамах – владение умом; дамах – владение чувствами; тапах – аскетизм; шаучам – чистота; кшантих – терпение; арджавам – простота; ча – а также; эва – конечно; джнанам – духовное знание; виджнанам – осознание; (и) астикйам – твердая вера в философские утверждения шастр; (таковы) карма – обязанности; брахма – брахманов; свабхава-джам – рожденные из их природы.

Владение умом и чувствами, аскетизм, чистота, терпение, простота, знание об атме и бхаджане, а также твердая вера в шастры и глубокое их понимание – таковы качества и обязанности (карма) брахманов, берущие начало в их собственной природе.

Бхаванувада

Здесь описаны обязанности (карма) брахманов, находящихся, в основном, под влиянием саттва-гуны. Слово шамах относится к владению внутренним чувством – умом, а дамах – к владению внешними чувствами, или органами чувств. Тапах подразумевает обязанности, выполняемые с помощью тела. Гьяна и вигьяна – это знание и глубокое понимание шастр. Астиката – твердая вера в смысл заключенного в шастрах послания и пояснений к нему. Все это составляет естественную карму (занятие) брахманов.

Пракашика-вритти

Качества брахманов описаны и в «Шримад-Бхагаватам» (7.11.21). К ним относятся: владение умом и чувствами, аскетизм, чистота, удовлетворенность, терпение, простота, знание, милость, правдивость и бхагавад-бхакти.

шамо, дамас тапах шаучам сантошах кшантир арджавам

джнанам дайачйутатматвам сатйам ча брахма-лакшанам

То же самое Шри Кришна говорит в «Бхагаватам» (11.17.16) Уддхаве: владение умом, совершение аскезы, чистота, утвлетворенность, терпение, простота, бхагавад-бхакти, милость и правдивость суть добродетели брахманов.

В другой части «Шримад-Бхагаватам» (5.5.24) Ришабхадев говорит:

дхрита танур ушати ме пурани

йенеха саттвам парамам павитрам

шамо дамах сатйам ануграхаш ча

тапас титикшанубхаваш ча йатра

«Кто может превзойти брахманов? Своей ученостью они хранят Меня, принявшего необычайно прекрасный изначальный образ Вед – воплощения духовного звука. Кроме того, они наделены восемью чистейшими добродетелями саттва-гуны – владением умом, владением чувствами, правдивостью, добротой, аскетизмом, терпением, знанием и мудростью (бхакти)».

Тут необходимо понять, что истинный брахман, наделенный такими добродетелями, не может совершить насилие или причинить вред отдельному человеку, обществу или целому народу. Наоборот, такие души – лучшие друзья всех живых существ. И это – абсолютная правда. Другие же, кто лишен брахманских добродетелей, но при этом лицемерно причисляет себя к брахманам, несомненно, приносят обществу огромный вред. С другой стороны, из-за этого не нужно злиться на всю систему варнашрамы и стремиться ее полностью уничтожить. Чтобы исправить проникшие в нее недостатки, нужно просто научиться почитать тех, кто на самом деле обладает качествами брахмана.

Согласно «Гите», степень почтения к человеку должна соответствовать его варне, которую определяют по его качествам, поступкам, наклонностям и впечатлениям из прошлых жизней. Тогда в нашем обществе могут появиться брахманы, подобные Васиштхе, Нараде или Вьясе. Если в обществе появятся такие возвышенные брахманы, а также кшатрии, подобные Шри Раме, Арджуне, Бхиме и Махарадже Бхарате, на всей земле воцарится мир и радость.

Формирующееся в наши дни атеистическое общество не придает никакого значения роли сословий в человеческой жизни. Но это порождает лишь убийства, грабежи, разбой, обман и прочие виды греха. Повсюду распространяется страх и смятение. Мир еще не знал такого бедственного положения, как сейчас. В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35) сказано:

йасйа йал-лакшанам проктам пумсо варнабхивйанджакам

йад анйатрапи дришйета тат тенаива винирдишет

«Принадлежность человека к тому или иному сословию можно определить по особым признакам, описанным в шастрах для определения варны. Варна человека определяется по этим признакам, а не только по его просихождению». В наше время нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада, основатель всемирной «Миссии Гаудия-вайшнавов» (Gaudiya Mission), возродил принципы даива-варнашрама-дхармы, опираясь в своей проповеди на многочисленные свидетельства из шрути и смрити, а также на освященные веками традиции.

Текст 43

шаурйам теджо дхритир дакшйам йуддхе чапй апалайанам

данам ишвара-бхаваш ча кшатрам карма-свабхава-джам

шаурйам – героизм; теджах – отвага; дхритих – стойкость; дакшйах – ловкость; ча – а; апи – также; апалайанам – способность не убегать; йуддхе – с поля боя; данам – великодушие; ча – и; ишвара-бхава – способность руководить; (составляют) кшатра-карма – деятельность правителей и воинов; джам – рожденную; свабхава – из их природы.

Героизм, отвага, стойкость, ловкость, рвение в бой, великодушие и способность руководить – это деятельность, присущая кшатриям.

Бхаванувада

В этом стихе описываются занятия кшатриев, в ком влияние раджо-гуны преобладает над влиянием саттвы. Шаурйа – это героизм, отвага; теджах – воинственность и мужество; дхритих означает «терпение» («стойкость и решимость»), а ишвара-бхавах – способность, или склонность руководить людьми. Таковы врожденные качества кшатрия.

Пракашика-вритти

В «Шримад-Бхагаватам» (7.11.22) тоже сказано:

шаурйам вирйам дхритис теджас тйагаш чатма-джайах кшама

брахманйата прасадаш ча ракша ча кшатра-лакшанам

«Отвага в бою, героизм, стойкость, мужество, принесение жертв, владение умом, великодушие, преданность брахманам, благосклонность к подданным и готовность их защищать – вот свойства кшатриев».

Текст 44

криши-го-ракшйа-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам

паричарйатмакам карма шудрасйапи свабхава-джам

карма – занятие; ваишйа – вайшьев; сва-бхава-джам – рожденное из их природы; (это) криши – земледелие; го-ракшйа – забота о коровах; (и) ваниджйам – торговля; апи – а; карма – занятие; шудрасйа – шудр; свабхава-джам – рожденное из их природы; (это) атмакам – естественная склонность; паричарйа – служить.

Обязанность, по природе присущая вайшьям, состоит в том, чтобы возделывать землю, заботиться о коровах и торговать или заниматься ремеслом. А естественная обязанность шудр – служить представителям других варн.

Бхаванувада

На вайшьев большей частью влияет раджо-гуна, а влияние тамо-гуны незначительно. Земледелие, забота о коровах, торговля и т.п. – это естественные занятия вайшьев. Таких людей называют го-ракшака (защитниками коров), ибо они разводят коров и заботятся о них. Что касается шудр, то на них больше влияет тамо-гуна. Их естественное занятие – служить брахманам, кшатриям и вайшьям.

Текст 45

све све карманй абхиратах самсиддхим лабхате нарах

сва-карма ниратах сиддхим йатха виндати тач чхрину

абхиратах – будучи привязан; све све – каждый к своему; кармани – занятию; нарах – человек; лабхате – достигает; самсиддхим – полного совершенства (способности обрести гьяну); шрину – теперь послушай; тат – о то; йатха – как; виндати – он приходит; сиддхим – к совершенству; ниратах – через привязанность; сва-карма – к этому занятию.

Каждый охотно занимается делом, которое отвечает его природным наклонностям. Благодаря этому человек становится способен обрести совершенную гьяну. Послушай же о том, как человек, выполняя свои обязанности, может прийти к совершенству.

Текст 46

йатах правриттир бхутанам йена сарвам идам татам

сва-кармана там абхйарчйа сиддхим виндати манавах

манавах – человек; виндати – достигает; сиддхим – совершенства; сва-кармана – выполняя свои обязанности; абхйарчйа – как поклонение; там – Ему; йатах – от которого; (происходит) правриттих – проявление; бхутанам – вспех живых существ; (и) йена – которым; идам – эта; сарвам – вся (вселенная); татам – пронизана.

Человек достигает совершенства, выполняя свои обязанности (карму) в духе поклонения Парамешваре, из которого проявляются все дживы и кто пронизывает Собой этот мир.

Бхаванувада

Достичь Парамешвары, в ком берут начало все живые существа, человек может, совершая для Него пуджу и арчану с такой мольбой: «Пусть же Господь будет доволен тем, как я выполняю эту работу (карму)». Человек поступает правильно, когда поклоняется Парамешваре с таким чувством.

Текст 47

шрейан сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат

свабхава-нийатам карма курван напноти килбишам

шрейан – лучше; (пусть) сва-дхармах – собственные обязанности; (будут) вигунах – выполнены несовершенно; пара-дхармат – (чем) чужие обязанности; су-ануштхитат – выполнять очень хорошо; курван – выполняя; карма – работу; свабхава-нийатам – присущую собственной природе; (человек) на апноти – не навлекает (на себя); килбишам – грех.

Лучше выполнять собственные обязанности (сва-дхарму), пусть они не столь возвышенны и совершенны, чем браться за выполнение чужого, более высокого долга (пара-дхармы). Занимаясь сва-дхармой, человек не навлекает на себя грех.

Бхаванувада

«Не нужно браться за деятельность, относящуюся к уровню саттвы, и пренебрегать собственной дхармой только потому, что она относится к уровню раджаса». Такова идея, которую Верховный Господь выражает в этом стихе. Даже если человек не может правильно выполнять свои более низкие по уровню обязанности, ему все равно лучше заниматься своим делом, чем даже в совершенстве выполнять пара-дхарму, которая кажется ему более возвышенной. «Поэтому, Арджуна, тебе не стоит отказываться от сва-дхармы – участия в битве – только потому, что ты видишь грех в убийстве родственников и хочешь взяться за пара-дхарму – деятельность тех, кто странствует по свету и живет на подаяния».

Пракашика-вритти

Тут нужно понимать, что наставлению, содержащемуся в этом стихе, нужно следовать лишь в том случае, когда под сва-дхармой подразумевается варнашрама дхарма. Если же слово сва-дхарма указывает на атма-дхарму, преданное служение Господу Хари, то надо следовать наставлениям из таких стихов, как сарва-дхарман паритйаджйа. Когда под сва-дхармой подразумевается атма-дхарма, слово пара-дхарма означает деятельность, связанную с телом и умом. До тех пор, пока человек не развил веру в атма-дхарму, ему лучше выполнять обязанности, которые соответствуют его природе. Как сказано в «шримад-Бхагаватам» (11.20.9),

тават кармани курвита на нирвидйета йавата

мат-катха-шраванадау ва шраддха йаван на джайате

«Пока человек не пресытился корыстной деятельностью и не развил вкус к бхаджане, совершаемой с помощью шраванам, киртанам и прочего, ему нужно следовать указаниям шастр».

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Лучше заниматься сва-дхармой даже несовершенным образом, чем в совершенстве выполнять пара-дхарму. Сва-дхарма – это обязанности, налагаемые сообразно природным наклонностям человека и особенностям его характера. Именно поэтому, даже если человек не всегда правильно выполняет сва-дхарму, она все равно идет ему на пользу. Человек никогда не навлечет на себя грех, если будет выполнять обязанности, соответствующие его природе».

Текст 48

саха-джам карма каунтейа са-дошам апи на тйаджет

сарварамбха хи дошена дхуменагнир ивавритах

каунтейа – о сын Кунти; на тйаджет – нельзя отказываться; карма – от работы; саха-джам – соответствующей естественным наклонностям; апи – даже если; са-дошам – в ней есть недостатки; хи – поистине; сарва-арамбхах – любые усилия; авритах – покрыты; дошена – несовершенством; ива – как; агних – огонь; (покрыт) дхумена – дымом.

О Каунтея, человек не должен отказываться от естественных для него занятий, даже если они в чем-то несовершенны, ибо в любом деле есть недостатки, как дым всегда есть

Наши рекомендации