Йо лока-трайам авишйа бибхартй авйайа ишварах

ту – но; (есть) анйах – другая; уттамах – божественная; пурушах – личность; удахритах – описанная (мудрецами); ити – как; парама-атма – Сверхдуша; ишварах – повелитель; авйайах – неизменный; йах – который; авишйа – входит; лока-трайам – в три мира; бибхарти – проявляет (их).

Но есть другой верховный акшара-пуруша.Имя Ему – Параматма. Это Ишвара, неизменный владыка, что входит в три мира и поддерживает их бытие.

Бхаванувада

Описав Брахман, которому поклоняются гьяни, Верховный Господь описывает теперь Параматму – предмет поклонения йогов. Слово ту (но) указывает на свойства, которые заметно отличаются от описанного прежде акшара пуруши (Брахмана). В «Гите» (6.46) уже говорилось, что йоги в духовном отношении превосходят людей, идущих путем гьяны: гьянибхйо‘пи мато‘дхикарах кармибхйаш чадхико йоги. Из этого утверждения следует, что Абсолютная Истина проявляет Себя настолько, насколько развит в духовном отношении тот, кто Ей поклоняется.

Параматма-таттва описана здесь как Ишвара – неизменный (авйайах) владыка, который входит в три мира и поддерживает их существование. Это и есть Параматма.

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: «Второй акшара-пуруша – это Параматма. Он выше первого, Брахмана. Он – Ишвара. Войдя в три мира, Он хранит и поддерживает их бытие».

Текст 18

йасмат кшарам атито‘хам акшарад апи чоттамах

ато‘сми локе веде ча пратхитах пурушоттамах

йасмат – поскольку; ахам – Я; атитах – запределен; кшарам – склонным ошибаться; ча – и; апи – даже; уттамах – запределен; акшарат – непогрешимым; атах – поэтому; асми – (Я) являюсь; пратхитах – известным; ча – и; локе – в миру; (и) веде – в Ведах; (как) пуруша-уттамах – Верховная Личность.

Поскольку Я превыше кшара-таттвы (склонной ошибаться дживы) и даже акшара-таттвы (двух пуруш, Брахмана и Параматмы), Меня и в миру, и в Ведах величают Пурушоттамой, Верховной Личностью.

Бхаванувада

После того как Верховный Господь описал Параматму, предмет поклонения йогов, Он описывает бхагават-таттву – Божество, которому поклоняются бхакты. Из всех образов бхагават-таттвы Пурушоттамой является только образ Кришны. Этот стих Господь произносит для того, чтобы объяснить смысл понятия «Пурушоттама» и описать Свое высшее положение. Его сварупа-таттва, божественный образ, превыше кшара-пуруши, или склонной ошибаться дживы. Кроме того, Он превыше акшара-брахмы и нирвикара (неизменной) Параматмы. Как сказано в «гите» (6.47), йогинам апи сарвешам мад гатенантаратмана – «Тот, кто с верой непрестанно поклоняется Мне и в сердце своем думает лишь обо Мне одном, является лучшим из йогов. Таково Мое мнение». Духовный уровень садхаки определяется уровнем и особенностями Божества, которому он поклоняется. Поскольку Шри Кришна – высшее проявление Абсолютной Истины, тот, кто поклоняется Ему, стоит на высшем уровне йоги. Слово ча в комментируемом стихе указывает на то, что из всех высочайших проявлений бхагават-таттвы Сваям Бхагаван Шри Кришна занимает самое высокое положение, превосходя даже повелителя Вайкунтхи, Нараяну.В «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) Шри Сута Госвами говорит: «Некоторые из божественных личностей являются Его частями, а некоторые из них – частями Его частей. Но Сваям Бхагаван – это только Сам Шри Кришна». Из этого утверждения Суты Госвами следует, что Кришна – Абсолютная Истина.

Единая трансцендентная Истина, сач-чид-ананда, описывается с помощью трех слов – Брахман, Параматма и Бхагаван, – однако обозначаемые ими таттвы по изначальной природе своей (сварупе) неотличны друг от друга. В «Шримад-Бхагаватам» (6.9.35) тоже говорится: сварупа двйабхават – «У Тебя нет двух сваруп». Тем не менее, исходя из разницы в садхане и в плодах поклонения Брахману, Параматме и Бхагавану, можно видеть определенные различия в единой трансцендентной реальности. Гьяна, йога и бхакти – этот методы, с помощью которых, соответственно, гьяни, йоги и бхакты достигают своей цели: Брахмана, Параматмы или Бхагавана. На самом деле, усилия на пути гьяны и йоги приводят лишь к мокше, а, занимаясь бхакти, человек становится полным любви спутником Бхагавана. В «Шримад-Бхагаватам» (1.5.12) сказано: «Брахма-гьяна в виде найшкармьи (свободы от мирских наклонностей) не столь привлекательна и благоприятна, если она лишена преданности Господу». А в другом стихе «Бхагаватам» (10.14.5) говорится: «О великая душа, в этом мире было много йогов, которые, не сумев достичь Тебя на пути йоги и прочих методов, посвятили Тебе всю свою деятельность. Только тогда они обрели преданное служение Тебе и с его помощью осознали Твою сварупу и достигли Твоей высшей обители».

Из этих утверждений видно, что без бхакти усилия на пути гьяны или йоги не приведут к мокше. Тем, кто поклоняется Брахману или Параматме, обязательно нужно практиковать бхагавад-бхакти, чтобы обрести плоды, ради которых они прилагают свои усилия. Но тем, кто поклоняется Бхагавану, нет никакой необходимости ради достижения своей цели поклоняться Брахману или Параматме. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.31) говорится: «Для тех, кто занят преданным служением Мне (бхакти-йогой), гьяна и вайрагья не считаются способами достижения высшего совершенства». Помимо того, в «Бхагаватам» (11.20.32.33) сказано: «Занимаясь бхакти, Мои преданные, с легкостью обретают все, чего можно достичь на пути кармы, тапасьи, гьяны и вайрагьи, включая жизнь на Сварге, мокшу, жизнь на Вайкунтхе и прочее. Тот, кто вручил себя Шри Нараяне, достигает четырех целей человеческой жизни – дхармы, артхи, камы и мокши, – не прилагая к этому отдельных усилий».

Можно видеть, что, поклоняясь Бхагавану, многие обретали возможность жить на Сварге, получали мукти или развивали прему, но никому не удавалось обрести прему через поклонение Брахману или Параматме. Хотя с точки зрения таттвы Брахман и Параматма неотличны от Бхагавана, здесь прославляется только величие Верховной Личности Бога.

Свеча, светильник и большое пламя – все это единые по природе источники света, но только большой огонь может избавить от страдания тех, кто измучен холодом. А солнце еще мощнее огня. Точно так же, Бхагаван Шри Кришна является высшей Абсолютной Истиной. Даже те, кто ненавидит Кришну и погряз в грехе – например, Агхасура, Бакасура или Джарасандха, – обрели спасение в виде нирваны, той, что обретают с помощью упорных усилий на пути поклонения Брахману, только тогда, когда его даровал им Шри Кришна. Поэтому Шрила Шридхара Свами весьма уместно приводит в подтверждение высказывание: «Я – основа нирвишеша-брахмана». А Шрила Мадхусудана Сарасвати доказывает высшее положение Шри Кришны, приводя такие слова: «Садхаки, стремящиеся к вечному благу, должны непрестанно поклоняться Шри Кришначандре, чей образ в шрути описан как сач-чид-ананда, чье тело цветом напоминает новое грозовое облако, кто подобен гирлянде на груди Враджа-гопи, кто помогает разумным людям пересечь океан мирского бытия и кто в образе различных аватар являет Свои игры, чтобы облегчить бремя земли. Я не знаю более возвышенной истины, чем лотосоокий Шри Кришна, чей лик подобен полной луне, кто держит в руках чарующую флейту, кто носит желтые одежды и чьи алые губы цветом похожи на плоды бимба. Все шастры свидетельствуют о непревзойденном величии Шри Кришны. И глуп тот, кто не любит слушать эти восхваления. Его ждет адская жизнь». Так Шрила Мадхусудана Сарасвати провозглашает высочайшее положение Шри Кришны. Поэтому нет смысла выражать несогласие с таким объяснением этих трех стихов «Гиты» (15. 16-18).

Пракашика-вритти

Обсуждаемая здесь тема ясно выражена в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):

Наши рекомендации