Йуджйета шока-мохабхйам нидрайа химсайашайа

«Когда на дживу начинает влиять тамо-гуна, которая берет верх над раджо-гуной и саттва-гуной и, стягивая дживу все ниже, лишает ее зравомыслия, проявляются такие качества, как скорбь, заблуждение, сонливость и склонность к насилию». Помимо того, в «Бхагаватам» (11.25.9) сказано: кродхадйаис тамаси йутам – «О преобладающем влиянии тамо-гуны можно судить по таким признакам, как гнев». А что касается поклонения Господу на уровне тамо-гуны, в «Шримад-Бхагаватам» (11.25.11) говорится: химсам ашасйа тамасам – «Человек, который, служа Мне, склонен совершать насилие, находится на уровне тамо-гуны».

Текст 14

Йада саттве правриддхе ту пралайам йати деха-бхрит

Тадоттама-видам локам амалан пратипадйате

йада – когда; деха-бхрит – воплощенная в теле душа; йати – входит; (в) пралайам – разрушение (смерть); (в то время, как) саттве – благость; правриддхе – преобладает; ту – поистине; тада – в это время; пратипадйате – она достигает; амалан – чистых; локан – планет; уттама-видам – людей, знающих трансцендентное.

Когда человек покидает тело, находясь под преобладающим влиянием саттва-гуны, он достигает чистых, высших планет, на которых обитают мудрецы, поклоняющиеся Хираньягарбхе, и которые свободны от влияния раджаса и тамаса.

Бхаванувада

Люди, пребывающие на уровне саттва-гуны, подобно мудрецам, которые поклоняются Хираньягарбхе и знают духовную науку, после смерти отправляются на высшие планеты, где жизнь полна счастья.

Пракашика-вритти

Следующая жизнь дживы определяется той гуной, которая влияет на нее в момент смерти. Если на человека влияет саттва-гуна, он попадает на прекрасные, безупречно чистые планеты почитателей Хираньягарбхи и им подобных. В «Шримад-Бхагаватам» (11.25.22) тоже сказано: саттве пралинах свар йанти – «Если человек умирает, находясь под преобладающим влиянием саттва-гуны, он возносится на Сварга-локу».

Текст 15

Раджаси пралайам гатва карма-сангишу джайате

Татха пралинас тамаси мудха-йонишу джайате

гатва – вступив; (в) пралайам – разрушение (смерть); раджаси – когда (преобладает) страсть; джайате – (человек) рождается; карма-сангишу – среди тех, кто занят корыстной деятельностью; татха – а; пралинах – тот, кто умирает; тамаси – когда (преобладает) невежество; джайате – рождается; мудха-йонишу – из чрева неразумного животного.

Тот, кто умирает, находясь под преобладающим влиянием раджо-гуны, обретает человеческую жизнь среди занятых корыстной деятельностью, а тот, на кого в смертный час влияет тамо-гуна, рождается среди невежественных животных.

Бхаванувада

Слова карма-сангишу указывают на того, кто привязан к карме, корыстной деятельности.

Пракашика-вритти

Если человек умирает, находясь под влиянием раджо-гуны, он потом рождается в семье, где все привязаны к корыстной деятельности. А если на человека в момент смерти очень сильно влияет тамо-гуна, он рождается среди животных. Некоторые полагают, что душа, родившись однажды в человеческом теле, никогда больше не опускается до жизни в телах низших существ. Однако из этого стиха можно понять, что, даже родившись в человеческом теле, душа после смерти этого тела вновь может получить тело животного, если ею движет тамо-гуна, а не саттва. Она даже может отправиться в ад, если совершала такие поступки, как насилие. И не известно, когда она, вернувшись из ада, снова обретет человеческую жизнь. Поэтому каждый человек обязан постепенно подниматься с уровня тамо-гуны на уровень раджо-гуны и потом – на уровень саттва-гуны. Более того, человеку надлежит возвыситься над всеми тремя гунами и стать ниргуной, свободным от влияния гун. Это возможно, если он, общаясь с чистыми преданными, встанет на путь бхакти. Только тот садхака, который практикует ниргуна бхакти, способен узреть Самого Господа. Так его жизнь становится совершенной, и он достигает подлинного успеха в жизни. Особое правило заключается в том, что человек достигает той обители, которая соответствует его уровню сознания в момент смерти: маране йа матих са гатих – «К чему устремляется наш ум в смертный час, туда мы и попадаем в следующей жизни». Поэтому очень важно в минуту смерти думать только о Господе. Памятуя о Нем, человек возвышается до уровня ниргуна бхакти и делает свою жизнь совершенной.

Текст 16

Карманах сукритасйахух саттвикам нирмалам пхалам

Наши рекомендации