Экатвена притхактвена бахудха вишвато-мукхам

анйе – другие; апи – однако; йаджантах – поклоняются; джнана-йаджена – развивая знание; ча – и; анйе – другие; упасате ­– поклоняются; мам – Мне; экатвена – имея представление о единстве; притхактвена – имея представление о двойственности (различии); анйе – другие; бахудха – признавая (веря в) существование многих богов; анйе – другие; вишватах-мукхам – имея представление о вселенском образе.

Среди тех, кто совершает ягью путем обретения знаний, одни поклоняются Мне, имея представление об абсолютном единстве, другие – о двойственности (различии), третьи делают это, выражая почтение полубогам, а кто-то поклоняется Моему вселенскому образу.

Бхаванувада

В этой и предыдущей главе под махатмами подразумеваются только ананья бхакты. Как уже объяснялось, такие преданные более возвышенны, чем другие бхакты, к числу которых относятся, например, страждущие (артта). Здесь Верховный Господь говорит о других трех видах бхакт; о них не упоминалось прежде и они относятся к иной категории. Среди таких людей – ахан-граха упасаки, те, кто отждествляет себя с объектом поклонения, то есть, считает, что дживы и Бхагаван суть одно; пратика упасаки – те, кто, поклоняясь полубогам, считает их верховными владыками, хотя на самом деле полубоги являются лишь различными проявлениями могущества Всевышнего; и вишварупа упасаки – те, кто поклоняется вселенскому образу Господа. Никто из этих бхакт не относится к махатмам, поскольку никто из них не может заниматься садханой, описанной в предыдущем стихе (9.14).

Три видя гьяга-ягьи объяснены в шрути.

1) «О Дева-пуруша, безраздельный Обладатель айшварьи! Все, чем являешься Ты, неотлично от меня, а все, чем являюсь я, неотлично от Тебя». Это называется ахан-граха упасаной, и некоторые гьяни поклоняются Парамешваре, совершая именно такую ягью. Здесь слово ча использовано в значении эвам (тоже), а слово апи подразумевает отказ от всех иных методов. Слово экатвена (единство) означает «считать поклоняющегося неотличным от объекта поклонения». В Тантре говорится: на дево девам арчайет – «Тот, кто сам не полубог, не может поклоняться полубогу». Ахан-граха упасана означает «поклоняться Гопале, считая себя самого Гопалой».

2) К поклонению более низкого уровня относится притхактвена (поклонение в двойственности), при котором поклоняющийся совершает ягью в виде пратика упасаны. Такие люди, опираясь на некоторые утверждения шрути, думают: «Солнце – это Брахман. Вот все, что нужно знать». Кришна здесь говорит: «Но есть люди, у которых еще меньше разума. Они разными способами поклоняются Моему вселенскому образу, считая Меня душой всего сущего». Такое объяснение дает Шрипад Мадхусудана Сарасвати. Некоторые из пратика-упасак думают, что Верховный Господь Вишну – это солнце и что нет иного солнца, кроме Него; другие убеждены, что Он – Индра, единственный без второго, а кто-то считает, что Он – Сома и другого Сомы быть не может. Подобный вид поклонения, при котором различные проявления могущества Господа (вибхути) принимаются за Самого Бхагавана в разных образах, называется пратика упасаной.

3) Поклонение, при котором человек выражает почтение различным вибхути, считая, что Господь Вишну – это все сущее, называется вишварупа-упасаной.

Таким образом, существует три разновидности гьяна-ягьи. Иногда, однако, экатву (единство поклоняющегося и объекта поклонения) и притхактву (поклонение различным вибхути Господа как отличающимся от Него проявлениям) относят к одной категории, потому что они схожи между собой. Например, ахан-граха-упасака считает себя Гопалой, а пратика-упасака – слугой Гопалы. Эти два представления о себе можно сравнить с рекой, что течет к океану. Река отлична от океана, но в то же время она едина с ним. Что касается вишварупа-упасаны, то ее относят к иной категории гьяна-ягьи. Отсюда следует, что в общем и целом гьяна-ягья бывает двух видов.

Пракашика-вритти

Возвышенное положение ананья бхакт становится очевидным, когда их сравнивают с преданными таких категорий, как артта (страждущие) и другие. Только ананья бхакт можно называть махатмами. Утвердив эту истину, Верховный Господь описывает еще три категории поклоняющихся, которые стоят на более низком уровне, чем артта бхакты и остальные. Они не способны следовать садхане ананья бхакт, поэтому их поклонение носит характер ягьи в виде знания с примесью гуни-бхута-бхакти (бхакти, над которым преобладает карма и т.д.). Они размышляют о единстве (экатве), различии, или двойственности (притхактве) и вселенском образе(бахудхе, или вишвато мукхам).

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит от имени Кришны такие разъяснения: «О Арджуна, артта бхакты и подобные им преданные во многом уступают ананья бхактам, именуемым махатмами. Артта бхакт Я уже подробно описал. Сейчас Я опишу три типа преданных, что находятся на еще более низком уровне. Их Я тогда даже не упомянул. Знатоки шастр называют таких преданных ахан-граха упасакми, пратика упасаками и вишварупа упасаками. Из этих трех видов поклоняющихся ахан-граха упасаки превосходят остальных. Они считают себя едиными с Господом. Такой образ мыслей и такое представление о себе является одним из видов ягьи, совершаемой при поклонении Парамешваре. С помощью этой ягьи ахан-граха упасаки поклоняются Брахману, основываясь на идее единства. На более низком уровне стоят практика упасаки. Они считают себя отличными от Бхагавана и поклоняются солнцу, Индре и другим полубогам, не понимая, что полубоги представляют собой лишь различные проявления могущества Верховного Господа, Его вибхути. Те же, кто обладает еще меньшим разумом, поклоняются Господу в Его вселенском образе, вишварупе. Таким образом, существует три разновидности гьяна-ягьи».

Тексты 16-19

Наши рекомендации