Так заканчивается Бхаванувада Сарартхи-Варшини Тики Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к Восьмой главе «Шримад Бхагавад-гиты», дарующей радость бхактам и признанной всеми святыми.

Пракашика-вритти

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такие слова Кришны: «Пойдя путем бхакти-йоги, ты не лишишься благ, приносимых остальными путями. Ты обретешь все, что люди получают, совершая ягью, тапасью, дану, развивая то или иное знание и изучая Веды, но кроме этого ты вступишь в Мое вечное и в высшей степени трансцендентное царство». В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.32-33) говорится:

йат кармабхир йат тапаса джнана-ваирагйаташ ча йат

йогена дана-дхармена шрейобхир итараир апи

сарвам мад-бхакти-йогена мад-бхакто лабхате’нджаса

сваргапаваргам мад-дхама катханчид йади ванчхати

«С помощью бхакти-йоги Мой преданный легко обретает все, что садхака может получить на пути кармы, тапасьи, гьяны, вайрагьи и прочего».

В «Махабхарате» есть еще утверждение, связанное с мокшей: йа ваи садхана-сампаттих пурушартха-чатуштайе / тайа вина тадапноти наро нарайанашрайах – «Бхакта, вручивший себя Шри Бхагавану Нараяне, без всяких трудностей обретает богатства, даруемые четырьмя целями человеческой жизни (дхармой, артхой, камой и мокшей)».

Кроме того, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что, занимаясь кевала бхакти, человек обретает все возможные блага, тогда как без бхакти он не обретет ничего. Так, с помощью прямых и косвенных утверждений из шастр доказывается, что бхакти – это самый благопритный метод. То же говорится и в «Нарада-панчаратре»: хари бхакти маха девйах сарва муктйади сидхйах бхуктайаш ча адбхутас тасйаш четакавад анувратах – «Брахма-видья и все восемь совершенств (анима и прочие) предстают перед ананья бхактой как его покорные слуги, даже если он и не стремится к ним».

В своей Видват-ранджана-бхашье Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Вера превращается в ништху, или полную погруженность в служение Мне, когда анартхи преданного, обретшего исключительную веру, уходят благодаря его бхаджане и общению с Моими бхактами. Бхаджана, совершаемая в общении со святыми (в садху-санге), уничтожает все грехи, и это происходит даже в том случае, если шраддха развилась еще не полностью, если недостает знания таттвы и сомнения, касающиеся Божества, как объекта поклонения, все еще коренятся в сердце».

Настроения преданности, смешанные с гьяной (гьяна-мишра-бхава), или йогой (йога-мишра-бхава), а также оскверненные стремлением к бхукти или мукти, являются анартхами, которые мешают человеку понять бхаджана-таттву. Бхаджана преданного становится чище по мере того, как его склонность к бхакти обретает качество кевала (сосредоточенности на одном) и он находит прибежище в вишуддха-таттве – чистой Абсолютной Реальности, в которой пребывает Шри Бхагаван. Таков основной смысл Восьмой главы.

Так заканчивается Сарартха-Варшини Пракашика-Вритти Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджи к Восьмой главе «Шримад Бхагавад-гиты».

Глава девятая

Раджа-гухья йога

Самое сокровенное знание

Текст 1

шри бхагаван увача

идам ту те гухйатамам правакшйамй анасуйаве

джнанам виджнана-сахитам йаджджнатва мокшйасе’шубхат

шри-бхагаван увача – всемогущий Господь сказал; правакшйами – Я открою; те – тебе; анасуйаве – свободному от зависти; идам – эту; гухйатамам – самую сокровенную; джнанам виджнана-сахитам ту – науку вместе с ее осознанием (отмеченным признаками безраздельной и чистой преданности); джнатва – зная; йат – которую; мокшйасе – ты избавишься; ашубхат – от всего неблагоприятного (т.е. вырвешься из мучительного круговорота самсары).

Шри Бхагаван сказал: О Арджуна, поскольку ты не завистлив, Я поведаю тебе о самом сокровенном знании, которое несет в себе признаки шуддха-бхакти и позволяет непосредственно осознать Меня. Это знание спасет тебя от полного страданий мирского бытия.

Бхаванувада

Девятая глава повествует об айшварье Шри Бхагавана. Бхакты Господа стремятся знать об айшварье, ибо такое знание позволяет им с любовью служить Бхагавану. В этой главе ясно говорится о превосходстве шуддха-бхакти над другими методами духовной практики.

Пути кармы, гьяны и йоги менее совершенны, чем бхакти. Бхакти бывает двух видов: прадхани-бхута и кевала. О них говорилось в Седьмой и Восьмой главах. Из этих двух видов наибольшим могуществом обладает кевала-бхакти, которое, в отличие от гьяны, не зависит от чистоты сердца. Это само по себе говорит о превосходстве кевала-бхакти над другими методами духовной практики. Чтобы заниматься кевала-бхакти, необходимо знать об айшварье Бхагавана, подробности которой и раскрываются здесь, в Девятой главе. Средние восемь глав (с Шестой по Тринадцатую) являются сутью «Бхагавад-гиты» и всех ведических писаний, а Девятая и Десятая глава – это суть средних глав «Гиты». Сейчас, начав со слов идам ту, и в следующих двух шлоках Шри Бхагаван прославляет тему, на которую Он собирается говорить: «Знание, позволяющее обрести спасение – то, о чем говорилось во Второй и Третьей главе, – именуется сокровенным (гухьям). В Седьмой и Восьмой главах описывалась бхагават-таттва, знать которую необходимо любому, кто хочет придти ко Мне. Такое знание (знание бхакти-таттвы) называют более сокровенным (гухьятара). Теперь же, в этой главе, я поведаю о гьяне, что несет в себе признанки шуддха-бхакти и называется самым сокровенным знанием (гухьятамой)».

Здесь под словом гьяна следует подразумевать только бхакти. Оно не имеет отношения к обычной гьяне, описанной в первых шести главах. В следующем стихе под гьяной тоже подразумевается только бхакти, потому что там в качестве определения гьяны использовано слово авйайам – «вечная». Такое определение указывает на духовную природу предмета и не может применяться по отношению к гьяне, о которой говорилось раньше и которая обладает свойствами не ниргуны (гунатиты), а только саттвы. Точно так же, в двадцать третьем стихе этой главы – ашраддадханах пуруша дхармасйасйа парантапа – слово дхарма означает только бхакти.

Здесь, в первой шлоке, слово анасуйаве указывает на то, что Бхагаван адресует Свои наставления только людям, свободным от зависти, и никому другому. Слова виджнана-сахитам означают: «Я дам тебе наставления, с помощью которых ты непосредственно осознаешь Меня. Это избавит тебя от всего дурного в жизни, что мешает идти путем бхакти. Обладая таким знанием, ты не встретишь на своем пути препятствий».

Пракашика-вритти

В Седьмой и Восьмой главах Шри Кришна описал прадхани-бхута бхакти и кевала бхакти, а также разницу между ними. В этой главе Он объясняет, в чем превосходство кевала бхакти. Кевала бхакти не зависит от чистоты сердца. Бхакти Деви может милостиво войти в сердце даже самого низкого человека, одержимого всеми пороками (анартхами), и превратить его в наичистейшего, возвышенного маха-бхагавату, которого будет почитать весь мир. Бхакти Деви сама по себе очень могущественна.

Духовное знание, о котором говорилось во Второй и Третьей главе, помогает обрести мокшу и называется гухьей – сокровенным. Знание о бхагават-таттве, описанное в Седьмой и Восьмой главе, порождает бхакти и именуется гухьятарой – более сокровенным. А в этой главе Шри Бхагаван описывает науку о кевала бхакти, и называют ее гухьятамой – самой сокровенной наукой. Только обладая такой гухьятама-гьяной, человек может избавиться от неблагоприятного влияния этого мира. «Гухьятама-гьяна связана с шуддха-бхакти и потому является парама вигьяна майей: она дарует способность непосредственно осознать Меня». Вигьяна здесь означает глубокое постижение гьяны, связанной с Бхагаваном. Бхагаван сказал Брахме:

джнанам парама-гухйам ме йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-анган ча грихана гадитам майа

(Бхаг. 2.9.31)

«Знание обо Мне едино (неделимо), абсолютно и в высшей степени сокровенно. И хотя оно едино, в нем есть четыре вечных раздела: гьяна (Моя сварупа), вигьяна (осознание Меня), рахасья (према бхакти ко Мне) и тад-анга-прадхана (садхана-бхакти, или методы достижения Меня). Джива не способна постичь эти виды знания с помощью своего ограниченного разума. Такое возможно лишь по Моей милости. Гьяна – это Моя сварупа, а вигьяна – отношения со Мной, основанные на бхакти. Джива – Моя рахасья, а прадхана – Моя гьяна-анга (все, что сопутствует Моей сварупе). Вечное единство и вечное различие между этими четырьмя видами знания суть проявление Моей ачинтья шакти».

То же самое говорил Бхагаван и Уддхаве:

атхаитат парамам гухйам шринвато йаду-нандана

су-гопйам апи вакшйами твам ме бхритйах сухрит сакха

(Бхаг. 11.11.49)

«О Йаду-нандана (Уддхава), услышь же об этом самом сокровенном знании. Хотя оно очень сокровенно, Я поведаю тебе о нем, ибо ты – Мой слуга и добрый друг».

В «Шримад-Бхагаватам» (1.1.8) Шри Шаунака и другие риши просят Шрилу Суту Госвами раскрыть им сокровенные истины, которые он осознал:

Наши рекомендации