Шкала 6. Развитие представлений о предметах. Последовательность в развитии сенсомоторных схем, относящихся к предметам

Месяца

Случайное использование предметов для тренировки схемы.

Ситуация: Младенец берет предмет в рот и воспринимает его через рот.

Размещение: любое удобное для младенца. Важно при этом, чтобы ручки ребенка были свободными.

Предмет: погремушка, кубик, бусы, фигурка животного, пластмассовая куколка и т. п.

Указания: перечисленные предметы давать по одному и наблюдать за действиями младенца с каждым из них. Поощряйте игру малыша с предметом, но не показывайте ему каких-либо действий с ним.

Повторение: 3-5 разных предметов.

Действие ребенка:

а) держит предмет в руке по крайней мере секунд 30;

б) сразу же подносит предмет ко рту или после других действий с ним. ( У младенцев наблюдается предвосхищающее открывание рта).

Месяца

Появление кратковременного внимания к предмету, вовлеченному в тренировку схем.

Ситуация: ребенок осматривает предмет.

Предмет: те же, что в предыдущей ситуации.

Указания: те же, что в ситуации для детей двух месяцев.

Повторение: 3 разных предмета.

Действие ребенка:

а) держит предмет перед глазами и смотрит на него несколько минут во время других действий с ним;

б) держит предмет в руке секунд 30.

Месяца

Систематическое использование предметов для тренировки схем.

Ситуация: ребенок стучит (постукивает) предметом.

Предмет: кубики и чашка , погремушка, фигурка животного, ложка.

Указания: те же, что в предыдущей ситуации.

Повторение: 3-5 разных предметов.

Действие ребенка:

а) держит предмет в руке секунд 30;

б) кажется, что ребенку безразлично, какие предметы ему дают, самое главное для него – тренировка различных схем действий с ними. Он может: ударять предметом о поверхность; ударять предметами друг о друга; трясти предмет; размахивать предметом и т. п.

Месяцев

Начало дифференциации схем в результате действий с различными предметами.

Ситуация: та же.

Предмет: те же.

Указания: те же.

Повторение: 3-5 разных предметов.

Действие ребенка:

а) держит предмет в руке;

б) обследует предмет: смотрит на него; ощупывает поверхность; манипулирует им.

Месяцев

Избирательное использование сенсомоторных схем в зависимости от свойств предметов.

Ситуация: ребенок дифференцирует схемы.

Предмет: резиновая игрушка, кусочек бумага, кубики и коробка, погремушка.

Указания: те же.

Повторение: 3-5 разных предметов.

Действие ребенка:

а) просто держит предмет в руке;

б) приспосабливает схемы к характеристикам определенных предметов и более разнообразно действует с предметами, учитывая их свойства. Например, эти действия могут включать скольжение предмета по поверхности стола или пола, сжимание резиновых предметов, раскачивание предмета, разрывание или растягивание соответствующих предметов, трение или постукивание одного предмета о другой.

Месяцев

Овладение новыми схемами действия с предметами в результате изучения различных свойств предметов.

Ситуация: ребенок опускает и бросает предметы.

Предмет: любые 3-5 разных предметов.

Указания: те же.

Действие ребенка:

а) держит предмет в руке;

б) опускает или бросает предметы на значительное расстояние при игре с ними, но не с целью избавиться от предмета, так как старается скорее поднять брошенный предмет.

Месяцев

Начало понимания социальных свойств предметов.

Ситуация: ребенок проявляет социально обусловленное поведение.

Размещение: ребенок сидит на полу или на стуле, с которого сможет слезть сам.

Предмет: предметы, имеющие социально обусловленные приемы использования, например: кукла, кукольные туфельки, кукольное одеяльце, чашка, блюдце, игрушечная собачка , грузовик и т. п.

Повторение: 3-5 разных предметов.

Указания: предложите ребенку предметы для игры и наблядайте за его действиями с ними.

Действие ребенка:

а) берет предмет в руки и только рассматривает его;

б) пьет из чашки; поит из чашки куклу; кормит из блюдца собачку; катает собачку или куклу на грузовике; обувает куклу или укладывает спать.

Месяцев

Имеющееся представление о предметах предполагает ссылку на них.

Ситуация: ребенок показывает на предмет, о котором его спрашивают.

18 месяцев.

Представление о предметах как о символах выражается в узнавании и назывании их.

Ситуация: ребенок называет показанный предмет.

Наши рекомендации