Система смазки главного двигателя
Рис. 108 Цилиндровое масло
Система смазки служит для уменьшения трения, защиты поверхности деталей от коррозии, частичного отвода теплоты, выделяющейся при трении, удаления продуктов износа и нагара из узлов трения, а также охлаждения некоторых деталей.
Рис. 109 Трубопровод смазки ГД.
Смазка поступает к смазуемым частям по трубопроводу, маркированному в полоску характерного цвета. Существуют различные способы смазки: циркуляционная (принудительная), разбрызгиванием, с дозированной подачей масла и комбинированная. Циркуляционную смазку используют для подшипников коленчатого и распределительного валов, приводов навешенных механизмов и поршневой головки шатуна. Разбрызгивание применяется для охлаждения внутренней поверхности поршней, приводов агрегатов наддува и т. д. Смазка цилиндровых втулок осуществляется (особенно в малооборотных двигателях) дозированной подачей масла.
Рис. 110 Масляный насос
Охлаждение главного двигателя
Системы охлаждения предназначены для обеспечения нормальных условий работы цилиндровых втулок, крышек, поршней, выпускных коллекторов и других путем отвода от них теплоты, а также охлаждения рабочих сред двигателя (смазочного масла, наддувочного воздуха и др.).
В судовых ДВС наиболее распространена система водяного охлаждения. Различают проточную (охлаждение забортной водой) и замкнутую (охлаждение пресной водой, в свою очередь охлаждаемой забортной водой) системы охлаждения.
Рис. 111 Система охлаждения
1-двигатель;2-распределительный бак;3-водяной охладитель;
4-терморегуляторы;5-маслоохладитель;6-насос забортной воды;7-насос пресной воды.
Система пуска и реверса
Система пуска
Задача пусковой системы состоит в раскручивании двигателя до оборотов, при которых создаваемые в цилиндрах давление и температуры сжимаемого воздуха будут достаточны для самовоспламенения впрыскиваемого топлива. Раскручивание судовых дизелей осуществляется сжатым воздухом и лишь пуск быстроходных двигателей небольшой мощности производится с помощью электростартера или пусковой турбины, работающей на сжатом воздухе.
Подача пускового воздуха осуществляется в тот цилиндр, поршень которого находится в положении, соответствующем такту расширения. В этот момент в цилиндр через специальный пусковой клапан поступает сжатый воздух.
Рис.112 Схема пуска двигателя сжатым воздухом
1-Баллон, 2- клапан, 3- воздухоразпределитель, 4- пружина, 5- поршень, 6-канал,
7-золотник, 8-пружина, 9-кулачная шайба, 10- ролик, 11- главный пусковой клапан,
12- воздухораспределатель
Баллон 1 сжатого воздуха воздухопроводом соединен с пусковым клапаном 3 и воздухораспределителем 12 через главный пусковой клапан 11. Включение главного пускового клапана осуществляется дистанционно с поста управления. При включенном главном пусковом клапане сжатый воздух, преодолев натяжение пружины 8, опустит вниз золотник 7 воздухораспределителя. Воздух из воздухораспределителя поступит к поршню 5 пускового клапана 2 и откроет его. Пусковой воздух поступит в цилиндр двигателя и приведет его в действие. Когда кулачная шайба 9 через ролик 10 возвратит золотник 7 в крайнее верхнее положение, воздух из пространства над поршнем 5 через канал 6 воздухораспределителя будет выпущен в атмосферу. Пружина 4 закроет пусковой клапан.
Рис.113 Баллон сжатого воздуха
Компрессорами называются машины, с помощью которых газы сжимаются от низкого давления на входе до высокого давления на выходе. Соотношение этих двух давлений представляет собой степень сжатия. Так как температура газов во время процесса сжатия повышается, в цилиндре компрессора можно получить степень сжатия только в пределах шести-восьми. Дальнейшее повышение степени сжатия приводит к росту температуры, оказывающей вредное воздействие на компрессор. Если необходимо получить более высокое давление (так, например, для пуска главного двигателя требуется давление воздуха 2,9 МПа), используют многоступенчатые компрессоры. Воздух атмосферного давления (0,59 МПа) всасывается в цилиндр высокого давления с меньшим рабочим объемом, чем в цилиндре низкого давления, так как количество воздуха уменьшается вследствие сжатия в цилиндре низкого давления и охлаждения в охладителе. В цилиндре высокого давления можно вновь повысить давление воздуха в шесть раз. Конечное давление воздуха составит тогда 3,5 МПа.
Рис.114 Компрессор
Система реверса
Система реверса служит для изменения направления вращения коленчатого вала мало- и среднеоборотных судовых дизелей. Независимо от принципа работы и способа исполнения устройство для реверсирования дизеля должно обеспечивать правильное чередование и изменение фаз распределения органов пуска, газораспределения, топливоподачи, а также реверсирование навешенных на дизель вспомогательных механизмов. Необходимость изменения фаз распределения при реверсировании дизеля вытекает из следующего. Для пуска дизеля в направлении «вперед» необходимо подать воздух в пятый цилиндр, т. е. золотник дискового воздухораспределителя должен находиться в положении, при котором воздух после открытия главного пускового клапана поступит к пусковому клапану пятого цилиндра; при этом золотник вращается против часовой стрелки. Для пуска дизеля «назад» из того же положения пусковой воздух необходимо подать в четвертый цилиндр.
Система котельной установки