Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы

Якорное устройство.

Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы - student2.ru

Рис.4 Якорное устройство

Якорное устройство должно:

- обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;

- удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;

- служить одним из средств снятия судна с мели;

- способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.

Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы - student2.ru .

Рис.5 Состав якорного устройства судна

1–становой якорь; 2–якорная скоба; 3–вертлюг; 4–якорная цепь; 5– бортовой клюз;

6–якорная труба; 7–палубный клюз; 8–цепной стопор; 9–винтовой стопор; 10–брашпиль (шпиль); 11–цепная труба; 12–цепной ящик; 13–устройство экстренной отдачи якорной цепи

Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы - student2.ru

Рис. 5 .1. Якоря:

а)Адмиралтейский; б)Холла; в) Матросова; г) Грузона.

К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.

Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь.

Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым и хранятся в специально отведенных местах на палубе или трюме.

Стоп–анкерыслужат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.

Верпы–служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа–1/2 веса стоп-анкера.

Дреки–небольшие шлюпочные якоря.

Кошки–трех или четырехпалые якоря, имеющие вес в несколько килограмм. В основном служат для отыскания затонувших или вылавливания плавающих предметов.

Для длительной и прочной стоянки судов применяются мертвые якоря, которые обычно имеют большой вес и особую конструкцию, обеспечивающую надежное сцепление с грунтом.

Якорная цепь состоит из отдельных звеньев; несколько соединенных между собой звеньев образуют смычку. Отдельные смычки соединяются при помощи соединительных звеньев. Якорь и якорная цепь соединяются друг с другом якорной скобой с вертлюгом, позволяющей цепи вращаться вокруг своей оси. Цепь проходит через углубление в борту у клюза для якоря, через стопор, препятствующий самопроизвольному вытравливанию цепи, и наматывается на цепную звездочку якорной лебедки. Другой конец якорной цепи находится в цепном ящике и прикрепляется к судну посредством скобы.

Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы - student2.ru

Рис.6 Якорь Холла

1–скоба; 2–веретено; 3–лапы; 4–коробка

Якорное устройство

Якорное устройство, как правило, находится в носу судна. Там же устанавливается и якорная лебедка. Главной частью лебедки является цепная звездочка, позволяющая осуществлять поднятие якоря с цепью, причем при наматывании звенья цепи могут ложиться на цепную звездочку обеими сторонами. Кроме цепной звездочки якорная лебедка имеет еще швартовные барабаны (турачки) для наматывания швартовов. На судах старых типов якорные лебедки имели паровой привод. Сейчас применяют электрические или гидравлические приводы. К носовому якорному устройству относятся два якоря, расположенные по бортам судна. На некоторых судах монтируют также кормовые якорные устройства с одним или двумя якорями. Из-за ограниченной площади для размещения в качестве якорной лебедки используют в основном якорный шпиль. Он представляет собой возвышающийся над палубой барабан с вертикальной осью вращения. Барабан, служащий в качестве лебедки, имеет в нижней части цепную звездочку. Он приводится в движение электродвигателем, смонтированным в барабане или под палубой судна.

Раздел 2. Грузовые и палубные механизмы - student2.ru

Рис.7 Кормовое якорное устройство

1 - цепная труба; 2 - якорный шпиль; 3 - стопор для якорной цепи; 4 - двигатель;

5 - цепной ящик; 6 - якорь; 7 - труба якорного клюза

Брашпиль

Наши рекомендации