Характеристика научного знания. функции науки
Характеристика научного знания. функции науки
Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие
возможность опытного подтверждения, обоснованность
системность
абстрактно-логические формы,
творчество
достоверность
логичность
динамичность
постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Основные функции науки:
1. Познавательно-объяснительная
заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
2. Мировоззренческая
помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
3. Прогностическая
Суть- предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
4. Производственная (катализатор развития)
Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.
5. Социальная сила
Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)
Характеристика религии и науки как видов знания
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.
Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.
Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания
пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание.
В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. \
Но между наукой и религией есть различия.
Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.
Наука стимулирует дальнейшее освоение реальности.
В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразующие компоненты.
Наука изучает сущее, религия – мир должного.И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.
Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.
И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной»
характеристика научного знания. функции науки
Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие
возможность опытного подтверждения, обоснованность
системность
абстрактно-логические формы,
творчество
достоверность
логичность
динамичность
постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Основные функции науки:
1. Познавательно-объяснительная
заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
2. Мировоззренческая
помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
3. Прогностическая
Суть- предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
4. Производственная (катализатор развития)
Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.
5. Социальная сила
Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)