Квантово-механические модели.
По-видимому, преобладающая категория нынешних попыток модельного представления некоторых паранормальных явлений, встречающихся в психофизической сфере, основана на применении понятий и формального аппарата квантовой механики. Из всех областей физической теории именно квантовая механика содержит больше всего таких эмпирических постулатов, которые расходятся с суждениями здравого смысла, приводя в своем развертывании к результатам, противоречащим обычным представлениям о реальности. Сам процесс квантования, который сводит измеряемые свойства к дискретным значениям, представление систем элементарных частиц в виде волновых функций, роль наблюдения в сведении всех волновых функций в единичный вектор состояния, принцип неопределенности, принцип запрета, принцип неразличимости, и, самое главное, переход целиком на позиции вероятностных механических свойств - все это делает человеческое понимание физических процессов в какой-то мере парадоксальным. Известные мысленные эксперименты: «шрёдингеровский кот», «вигнеровский друг», «антиномия Эйнштейна - Подольского - Розена» - дают основание предполагать, что законы квантовой механики - это утверждения не столько о фундаментальной физической реальности, сколько о нашей способности получать информацию о ней. Иными словами, квантовая механика описывает не столько состояние физической системы, сколько наше знание о состоянии этой системы. Примерно в таком духе ряд авторов и стремится выразить психофизические процессы в терминах квантовой механики. Одни исследователи питаются привлечь так называемые «скрытые», или неиспользуемые, переменные квантовой теории, для того чтобы в более явной форме включить в свойства физических систем процессы сознания [107, 204-208]. Другие проводят аналогии между процессами, происходящими в синапсах головного мозга, и квантово-механическим «туннелированием» [209].
При нынешнем зачаточном состоянии феноменологической базы данных о рассматриваемых нами явлениях этот путь, наверное, следует считать излишне сложным и запутанным. Развиваемый нами подход к построению соответствующих квантово-механических моделей отличается меньшей глубиной и в то же время большей общностью: мы пытаемся изучить всего лишь возможные аналогии между парадоксальными следствиями из формального аппарата квантовой теории к паранормальными результатами, получаемыми в отдельных психофизических экспериментах. С позволения читателя, мы перейдем к описанию этого подхода в общих чертах, проиллюстрировав его имеющимися в нашем распоряжении примерами.
Одна из обычных интерпретаций вопроса о применении квантово-механического формализма к наблюдаемому поведению физических систем состоит в приписывании определенных математических операторов соответствующему процессу измерения. Будучи применены к волновой функции системы, эти операторы порождают наблюдаемые значения некоторого свойства в виде собственных значений уравнений вида:
где М - оператор измерения, mi - наблюдаемые значения измеряемого свойства, а Ψi - соответствующие собственные состояния волновой функции. Наш подход обобщает это представление, распространяя его, наряду с обычными физическими системами, также и на системы сознания и позволяя использовать понятие оператора измерения в качестве средства спецификации как психофизических, так и физических свойств.
Итак, пусть «функция состояния» Ψiозначает некоторое индивидуальное сознание; пусть ситуация, в которую попадает эта функция, выражается некоторым оператором S. Применение оператора ситуации к волновой функции сознания порождает тогда в качестве собственных значений возможные психологические реакции Si:
S Ψi=si Ψi
Воспользуемся теперь некоторыми положениями теории квантово-механических взаимодействий для нахождения способности к «паранормальному» поведению как физических систем, так и систем сознания. Например, в традиционной теории ковалентных химических связей между двумя атомами водорода из отдельных атомных функций Ψa и Ψb на основании соображений симметрии и неразличимости строится сложная молекулярная волновая функция Ψab, которая дает математическое ожидание для значения уровней молекулярной энергии, заметно отличающееся от простой линейной суперпозиции собственных значений энергии ядра:
Eabi=eai+ebi+Δeabi
где eai и ebi означают собственные значения энергии атомов, a Δeabi - это член, отражающий «энергию обмена, который необъясним в рамках классической физики, но формально вытекает из постулата о том, что в связанном состоянии электроны неразличимы. Выражаясь более определенно, отказ от информации об индивидуальных особенностях электронов атома в молекулярной конфигурации прямо ведет к появлению значительного и поддающегося наблюдению компонента в виде энергии связи, а это в свою очередь предполагает намного более сильную эквивалентность информации и энергии, чем та, которая неявно заложена во втором законе термодинамики.
Используя аналогичный аппарат, волновую функцию двух взаимодействующих индивидов или взаимодействующих индивида и физической системы можно представить в виде сложной функции состояния Ψab, особенности поведения которой также значительно отличаются от особенностей поведения отдельных систем:
sabi=sai+sbi+Δsabi+Δsbai
где sai означает «нормальную» реакцию первого индивида на существующую ситуацию, sbi - аналогичную реакцию второго индивида или физической системы, a Δsabiи Δsbaiозначают изменения в этих реакциях вследствие тесного взаимодействия обеих систем в наблюдаемой ситуации.
В качестве примера рассмотрим применение этого подхода к дистанционному восприятию. Обозначим перципиента через Ψp, агента через Ψa; процедуру эксперимента представим математическим оператором Р. В отсутствие взаимодействия между перципиентом и агентом каждый из них отвечал бы на экспериментальную ситуацию некоторой «нормальной» реакцией соответственно ppi и pai, определяемой уравнениями собственных значений
PΨpi=ppiΨpi,
PΨai=paiΨai,
т.е. перципиент не воспринял бы в мишени ничего, что не было бы доступно его нормальным перцептивным способностям, а агент при наблюдении мишени не испытывал бы никакого влияния со стороны перципиента.
Однако если перципиент и агент настолько тесно взаимодействуют друг с другом, что возникает необходимость во введении «молекулярной» волновой функции Ψpa, то в схемах их реакций появляются «паранормальные» члены:
Ppai= ppi+pai+Δppai+Δpapi,
где можно считать, что Δppa выражает аномальное получение информации о мишени, Δpapi - тот обычно отмечаемый факт, что внимание агента оказывается привлеченным к деталям, которыми в условиях «нормального» восприятия он бы пренебрег.
Аналогичным образом применяется тот же аппарат к экспериментам по ПК. В этом случае мы можем представить оператора (испытуемого) через Ψ0 экспериментальную установку через Ψd. Ход опыта опять-таки выражается некоторым математическим оператором К. В отсутствие сильного взаимодействия установка ведет себя «нормально»:
KΨdi=kdiΨdi,
а оператор испытывает «нормальные» психологические ощущения:
KΨ0i=k0iΨ0i,
но если испытуемый и установка вступают в тот или иной резонанс (состояние Ψd0), то каждый из них будет вести себя уже по-другому:
kd0=kdi+k0i+Δkd0i+Δk0di.
Аномальные изменения в поведении системы k0di соответствуют явлениям ПК, a Δk0di означает любые паранормальные психологические реакции оператора-испытуемого.
Приведение дальнейших примеров, поясняющих этот общий метод, вряд ли здесь уместно; оно потребовало бы более подробного определения природы волновых функций сознания, их функционального вида, соответствующих им «мягких» координат и интерпретации их квантовых чисел. Попытки такого рода наряду с применением указанного метода к области психофизических явлений уже предпринимались и описаны в литературе [210]. Мы остановились здесь на этом вопросе прежде всего из желания подчеркнуть один общетеоретический вывод: «паранормальные» эффекты вытекают из сравнения поведения некоторой взаимодействующей системы с поведением ее отдельно взятых частей.
В аналитическом аппарате квантовой механики имеется еще один момент, которым можно воспользоваться для представления психофизических феноменов. Дело в том, что в психофизических исследованиях большинство данных и впредь будет собираться в статистической форме с использованием известных методов математической статистики. Однако любая статистическая модель в конечном счете сводится к применению некоторых фундаментальных законов теории вероятностен к входящим в ее состав простейшим системам. Чтобы статистические модели были эффективными, эти законы должны: а) существовать; b) быть познаны; с) быть доступны аналитическому исследованию. В настоящее время обработка данных психофизических исследований практически во всех случаях исходит из применимости к ним методов классической математической статистики, однако основные вероятностные законы, относящиеся к соответствующим элементарным процессам, фактически остаются неизвестными [211, 212].
Не исключено, что большинство психофизических явлений можно адекватно трактовать как предельный случай отклонения от классического случайного поведения. Однако в некоторых ситуациях для их изучения может возникнуть необходимость в привлечении принципиально другой статистики, основанной на принципиально иных вероятностных законах. Прецедент такого рода дает квантовая механика; это, разумеется, обе системы квантовой статистики (Ферми - Дирака и Бозе - Эйнштейна), которые базируются на законах заселения фазового пространства частиц с полуцелым и целым спином (эти законы вытекают из принципа Паули, т.е. из требований симметрии волновой функции). Для большинства обычных физических систем обе статистики легко сводятся к классической форме, однако в некоторых частных случаях, например при расчете теплоемкости металлов и исследовании некоторых свойств излучения, приходится применять их в полном объеме.
По аналогии можно предположить, что физическая реальность, воспринимаемая человеческим сознанием и испытывающая его воздействие, на самом деле следует более тонким, чем это принято считать, вероятностным законам и потому требует более тонкой статистической механики. Таким образом, с данной точки зрения, к числу процессов, обычно рассматриваемых как «нормальные», следует отнести только те процессы, для которых допустимо применение к упомянутой более сложной системе «классической» аппроксимации. Слабые психофизические эффекты в этом случае рассматриваются как небольшие отклонения сложной статистики от «классического» предела, а более сильные феномены (польтергайсты, левитация, деформация твердых тел), скорее всего, можно будет объяснить только при использовании полной статистической теории.
Холистические модели.
Еще большую трудность в концептуальном плане представляет система утверждений, согласно которой психофизические процессы носят неделимо-целостный (холистический) характер, ввиду чего их нельзя адекватно выразить ни одной моделью, исходящей из представлений традиционной науки [213]. В частности, выдвигается гипотеза о том, что процессы эти являются отражением взаимопроникновения научно-аналитического мира и мира творчески-эстетического и что для их адекватного выражения необходимо сочетание общих принципов и методов, характерных для обеих областей. Прибегая еще раз к метафоре, в качестве мира обычной физической реальности можно назвать прибрежные зоны, где океанские волны, с их размытой структурой, встречаясь с твердью прибрежных скал и песчаными отмелями, порождают шумный все сокрушающий прибой, или же назвать атмосферу, где столкновение теплых влажных воздушных масс с фронтом более холодного сухого воздуха сопровождается впечатляющими электроакустическими явлениями летней грозы.
К какой бы аналогии мы ни прибегли, ясно, что теоретическое выражение взаимопроникновения причинной физической механики и творческих процессов сознания представляет собой неимоверно трудную задачу. Тем не менее попытки подступиться к ней, в том числе коллективными усилиями, предпринимались и предпринимаются. Так, в психологии сейчас возрастает интерес к анализу творческих способностей человека [214-216], а с другой стороны, некоторые физики начинают все более открыто говорить о роли «эстетического» начала во внутриядерных и космологических процессах [217-220]. Наконец, даже в такой области, как футурология, некоторые специалисты теперь принимают во внимание ту роль, которую в эволюции социально-политической структуры играет взаимосвязь между «эстетическими» и «функциональными» потребностями и ценностями [221]. Конечно, ни в одном из этих направлений пока не удалось существенно продвинуться в применении формально-аналитических методов, но своеобразие, значимость и обширный характер этой взаимосвязи постепенно начинают признаваться.
Давая общую оценку состояния разработки физических моделей психофизических явлений, следует прежде всего повторить наше исходное утверждение: ни один из упомянутых выше подходов не дал пока ничего, хотя бы отдаленно напоминающее необходимую функционально-теоретическую базу. Однако накопленный экспериментальный материал, по-видимому, дает основания предполагать, что некоторые концептуально-перцептивные характеристики, лежащие в основе предложенных теоретических подходов, в конечном счете смогут найти применение для описания психофизических процессов. В частности, они приводят к выводу о целесообразности более детального рассмотрения следующих сравнительно общих гипотез.
1) Не исключено, что феномены, о которых идет речь, носят не причинный, а существенно статистический характер, и мы наблюдаем их, так сказать, в «предельных» условиях. Иначе говоря, наблюдаемые нами феномены могут представлять собой крайне слабую форму отклонения от нормального процесса на очень большом масштабе и с такими временами флюктуации, которые находятся на границе возможностей человеческого восприятия. Может также оказаться, что для описания наиболее сильных феноменов данного рода потребуется привлечение более сложной статистической механики, основанной на более тонких вероятностных законах.
2) Не исключено, что, подобно тому, как человеческое сознание способно извлекать информацию из внешней системы, например, путем наблюдения последней, оно способно и вводить в нее информацию, например путем упорядочения случайных процессов.
3) Квантовая механика может оказаться не просто некоторой системой физической механики; возможно, что она представляет собой более фундаментальное отражение сознания человека и процессов восприятия, и эмпирические устои ее формализма, такие как принцип неопределенности, принцип запрета, принцип неразличимости, дуальность волны и частицы, могут быть столь же законами сознания, сколь и законами физики.
4) Возможно, что психофизические процессы носят существенно целостный (холистический) характер, и тогда для выяснения источников данных феноменов может потребоваться включение в окончательную модель синтеза научно-аналитического и творчески-эстетического аспектов. Иначе говоря, психофизические процессы могут оказаться сферой пересечения научно-аналитического мира с миром креативно-эстетическим, и, следовательно, для плодотворного представления этих процессов может понадобиться такой синтез обоих подходов, который не нанесет ущерба целостности ни одного из них.
Очевидно, что все эти интуитивные предположения требуют дальнейшей разработки как в концептуальном, так и в аналитическом плане, поскольку без этого невозможно создание четкой теоретической модели. Однако на той начальной стадии, на которой мы сейчас находимся, наверное, полезно внимательнее рассмотреть как некоторые из этих радикально новых возможностей, так и более прозаические истолкования. Не вызывает сомнений, что - и это вполне закономерно - столь крупные изменения в понимании перцептивной реальности человека не пройдут безболезненно, встретятся с резким неприятием по философским мотивам. Однако то пополнение багажа знаний (и личного, и коллективного), к которому могут привести вполне законные усилия по устранению разрыва между научно-аналитической и творческо-эстетической сферами, могло бы принести во всяком случае не менее крупные по своим масштабам плоды.
НЕГАТИВНАЯ СТОРОНА.
В наши дни критика психофизических изысканий и неприятие тех явлений, о реальности которых они вроде бы свидетельствуют, базируются в основном на ряде конкретных возражений, каждое из которых в какой-то мере резонно и заслуживает внимания при любом трезвом рассмотрении вопроса [118, 178, 222-224]. Чаще всего высказываются следующие аргументы:
1) это явный обман;
2) примитивность методики исследования, в том числе недостатки контрольных экспериментов, несовершенство оборудования, сенсорные «подсказки» со стороны участников эксперимента, другие проявления субъективных установок экспериментатора, произвол в отборе данных, неадекватность методов статистической обработки результатов, общая экспериментально-теоретическая некомпетентность;
3) несмотря на многолетние исследования, слабый прогресс в познании изучаемых явлений;
4) отсутствие адекватных теоретических моделей;
5) замалчивание отрицательных результатов;
6) низкая воспроизводимость экспериментов;
7) исчезновение эффекта при тщательной его проверке;
8) зависимость результатов от лиц, участвующих в экспериментах, от их отношения к делу и от всей обстановки в лаборатории;
9) проявляющаяся во многих экспериментах тенденция к тому, что результаты по своей значимости лишь минимально отличаются от чисто случайных;
10) несоответствие существующему «научному взгляду на мир»;
11) противоречие данным психологии личности, философии, религии и «здравому смыслу».
Как видим, в этом списке представлены все оттенки мнений: и довольно технические, и процедурные возражения, и соображения, основанные на феноменологической противоречивости данных явлений, и весьма категорические субъективные утверждения. Мы в состоянии конструктивно проанализировать здесь лишь некоторые из этих утверждений.
Не подлежит сомнению, что любой из первых двух пунктов можно, к сожалению, с полным основанием применить ко многим из полученных результатов. По самой своей природе рассматриваемая область такова, что очень легко может стать средством обмана и предметом наивного заблуждения, что и случается в действительности в слишком больших масштабах. Правда и то, что эта область привлекает слишком много не вполне компетентных исследователей, и что она полна самых неожиданных ловушек, в которые может попасться даже самый серьезный ученый. Тем не менее, несмотря на все значение этих возражений, несмотря на то, что они неминуемо ставят под сомнение другие экспериментальные результаты, вряд ли следует считать их основанием для того, чтобы категорически отвергать данную область вообще. Наоборот, сомнительные случаи следует терпеливо расследовать, применяя строго научные критерии; только результаты, прошедшие такое рассмотрение, могут быть использованы для построения научных суждений и гипотез.
Выше мы уже отмечали недостаточный прогресс в изучении психофизических явлений, отсутствие обоснованных теоретических моделей, и, хотя это положение можно в какой-то степени объяснить скудостью средств, выделяемых на эту область, по сравнению с тем, что получают признанные направления науки, оно вызывает вполне понятные сомнения в самой возможности применения научного подхода к данной области. Правда, стоит отметить, что, несмотря на длительную историю вопроса, лишь совсем недавно здесь стали применяться точное и мощное оборудование и современные методы обработки данных; то же касается и новейшего формального аппарата физики, использование которого в данной сфере исследований имеет весьма краткую историю. Новые методы и средства не имели пока настоящих возможностей проявить себя с точки зрения более эффективной интерпретации рассматриваемых феноменов.
Следующие пять возражений (пункты 5-9) более специфичны и существенны. Их можно рассматривать с двух диаметрально противоположных точек зрения. С одной стороны, в какой мере такие возражения опровергают интересующие нас результаты? А с другой, - в какой степени они проливают свет на самую природу соответствующих феноменов? Что касается замалчивания неблагоприятных результатов, то в сфере психофизических исследований (как, впрочем, и в большинстве других областей науки) налицо несомненная тенденция выдвигать на передний план позитивные, определенные результаты, оставляя в тени отрицательные или сомнительные данные. Не свободна от этого недостатка и предлагаемая статья. Стремясь дать общее представление о стиле и сущности психофизических исследований и о природе тех эффектов, которые в них изучаются, мы привлекли в качестве материала сведения о наиболее успешных из хорошо известных нам экспериментов, не уравновесив их примерами отрицательных или сомнительных результатов, которыми часто кончаются такие эксперименты.
К чести специалистов, занятых изучением психофизических явлений, следует сказать, что в целом они вполне определенно поощряют подробные объективные сообщения об отрицательных результатах и многие публикации такого рода регулярно появляются в их ведущих журналах [225-228]. Это имеет немаловажное положительное значение. Помимо того, что негативные данные придают дополнительную достоверность положительным результатам, они в еще большей мере ценны тем, что, будучи рассматриваемы вместе с положительными, позволяют количественно выразить соотношение тех и других для данного класса экспериментов, а значит, расширяют и рамки всей статистики соответствующих феноменов. Кроме того, документальное описание конкретных условий, в которых проходили неудачные эксперименты, позволяет исключить из дальнейшего рассмотрения параметры, не относящиеся к делу, выявить мешающие факторы и уменьшить их отрицательное воздействие. Главное, однако, состоит, по нашему мнению, в том, что отрицательные и сомнительные данные в их совокупности лишний раз показывают, что психофизические явления, если они реальны, носят в высшей степени нерегулярный характер и очень чувствительны к неуловимым воздействиям, находящимся вне области контроля, возможного на основе современных научных методов. Поэтому тем, кто хочет заняться их изучением, это соображение, по крайней мере в настоящее время, следует с самого начала принять во внимание.
В том же духе можно истолковать замечание, касающееся невоспроизводимости, и три последующих пункта. Без сомнения, главная экспериментальная трудность заключается здесь в невозможности воспроизведения по любому требованию ранее наблюдавшихся паранормальных эффектов, причем не только в других лабораториях, но и в первоначальной обстановке, с теми же участниками и в явно одинаковых условиях эксперимента [172, 173, 229-231]. Эта общая особенность выдвигает важные философские вопросы, которые мы не в состоянии обсуждать здесь. Заметим только, что предлагались четыре возможные интерпретации.
a) Данные феномены иллюзорны.
b) Данные феномены - это редкие и странные случайности, недоступные какой-либо регуляризации.
c) Данные феномены вызываются, по крайней мере отчасти, психологическими и/или физиологическими факторами, которые пока что не поддаются управлению в эксперименте, но которые, если их удастся полностью понять, уложатся в рамки сложившейся научной парадигмы.
d) В макромасштабе данные феномены носят существенно статистический и, возможно, квантово-механический характер, а потому проявляются хотя и с конечной, но весьма малой вероятностью.
Последние две интерпретации не обязательно исключают друг друга, особенно если, встав на более широкую точку зрения двойной статистики, сказать, что человечество в целом обладает определенным спектром способностей для вызывания подобных эффектов и что, кроме того, каждый человек в отдельности может проявить различную гамму своих собственных способностей такого рода, зависящих от окружающей среды, его индивидуальных физиологических и психологических особенностей.
Пожалуй, самый неприятный пункт во всей критике - это неуловимость данных феноменов в условиях тщательно управляемого и контролируемого изучения. Но в то же время он, быть может, выражает и самую значимую их феноменологическую особенность, проясняющую суть дела. Тенденция, при которой предварительно зарегистрированный, но еще не изученный либо необычный по своим проявлениям эффект исчезает или ослабляется при ужесточении условий эксперимента или при его проведении в присутствии комиссии, состоящей из скептически настроенных наблюдателей, безусловно, ставит под большое сомнение научную достоверность соответствующих процессов. Но это же заставляет вспомнить по крайней мере о двух процессах, которые, будучи внешне различными, по-видимому, имеют некоторое отношение к делу: процесс художественного творчества и процесс измерения в квантовой механике, ограниченный принципом неопределенности. В первом случае вряд ли вызовет возражение тот факт, что творчеству в живописи, музыке, литературе, как и полету философской мысли, как правило, не способствует введение процесса в твердые рамки и присутствие неблагосклонно настроенных наблюдателей. Важность атмосферы благожелательности для такой деятельности интуитивно ясна и подтверждается фактами. В чрезмерно выхолощенной обстановке, равно как и во враждебном окружении творческие достижения маловероятны. Эту истину ярко выразил Рихард Вагнер, изобразив в ответ критикам судьбу молодого Вальтера, отважившегося исполнить свою новаторскую песнь на испытании перед советом мейстерзингеров. Практически каждый художник сохраняет для себя какую-то возможность ухода в свой собственный мир, свое прибежище, и даже самые педантичные ученые согласятся, что сольное умственное воображение играет большую роль в возникновении у них новых технических идей.
Аналогия с процессом квантово-механического измерения несколько более натянута, так как она требует распространения этого понятия на макроскопический уровень обмена информацией и энергией между двумя индивидами или между человеком и физической системой. В этот вопрос мы здесь углубляться не будем; отметим только, что если, как уже отмечалось вами и как указывается в цитировавшейся нами литературе, применение квантово-механической логики к интеллектуально-интуитивному процессу подобного класса и масштаба хотя бы как-то оправданно, то введение в той или иной форме «принципа неопределенности» могло бы поставить предел точности наблюдения психофизических эффектов. Говоря более конкретно, если «жесткие» и «мягкие» координаты соответствующего представления канонически сопряжены, то может оказаться применимой некоторая форма закона ΔqΔp~h, а тогда попытки определения психофизического эффекта с чрезмерной точностью будут разрушать его причину, и наоборот [210].
Последние два возражения (относительно несоответствия рассматриваемых феноменов общепринятым научным взглядам и личным установкам), несмотря на то, что они служат мощным профессиональным и личным критерием, правильно подчеркивая необходимость огромной осторожности и строгости при попытках вторжения в любую необычную область, также нельзя рассматривать как непререкаемую истину, имеющую право вето, если мы собираемся и впредь предпринимать попытки познания новых областей концептуального опыта. Отвечая критику одной из моих прежних статей, который стоял на этой точке зрения, я (быть может, излишне цветисто) писал:
Подобная авторитарность во взглядах ведет к тому, что традиционное знание, рассевшись с самодовольным видом, категорически отвергает любые факты, которые не согласуются с существующим «критерием соответствия картине мира», что бы под ним ни понималось. И, что хуже всего, эта авторитарность душит самое драгоценное свойство человеческого сознания - стремление ко все Солее новой, более глубокой мудрости, которое толкает разум и дух человека не к повторению пройденного, а все вперед, все выше [232].
Однако более убедительным в этой связи будет простое перечисление тех научных прозрений от Аристотеля до наших дней, которые можно было бы отвергнуть и которые в большинстве случаев на самом деле какое-то время отвергались на основе подобных критериев. Как это ни странно, нередко именно гиганты научной мысли, которые с гениальной прозорливостью и убежденностью отказывались от установившихся взглядов и вели науку к новым высотам, позже оказывались во главе тех слоев научного «истэблишмента», которые упорствовали в неприятии столь же еретических взглядов своих преемников, хотя в целом вполне признавали важность провидящей мысли. Галилео Галилей, стоявший у истоков научной методологии, разработавший вопреки противодействию догматиков революционные представления земной и небесной механики, отвергал созданную Кеплером теорию эллиптических планетных орбит как «оккультную фантазию»; Томас Янг (Юнг), который своими блестящими опытами по интерференции окончательно доказал волновую природу света, оспаривал теоретическое обоснование соответствующих процессов, разработанное Френелем; Эрнст Мах возражал против теории относительности и атомной теории; Резерфорд. показавший миру строение атома, считал, что ядерная энергия не может иметь никакого практического применения; Лавуазье и Оствальд оспаривали атомистические теории в химии; Даламбер был противником теории вероятностей; Эдисон не признавал значения переменного тока; Линдберг смотрел на ракетную технику, разрабатывавшуюся Годдардом, как на безнадежное предприятие; Альберт Эйнштейн сохранил до конца дней большое предубеждение против квантовой теории, хотя и внес большой вклад в ее развитие [233-235], Между прочим, Эйнштейн приводил аргументы современной ему науки против собранных Элтоном Синклером данных о дальновидении, утверждая, что «...результаты телепатических экспериментов, подробно и просто изложенные в этой книге, находятся, конечно, очень далеко от того, что мыслимо для естествоиспытателя» [152]. Но тот же Эйнштейн в совершенно другом тоне подчеркивал значение эстетического аспекта в научном творчестве: «Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств - это ощущение тайны. Ибо в нем источник истинной науки. Тот, кто не знает этого чувства, кто не в состоянии удивляться и застывать в благоговении, все равно, что мертв. Знать, что недоступное нам на самом деле существует, проявляясь как высшая мудрость и ослепительнейшая красота, которую наши обычные способности могут воспринять только в самых примитивных формах, - это знание, это чувство и есть средоточие истинной веры. Такой космический опыт веры - это оплот и благороднейшая движущая сила научного исследования» [236].
Критика в адрес психофизических изысканий как в целом, так и в частностях выдвигает резонные вопросы, требующие особого внимания и величайшей осторожности; и она же может прояснить некоторые тонкие особенности рассматриваемых феноменов. Однако сделать это она сможет только в том случае, когда те, кто ее ведут, сами достаточно компетентны, логичны и справедливы. Из чтения литературы критической направленности я вынес впечатление, что, к сожалению; это не всегда так, бывают случаи наивного истолкования предмета, пристрастного подбора данных и методов, необоснованных обобщений.
В психофизических исследованиях критические замечания играют весьма существенную роль, быть может даже более существенную, чем в любой другой известной области науки. Когда критика основана на фактах и опыте, когда она объективна и справедлива, она может дисциплинировать научный поиск и в данной, и в любой другой трудной области познания, гарантировать соблюдение основных требований научной методологии: беспристрастную строгость, смирение перед результатами наблюдений, недопустимость чрезмерной экстраполяции полученных результатов, непредвзятость. Но столь же важно, чтобы и критика руководствовалась теми же правилами. Если она нарушает их, если она допускает категорическое отрицание, обвинения по аналогии, неряшливую логику, то она становится столь же уязвимой, как и предмет критики, и, стало быть, перестает выполнять свое предназначение [237].
ВЫВОДЫ.
Несмотря на большой объем данной статьи, содержащийся в ней исторический очерк, обзор современных работ и примеры ведущихся исследований и теоретических концепций дают далеко не полное представление о всей сложности и противоречивости рассматриваемой области. К счастью, по данной теме существует довольно большая литература, в том числе ряд монографий, в которых интересующийся читатель сможет найти дополнительный материал, касающийся, в частности, вопросов, которые не были здесь затронуты [6, 44, 45, 56, 57, 92, 130, 238-242]. Надо надеяться, что более тщательное изучение материала подкрепит нарисованную нами общую картину состояния и перспектив работ в данном направлении. Вкратце они сводятся к тому, что если отбросить как бездоказательные исследования, так и бездоказательную критику, то, по-видимому, остающаяся совокупность фактических данных о психофизических феноменах составит массив экспериментов и наблюдений, полученных по рациональной методике различными научными дисциплинами. Это выдвигает следующую принципиальную дилемму. С одной стороны, часто и в широких масштабах наблюдаются эффекты, необъяснимые в терминах общепризнанной научной теории, которые, однако, имеют много общих особенностей; с другой стороны, эффекты эти до сих пор ни количественно, ни качественно не поддаются воспроизведению в строгом научном смысле слова и в то же время обнаруживают чувствительность к таким факторам окружающей среды и психологии человека, которые с трудом поддаются определению, не говоря уже о возможности управления ими. В этих условиях строгие эксперименты оказываются в лучшем случае скучным и неблагодарным занятием, а попытки теоретического описания рассматриваемых феноменов при полном отсутствии эффективного формального аппарата все еще топчутся на месте в поисках соответствующих понятий и терминологии.
В свете этих трудностей возникает вопрос: есть ли основания, и какие, для продолжения этой работы? Как и для большинства умозрительных проблем, здесь можно говорить о трех направлениях возможного полезного «выхода»:
a) пополнение багажа фундаментальных знаний,
b) практические приложения,
c) польза для человека, как личности.