Величайший Гуру – ваше внутреннее Я
Вопрос: Со всех сторон я слышу, что свобода от желаний и склонностей является первым условием самореализации. Но для меня это условие невыполнимо. Незнание себя ведёт к желаниям, желания углубляют незнание. Порочный круг!
Махарадж: Нет никаких условий, которые надо выполнять. Не надо ничего делать, ничего отбрасывать. Просто наблюдайте и помните, что всё воспринимаемое вами не является ни вами, ни вашим. Оно находится в поле сознания, но вы не являетесь этим полем и его содержимым, вы даже не тот, кто это поле сознаёт. Вы сами придумали, что должны делать вещи, которые вовлекают вас в результаты ваших усилий, – побуждения, желания, неудачи в достижениях, чувство разочарования – всё это тянет вас назад. Просто наблюдайте за тем, что происходит, и помните, что вы за пределами этого.
В: Означает ли это, что я должен воздерживаться от любых действий?
М: Вы не сможете! Что происходит, должно происходить. Если вы резко остановитесь, вы сломаетесь.
В: Может быть, это вопрос слияния познаваемого и познающего?
М: Познаваемое и познающий – это концепции в уме и слова, которые их выражают. В них нет Я. Я не является ни тем, ни другим, ни чем‑то между, ни чем‑то вне. Искать его в уме бесполезно. Прекратите поиск, и увидите – оно здесь и сейчас, это то «я есть», которое вы хорошо знаете. Всё, что вам нужно, – это прекратить считать, что вы внутри этого поля сознания. Если вы ещё не думали над этим серьёзно, то сейчас мои слова вам вряд ли помогут. Забудьте свой прошлый опыт и достижения, будьте наги, открыты всем ветрам и дождям жизни, и тогда у вас появится шанс.
В: Играет ли преданность (бхакти ) какую‑то роль в вашем учении?
М: Когда вы нездоровы, вы идёте к врачу, который говорит вам, что не так, и назначает лекарство. Если вы ему доверяете, то всё просто: вы принимаете лекарство, следуете предписаниям диеты и выздоравливаете. Но если вы ему не доверяете, вы всё‑таки можете последовать его совету или изучить медицину самостоятельно! Во всех случаях вами движет ваше желание выздороветь, а не доктор.
Без доверия нет покоя. Кому‑то вы всегда доверяете – например, матери или жене. Из всех людей познавший Я, освобождённый человек, достоин наибольшего доверия. Но простого доверия недостаточно. Вы должны также иметь желание. Зачем нужна уверенность, что вы способны достичь свободы, без желания свободы? Желание и уверенность должны идти рука об руку. Чем сильнее ваше желание, тем легче приходит помощь. Величайший из Гуру бессилен, если ученик не стремится к знаниям. Желание и устремлённость важнее всего. Уверенность придёт с опытом. Будьте преданны своей цели, тогда придёт и доверие к тому, кто вас ведёт. Если ваши желание и уверенность сильны, они будут действовать сами и приведут вас к цели, потому что вы не будете им мешать сомнениями и компромиссами. Величайший Гуру – это ваше внутреннее Я. Это воистину высший из учителей. Он один может привести вас к вашей цели, и он один встретит вас в конце пути. Доверьтесь ему, и вам не понадобятся другие Гуру. Но вы должны иметь сильное желание найти его и не делать ничего, что создавало бы препятствия и отсрочки. И не тратьте энергию и время на сожаления. Учитесь на своих ошибках и не повторяйте их.
В: Вы не возражаете, если я задам вам личный вопрос?..
М: Не возражаю, задавайте.
В: Я вижу, что вы сидите на шкуре антилопы. Как это согласуется с ненасилием?
М: Всю свою жизнь я делал сигареты, помогая людям гробить их здоровье. А рядом с моей дверью власти устроили публичную уборную, гробя здоровье мне. В этом мире насилия как можно избежать насилия?
В: Но ведь следует избегать любого насилия, которого можно избежать. Однако в Индии любой святой человек сидит на шкуре тигра, льва, леопарда или антилопы.
М: Может быть, потому что в старые времена не было пластика, а шкура была наилучшим средством уберечься от сырости. Ревматизм не радость, даже для святого! Так возникла традиция использовать для длительных медитаций шкуру животного. Как кожу для барабана в храме, так и шкуру антилопы для йога. Мы едва ли замечаем это.
В: Но животных убивают.
М: Я никогда не слышал, чтобы йог убивал тигра из‑за шкуры. Охотники – не йоги, а йоги – не охотники.
В: Разве не следует отказаться от сидения на шкуре в качестве неодобрения?
М: Что за мысль! Я не одобряю всю вселенную, почему только шкуру?
В: А что не так со вселенной?
М: Забыть своё Я – величайшее бедствие, все неприятности происходят от этого. Если позаботиться о самом главном, менее главное само позаботится о себе. Вы не занимаетесь уборкой в тёмной комнате. Сначала вы открываете окно. Если впустить свет, всё станет легко. Так что давайте подождём с исправлением других, пока не увидим себя такими, какие мы есть, и не исправимся. Нет нужды ходить кругами, без конца задавая одни и те же вопросы. Найдите себя, и всё встанет на своё место.
В: Стремление вернуться к источнику встречается очень редко. Оно вообще естественно?
М: Вначале естественно движение наружу, в конце – внутрь. Но в действительности, они являются одним, как вдох и выдох.
В: Не являются ли точно так же одним тело и то, что его населяет?
М: События во времени и пространстве – рождение и смерть, причина и следствие – можно считать одним, но тело и то, что облечено в телесную оболочку, – вещи не одного порядка. Тело существует во времени и пространстве, недолговечное и ограниченное, а живущий в нём пребывает вне времени и пространства, вечный и всеохватывающий. Отождествлять их – грубая ошибка, причина бесконечного страдания. Вы можете считать тело и ум одним, но тело‑ум не является основной реальностью.
В: Кем бы он ни был, живущий в теле контролирует тело и, следовательно, ответствен за него.
М: Есть универсальная сила, которая наделена контролем и ответственна.
В: Значит, я могу делать что захочу и винить некую высшую силу? Как просто!
М: Да, очень просто. Просто осознайте Единую Движущую Силу за гранью всех сил и оставьте всё Ей. Если не будет колебаний и неискренности, это кратчайший путь к реальности. Забудьте желания и страхи, оставьте контроль и откажитесь от ответственности.
В: Это безумие!
М: Да, божественное безумие. Что плохого в отказе от иллюзии личного контроля и личной ответственности? Они оба существуют только в уме. Конечно, если вы считаете, что что‑то контролируете, вы также должны считать себя ответственным. Одно неотделимо от другого.
В: Как целое может быть ответственно за частное?
М: Вся жизнь на земле зависит от солнца. Однако вы не можете обвинять солнце во всём, что происходит, хотя оно и является абсолютной причиной всего на земле. Свет наделяет цветом цветы, но не контролирует это и не ответствен за это напрямую. Он делает это возможным, вот и всё.
В: Что мне во всём этом не нравится, так это прятанье за спину какой‑то универсальной силы.
М: Вы не можете спорить с фактами.
В: Чьими фактами? Вашими или моими?
М: Вашими. Вы не можете отрицать мои факты, потому что вы их не знаете. Если бы вы их знали, вы бы их не отрицали. В этом‑то и проблема. Вы принимаете своё воображение за факты, а мои факты за воображение. Я знаю наверняка, что всё есть одно. Различия не разделяют. Или вы не ответственны ни за что, или вы ответственны за всё. Воображать, что вы наделены контролем и ответственны только за одно тело, – это заблуждение тела‑ума.
В: Тем не менее, вы ограничены своим телом.
М: Только в вещах, относящихся к телу. Против этого я не возражаю. Это подобно смене времён года. Они приходят и уходят, не затрагивая меня. Точно так же организмы тела‑ума приходят и уходят: жизнь всегда в поиске новых выражений.
В: Пока вы не перекладываете всё бремя зла на Бога, я удовлетворён. Может быть, какой‑то Бог и существует, но для меня это всего лишь концепция, созданная человеческим умом. Он может быть реальностью для вас, но для меня общество гораздо реальнее Бога, поскольку я его создание и пленник. Ваши ценности – это мудрость и сострадание, ценности общества – это благоразумный эгоизм. Я живу в мире, далёком от вашего.
М: Никто вас не заставляет жить в нём.
В: Никто не заставляет вас, а у меня нет выбора. Мой мир злой, полный слёз, тягот и боли. Отговариваться от него философствованиями, теориями эволюции и кармы – значит добавить к ране оскорбление. Бог жестокого мира жесток и сам.
М: Вы и есть бог вашего мира, и вы глупы и жестоки. Пусть Бог – это концепция, ваше собственное творение. Узнайте, кто вы, как вы дошли до жизни, полной стремления к истине, добру и красоте в этом жестоком мире. Какой смысл в вашем споре о Боге, если вы просто не знаете, кто такой Бог и о чём вы говорите. Бог, рождённый из страха и надежды, очерченный желаниями и воображением, не может быть Силой, Которая Есть, Умом и Сердцем вселенной.
В: Я согласен, что мир, в котором я живу, и Бог, в которого верю, созданы воображением. Но как они могут быть созданы желанием? Зачем мне придумывать такой горький мир и такого равнодушного Бога? Что со мной не так? Зачем мне мучить себя так жестоко? Просветлённый человек приходит ко мне и говорит: «Это просто сон, его надо прекратить». Но не является ли он сам частью этого сна? Я чувствую себя в ловушке и не вижу выхода. Вы говорите, что свободны. Свободны от чего? Ради бога, не кормите меня словами, просветлите меня, помогите мне проснуться, раз уж это вы смотрите, как я мечусь во сне.
М: Когда я говорю, что свободен, я просто констатирую факт. Если вы взрослый, вы свободны от младенчества. Я свободен от всех описаний и отождествлений. Я не являюсь ничем из того, что вы можете видеть, слышать или о чём можете подумать. Я свободен от того, чтобы быть объектом восприятия или концепцией.
В: Но ведь у вас есть тело и вы от него зависите.
М: Вы снова утверждаете, что ваша точка зрения единственная. Я повторяю: я не был, не являюсь и не буду телом. Для меня это факт. Я тоже находился под властью иллюзии, считая, что был рождён, но мой Гуру помог мне увидеть, что рождение и смерть – просто концепции. Рождение – это просто представление «у меня есть тело». А смерть – это представление «я потерял своё тело». Сейчас, когда я знаю, что не являюсь телом, тело может быть, а может и не быть – какая разница? Организм тела‑ума похож на комнату. Она есть, но я не обязан жить в ней всё время.
В: Но тело есть, и вы заботитесь о нём.
М: О нём заботится сила, которая его создала.
В: Мы всё время переходим с уровня на уровень.
М: Есть два уровня: физический – уровень фактов, и ментальный – уровень концепций, представлений. Я за пределами обоих. Ни ваши факты, ни идеи не принадлежат мне. Я вижу то, что за пределами. Перебирайтесь ко мне и посмотрите сами.
В: То, что я хочу сказать, очень просто. Пока я верю, что «я есть тело», я не должен говорить: «Бог присмотрит за моим телом». Он этого не сделает. Он позволит ему голодать, заболеть и умереть.
М: Чего же ещё вы ожидаете от простого тела? Почему оно вас так волнует?
Из‑за того что вы думаете, что вы есть тело, вы хотите, чтобы оно было вечно. Вы можете продлить его жизнь нужными практиками, но какое благо вам это принесёт?
В: Лучше жить долгой и здоровой жизнью. Это даёт шанс избежать ошибок детства и юности, разочарований зрелости и несчастий и слабоумия старости.
М: Конечно же, живите долго. Но вы не можете всем управлять. Вы можете выбирать даты своего рождения и смерти? Мы говорим на разных языках. Ваш разговор – воображение, основанное на предположениях и допущениях. Вы с убеждением говорите о вещах, в которых не уверены.
В: Поэтому я здесь.
М: Вы ещё не здесь. Я здесь. Идите ко мне! Но вы не идёте. Вы хотите, чтобы я жил вашей жизнью, чувствовал как вы, использовал ваш язык. Я не могу, и это вам не поможет. Вы должны прийти ко мне. Слова – это продукт ума, а ум лишает ясности и искажает. Отсюда такая абсолютная необходимость выйти за пределы слов и прийти ко мне.
В: Возьмите меня к себе.
М: Я делаю это, а вы сопротивляетесь. Вы наделяете реальностью концепции, хотя концепции – это извращение реальности. Отбросьте все концепции и оставайтесь безмолвным и внимательным. Будьте искренни и устремлённы, и с вами всё будет хорошо.