Раздел 12. Философия проповеди

Господь Чайтанья распространил юга-дхарму: воспевание Святого Имени – нама-санкиртану. «Пойте Святое Имя, танцуйте в экстазе для Господа и вкушайте прасада и вы будете счастливы». Хотя воспевание Святого Имени как средство достижения духовного совершенства было известно всегда, именно в этот век, кали-югу, в котором почти полностью отсутствуют основы религии, позволяющие прийти к совершенству другими путями, оно является единственным путем, ведущим к Богу. Точно также, шастры существовали всегда. Но именно Шрила Прабхупада сделал распространение духовной литературы настолько широким, что это можно сравнить с огромной мридангой (брихад-мриданга), благодаря которой Святое Имя услышали в самых дальних уголках Земли.

Таким образом, есть 3 основные формы проповеди, предназначенной для всех и для каждого: воспевание Святых Имен (харинамы), распространение прасада и распространение книг. (НС, стр.208-214; ШБ 3.9.34)

Помимо этих трех форм широкой проповеди существуют множество других форм, предназначенных для более специфических категорий людей, например, правительственные круги или работники прессы и телевидения, ученые и интеллигенция или люди, находящиеся в бедственном положении в горячих точках планеты и т.д.

Таким образом, в ИСККОН существуют такие проповеднические программы, которые включают в себя и общие, и специфические формы проповеди:

· Распространение книг.

· Программа проповеди прихожанам – нама-хатта.

· Воскресные программы (пиры) в храме.

· Программа связей с общественностью и средствами массовой информации (ISKCON Communication).

· Харинамы и фестивали.

· Распространение прасада (Food for life).

· Падаятры.

· Программа проповеди индийскому населению.

· Программа проповеди ученым.

· Программы по обучению ведической кулинарии.

· Поклонение Божествам.

· Прием гостей в храме.

· Постановка театральных представлений на темы сознания Кришны.

· Проповедь студентам и школьникам.

· Программа проповеди молодежи (Харе Кришна рок и т. д.).

· Начальное обучение начинающих преданных («Курс подготовки бхакт»).

· Вайшнавское высшее образование.

· Сельскохозяйственные общины, защита коров, борьба с загрязнением окружающей среды.

· Массовые программы по пропагандированию ведической культуры и совместные с Индией культурные программы.

· Ответы на вопросы людей, интересующихся сознанием Кришны, по телефону.

Основные цели проповеднической деятельности отражены в уставном документе ИСККОН «Семь целей ИСККОН» и, в целом, их можно разделить на несколько категорий:

1. пропаганда простого и здорового образа жизни широким слоям населения;

2. привлечение людей, склонных начать заниматься духовной практикой;

3. создание благоприятных условий для широкой проповеди в массах;

4. углубление понимания духовной жизни преданными и воспитание серьезных, квалифицированных преданных-проповедников, священнослужителей, менеджеров. (Лекция по ШБ 6.1.42. Лос-Анжелес 22.07.75)


Шрила Прабхупада характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:

1. книги – наша основа;

2. проповедь – наша сущность;

3. чистота – наша сила;

4. практичность – наш принцип.

Любой искренний преданный должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под влиянием гуны благости и выше) (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады, стр. 16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337; «Еще один шанс», стр. 162-168):

1. стремление очиститься от привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс», стр. 152-153);

2. желание удовлетворить духовного учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);

3. чувство долга по отношению к гуру и Кришне;

4. выполнение указания духовного учителя;

5. желание обрести сострадание к людям;

6. понимание важности и насущности духовного знания для страдающих живых существ;

7. чистая любовь к Богу и сострадание, проистекающее из неё.

Однако проповедник должен обладать следующими качествами:

1. преданность гуру и Кришне;

2. смирение;

3. серьёзность;

4. отсутствие ложного эго;

5. знание философии, практики и культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);

6. желание просто следовать по стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;

7. принятие руководства духовного учителя (ШБ 3.8.7);

8. честность и открытость;

9. уважение к людям;

10. энтузиазм (НН, т.З).

Во время проповеднической деятельности преданный постоянно сталкивается с материалистичными людьми и, таким образом, может подвергаться их влиянию (джана-санга). Тем не менее, проповедник, имеющий сильную садхану, и потому наполненный сознанием Кришны, не принимает общение других людей, навязывающих свои материалистические идеалы и цели, а, наоборот, дает свое общение, делясь тем сознанием Кришны, которое он уже имеет. Это подобно тому, как невозможно ничего влить в шланг, если из него потоком бьет вода. (ШБ 2.8.5-6)

Проповедь очищает не только того, кто с верой и вниманием ее слушает, но и того, кто с такой же верой и убежденностью говорит. Проповедник зависит от воли Параматмы и не поддается влиянию ума. Контакт с Параматмой и внутренней энергией (благодаря преданному служению) очищает каждого. (ШБ 2.4.11)

Чтобы стать стабильным в служении миссии санкиртаны, необходимы:

1. чистота мотивов (желаний);

2. преданность Господу; (ШБ 2.9.19)

3. ясное и глубокое понимание миссии Господа;

4. понимание своего положения;

5. зависимость от гуру и Кришны. (ШБ 2.4.11)

Наши рекомендации