Тема 3. Этикет взаимоотношений с духовным учителем

Существует определенный этикет взаимоотношений ученика с духовным учителем.

Правильным обращением к своему духовному учителю будет:

· Гуру Махарадж

· Ваша Божественная Милость

· Гурудев

Полный титул гуру-санньяси:

· Его Божественная Милость Шрила ... Махарадж.

Полный титул гуру (не в статусе санньяси):

· Его Божественная Милость Шриман ..... Прабху

Обращаться к санньяси, не являющемуся вашим дикша-гуру, следует:

· Ваше Святейшество

· Махарадж

· Ваша милость

Полный титул в этом случае:

· Его Святейшество Шрила ... Махарадж.

Общий принцип встречи духовного учителя таков, что мы должны оказывать ему такой же прием, как, если бы встречали Самого Шри Кришну, поскольку гуру является непосредственным представителем Кришны, Хари (сакшад-хари). (НС, стр. 35-36, 97; ШБ 7.14.41; 1.2.16) Если гуру приезжает в тот город, где живут его ученики, то они должны встретить его сразу по приезду в аэропорт (или на вокзал), желательно с киртаном, предложив с любовью сделанную гирлянду.

Всякий раз, встречаясь с духовным учителем (даже мимолетно), следует кланяться и произносить его пранама-мантру. (ШБ 4.22.4) Машину, на которой вы возите гуру, следует чисто вымыть и украсить цветами, положить красивую ткань на его сиденье и т.д. Привезя гуру в место, где он остановится, следует, по возможности, провести церемонию абхишеки (омовения стоп) теплой водой с цветочными лепестками, соками, йогуртом. Затем, насухо вытерев его стопы свежим полотенцем, наденьте новые носки (приятные на ощупь, а не колючие). После приема нужно дать гуру возможность отдохнуть, принять омовение и прасад.

В помещении, где остановился гуру, следует постоянно поддерживать чистоту и тишину. Постельное белье и полотенце следует ежедневно менять и стирать. Следует заранее узнать диету гуру.

Также важным аспектом приема гуру является забота о тех, кто его сопровождает.
Следует заранее подготовить и предложить гуру несколько вариантов программы его пребывания в Вашем городе и учесть все его пожелания и предложения.

В случае, если гуру дает лекцию, то в начале лекции следует предложить духовному учителю гирлянду, после чего принести поклоны.

Гуру-пуджа – поклонение гуру непосредственно в его присутствии или его изображению.

Вьяса-пуджа – поклонение гуру в день его явления, как представителю Вьясадевы. (ШБ 1.1.5).

Даршан –непосредственная встреча

Духовным братьям и сестрам гуру мы должны оказывать такое же почтение, как и самому гуру. В присутствии гуру мы должны в первую очередь оказывать почтение и служение гуру, а затем его духовным братьям и сестрам. Кланяясь вайшнавам, мы всегда повторяем вайшнава-пранама-мантру: «ванчха калпатару...».

Гуру не является Богом. Соединив эти две личности в своем сознании, мы отклоняемся в философию майявады или сахаджию. (ЧЧ, Ади 7.14; «Апасампрадайи», стр. 50-52, 65) Гуру является совершенным слугой Господа. Если, поклоняясь гуру, мы не видим при этом его связи с Кришной, его служения Кришне, то мы отклоняемся от правильной практики бхакти-йоги. Это может проявляться в том, что мы, например, считаем: «Он все и так про меня знает», или, думаем, что милость является собственной милостью гуру, а не приходит к нам через него от Кришны, или, воспринимаем воспитательные моменты в отношении гуру к нам, как отношение к нам Кришны и т.д. То, что делает гуру не отличным от Верховной Личности Бога – это его наставления (шикша). Он повторяет ученику наставления Кришны и учит его, как предаться Кришне и видеть во всем участие Кришны (Параматмы). (ШБ 5.10.19; 7.15.26-27; 8.24.46-48) Но при этом Он всегда является доброжелателем для ученика, воспитывая его разными путями. Поклонение гуру, не основанное на шикше, является культом личности. (ЧЧ, Антья 8.22; УГЧ, стр. 218) Точно также люди, оскверненные сахаджией, превознося гуру и выделяя его среди 3-х авторитетных источников знания (гуру, шастры, садху) (ШБ 4.26.12), в действительности, занимаются культом личности. Таким образом, они фактически опровергают гуру, так как гуру приписываются несоответствующие качества, обязанности и роль.

Тема 4. Дикша – духовное посвящение

Существуют 2 фактора, побуждающие ученика следовать указаниям духовного учителя:

1. привязанность; («Вайшнавизм: открытый форум» № 1, стр. 95)

2. покорность. (УГК, стр. 272-275; ШБ 1.1.8)

Первый – более сильный, но второй – более важный, ибо следовать необходимо даже тогда, когда это трудно делать, даже когда, по какой-либо причине, привязанность не проявлена.

Инициация (духовное посвящение) – это многоступенчатый постепенный процесс возвращения к Богу, начинающийся с обоюдных обетов по отношению к Кришне со стороны гуру и ученика. Гуру дает ученику святое имя, берет на себя ответственность привести его обратно к Богу. Ученик навсегда решает положить конец цепи своих рождений и смертей и вернуться назад к Кришне, строго следуя своим обетам и всем наставлениям гуру. (ЧЧ, Ади 1.35)

Когда говорят, что гуру при инициации забирает нашу карму, это не подразумевает некий мистический процесс, не требующий никаких усилий от ученика.

Речь идет о том, что когда гуру принимает официально перед Кришной, священным огнем и вайшнавами какого-то преданного как полноценного ученика, то этот преданный должен (!) точно также принять гуру как абсолютного поводыря через лабиринты материального существования, полностью оставив веру в свои материальные ум, разум, представления о том, как все должно быть и т.д. (т.е. свою карму). (ШБ 5.13.22; УГК, стр.258-263) Отдав все это гуру и полностью полагаясь на то, что его наставления – совершенная карта для нашего путешествия в духовный мир, и никогда не востребовав все это назад, мы действительно остаемся вне действия закона кармы. (ЧЧ, Мадхья 15.108; ШБ 4.26.20; УГЧ, стр. 134) Но, действуя по своему усмотрению, попадая под влияние своего ума, полагаясь на свои собственные представления и потворствуя своим чувствам, мы не должны наивно думать, что находимся вне кармы. (УГЧ, стр. 218; НС, стр. 94)

Однако и в этом случае ученик должен знать и помнить о том, что поскольку гуру дал свои обеты Кришне по отношению к ученику, он не забывает о них и не отказывается так же поспешно, как это делают иногда ученики. Поэтому, за те греховные действия и неправильные отношения на духовном пути, которые совершает инициированный ученик, страдает, наряду с учеником, также и гуру. (ШБ 4.20; 4.21.31) Однако страдает он потому, что ученик не дает ему возможности вести его к Богу и выполнить свой обет перед Кришной. Он страдает из-за того, что принял легкомысленного ученика, представив его со всей серьезностью Кришне и поверив в его обещания. (ШБ 4.12.40; 4.12.33)

Поэтому от инициации следует ожидать лишь все увеличивающийся груз ответственности за свою духовную жизнь. Не нужно думать, что, давая инициацию, гуру прицепляет ученика карабином к своему снаряжению, подобно альпинисту, и ученик, свесив ножки, сидя на плечах гуру, будет беззаботно наблюдать, как гуру совершает восхождение со своим грузом в духовный мир. Этого не будет. В духовный мир можно войти лишь по собственному горячему желанию, прорубив себе дорогу через свои привязанности к этому миру, своему телу и т.д. Ни гуру, ни кто-то другой за ученика этот путь не пройдут. Но гуру указывает каждый верный шаг на этом пути, куда следует двигаться ученику. Без гуру ученик будет идти в ложном направлении. (УГЧ, стр. 223-224; «Вайшнавизм: открытый форум» № 1, стр. 97) Но, даже имея гуру и инициацию, ученик не лишается свободы выбора (хотя он уже пообещал, что избрал навсегда путь к Кришне). Он волен лежать на дороге, ведущей к Богу, волен идти по ней, волен свернуть в другую сторону. Кришна оставляет свободу волеизъявления даже инициированному ученику и ценит то, что тот остается верным своим обетам, данным гуру.

В ИСККОН для получения инициации существуют определенные требования. Кандидат на инициацию должен(«Ветви бхакти», стр. 194-202):

1. повторять без срывов 16 кругов джапы и следовать 4-м регулирующим принципам, как минимум, один год после получения пранама-мантры. (Обычно этот срок больше относится к преданным, живущим в храме, а для прихожан, посещающих храм или нама-хату, этот срок чаще всего составляет от 2-х до 4-х лет;

2. быть уверенным, что сможет следовать своим обетам на протяжении всей жизни, независимо от ее обстоятельств;

3. сдать экзамен по курсу начальной подготовки по философии и практике сознания Кришны, пройденному очно или заочно;

4. получить рекомендацию от руководства храма и, возможно, куратора (это надо уточнить у старших учеников Вашего духовного учителя). Полученная со всеми благословениями рекомендация отличается от вытрясенной с боем у «не сдающегося» старшего преданного или у рекомендующего отложить решение этого вопроса на более поздний срок куратора или президента храма;

5. имея все это, получить разрешение духовного учителя на инициацию.

Гуру-дакшина – это первый урок смирения, когда ученик из благодарности к милости духовного учителя собирает милостыню и приносит ее духовному учителю. Самой дорогой гуру-дакшиной, конечно, является выполнение того, что хочет гуру от своего ученика (см. «Источник вечного наслаждения», стр. 326). Ученик должен отдавать гуру не только милостыню, он должен, в конце концов, отдать все, что у него есть и даже самого себя. Он должен приводить обусловленные души к стопам своего гуру, ибо самое сильное желание гуру – давать другим сознание Кришны, рассказывать другим о Кришне. (ИВН, стр. 326, 632-633; ЧЧ, Ади 7.92; ШБ 5.18.22)

В российском ИСККОН также существуют определенные требования для получения второй инициации (дикша). Кандидат должен (НС, стр. 88, 90):

1. cледовать обетам, данным во время обряда инициации, без срывов как минимум в течение 3-х лет после инициации;

2. пройти курс «Бхакти-шастри» и удовлетворительно сдать экзамен;

3. иметь поведение (качества), подобающие брахманам; (УГЧ, стр. 329; ШБ 1 Песнь, ч.1, стр. 42)

4. заниматься активным служением, связанным с проповедью или поклонением Божествам (в храме или нама-хатте);

5. иметь рекомендацию местного руководства, подтверждающую соответствие кандидата этим требованиям;

6. представить все это гуру для его окончательного решения.

Согласно вайшнавскому этикету, отношения с дикша-гуру являются уникальными, и их невозможно иметь с кем-либо еще, иначе это будет оскорблением стоп гуру. Развитие близких отношений с каким-либо другим старшим преданным является приемлемым, если за этим стоит поддержка и благословение Вашего дикша-гуру. В таком случае, этот преданный становится нашим шикша-гуру. Таким образом, Вы сможете видеть, как через него проявляются наставления Вашего Гуру Махараджа.

Но, если шикша-гуру и отношения с ним выдвигаются на первый план и заслоняют дикша-гуру, то это является признаком опасности для духовной жизни, и в этом случае необходимо раскрыть свое сердце своему Гуру Махараджу.

Реинициация у другого духовного учителя возможна лишь в одном случае – если, в силу обстоятельств, духовный учитель падает или отклоняется от духовных стандартов. Под отклонением подразумевается нарушение регулирующих принципов, проповедь принципов, отличных от тех, что дал Шрила Прабхупада и т.д. (ШБ 1.7.43; БГ 1.5)

Гуру-апарадха представляет собой:

1. отношение к гуру как к обычному человеку (ШБ 4.20.13; 4.21.12; 7.7. 14; НС, стр. 97);

2. не следование его указаниям; (УГК, стр. 261-262)

3. не следование обетам, данным во время обряда инициации;

4. смена духовного учителя и реинициация.

Раздел 7. Вайшнавские службы и киртаны

Тема 1. Киртаны. Утренняя программа. Вечерняя служба

Киртан – это громкое воспевание святого имени.

Санкиртана – охватывает в громком воспевании огромное количество людей.

Господь Чайтанья дал простой метод возвращения к Богу: воспевай святое имя, танцуй и ешь прасад.

Механическое воспевание означает, что ум, сознание и сердце не участвуют в этом процессе. Более сознательным (не механическим) воспевание становится, если мы четко понимаем смысл возносимых молитв. Тогда мы сознательно вкладываем все свои чувства в каждое слово, зная его значение.

Существует различие между желанием служить преданным, ведя киртан, и желанием вести киртан из-за того, что самому нравится лидировать или петь перед всеми и слушать себя. Следует различать свои побуждения и безопаснее всего браться вести киртан тогда, когда вас просят об этом старшие вайшнавы, не становясь выскочкой.

Чтобы вести киртан, нужна квалификация:

· определенно, это осознание святого имени, сознание Кришны;

· знание очередности воспеваемых мантр и мелодий к ним;

· обладание, хотя бы некоторым музыкальным слухом, навыком игры на караталах и чувством ритма;

· неплохо также иметь навык ускорять, когда нужно, и замедлять темп киртана;

Желание присутствующих преданных удовлетворить Господа проявляется в киртане в том, насколько они:

· желают удовлетворить Божества своим умонастроением, пением и танцем;

· следят за мелодией киртана, молитвами, которые поет ведущий, и в точности повторяют их за ним;

· вдохновляют себя и других все больше отдаваться киртану, забыв об ограничениях ума и тела.


Наши рекомендации