Творение Господа безгранично.

Полное творение Господа (4 части) включает в себя:

· материальный мир – экапада вибхути, что означает 1 часть проявления;

· духовный мир – трипада вибхути, то есть 3 части проявления.

Материальный мир

Материальный мир составляет ¼ часть полного творения Господа. Он состоит из 14 миров (планетных систем) и называется Деви-дхамой, то есть обителью, где правит Деви, или Дурга – олицетворенная материальная природа.

Небольшая часть брахмаджъоти (духовного сияния, излучаемого Голокой Вриндаваной) (ШБ 2.5.11) покрывается невежеством (где нет памяти о Кришне). Там Господь в форме пуруша-аватар проявляет материальную энергию и бесчисленные вселенные (ШБ 2.5.21; 4.17.21).

Каждая вселенная управляется Господом Брахмой, и он же проявляет все многообразие материальных форм во вселенной.

Диаметр ядра нашей вселенной составляет 6 миллиардов километров. (ШБ 5.20.43). Снаружи вселенная покрыта многослойной оболочкой, создающей внутри полную темноту. Поэтому в каждой вселенной есть лучезарная планета – Солнце, которая светит отраженным светом брахмаджъоти, сиянием духовного мира (ШБ 3.26.3; 4.12.37) Оболочка вселенной состоит из 7 слоев, каждый из которых толще предыдущего в 10 раз. Первый слой представляет собой изначальную воду. Следующие слои: огонь, воздух, эфир, ум, ложное эго и самый толстый, внешний, слой – слой не проявленной, не дифференцированной материальной природы (прадханы) (ШБ 2.1.25; 2.2.28; 3.26.52; 3.26.10; 3.32.9.1.6.31). (В других местах, например, ШБ 3.32.9 и 4.20.35-36 первой оболочкой приводится слой земли)

Адские планеты (Наракалока)

Они расположены между Паталалокой и океаном Гарбходака. На них живые существа отбывают наказания за греховные поступки (ШБ 5.26. 5).

Там же неподалеку находится планетная система Питрилока, где обитают Питы, или предки, которой правит бог смерти Ямарадж, присуждающий наказания грешникам после смерти. В Бхагаватам описывается, что все Питы являются преданными Господа.

В центре вселенной располагаются 14 планетных систем (ШБ 2.5.38-39; 2.5.40-42), разделенных на 3 уровня существования: низшие, средние и высшие, или райские (ШБ 3.10.7-9; 3.11.26; 4.20.35-36). Понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры. Чем более оно утонченно, тем выше считается расположенной планетная система.

Низшие планетные системы:

1. Патала или Нагалока. Под этой планетной системой в своей обители живет Господь Ананта – тысячеглавый змей, воплощение Господа Вишну, который поддерживает все 14 миров. Он всегда пребывает в сердце Господа Шивы и помогает ему разрушать вселенную.

Во время разрушения вселенной пламя вырывается из Его ртов и сжигает все творение (ШБ 5.гл.25). Паталу населяют очень злобные демонические змеи – Наги (ШБ 5.24.31).

2. Расатала. Следующая планетная система, которую также населяют змееподобные живые существа. Они владеют мистическими совершенствами, и единственно чего они боятся – это Сударшана-чакры – могущественного оружия Господа Вишну.

3. Махатала. Эту планетную систему населяют также змеи, включая Такшаку – крылатого змея, укусившего царя Парикшита. Они тоже наслаждаются жизнью за исключением случаев, когда их навещает сильнокрылый Гаруда, который питается змеями.

4. Талатала – планетная система, где обитают демоны во главе с Майей Данавой. Он знаменит как самый выдающийся механик и иллюзионист этой вселенной.

5. Сутала. Этой планетной системой правит знаменитый Бали Махарадж, который отдал Господу Вамане все, включая самого себя, и получил взамен чистую любовь и преданность. Более того, Сам Господь Ваманадев подарил ему Суталалоку и занял роль привратника, охраняя царство Своего дорого преданного.

6. Витала. В этой планетной системе обитает Господь Шива со своей супругой Бхавани.

7. Атала. А эта планетная система заселена материалистами, которые полностью опьянены плотскими наслаждениями.

Все эти планетные системы (7 уровней ниже Земли) называют била-сварга, подземным райским царством, их населяют змеи и змееподобные существа, Наги, материалисты и демоны. В самые низшие уровни этих планет не проникают солнечные лучи, и освещаются они сиянием драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов (ШБ 5.24.31). В материальном отношении все эти планеты находятся на высоком уровне развития цивилизации, предназначение которой одно – удовлетворение чувств. «Даже полубоги и те не всегда могут свободно предаваться чувственным наслаждениям, однако обитателям этих планет ничто не мешает наслаждаться жизнью. Поэтому все они очень привязаны к иллюзорному счастью» (ШБ 5.24.8) Однако обитатели этих планет не знают о преданном служении и обладают материалистическим и даже демоническим сознанием (ШБ 4.29.28).

Средние планетные системы:

8. Следующая планетная система – Бхурлока. С точки зрения полубогов она представляет собой гигантскую плоскость, разделенную семью океанами на семь островов, имеющих форму концентрических колец. Небольшой участок центрального острова в нашем трехмерном восприятии – это знакомый нам земной шар. В Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» подробно описываются все эти острова и их обитатели. Все жители этих островов являются преданными и поклоняются различным воплощениям Господа. Также, за исключением Земли, все эти острова являются райскими планетами – то есть местами «отработки» хорошей кармы. И лишь Земля, или Бхарата-варша – это место «зарабатывания» новой кармы – плохой или хорошей. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия (карму) за свои действия. В то же время, это самое благоприятное место для практики преданного служения, поскольку оно свободно от излишней роскоши для удовлетворения чувств и излишних страданий, которые отвлекают ум живого существа (ШБ 5 Гл.19).

Высшие планетные системы:

9. Планеты системы Бхуварлока населяют такие живые существа, как сиддхи, чанары, видьядхары, кимпуруши, духи, привидения и другие. Все они обладают мистическими силами и могут совершать чудеса.

10. Следующая планетная система – Сваргалока, знаменитые «райские кущи». Сваргалокой правит Царь Индра. Все обитатели этих планет являются преданными, хотя они и привязаны к роскоши и чувственным наслаждениям.

11. За ней располагается Махарлока, которую населят великие мудрецы и риши, такие как Бхригу Муни. Когда во время частичного разрушения вселенной Махарлока заливается водой, они поднимаются на

12. Джаналоку.

13. На Таполоке живут погруженные в медитацию на Господа в своем сердце четверо Кумаров и другие аскеты, давшие обет безбрачия.

14. И, наконец, четырнадцатая планетная система – это Сатьялока (Брахмалока), на которой несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. Наш Господь Брахма – замечательный преданный Шри Кришны, который после окончательного уничтожения вселенной, вместе с другими обитателями Сатьялоки, вернется в духовный мир, на Голоку Вриндавана.

На всех высших планетных системах есть неограниченные возможности для преданного служения Господу в этом материальном творении, а также и для тонкого удовлетворения чувств. Все обитатели этих планет преданы Господу, хотя и в разной степени (ШБ 3.25.37; 3.10.27-28; 3.5.49; 4.18.19).

На этих планетах существуют бесчисленные тонкие объекты материальных привязанностей. Например, Господь Брахма потому и находится в материальном мире, что у него есть вкус к материальному творению – ему хочется служить Кришне именно таким образом.

Поэтому преданному необходимо полностью очиститься от материальных желаний, чтобы не привлечься и не застрять на этих тонких планах материального существования. Для этого нужно иметь вкус к чистому преданному служению Господу Кришне.

За пределами Сатьялоки начинаются оболочки вселенной.

На границе духовного мира находится Махеш-дхама. Это вечная обитель Господа Садашивы. Господь Шива, или Шамбху, – это особая экспансия Кришны, в которой Он непосредственно соприкасается с материальным миром, порождая бесчисленные формы обусловленных живых существ. В образе Садашивы Господь Шива свободен от своих материальных обязанностей. Он с энтузиазмом служит Господу, а также принимает поклонение от своих преданных. Поскольку Господь Садашива, даже будучи экспансией Кришны, не находится с Ним на одном уровне, его обитель находится ниже Вайкунтхи, или духовного мира.

Итак, наша материальная вселенная представляет собой лишь крошечную часть совокупного творения Господа. В ней расположено множество различных планетных систем, населяемых живыми существами с различными уровнями духовного сознания. Очистив свое сознание до соответствующего уровня, мы можем перенестись на желанную планетную систему – или после оставления тела, или в медитации. Однако чистого преданного не интересуют все эти материальные миры. Его назначение – духовные планеты Вайкунтхи, лежащие выше всего этого материального проявления.

Духовный мир

Духовный мир существует вечно, и Кришна вечно является его источником. Не существует такого «момента времени», когда бы был сотворен духовный мир, так как время распростирает свое влияние только на материальный мир.

Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа.
Вайкунтха – «место, где нет тревог», это планеты духовного мира, которым нет числа. Все они плавают в духовном сиянии брахмаджьоти, которое исходит из тела Кришны и бесчисленных четырехруких форм Нараяны, каждая из которых управляет одной из планет Вайкунтхи.

На планетах Вайкунтхи вечные спутники Господа поклоняются Ему в одной из четырехруких форм Господа Нараяны (ШБ 3.15.26). Развив привязанность к определенной форме Господа, преданный из материального мира переносится именно на ту планету духовного мира, где он может продолжать свои взаимоотношения с возлюбленным им образом Господа. Преданные на этих планетах имеют тела, подобные Господу – четырехрукие, и поклоняются Ему в духе благоговения и почтения (айшварья) (ШБ 3.15.13-22; 4.9.11).

Из всех бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока (Кришналока) – планета Кришны, или планета коров («го» – корова, «лока» – планета).

Эта планета считается высшей, поскольку к айшварье, или осознанию непревзойденного великолепия и величия Господа, здесь добавляется вкус мадхурьи – особой сладости или близости взаимоотношений.

Эта высшая планета духовного мира Голока делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван (ШБ 3.2.11). Различаются они по степени, в которой сладость игр и взаимоотношений с Господом (мадхурья) перекрывают благоговение перед Его богатством и силой (айшварья).

В Двараке атмосфера пронизана чувством дружбы. В Матхуре Васудева и Деваки испытывают близкие родительские чувства к Кришне.

Обитатели Вриндавана вообще не помнят о могуществе Господа. Сладость той любви, которую они испытывают по отношению к чудесному маленькому проказнику или очаровавшему их сердца юноше, не позволяет им до конца осознать сверхъестественное могущество Его деяний; они просто наслаждаются этим нектаром (мадхурья).

Однако основой взаимоотношений с Господом, как на Вайкунтхах, так и на Голоке является стремление служить; все преданные считают, что предназначение их только в том, чтобы доставить радость Господу, в каких бы отношениях с Ним они ни находились (ШБ 3.2.9-10; 3.2.14; 3.15.42; 3.15.39).

Второй стороной Вриндавана является Навадвипа, они не отличны. Различие лишь в том, что во Вриндаване Радха и Кришна проявляют Себя порознь, а в Навадвипе Они сливаются в чудесный единый золотой облик Господа Гауранги. Есть отличие в оттенках настроения: во Вриндаване – сладость (мадхурья), а в Навадвипе – великодушие, сострадание (аударья), с которым Господь Чайтанья и Его вечные спутники раздают всем нектар Святого имени Радхи и Кришны. Во Вриндаване воплощением этого великодушия и сострадания является Шримати Радхарани («Шри Навадвипа Дхама Махатмья» Бхактивинода Тхакура).

Итак, в духовном мире четырехрукий Господь Нараяна в своих бесчисленных формах правит планетами Вайкунтхи, в то время как на высшей планете духовного неба, Голоке-Вриндаване, Господь Кришна предстает в Своем изначальном двуруком облике. Этот облик Господа исполнен такой необычайной сладости, что она затмевает собой аспект Его величия, вызывающий в сердцах людей трепет и благоговение. Любовь, которую питают к Кришне обитатели Вриндавана, самая возвышенная, а самая великая преданная Кришны – Шримати Радхарани.

Схема Творения Господа

1. Творение Господа безгранично. - student2.ru Изначальная духовная планета, напоминающая цветок лотоса, называется Голокой Вриндаваной. Это обитель Господа Кришны, изначальной Личности Господа.

2.Голока Вриндавана излучает духовное сияние, которое называется брахмаджйоти. Это сияние – конечная цель, к которой стремятся имперсоналисты.

3.В бескрайнем брахмаджйоти находится бесчисленное множество духовных планет. Подробно сияющим лучам солнца в материальных вселенных находится бесчисленное множество материальных планет. На этих духовных планетах господствуют полные экспансии Господа Кришны, а их обитатели – вечно освобожденные живые существа. Все они имеют четырехрукую форму. Здесь Господа называют Нараяной, а эти планеты – Вайкунтхами.

4.Иногда край духовного неба брахмаджйоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой. Господь принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды внутри махат-таттвы. Эти воды называются Причинным океаном (карана-джала).

5.Господь при этом пребывает в медитационном сне, йога-нидре, и с дыханием из Него исходит бесчисленное множество вселенных. Плавающие на поверхности Причинного океана, подобно пузырькам пены, вселенные рассеяны по всей его поверхности. Они существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

6.В каждую вселенную тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи Вишну и ложится здесь в Океане Гарбха на змея Шешу, воплощение Господа. Из пупа на Его животе вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной вселенной. Брахма создает разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность живым существам осуществить свои желания в этой вселенной. Он создает также солнце, луну и полубогов.

7.Солнце располагается примерно в центре каждой вселенной, распространяя по всей вселенной свет и тепло. В махат-таттве существуют миллионы и миллиарды вселенных, и в каждой из них есть свои солнце и луна, необходимые в них потому, что сами материальные вселенные темны по своей природе. Веды призывают нас выбраться из тьмы этих вселенных и достичь сияющего излучения, брахмаджйоти.

8.Брахмаджйоти существует благодаря сиянию планет Вайкунтхи, которые не нуждаются ни в свете солнца, ни в электричестве.

Тема 4. Три энергии Господа

Энергии Кришны безграничны, и чтобы простым людям было легче их постичь, Шрила Вьясадева и другие мудрецы разделили бесчисленные энергии Господа на три основные категории (БГ 7.5; 6.29, 8.3; 13.23).

Три энергии Господа

Санскрит Русский перевод Обладание сознанием
антаранга-шакти Внутренняя энергия Представляет собой весь духовный мир, дживу в освобожденном состоя­нии, природу преданного служения и всего, что связано с Кришной Духовная энергия, осознающая свое подчиненное положение по отношению к Богу, является сознательной
бахиранга-шакти Внешняя, или материальная энергия Представляет собой материальный мир и все, что связано с забвением Кришны Материальная энергия, хотя и имеет изначально божествен­ное происхождение, но появ­ляется там, где память о Кришне покрыта невежеством и, таким образом, не проявляет сознание
татастха-шакти Пограничная энергия Обладает свободой в выборе влияния на нее одной из 2-х вышеописанных энергии Способна проявлять сознание. Сознание пограничной энергии в обусловленном материей состоянии подобно сознанию спящего

Внутренняя энергия

К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа (Его одежда, украшения и т.д), а также Его вечные спутники – мама Яшода, Шримати Радхарани и другие. Внутренняя энергия обладает личностной природой и сознанием (чит-шакти), и даже не просто сознанием, а сознанием Кришны.

Внутренняя энергия проявляется в 3-х основных аспектах:

1. сандхини-шакти – энергия вечного бытия, которой повелевает Господь Баларама;

2. самвит-шакти – энергия знания. Посредством этой энергии происходит процесс
взаимодействия между Кришной и Его преданными, в ходе которого преданные служат
Ему, а Кришна принимает их служение;

3. хладини-шакти – энергия наслаждения, которое взаимно испытывают Кришна и Его
преданные в процессе чистого преданного служения. Шримати Радхарани олицетворяет сущность всей хладини-шакти.

Внешняя энергия

Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него.

Один раз (в начале Творения) бросив на нее Свой взгляд, Кришна приводит ее в движение. Не проявляя Себя в работе этой энергии непосредственно, Он тем не менее, полностью контролирует Свою внешнюю энергию, хотя мы этого непосредственно не видим.
Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей, или иллюзией.

«Майа» означает «то, чего нет». Поскольку нет ничего, что было бы полностью оторвано и независимо от Кришны, то материальная энергия лишь создает такую иллюзию независимости. На самом деле все всегда связано с Кришной. Поэтому попытка управлять материальной энергией независимо от Бога и называется «майя» (БГ 7.14; 13.23; ШБ 2.9.34).

По отношению к живому существу внешняя энергия, или майа имеет две функции: пракшепатмика-шакти и аваранатмика-шакти. При помощи первой она привлекает к себе обусловленное живое существо, а за тем при помощи второй – сбрасывает его в еще более глубокие пучины иллюзии.

Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трех (гун) стихий материальной природы (благости, страсти и невежества) и результатов их взаимодействия и видоизменения – материальных элементов, органов чувств, полубогов и т.д.

Пограничная энергия

Пограничная энергия, во-первых, существует только в материальном мире, во-вторых, никогда не лишается свободы выбора (ШБ 3.26.22). Выбрав влияние духовной энергии, она становится духовной энергией, а, попав под влияние материальной энергии, по своим качествам она приближается к материальной энергии. Даже, если она действует как материальная энергия, то есть, не проявляет признаков вечности, знания и блаженства (сат,чит и ананда), она всегда имеет возможность вернуться к полному сознанию (ШБ 3.26.18). Сознание пограничной энергии в обусловленном материей состоянии подобно сознанию спящего (БГ 7.14; 13.23; 13.30-32; ШБ 3.26.6-7; 2.9.1; 3.27.19; 3.27.25).

Живые существа, дживы, принадлежат к пограничной энергии. Они подобны точкам, находящимся на самой границе духовной энергии, но все-таки принадлежащим к ней.
Пограничная энергия всегда связана с Кришной. Эта связь остается, по крайней мере, со стороны Кришны, который как Сверхдуша сопровождает живое существо (дживу) во всех его скитаниях, поддерживая его существование и направляя на путь осознания Бога. Когда же со стороны живого существа проявляется полное сознание, то оно переходит в разряд духовной энергии (БГ 8.3; 13.23).

Итак, сознание, в полном смысле этого слова, определяет способность души видеть истинную реальность и действовать согласно ей. Таким образом, духовная (внутренняя) энергия, осознающая свое подчиненное положение по отношению к Богу, является сознательной (ШБ 3.26.6; 3.26.22; 3.28.36). Материальная (внешняя) энергия, хотя и имеет изначально божественное происхождение (БГ 6.14), появляется там, где память о Кришне покрыта невежеством и, таким образом, не проявляет сознание. Пограничная энергия способна проявлять сознание (ШБ 2.9.34; 2.5.24; Б Г с. 24; УГЧ с.44).

Наши рекомендации