Раздел 3. Философия. Самбандха
Тема 1. Три аспекта Абсолютной Истины
Брахман – безличный, всепроникающий аспект Абсолюта. Воплощает в себе вечность бытия – аспект сат.
Параматма – всепронизывающий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого существа, в каждом атоме, и поддерживающий всю вселенную. Содержит в себе аспекты сат и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания.
Бхагаван – личностный аспект Абсолюта. В Нём раскрываются все три аспекта Абсолюта: сат, чит и ананда (БГ 2.2. ком; 6.10. ком.)
Брахман
Брахман воплощает в себе аспект cam Абсолюта, то есть аспект вечного бытия. Уровень осознания Брахмана – это стадия освобождения от материального сознания.
Процесс, ведущий к осознанию Брахмана – гьяна. Этим путем идут два вида трансценденталистов (тех, кто ищет Абсолютную Истину): майявади и брахмавади. Несмотря на то, что цель у них одна и та же, они идут разными путями, и результаты их практики также отличаются друг от друга.
1. Майявади полностью отвергают существование формы у Абсолютной Истины, Она для них безлична. Разочаровавшись в материальной жизни и не имея положительного знания о духовной природе, они считают вообще все формы иллюзорными, или майей. Они считают майей, или иллюзией даже трансцендентный облик Кришны. Поэтому их еще называют майявади, то есть считающими, что все многообразие есть майа, или иллюзия. В ведической традиции одним из наиболее значительных мудрецов, придерживающихся этой философии, является Шанкарачарья. Из-за такого оскорбления Личности Бога майявади не могут получить даже безличного освобождения и отправляются в ад (БГ 7.24 комм.)
2. Брахмавади признают существование Личности Бога, но, не осознавая своих с Ним отношений, стремятся раствориться в Его бытии. Благодаря оттенку бхакти в их практике они могут достичь желаемого растворения в сиянии Господа (ШБ 3.32.26 ком.)
3. Но если такому брахмавади посчастливится встретиться с чистым преданным Господа и с верой выслушать его наставления, он может также стать чистым преданным (БГ 5.16 ком.).
Множество великих святых личностей признают Брахман самым начальным аспектом познания Абсолюта. Обладая высшим духовным видением, они утверждают, что Абсолют действительно не имеет материальной формы и чувств, но обладает чисто духовной формой и чувствами, лежащими полностью вне этого материального творения. Его действительно невозможно познать с помощью материальных разума и чувств, но Он Сам может даровать нам духовные разум и чувства, способные проникнуть в эти высшие измерения. В «Брахма-самхите»говорится, что безличный Брахман – это сияние, исходящее от трансцендентного облика Кришны, вечно пребывающего в духовном мире.
Параматма
Слово Параматмав переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.
Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну (БГ 7.4). Её функциями являются:
1. наблюдение за живым существом (упадрашта)
2. санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).
Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33,1.17.20).
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.
Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики.
Мистическая йога (аштанга-йога) – это процесс, ведущий к осознанию Параматмы (ШБ 5.7.7). По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши (БГ 6.20-23; 8.12; ШБ 3.32.27).
Облик Параматмы очень красив, от него исходит ослепительное сияние – брахмаджйоти, или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йогне имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Так ему открываются аспекты cam и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. Таким образом, йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.
Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (майявади) (БГ 13.23). Поэтому йогдолжен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3; ШБ 3.28.43; 3.32.29).
1. Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется.
Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом (БГ 7.26; 5.15-18).
2. Из-за несовершенства чувств (материальных) живое существо склонно ошибаться.
Параматма безупречна и абсолютно совершенна (БГ 5.16; ШИ введение, М-1).
3. Живое существо по своей природе занимает подчиненное положение и во всем зависит от Сверхдуши. А Сверхдуша (Параматма) является ишварой – владыкой как материальной энергии, так и духовной (пограничной) (БГ 9.8-10; 7.21; 5.15; ШБ 1.2.31).
4. Живое существо знает только свое тело, но даже им ононе управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа (БГ 5.18; 7.21; 9.10 ком.; 13.3).
Бхагаван
Бхагаван – Личность Бога является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает и Брахман, и Параматму. Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта – Параматму, не знает об их источнике (БГ 2.2. ком.;7.4).
Методом осознания Бхагаванаявляется бхакти – чистое преданное служение.Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Обладая всеми чертами личности, Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя, по Своему выбору (БГ. 10.11-14; 11.4 ком; 11-52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 3.33.26).
Парашара Муни дает такое определение Бхагавана:
· Бхага – богатство, достояние.
· Ван – обладать.
Бхагаваном называют Верховную Личность, которая владеет в полном объеме всеми достояниями. Их шесть:
1. богатство
2. сила
3. слава
4. красота
5. знание
6. отрешенность
Живое существо также может иметь все эти качества, но не в полной мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Господь увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени. (БГ 2.2 ком.)
Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего зрения, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).
Иногда имперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (БГ 11.52 ком; 7.24)
Когда йог видит Параматму в своем сердце, он не может иметь с Ней личностные взаимоотношения, поскольку отношения означают служение. Отвергая служение и свое положение слуги, йог не реализует себя как личность, и, в конце концов (даже попав в брахмаджйоти) падает. Но если у йога появляется желание что-то сделать для Параматмы, или даже если он просто восхищается Ее обликом – это уже начало преданности, бхакти. (ШБ 3.25.41)
Кришна – Бхагаван, Личность Бога, для поддержания материального мира проявляет Себя, как Параматма (БГ 7.4). Поскольку Он – Личность, то функции нейтрального надзора и санкционирования в материальном мире исполняет Его частичное воплощение (БГ 13.15, 13.23). Также форма Кришны излучает ослепительное сияние – брахмаджйоти, на которое медитируют гъяни. Часть этого сияния погружена в невежество, которое трансформирует брахмаджйоти в материальную энергию (БГ 13.18, 14.3). За пределы этого невежества и хочет выйти гъяни, чтобы слиться с изначальным светом. Однако и в том и в другом виде – это ни что иное, как энергия Господа. Живое существо, не вошедшее во взаимоотношения с Господом, и свободное от влияния низшей энергии, также является лучезарной искоркой, подобной брахмаджйоти (БГ 13.13). Но, когда оно соединяет свою волю с волей Господа, оно обретает полную духовную форму с развитыми духовными чувствами. Оно также действует как энергия Господа, обладающая свободой выбора, но выбор этот всегда неотличен от желаний Господа (ШБ 3.25.41). Таким образом, Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой всю полноту, нет ничего кроме Абсолютной Истины: Кришны и Его энергий. (БГ 9.19; 17 ком; 9.4 ком.)
Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания о Солнце. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).
Итак, великие мудрецы выделяют три уровня постижения Абсолютной Истины: уровень Брахмана – безличного проявления Абсолюта, уровень Параматмы – всепроникающей Сверхдуши и уровень Бхагавана – Верховной трансцендентной Личности. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.
Таблица «Три уровня постижения Абсолютной Истины»
Уровень Абсолютной Истины | Постигаемые аспекты Абсолютной Истины | Процесс, ведущий к осознанию Абсолютной Истины |
Брахман | «сат» – вечность бытия | гьяна-йога |
Параматма | «cam» – вечность бытия «чит» – трансцендентное знание | аштанга-йога |
Бхагаван | «cam» – вечность бытия «чит» – трансцендентное знание «ананда» – блаженство | бхакти-йога |
Тема 2. Аватары
Экспансия – формы, исходящие от Кришны. Они могут быть наделены всеми достояниями Верховной Личности Бога или обладать ими частично. (БГ 4.8; 4.35; 10.37; 10.42; 11.46; 15.7) Изначально все экспансии Кришны находятся в духовном мире. Когда Они приходят в материальный мир, то их называют аватарами (БГ 4.8 ком; ЧЧ, Мадхья,20. 263-264).
Аватара – это нисхождение Господа в материальный мир в одной из Своих форм с определенной миссией (БГ 4.8 ком; УГЧ с. 111, ШБ 1.16.30). Но, даже проявляясь в материальном мире, Господь имеет духовное тело (БГ 4.6, ШБ 1.15.35).
Кришна – изначальная всемогущая безграничная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Будучи одним, Он может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы называются личными экспансиями Кришны. «Экспансия» буквально означает «то, что исходит от Кришны». Некоторые экспансии обладают всеми достояниями Верховной Личности Бога. Например, в Двараке Он одновременно жил в каждом из 16 108 дворцов в 16 108 идентичных форм. В другие формы Кришна распространяет Себя для совершения каких-то особенных игр. Например, как творец материального мира Кришна является в образе Господа Вишну, а как повелитель духовных планет Вайкунтхи – в образе Господа Нараяны и т.д. Такие всемогущие формы Господа называют вишну-таттва, то есть относящиеся к той же категории Абсолютной Истины, что и Кришна. Вместе с тем Кришна занимает уникальное положение среди всех вишну-таттв, т.к. именно Он является источником всех остальных экспансий.
Кроме личных экспансий Кришна распространяет Себя во множество других форм и энергий, проявляющих Его разнообразные качества. Если вишну-таттвы проявляют Его бесконечно великий аспект, то дживы, живые существа проявляют Его бесконечно малый аспект.
Когда Сам Кришна или Его экспансии проявляют Себя в материальном мире, это называется аватара, или воплощение. Аватара в переводе с санскрита означает «Тот, кто нисходит».
Господь нисходит в материальный мир:
· чтобы восстановить религиозные принципы;
· уничтожить безбожников;
· защитить Своих преданных – это главная причина, так как других целей Он может достичь с помощью Своих энергий, а успокоить сердца Своих преданных, сгорающих в разлуке с Ним, Господь может только лично. (БГ 4.7-9; ШБ 1.2.34; ИВН с. 829-830).
Существует шесть основных видов аватар Господа:
(БГ 4.8 ком; УГЧ с. 108-118).
· пуруша-аватары, их назначение состоит в том, чтобы создавать и поддерживать материальное творение. При этом конкретные формы, населяющие вселенные создает уже Брахма – творец вселенной (ШБ 2.10.4);
· гуна-аватары: Брахма, Вишну и Шива, управляющие соответственно гуной (качеством) страсти, благости и невежества (ШБ 1.3.5);
· юга-аватары нисходят, чтобы дать в каждую югу религиозный процесс развития живого существа (юга-дхарма). В кали-югу аватара желтого цвета приносит процесс (санкиртана-ягъя) совместного воспевания святых имен Господа (БГ 4.8 ком.). В Сатъя-югу – аватара белого цвета и процесс осознания Господа – медитация; в Трета-югу – красного, процесс осознания – жертвоприношения – ягья; в Двапара-югу – черного, процесс осознания поклонение Божеству в храме;
· лила-аватары бесчисленны, но известно 10 из них регулярно (неизменно) приходящих с разными целями (см. Даша-аватара-стотра «Песни ачарьев-вайшнавов»). Главной целью нисхождения лила-аватар является защита Своим личным присутствием преданных, сгорающих в огне разлуки с Господом. А также остаются описания деяний Господа, которые поглощают умы Его преданных (кришна-катха) (БГ 4.9 ком., 8 ком. ШБ 1п.6 глава);
· манвантара-аватары – прародители человечества, наделенные особыми полномочиями (ШБ 2.1.36). Ману создают законы, по которым должны жить человеческие существа (например, «Ману-самхита»). Когда истекает срок правления каждого Ману, все планеты вплоть до планет типа Земли погружаются в воды потопа. За один день Брахмы сменяются 14 Ману, за месяц – 420, за год – 5 040, за всю жизнь Брахмы – 504 000;
· шактьявеша-аватары – наделенные особым могуществом и полномочиями живые существа (ШБ 4.19.3; 4.12.37). Это могут быть вечные спутники Господа, приходящие в материальный мир с особой миссией (ШБ 3.5.21). Например, Нарада – воплощение преданного служения; царь Притху – исполнительной власти; Капила, Ришабхадев, Кумары – воплощение знания и т.д.
Закончив Свою миссию, Господь скрывается из виду обитателей нашей вселенной лишь с тем, чтобы проявить те же игры в других вселенных. И затем, в следующую эпоху, Господь вновь проявит те же игры в нашей вселенной. Это подобно движению солнца: оно восходит, освещая все вокруг, затем скрывается за горизонтом, чтобы появиться для жителей другого полушария Земли, а затем вновь предстает перед нашим взором.
Кришна – бхагаван-сваям, является источником всех экспансий и аватар (БГ 2.2. комм.), подобно тому, как огонь одной свечи является исходным для того, чтобы зажечь другие свечи.
Таблица. Шесть основных видов аватар Господа и их функции
Название аватар | Функции |
Пуруша-аватары | Создание и поддержание материального творения |
Гуна-аватары | Брахма, Вишну и Шива, управляющие соответственно гунами страсти, благости и невежества |
Юга-аватары | Принесение в каждую югу религиозного пути развития живого существа |
Лила-аватары | Защита своих преданных, сгорающих в разлуке с Господом Своим личным присутствием и описанием своих деяний, которые поглощают умы Его преданных |
Манвантара-аватары | Прародители человечества, наделенные особыми полномочиями. Ману создает законы, по которым должны жить человеческие существа. |
Шактьявеша-аватары | Наделенные особым могуществом, полномочиями живые существа. |
Кришна обладает 64-мя качествами, однако 4 из них присущи только Ему одному:
1. Он всегда окружен любящими преданными;
2. Он проводит время в сладостных играх;
3. Он очаровывает все миры Своей игрой на флейте;
4. Он обладает необыкновенной, сладостной красотой (УГЧ с. 130-133).
Остальные 60 качеств могут в полной мере проявляться в Его экспансиях, но эти 4 отличают только Изначальную Личность Бога – Кришну (НП с. 197).
Кришна может проявлять Свои полные и составные части. Он выделяет из Себя экспансии для исполнения различных ролей, но Сам Кришна никогда не покидает Вриндавана, Он всегда занят Своими сладостными играми с гопи и другими обитателями Враджа. (УГЧ с. 125-129)
Аватары Господа вечны, и их бесчисленное множество. Ниже мы даем краткое описание десяти (даша) наиболее знаменитых аватар в хронологическом порядке, как они являются из эпохи в эпоху.
Матсья Аватара (воплощение Господа в образе рыбы)
Однажды Господь Кришна явился на земле в облике рыбы. Это произошло потому, что Господь Брахма выронил Веды изо рта в страхе перед огромными океанскими волнами всемирного потопа. Демон, живший на дне океана, подхватил и спрятал ведические писания глубоко под водой. Вся вселенная могла лишиться духовного знания! Но Кришна, Господь, наблюдающий за всем происходящим, принял облик рыбы, чтобы вернуть Веды.
Господь Матсья – олицетворение энергии Господа, дающей отрешенность и духовную реализацию. Когда мы теряем что-либо, когда рушатся наши планы, и мы чувствуем, что нет сил сопротивляться натиску гигантских волн океана материального существования, мы можем медитировать на игры Господа Матсьи. И Господь неожиданно появится из бездонных глубин этого океана, неся с собой трансцендентное знание и отрешенность.
Курма Аватара (воплощение Господа в образе черепахи)
Господь выбрал этот облик, чтобы помочь полубогам и демонам пахтать Молочный океан для получения амриты – напитка бессмертия).
Господь Курма – олицетворение бескорыстного служения. Ради Своих преданных Он согласился нести на своей спине бремя гигантской горы Мандара. Когда нам приходится делать что-то не слишком приятное, но имеющее окончательной целью доставить удовольствие духовному учителю, Господу или Его преданным, мы можем вспоминать историю о Господе Курме, который поддерживал гору Мандара (исполняющую роль мутовки) во время пахтанья Молочного океана.
Вараха Аватара (воплощение Господа в образе вепря)
Когда злобный демон Хираньякша выкачал из недр Земли все золото, вес Земли изменился, она сошла со своей орбиты и упала на дно Причинного океана (Гарбходака). Земля затерялась в иле и могла погибнуть. Господь принял этот образ, чтобы спасти Землю от гибели, подняв ее со дна Причинного океана.
Мы можем молиться Господу Варахадеву, чтобы Он помог обуздать демона нашего ума, в особенности, когда он возбужден и порождает планы, грозящие бедой и нам самим, и окружающим.
Нрисимха Аватара (воплощение Господа в образе получеловека-полульва)
Преданные молятся Господу Нрисимхадеву о защите от опасностей, с которьми они сталкиваются в повседневной жизни и в ходе совершения преданного служения. Преданные, которые находятся на более высоком духовном уровне, молятся Господу Нрисимхе, чтобы Он защитил их от их собственных проявлений гнева, вожделения, насилия, которые становятся серьезными препятствиями на пути развития чистой беспримесной любви к Радхе и Кришне.
Вамана Аватара (воплощение Господа в образе карлика-брахмана)
«О удивительный карлик, Своими гигантскими шагами Ты обманываешь царя Бали, а водами Ганги, стекающими с ногтей Твоих лотосных стоп, Ты спасаешь всех живых существ в этом мире» (Песни ачарьев-вайшнавов)
Парашурама Аватара (воплощение Господа в образе кшатрия-воина)
На этот раз Господь появился, чтобы избавить мир от демоничных царей, которые мучили простых людей и убивали брахманов. Двадцать один раз пришлось сражаться Парашураме, прежде чем он уничтожил всех несправедливых правителей.
Господь Парашурама – защитник мира, гармонии, любви и преданности. Он смывает с мира грехи и, благодаря Ему, люди спасаются от пожара материального существования.
Рама Аватара (воплощение Господа в образе идеального царя)
Господь Рамачандра явил качества идеального правителя: верность, честность, долг, справедливость в противовес гордости, эгоизму и тщеславию. Если мы впустим Господа Раму в свое сердце, вспоминая его игры, описанные в «Рамаяне», то Он немедленно начнет проявлять эти качества через нас, затмив Собой наше ложное эго.
Кришна и Баларама
Несмотря на то, что Кришна – Верховная личность Бога, а Баларама – Его первая экспансия, Они играли роль обычных детей. Господь развлекался, играя со Своими друзьями и каждый день пас коров. Но в то же время оба Они показывали Свое необыкновенное могущество, убивая демонов и защищая преданных.
Будда Аватара
Господь Будда явился с особой целью – прекратить убийство животных, которое выполняли некоторые недобросовестные брахманы. Главным в учении Будды было непричинение насилия, ахимса. В то время люди стали забывать религиозные законы и ели мясо жертвенных животных. В Ведах много говорится о жертвоприношениях животных. Но животное, принесенное в жертву, получает новое тело тогда, когда брахманы правильно произносят ведические мантры. Во времена Господа Будды таких брахманов уже не было. Люди приносили животных в жертву просто для того, чтобы насладиться их мясом.
Чтобы прекратить мясоедение Господь Будда проповедовал не следовать Ведам, но следовать за Ним. Он учил простых людей состраданию. Убийство животных – огромный грех, и Господь пришел Сам, чтобы остановить греховные поступки невежественных людей.
Воплощение Кришны в облике Будды является необычным, так как Сам Господь отверг священные писания. Однако в те времена люди совершали грехи под прикрытием религии, и Господь Будда обманул их, заставив отвергнуть Веды и идти Его путем. Люди очищались, следуя наставлениям Господа.
Калки Аватара
Калки Аватара – единственное воплощение Кришны, которое явится в будущем. «Появляясь подобно комете, Ты несешь в руке устрашающий меч, которым Ты уничтожишь злобных варваров, живущих в конце Кали-юги» – так описывается эта аватара в Шри Дашаватара-стотре Джаядевы Госвами.
Там же дается краткое, но очень емкое описание всех 10 аватар:
«О Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой – Тем, кто нисходит в этих десяти воплощениях. В образе Матсьи Ты спасаешь Веды, в образе Курмы держишь на Своей спине гору Мандару. Как Вараха Ты поднимаешь Своим клыком Землю, а в образе Нрисимхи разрываешь грудь дайтьи Хираньякашипу. В образе Ваманы Ты обманываешь царя дайтьев Бали, попросив у него столько земли, сколько можно отмерить тремя шагами, Ты делаешь три гигантских шага и отбираешь у него всю вселенную. Как Парашурама Ты убиваешь всех погрязших в грехах кшатриев, а как Рамачандра побеждаешь царя ракшасов Равану. В образе Баларамы Ты носишь плуг, с помощью которого подчиняешь Своей власти нечестивцев. Как Господь Будда Ты проявляешь сострадание ко всем живым существам, оказавшимся в этом мире, а как Калки приходишь в конце Кали-юги, чтобы ввести в заблуждение млеччх – деградировавших людей».
Итак, Господь, хотя и один, проявляет себя во множестве форм. В некоторых Он проявляет все Свое могущество, в то время как в других – лишь частицу. Когда Господь в одной из Своих форм приходит в материальный мир с определенной миссией, это называется аватарой.
Тема 3. Творение Господа