Факторы, влияющие на жидкостное трение

При прочих равных условиях сила гидродинамического трения на два порядка меньше трения граничного и сухого. Впрямую состояние поверхностей на силу гидродинамического трения не влияет, и понятия «коэффициент трения» в этом случае ввести нельзя.

Очевиден и естественный критерий перехода от полусухого трения к гидродинамическому — это толщина смазочного слоя. Он определяется критической толщиной смазочного слоя hкр. Если толщина слоя меньше критической, непрерывный слой смазки разрушается и начинает работать механизм полусухого трения, и наоборот. Обычно величину hкр связывают с состоянием поверхностей пары трения через среднюю высоту шероховатости hш:

hкр = 3 мкм + hш

Таким образом, чем грубее поверхность, тем быстрее наступает переход от гидродинамического к граничному трению.

При жидкостном трении необходима сила для преодоления внутреннего трения слоя смазки:

Факторы, влияющие на жидкостное трение - student2.ru – сила трения;

Факторы, влияющие на жидкостное трение - student2.ru – напряжение трения,

где Факторы, влияющие на жидкостное трение - student2.ru – коэффициент вязкости жидкости, V – скорость скольжения, h – толщина слоя смазки.

В системе единиц СИ абсолютная вязкость измеряется в пуазах. Таким образом, пуаз (Пз) определяется как сила в ньютонах, необходимая для того, чтобы пластинка площадью 1 двигалась с постоянной скоростью 1 см/с параллельно плоскости, расположенной на расстоянии 1 см от нее. На практике чаще пользуются в сто раз меньшей единицей (сПз). Вязкость, выраженную в сантипаузах, обычно обозначают буквой z. Вязкость воды при 20° С почти точно равна 1 сПз. (Название «пуаз» дано в честь французского физика Жана Пуазейля.)

Из формулы видно, что жидкостное трение возможно только в движении. Если скорость скольжения V=0, то и T=0, и Факторы, влияющие на жидкостное трение - student2.ru =0. При малых скоростях сила трения пропорциональна скорости. При больших скоростях сила трения пропорциональна квадрату скорости. При сверхзвуковых скоростях сила вязкого трения пропорциональна третьей степени скорости.

Эта формула верна только в том случае, если скорость скольжения линейно изменяется по толщине слоя смазки. В действительности это не так. Поэтому для более точных расчетов необходимо брать проекцию скорости по направлению нормали. Таким образом, чтобы определить напряжение, действующее на металл, необходимо знать течение смазки.

Из формул видно, что сила и напряжение трения при жидкостном трении не зависит от нормального давления, но зависит от площади контакта в противоположность сухому трению. Сила трения тем больше, чем больше вязкость смазки. Однако, высокая вязкость необходима для создания прочного неразрывного слоя смазки. Чем больше удельное давление при контакте, тем большей вязкостью должна обладать смазка.

Влияние скорости скольжения, как это видно из формул, при жидкостном трении противоположно ее влиянию при сухом трении. Если при сухом трении сила трения уменьшается с увеличением скорости, то при жидкостном – наоборот растет. Но при увеличении скорости большее количество смазки увлекается в зону контакта, толщина слоя смазки увеличивается и сила трения уменьшается.

Наши рекомендации