Вы — доказательство существования бога
22 декабря 1979 г.
Посетитель : Хотя мы вновь и вновь слышим от вас, что не являемся телами, мы ничего не можем поделать с желанием держать их в целости и сохранности.
Махарадж : Мудрец ничего не ждёт от тела. Он предоставляет природе делать то, что необходимо.
П : Есть ли у него какие-то обязанности?
М : У него нет ни имени, ни формы, значит, нет и обязанностей. Он вне времени, время начинается с сознанием. Благодаря сознанию вы ощущаете смену дня и ночи. С окончанием последнего дня сознания больше не будет. Если нет сознания, то нет и счастья или несчастья.
Что происходит с водой в мокрой одежде, которую оставляют сохнуть? Точно так же наше чувство бытия — это качество жидких соков пищи. Когда соки высыхают, чувство бытия исчезает, подобно воде в высушенной одежде.
П : Были ли в прошлом ищущие Истину?
М : Принцы Махавира[9]и Будда покидали свои королевства в поисках Истины. Для них знание Истинного Я было важнее комфорта неведения.
П : Чем помогает общество мудреца?
М : Ученик узнаёт важность вайрагьи (непривязанности). Её практика помогает понять Сатгуру . Недавно я посетил свой родной город после большого перерыва, и там некому было узнать меня. Все мои знакомые уже умерли. Точно так же тот «я», с которым я был знаком прежде, уже умер. И знающего это «я» тоже больше нет. Моё состояние за пределами всего знакомого и узнаваемого. В этом процессе познания было указание на то, что я был рождён. Но это было увидено как иллюзия. Так же как все наши «я», от младенца до старика, меняются со временем, всё моё знание о себе стёрлось и потерялось. Всё это не имело ко мне никакого отношения. Стало ясно, что даже моё рождение на самом деле не имело ко мне никакого отношения. Так же как я ничем не владею в моём родном городе, это рождение не принадлежит мне.
М . (новому посетителю) : Сто лет назад ваше сознание отсутствовало. Теперь оно присутствует. Почему?
П : Благодаря моему рождению.
М : Ваше сознание отсутствовало во время вашего рождения. Иначе вы бы его запомнили. Осознание появилось через 3–5 лет после вашего рождения. Вы как-то способствовали своему рождению?
П : Нет. Это случилось без моего ведома.
М : Два человека наслаждаются, а третий страдает безо всякой причины. Восемьдесят два года назад молодая пара хорошо провела время, а затем я страдал восемьдесят два года. Когда вы понимаете, что это не ваше рождение и что вы не имеете к нему никакого отношения, вы свободны.
П : Несём ли мы ответственность за наши мысли?
М : Пока есть дыхание, поток мыслей продолжается. Вы используете какие-то мысли, а какие-то игнорируете. Почему вы должны нести за них ответственность? Но не вовлекайтесь в эти мысли. Будьте свободны от них.
Какая связь между вашим существованием и существованием Бога?
П : Бог велик, поэтому я есть.
М : Вы есть, потому что Бог есть. Но вы — доказательство того, что Бог существует. Ваше существование и существование Бога взаимосвязано. Вы существуете благодаря своим родителям. Теперь ваши родители существуют в вашей форме. Вы — доказательство существования своих родителей. Вы истинный ищущий?
П : Да.
М : Истинный ищущий любит находиться в обществе мудреца. Он слушает его с великим вниманием. Мудрец делает его бестелесным. Это истинная церемония шнура[10]. Брахман начинает носить шнур после церемонии.
Мумукшу — это тот, кто желает освобождения. Когда он узнаёт, что не является телом, он становится ищущим, садхакой. Имя даётся телу. Поэтому бестелесный (видехи ) становится безымянным. Вы должны реализовать свою истинную природу без имени и формы. От чего зависит существование?
П : От Бога.
М : Оно безымянно. Давайте назовём его Параматма , чтобы было понятно, о чём я говорю. Оно бессловесно и безвременно, в нём нет даже сознания. Как Земля поддерживает любую жизнь на ней, всё существование поддерживается Параматмой . Существование Параматмы подобно несуществованию. Оно вечно. Любое другое существование кажется огромным и настоящим, но оно связано временем. Подчинённое времени может быть познано, но не Вечное, которое есть познающий, но не познаваемое.
П : Таким было наше бытие сто лет назад.
М : Да. Его нельзя познать в двойственности, но вы есть Оно в недвойственности. Люди хотят испытать радость познавания Его, но это невозможно. В этом смысле Оно не принадлежит этому миру.
Всё здесь ограничено временем, включая великие воплощения, всё иллюзорно. Лишь Вечное — Истина. Любые боги с именами и формами — не Вечное.
П : У всех имён и форм есть начало и, следовательно, конец.
М : Может ли состояние бодрствования говорить в состоянии сна?
П : Нет.
М : Одна сторона монеты не может увидеть другую. Ничто не оканчивается. Малое исчезает, чтобы стать большим. Капля воды испаряется, чтобы стать океаном. Запасы зерна увеличиваются год за годом. Сознание присутствует в различных формах: есть человек, лошадь или осёл. Благодаря сознанию есть чувство бытия. Когда это чувство бытия исчезает, оно больше недоступно.
П : Что ответственно за свет сознания?
М : Он возникает благодаря сжиганию эссенции пищи (саттва ) в теле. Вы сидите здесь, и вы знаете это без каких-либо усилий. Прежде это знал Первоисточник, в котором нет сознания. Потом это узнали вы, и началось ваше «я» и «моё».
Утром Первоисточник без сознания знает, что произошло пробуждение. Тогда включается отождествление с телом, и с ним — «я» и «моё». И затем начинается повседневная деятельность.
На языке маратхи бодрствование звучит как джаграти . Это слово состоит из джаг (бодрствование) и рати . «Рати » означает «маленький», а также «радость единения мужчины и женщины». То есть наше состояние бодрствования — это результат короткого сексуального наслаждения наших родителей. Наша повседневная жизнь — это деятельность этого состояния бодрствования. Если вы будете медитировать на это, вы узнаете тайну сознания и вашего отделения от него.
Я открываю и проясняю для вас эти секреты, но у вас не хватает способности ухватить суть и освободиться. Брахман очень древний, и у него есть два аспекта, тоже очень древних. Один — это пракрити , другой — пуруша . Оба они бесформенны, но без них невозможны никакие формы. Оба отвечают за всё творение, включая мельчайшие организмы. Они заслуживают вашего внимания больше, чем Вайкунтха и Кайлаш, предполагаемые места обитания Вишну и Шивы.
П : Все знают, что наши родители ответственны за наше появление на свет. Но мы не знаем духовного значения этого.
М : Медитация на супружеское наслаждение ваших родителей покажет вам, почему родилась иллюзия, а не вы. Прежде вы, то есть Вечное, не знали, что «вы есть». Потом Вечное узнало, что Оно существует. Вечно сущее узнало о Своём существовании. Наслаждение, испытываемое родителями, было бесформенным, и знание «я есть», также бесформенное, зародилось в форме, то есть в физическом теле. Вы — отпечаток присутствия ваших родителей.
Ваше сознание — результат наслаждения ваших родителей. Отсюда термин читананда (чит — воспринимать, ананда — радость, наслаждение), то есть сознание-блаженство. Его важность усиливается добавлением сат — сатчитананда (существование-сознание-блаженство).
Все живые формы имеют сознание, возникшее из сознания-блаженства их родителей. Ваше сознание — это страдание, происходящее из того блаженства. Ваше сознание содержит в себе ваш мир. Значит, ваш мир — также результат сознания-блаженства ваших родителей. Родители — это не отдельные индивидуумы, а бесформенные пракрити и пуруша . Многие образованные люди приходят в изумление от моих простых слов на маратхи.
П : Их значение так глубоко, они пробуждают.
М : Что вошло в утробу и способствовало развитию?
П : Читананда (сознание-блаженство).
М : Была ли у этого блаженства какая-то форма? Нет. И что затем случилось? Медитируйте на это.
Это сознание-блаженство стало содержимым утробы и со временем превратилось в чью-то любовь к себе.