На валу шлицы фрезеруют на зубообрабатывающих станках методом обкатки, а пазы в ступицах получают протягиванием.
Достоинства («+») | Недостатки («-») |
35) Возможность передачи больших моментов, высокая надёжность при динамических и реверсивных нагрузках и повышенная прочность соединения вследствие увеличения суммарной рабочей поверхности шлицев, а также вследствие уменьшения глубины пазов и равномерного распределения нагрузки по окружности вала; 36) Более точное центрирование ступицы на валу; 37) Лучшее направление при осевом перемещении ступицы. | 38) Более сложная технология изготовления, а, следовательно, и более высокая стоимость. |
Шлицевые соединения бывают неподвижные для закрепления деталей на валу и подвижные, допускающие перемещение детали вдоль вала. По форме профиля шлицев (зубьев) различают три типа соединений: прямобочные, эвольвентные, треугольные.
Тема 3.13. Подшипники.
Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу, и передают их на корпус машины. Качество подшипников определяет надёжность и долговечность машины.
В зависимости от рода трения подшипники делятся на:
а) подшипники скольжения;
б) подшипники качения.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:
а) радиальные – воспринимают радиальные, т. е. перпендикулярные валу нагрузки;
б) упорные – воспринимают осевые нагрузки;
в) радиально-упорные – воспринимают радиальные и осевые нагрузки.
Подшипники скольжения
Основные элементы подшипников корпус и вкладыш (втулка). Часто подшипник не имеет специального корпуса. При этом вкладыш размещают непосредственно на станине (рисунок 31) или раме машины, например подшипники двигателей, станков, редукторов.
Рисунок 31- Размещение вкладыша подшипника на станине.
Подшипники скольжения бывают разъёмные и неразъёмные (рисунок 32, 33).
Рисунок 32 - Подшипник скольжения разъёмный.
Рисунок 33 - Подшипник скольжения неразъёмный.
Достоинства («+») | Недостатки («-») |
●Надёжно работают в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих условиях имеют низкую долговечность); ●Хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки; ●Бесшумность работы; ●Имеют малые размеры; ●Разъёмные подшипники устанавливаются на шейке коленчатых валов. | ●В процессе работы требуют постоянного надзора на смазкой; перерыв подачи смазки ведёт к разрушению подшипника; ●Значительные потери на трение в период пуска и при несовершённой смазке; ●Большой расход смазки. |
Материалы вкладышей должны иметь:
ü достаточную износостойкость и высокую сопротивляемость к заеданию в периоды отсутствия жидкостного трения;
ü высокую сопротивляемость разрушению при действии ударных нагрузок;
ü низкий коэффициент трения и высокую теплопроводность с малым расширением.
В качестве материалов для вкладышей применяют:
§ бронзы;
§ баббит;
§ чугуны (редко);
§ металлокерамика;
§ неметаллические материалы.
Подшипники качения
Подшипник качения представляет собой узел, основными элементами которого являются тела качения – шарики или ролики, которые установлены между наружным и внутренним кольцом и удерживаются тела качения на определённом расстоянии друг от друга при помощи сепаратора.
Подшипники качения стандартизованы и изготовляются специальными заводами.
Достоинства («+») | Недостатки («-») |
●Сравнительно малая стоимость вследствие массового производства; ●Малые потери на трение и незначительный нагрев; ●Высокая степень взаимозаменяемости; ●Малый расход смазки; ●Не требуют особого ухода и внимания. | ●Высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам; ●Малонадёжны в высокоскоростных приводах из-за чрезмерного нагрева и опасности разрушения сепаратора от действия центробежных сил; ●Сравнительно большие радиальные размеры; ●Шум при больших скоростях. |