Классификация цепей, применяемых в машиностроении
По назначению цепи делятся на 3 вида:
1) грузовые цепи – служат для подвески, подъёма и опускания грузов (применяются преимущественно в грузоподъёмных механизмах);
2) тяговые цепи – служат для перемещения грузов в транспортирующих машинах;
3) приводные цепи – служат для передачи механической энергии от одного вала к другому.
Грузовые цепи работают при малых скоростях (до 0,25 м/с) и больших нагрузках. Они выполняются круглозвенными или простыми пластинчатыми.
Тяговые цепи работают при средних скоростях (до 2…4 м/с). Они выполнены преимущественно из пластин простой формы и осей со втулками или без втулок. Тяговые цепи отличаются большими массами, так как они имеют значительную длину и наматывания на звёздочки, габариты которых не жёстко ограничены.
Приводные цепи работают при значительных скоростях и выполняются с малыми шагами для уменьшения динамических нагрузок и с износоустойчивыми шарнирами для обеспечения необходимой долговечности. Существует 3 типа приводных цепей, они стандартизованы и изготавливаются на специальных заводах:
1. Роликовые цепи (рисунок 26) – состоят из втулок, установленных на пластины. На втулку установлены валики. Валик и втулка образуют шарнирные соединения. υ£15 м/с.
Рисунок 26 - Роликовая цепь.
А – наружное звено; Б – внутреннее звено.
1, 2 – пластины; 3 – валик; 4 – втулка; 5 – ролик.
2. Втулочные цепи – по конструкции аналогичны роликовым, но не имеют роликов, что удешевляет стоимость, уменьшает массу, но увеличивают износ. v£1 м/с.
3. Зубчатые цепи – состоят из набора пластин зубообразной формы шарнирно соединённых между собой. υ£25 м/с.
Звёздочки – по конструкции отличаются от зубчатых колёс лишь профилем зубьев: звёздочки имеют ограниченное число зубьев (для втулочных цепей z2£120, для зубчатых z2£140).
Основные характеристики цепных передач
Шаг цепи p – является исходной характеристикой, с увеличением шага повышается нагрузочная способность цепи, но при этом возрастают динамические нагрузки и шум при работе, поэтому при повышенных скоростях рекомендуется применять цепи с малым шагом.
Скорость цепи υ – характеристика не постоянная, а средняя скорость движения цепи.
,
где υ – средняя скорость, м/с;
n – частота вращения, об/мин;
ω – угловая скорость, рад/с;
p – шаг цепи, мм.
Передаточное число u.
.
Рекомендуется u£4, допускается u£7.
Число зубьев звёздочек z.
Минимальное число зубьев ведущей звёздочки для роликовых цепей:
.
Число зубьев ведомой звёздочки:
.
Межосевое расстояние a.
.
Длина цепи L.
,
где Lp – число звеньев цепи (длина цепи в шагах) (округляется до целого чётного числа звеньев).
.
Тема 3.12. Валы, оси, шпоночные и зубчатые соединения.
.
Валы и оси
Зубчатые колёса, шкивы, звёздочки устанавливают на валах и осях.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нём деталей и для передачи вращающего момента.
Ось предназначена только для поддержания сидящих на ней деталей. В машинах оси могут быть неподвижными, несущими на себе свободно вращающиеся детали, например ось блока (рисунок 28), и подвижными, вращающимися вместе с установленными на них деталями, например вагонная ось (рисунок 29).
Рисунок 28 - Ось блока.
Рисунок 29 - Вагонная ось.
1) По форме валы делятся на:
§ прямые;
§
|
§ коленчатые.
2) Прямые валы могут быть:
§ гладкими;
§ ступенчатыми.
3) По типу сечения валы бывают:
§ полые;
§ сплошные.
Шпоночные соединения. Шпоночные соединения осуществляются с помощью шпонок, которые устанавливаются в пазах вала и ступицы детали. Шпоночные пазы на валах получают фрезерованием, а в ступицах – протягиванием.
Достоинства («+») | Недостатки («-») |
27) Простота сборки и разборки; 28) Надёжность в эксплуатации; 29) Компактность и простота конструкции; | 30) Ослабление вала и ступицы шпоночными пазами; 31) Наличие значительной концентрации напряжений в зоне шпоночного паза, что снижает сопротивление усталости вала; 32) Необходимость удлинения ступиц колёс при передаче больших моментов; 33) Высокие требования к точности выполнения шпоночных пазов; 34) Трудность обеспечения взаимозаменяемости, т. е. Необходимость ручной пригонки или подбора шпонки по пазу. |
Шпоночные соединения широко применяют во всех отраслях машиностроения при малых нагрузках, возможности размещения длинных ступиц, необходимости лёгкой сборки и разборки. По мере роста нагрузок применение шпонок сокращается.Шпоночные соединения делятся на две группы: ненапряжённые и напряжённые. Ненапряжённые соединения осуществляются призматическими и сегментными шпонками, которые не вызывают деформации ступицы и вала при сборке. Напряжённые соединения осуществляются клиновыми и тангенциальными шпонками, которые вызывают деформацию вала и ступицы при сборке.
Шлицевые соединения. Шлицевое соединение условно можно рассматривать как многошпоночное, у которого шпонки, называемые шлицами (зубьями), выполнены как одно целое с валом и входят в соответствующие пазы ступицы детали.