Полет в условиях атмосферной турбулентности и сильной болтанки
Экипаж самолета при выполнении предполетной подготовки обязан определить зоны возможной атмосферной турбулентности по маршруту и сильной болтанки в пунктах взлета и посадки. При пролете контрольных пунктов экипаж самолета должен сообщить диспетчеру об условиях полета на пройденном участке маршрута. При наличии на высоте полета мощной кучевой облачности запросить у диспетчера разрешение на изменение высоты или маршрута полета, чтобы обеспечить ее обход. Категорически запрещается входить в мощную кучевую и кучево-дождевую облачность или обходить ее низом в горной местности.
При полете в слоистой облачности, где наблюдаются большие помехи радиосвязи и неустойчивые показания АРК, что свидетельствует о развитии в этой облачности грозовой деятельности, запросить разрешение на полет выше верхней кромки облачности.
При наличии в пунктах взлета и посадки грозового положения с мощной кучевой облачностью, вход в которую категорически запрещается при наборе высоты и заходе на посадку, снижение и набор высоты следует производить по согласованию с диспетчером в районе, где отсутствует такая облачность.
При полетах в облачности с исправным бортовым радиолокатором или при радиолокационном контроле с земли разрешается:
— обход стороной грозового фронта на высоте эшелона с удалением от засветок не менее 15 км;
— пересечение грозового фронта на высоте эшелона с проходом между засветками на расстоянии не менее 25 км от очагов с каждой стороны;
— пересечение грозового фронта на допустимой высоте полета; с превышением не менее 500 м над верхней границей облаков.
Визуальный полет под облачностью разрешается выполнять без захода в облачность и зону осадков на высотах, безопасных для полета в данной местности, по согласованию с диспетчером.
Выполнять полеты по воздушным трассам, расположенным над. горными районами, запрещается в следующих случаях:
— при наличии на трассе фронтальных облачных систем с грозовыми и ливневыми очагами, обход которых не обеспечивается из-за рельефа;
— ниже 900 м над наивысшей точкой рельефа в горной местности, если наблюдаются нисходящие потоки воздуха и для выдерживания горизонтального полета требуется увеличение режима работы двигателей до номинального.
Для выхода из зоны атмосферной турбулентности, обусловленной струйными течениями, достаточно иногда изменить высоту полета на 300—500 м или временно отклониться от маршрута полета по согласованию с диспетчером.
При подходе к зоне возможной болтанки экипаж обязан:
— находиться на своем рабочем месте. Ремни должны быть плотно подогнаны и пристегнуты;
— дать команду пассажирам пристегнуться ремнями;
— выключить автопилот, если он был включен;
— установить скорость полета по прибору 350—400 км/ч;
— вход в облака производить на установившемся режиме.
При пилотировании в условиях болтанки не следует реагировать рулями на каждое движение самолета. Полет выполнять с полузажатым управлением, пилотировать самолет по средним показаниям авиагоризонтов, не допуская резких кренов и резких движений штурвалом.
Развороты выполнять на исходной скорости, с креном не более 15°.
При правильных и своевременных действиях экипажа при попадании самолета в сильный порыв непроизвольное сваливание самолета исключается.
При резком броске с увеличением (уменьшением) высоты полета, вызванном мощным восходящим (нисходящим) потоком, не допускать уменьшения скорости полета и снижения режима работы двигателей в случае увеличения высоты и увеличения режима работы двигателей при нисходящем броске.
При интенсивном подъеме самолета с одновременным переходом на пикирование, вызванном восходящим потоком большой протяженности, необходимо удерживать самолет в исходном режиме, не препятствовать подъему самолета и не переводить его в режим еще большего пикирования. При интенсивном снижении самолета, вызванном мощным нисходящим потоком, необходимо самолет удерживать в исходном положении, не препятствовать снижению путем перевода самолета на кабрирование, если высота не позволяет увеличить режим работы двигателей, чтобы самолет не снизился ниже безопасной высоты. Непрерывно следить за скоростью, не допускать большого отклонения от исходного режима.
При выполнении захода на посадку в условиях сильной болтанки рекомендуется выдерживать те же скорости полета по прямоугольному маршруту, что и в нормальных условиях. Довыпуск закрылков в посадочное положение производить при пролете БПРМ при полной уверенности в посадке, скорость планирования по глиссаде выдерживать на 10—15 км/ч больше рекомендованных для нормальных условий.
Примечание.Если по орографическим особенностям данного аэродрома при заходе на посадку наблюдаются нисходящие потоки, то по усмотрению командира ВС посадку можно производить с закрылками, выпущенными на 20°.
При попадании самолета на планировании по глиссаде в интенсивный нисходящий поток, приводящий к увеличению вертикальной скорости снижения более 5 м/с, необходимо установить двигателям взлетный режим и уйти на второй круг.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПОСАДКИ
Во всех случаях, при ненормальном положении шасси, в зависимости от метеоусловий, длины и состояния ВПП, по решению командира ВС посадку можно производить на фюзеляж, так как из-за большого поперечного V крыла (5°30') практически наблюдаются небольшие поломки фюзеляжа, корневой части крыла и закрылков. В случае посадки с неполностью выпущенным шасси могут создаться следующие положения.
ПОСАДКА С НЕВЫПУЩЕННОЙ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ САМОЛЕТА
Посадку производить на подготовленную грунтовую полосу с выпущенными в посадочное положение закрылками, создав по возможности предельно заднюю центровку самолета. На выдерживании перед приземлением самолета выключить боковые двигатели. В процессе пробега максимально использовать все средства, способствующие возникновению кабрирующего момента (руль высоты, реверс среднего двигателя, управление стабилизатором), и плавно тормозить, пока сохраняется эффективность руля высоты. Перед опусканием носа самолета прекратить торможение, выключить реверс, выключить средний двигатель и обесточить самолет. В случае возникновения пожара принять все меры к его ликвидации и эвакуации пассажиров и членов экипажа.
ПОСАДКА С НЕВЫПУЩЕННОЙ ОСНОВНОЙ ОПОРОЙ САМОЛЕТА
При невыпуске одной основной опоры посадку следует выполнять на подготовленную грунтовую полосу. Перед посадкой целесообразно (если не ухудшается погода и не наступает ночное время) уменьшить массу самолета выработкой топлива с таким расчетом, чтобы к ВПР его было достаточно для ухода на запасный аэродром.
Заход на посадку и посадку выполнять по обычной схеме. Выравнивание и выдерживание самолета производить с креном в сторону выпущенной основной опоры.
На выдерживании перед приземлением командир ВС должен дать команду бортмеханику выключить двигатели, закрыть пожарные краны, второму пилоту выключить преобразователи и аккумуляторы. После приземления плавно опустить колесо передней опоры, отклонить штурвал в сторону выпущенной основной опоры и удерживать самолет элеронами от опускания на крыло. Выдерживая направление, стараться как можно дольше удерживать самолет от опускания на крыло. В процессе пробега в момент опускания самолета на крыло в сторону невыпущенной основной опоры затормозить полностью колесо основной опоры. После остановки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.
ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ
Если всеми принятыми мерами выпустить шасси не удалось, посадку произвести на фюзеляж. Во всех случаях посадки на фюзеляж переднюю стойку с механического замка не снимать. Посадку с невыпущенным шасси выполнять на грунтовую полосу с минимально возможной посадочной массой самолета.
При выполнении посадки бортмеханик должен покинуть кабину экипажа и занять свободное пассажирское кресло, а при отсутствии его — сесть на пол.
ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ С ОТКЛОНЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ
Посадку на фюзеляж производить с отклоненными в посадочное положение закрылками. Перед выпуском закрылков отключить звуковой сигнал выключателем «ОТКЛ. ЗВУК. ЗАКР. ШАССИ».
При заходе на посадку выдерживать те же скорости полета, что и при обычном заходе с выпущенным шасси. При расчете на посадку необходимо учитывать уменьшение лобового сопротивления самолета за счет убранного шасси, не допуская пролета торца полосы на высоте более 10 м и превышения рекомендуемой скорости захода на посадку для данной посадочной массы самолета.
В процессе выравнивания по команде командира ВС выключить двигатели, закрыть, пожарные краны, выключить генераторы, преобразователи и аккумуляторы. При выполнении посадки ночью с включенными фарами аккумуляторы выключить после приземления самолета.
Посадку выполнять так же, как и с выпущенным шасси. Длина «пробега» самолета на грунтовой полосе составляет 400— 500 м, на заснеженной полосе — 600—800 м, длина воздушного участка посадочной дистанции с высоты 15 м до касания летной полосы — 600—700 м.
После остановки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.
ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ С НЕВЫПУЩЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ
Если закрылки не выпускаются (в случае отказа основной и аварийной гидросистем), посадку произвести с убранными закрылками. Рекомендуется перед заходом на посадку выполнить контрольный заход с уходом на второй круг для оценки особенностей полета самолета по глиссаде в этой конфигурации и расчета на посадку.
Четвертый разворот с невыпущенными закрылками выполнять на скорости полета не менее 250 км/ч.
Скорость полета самолета по глиссаде на режиме малого газа двигателей составляет 230—240 км/ч. Эту скорость следует выдерживать постоянной до пролета БПРМ.
В момент пролета БПРМ выключить средний двигатель. В дальнейшем уменьшить скорость полета таким образом, чтобы пройти торец летной полосы на высоте 10 м при скорости полета 220—230 км/ч для посадочных масс соответственно 13—14 т.
При принятии решения о посадке необходимо в момент пролета начала летной полосы выключить двигатели. В процессе выравнивания закрыть пожарные краны, выключить преобразователи, генераторы и аккумуляторы. При выполнении посадки ночью с включенными фарами аккумуляторы выключить после приземления самолета.
Посадку выполнять так же, как и с выпущенным шасси; скорость приземления 190—200 км/ч. Приземление на меньшей скорости нецелесообразно, т. к. за время снижения скорости, например, на 10 км/ч самолет пролетит 300—350 м. Кроме того, приземление на меньшей скорости (с большим углом тангажа) может сопровождаться «хлыстом», т. е. резким опусканием носа самолета после касания летной полосы задней частью фюзеляжа.
В процессе движения по грунту следует использовать руль направления и элероны для сохранения направления движения и удержания самолета от преждевременного заваливания на крыло.
Длина воздушного участка посадочной дистанции с высоты 15 м до касания летной полосы составляет 1000—1200 м; длина «пробега» на грунтовой полосе — 700—800 м, на заснеженной полосе — 1100—1200 м.
После остановки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.
Примечания:1. При необходимости посадки на относительно короткую полосу (но не короче 1500 м) днем, в простых метеоусловиях (заход по ПВП) допускается осуществлять заход на посадку по глиссаде, выдерживая постоянную скорость 220 км/ч (при полетной массе 13 т) до начала выравнивания. В этом случае четвертый разворот можно выполнять на большем, чем обычно, удалении или на меньшей высоте. Выравнивание следует начать на удалении 300—500 м от начала летной полосы с таким расчетом, чтобы пройти торец полосы на высоте примерно 5 м. Двигатели выключить в момент пролета начала летной полосы. В остальном действия экипажа — согласно РЛЭ.
2. Не допускать резких перемещений РУД (увеличения тяги) при полете по глиссаде, так как это может привести к чрезмерному увеличению скорости захода на посадку.
3. При выполнении посадки с убранными закрылками и шасси необходимо учитывать некоторое ухудшение обзора из кабины, особенно при выравнивании самолета перед посадкой, так как полет по глиссаде и посадка выполняются на углах атаки, больших, чем обычно.
ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА СУШУ ВНЕ АЭРОДРОМА
По решению командира ВС посадка выполняется с выпущенным шасси или на фюзеляж в зависимости от метеоусловий и выбранной площадки. Перед посадкой уменьшить массу самолета выработкой топлива или аварийным сливом топлива (на самолетах, оборудованных такой системой), подготовить аварийные выходы, проинструктировать пассажиров, разгерметизировать кабину.
Заход на посадку производить визуально на режимах, рекомендованных Руководством по летной эксплуатации. На глиссаде бортмеханик должен покинуть кабину экипажа и занять свободное пассажирское кресло, а при отсутствии его — сесть на пол.
При посадке без шасси выравнивание самолета следует начинать ниже обычного (конец выравнивания будет несколько ниже обычного). Приземление самолета производить на рекомендованной скорости и без крена.
Наличие крена самолета приведет к касанию одним крылом земли и, как следствие, возможен резкий разворот самолета в сторону опущенного крыла. Перед приземлением выключить двигатели, закрыть пожарные краны и выключить аккумуляторы.
Экипаж должен быть готов к использованию аварийных выходов или к прорубанию обшивки фюзеляжа в случае необходимости.
В случае возникновения пожара в процессе посадки принять все меры к его ликвидации и быстрой эвакуации пассажиров и членов экипажа.
Если вынужденная посадка вне аэродрома выполняется в условиях ограниченной видимости, ночью, то экипаж должен определить курс посадки в направлении местности, более благоприятной для посадки. Планирование осуществлять с вертикальной скоростью Vу = 0,5—1 м/с. Вести контроль за высотой, отсчет вести по радиовысотомеру. При появлении препятствий, угрожающих безопасной посадке, отвернуть самолет в сторону или уйти на второй круг.
ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА ВОДУ
При посадке на воду экипаж должен приготовить все имеющиеся на борту плавсредства. При принятии решения о посадке наводу командир ВС должен, по возможности, определить и учесть силу и направление ветра.
Посадку производить против ветра, по возможности ближе к береговой черте или к кораблям при ветре больше 12 м/с. В условиях неспокойного моря, при ветре до 12 м/с, посадку производить в направлении, параллельном гребню волны, не считаясь с направлением ветра.
Заход на посадку и посадку необходимо производить с убранным шасси и закрылками, отклоненными на 20°. В момент посадкине следует допускать крена, так как при касании воды крылом; возможен резкий разворот самолета. Приводнение производить на, возможно минимальной скорости на Vпр = 165—180 км/ч.
В начале выравнивания перед приводнением необходимо выключить двигатели, закрыть пожарные краны, выключить аккумуляторы. Перед посадкой разгерметизировать самолет, а после посадки определить уровень воды по отношению к нижним порогам боковой двери и аварийным выходам, чтобы организовать эвакуацию пассажиров и членов экипажа на плавсредства.
В сложных метеорологических условиях, при отсутствии видимости, посадку производить по приборам при вертикальной скорости снижения перед приводнением 0,5—1 м/с. В лунную ночь посадку следует производить в направлении на луну.