На самолетах с резервным авиагоризонтом
Командир ВС. При появлении флажка сигнализатора нарушения питания на лицевой части основного или резервного авиагоризонта показаниями этого авиагоризонта не пользоваться.
При загорании светосигнального табло «СРАВНИ АГБ» следует:
— вывести самолет из крена по резервному авиагоризонту АГБ-3К;
— сравнить показания основных авиагоризонтов с показаниями резервного авиагоризонта (по докладам второго пилота), а также с показаниями прибора ДА-30. Исправным считать авиагоризонт, показывающий отсутствие крена;
— продолжать пилотирование по исправным приборам.
При появлении рассогласования в показаниях основного авиагоризонта и прибора ДА-30 необходимо:
— вывести самолет из крена по резервному АГБ-3К;
— сравнить показания основного авиагоризонта и ДА-30 с показаниями резервного авиагоризонта. Исправным считать авиагоризонт, показывающий отсутствие крена;
— продолжать пилотирование по исправным приборам.
При появлении рассогласования в показаниях основного авиагоризонта и прибора ДА-30 необходимо:
— вывести самолет из крена по резервному АГБ-3К;
— сравнить показания основного авиагоризонта и ДА-30 с показаниями резервного авиагоризонта. Исправным считать прибор, показывающий отсутствие крена;
— продолжать пилотирование по исправным приборам.
При появлении рассогласования в показаниях основного и резервного авиагоризонтов следует:
— вывести самолет из крена по прибору ДА-30;
— сравнить показания своих авиагоризонтов с показаниями ДА-30 и авиагоризонта второго пилота (по докладам второго пилота). Исправным считать авиагоризонт, не показывающий крена;
— продолжать пилотирование по исправным приборам.
Рекомендации второму пилоту. При появлении флажка сигнализатора отказа питания на лицевой части авиагоризонта АГБ-3К следует:
— не пользоваться показаниями этого прибора;
— доложить командиру ВС об отказе авиагоризонта.
При загорании светосигнального табло «СРАВНИ АГБ» необходимо:
— доложить командиру ВС о появлении сигнала и передать ему управление (если пилотировал второй пилот);
— докладывать о показаниях авиагоризонта для определения отказавшего прибора.
В случае появления рассогласования авиагоризонтов по тангажу командиру ВС и второму пилоту необходимо сравнить показания авиагоризонтов с показаниями вариометра ВАР-ЗОМК или прибора ДА-30 (для второй комплектации) и считать отказавшим авиагоризонт, у которого показание скорости и направление изменений показаний по тангажу не соответствуют изменению вертикальной скорости.
Примечание.При скорости снижения более 30 м/с стрелка вариометра ВАР-Л1) переходит на шкалу набора высоты, однако рост скорости при неизменном режиме работы двигателей может свидетельствовать о том, что Самолет находится в режиме снижения.
После обнаружения отказавшего авиагоризонта командир ВС. обязан:
— доложить об отказе авиагоризонта службе движения и по своему усмотрению, в случае необходимости, запросить разрешение на изменение эшелона с целью улучшения условий визуальной ориентировки и посадку на запасный аэродром с благоприятными погодными условиями.
Если рассогласование авиагоризонтов по крену вовремя не обнаружено, самолет может перейти в спираль со значительным креном. Первым признаком контролируемого пилотом крена более 30° является появление вертикальной скорости снижения, которая почти не уменьшается после взятия штурвала на себя, так как самолет входит в спираль. При появлении этого признака необходимо прежде всего принять меры к определению истинного направления крена (до определения крена элеронами не пользоваться). Вывод самолета из крена следует производить координированно элеронами и рулем направления. После вывода самолета из крена отклонением руля высоты перевести его в горизонтальный полет.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.В СЛУЧАЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЗАПАЗДЫВАНИЯ В РАСПОЗНАВАНИИ ЗНАКА КРЕНА (ПОТЕРЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ) ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЭЛЕРОНОВ В СТОРОНУ КРЕНА НЕОБХОДИМО ОСВОБОДИТЬ ШТУРВАЛ И ПЕДАЛИ ОТ УСИЛИИ ДО УВЕРЕННОГО РАСПОЗНАВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ КРЕНА, ПОСЛЕ ЧЕГО ВЫВЕСТИ САМОЛЕТ ИЗ КРЕНА, А ЗАТЕМ ИЗ СНИЖЕНИЯ.