Использование автоматического радиокомпаса АРК-9

Радиокомпас АРК-9 предназначен для решения следующих задач:

— выполнения полета от радиостанции или на радиостанцию в заданном направлении;

— осуществления контроля пути по направлению и дальности;

— определения места самолета и навигационных элементов полета;

— определения момента пролета радиостанции или ее тра­верза;

— построения маневра захода на посадку в сложных метео­рологических условиях.

Настройка радиокомпаса

Настройка на заданную частоту производится с пульта уп­равления (рис. 27). Рекомендуется основной канал настраивать на частоту дальней, а резервный канал — на частоту ближней приводной радиостанции данного

Использование автоматического радиокомпаса АРК-9 - student2.ru

Рис. 27. Пульт управления радиокомпаса АРК-9

аэродрома. Перед включением и настройкой радиокомпаса необходимо убедиться, что включен автомат защиты цепи питания по постоянному току, подключиться к данному радиокомпасу на абонентском щитке пилота и уста-

новить органы управления на пульте радиокомпаса в исходные положения:

— ручку «ГРОМК.» — в крайнее правое положение;

— переключатель «ТЛФ—ТЛГ» — в положение, соответству­ющее роду работы радиостанции, на частоту которой будет произ­водиться настройка;

— ручку «ПОДСТРОЙКА» канала — в нулевое положение.

Перед настройкой радиокомпаса следует включить его в ре­жим «АНТЕННА», а переключатель волн установить в положения, соответствующие тому каналу, на котором будет производиться настройка. С помощью ручек декадной настройки данного канала установить частоту с точностью до десятков килогерц, а затем, поворачивая ручку «ПОДСТРОЙКА», произвести точную настрой­ку. При этом следует иметь в виду, что показателем точной на­стройки является максимальное отклонение стрелки индикатора настройки, а не максимальная громкость позывных радиостанции в телефонах.

При работе в условиях сильных помех радиоприему необходимо ручкой «ГРОМК.» установить такое усиление сигналов приемни­ка, чтобы стрелка индикатора настройки отклонялась не более чем на два деления шкалы, и после этого ручкой «ПОДСТРОЙКА» добиться максимального отклонения этой стрелки.

Проверка работоспособности радиокомпаса

После настройки радиокомпаса на земле проверяют его рабо­тоспособность в режимах «АНТЕННА», «РАМКА», «КОМПАС».

Во время этой проверки убеждаются в плавности регулировки громкости в телефонах с помощью ручки «ГРОМК.», а также в том, что рамка (стрелки указателей) плавно вращается переклю­чателем «РАМКА Л—П». Однако следует иметь в виду, что при настройке радиокомпаса на частоту близко расположенного пере­датчика в режиме «КОМПАС» стрелки указателей при нажатии переключателя «РАМКА Л—П» на отдельных участках шкалы могут вращаться замедленно, вплоть до остановки. Это вызвано тем, что в режиме «КОМПАС» на электродвигатель, вращающий рамку, одновременно подаются напряжения от систем автомати­ческого и ручного вращения рамки, которые могут оказаться про­тивоположными по фазе.

Следовательно, замедление вращения рамки (стрелок указа­телей) не является неисправностью радиокомпаса.

Для проверки возможности включения режима приема теле­графных тонально не модулированных сигналов необходимо крат­ковременно установить переключатель «ТЛФ — ТЛГ» в положе­ние «ТЛГ», в результате чего в телефонах должен появиться тон звуковой частоты, который не прослушивается в телефонном ре­жиме.

В целях проверки работы системы автоматического вращения рамки необходимо включить режим «КОМПАС», после остановки стрелок указателей отсчитать курсовой угол радиостанции, а затемнажатием переключателя «РАМКА Л—П» повернуть стрелки на курсовой угол, отличающийся на 120° от прежнего, и отпустить. Переключатель— стрелки должны плавным вращением устано­виться в исходное положение.

Использование радиокомпаса в полете

Рекомендуется один АРК использовать для активного полета на радиостанцию, а другой — для полета от радиостанции. При­менение этого метода обязательно на участках трассы большой протяженности. За 3—4 мин до пролета РНТ необходимо тот ра­диокомпас, по которому выполнялся полет от РНТ, перестроить на приводную радиостанцию следующего ППМ.

В случае, когда настройка на одном из каналов была произ­ведена ранее, после переключения на этот канал рекомендуется подстроить радиокомпас с помощью ручки «ПОДСТРОЙКА» это­го канала.

При большом удалении от настраиваемой радиостанции и сла­бой слышимости позывных рекомендуется для более четкого прослушивания позывных поворачивать рамку переключателем «РАМКА Л—П» на угол 90° к настраиваемой радиостанции.

Примечание.Использование приводной радиостанции в целях самолетовождения производить только после прослушивания и опознавания позывных сигналов.

При полном отказе радиокомпаса для устранения неисправно­сти необходимо заменить соответствующий предохранитель СП-1 в электрощитке предохранителей переменного тока, а также пре­дохранитель, установленный на блоке питания радиокомпаса. Выключение АРК-9 производится, установкой переключателя, рода работ в положение «ВЫКЛ.».

Наши рекомендации