Предупреждение. при неисправной системе мсрп-12-96 вылет запрещается.

На месте левого пилота:

— проверяет наличие давления в стационарной кислородной системе, открыв кислородный вентиль на левом горизонтальном пульте.

Зависимость давления кислорода в стационарной системе от температуры воздуха в кабине приведена в следующей таблице:

Температура, °С -55 -45 -35 -25 -15 -5 +5 + 15 +25 +35 +45 +55
Давление, кгс/см2                        
нормальное
минимальное

— устанавливает рукоятку аварийной подачи кислорода на КП-24М в положение «ЗАКРЫТО», а выключатель подсоса воз­духа на КП-24М — в положение «100%О2». Проверяет работу кислородной маски. После проверки закрывает вентиль подачи кислорода, выключатель подсоса воздуха переключает в положе­ние «СМЕСЬ», а рукоятку аварийной подачи на КП-24М — в по­ложение «ЗАКРЫТО», кислородная маска КМ-32АГ надежно присоединена и находится в положении к немедленному исполь­зованию;

— на панели АЗС, расположенной над левым горизонтальным пультом кабины экипажа:

проверяет работу проблесковых маяков, включив АЗС «Маяк»;

проверяет освещение салона, включив АЗС «ОСВЕЩЕНИЕ САЛОНА ЛЕВ., ПРАВ»;

проверяет освещение туалета и подсвет аварийных выходов, включив соответствующие АЗС.

После проверки выключает все включенные потребители. На левом горизонтальном пульте на щитке «ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ» проверяет положение АЗС и переключателей:

— автомат защиты сети «ЗАПУСК АИ-9» — в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;

— переключатель АИ-9 «ЗАПУСК—КОНСЕРВ.—ХОЛОДИ. ПРОКР.» — в нейтральном положении;

— автомат защиты сети «ЗАПУСК АИ-25» — в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;

— переключатели выбора двигателей «ЛЕВ.—СРЕД.— ПРАВ»— в нейтральном положении;

— переключатель «ЗАПУСК— КОНСЕРВ.— ХОЛОДН. ПРОКР» — в нейтральном положении. Затем закрывает щиток «ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ».

Проверяет на левом горизонтальном пульте краны «СТАТИ­КА» и «ДИНАМИКА»: они должны находиться в положении «СТАТИКА ОСНОВ» и «ДИНАМИКА ОСНОВ», законтрены и оп­ломбированы.

На левой неамортизационной приборной доске (см. рис. 13):

— проверяет срабатывание светосигнальных табло и светосиг-нализаторов нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП», при нажатии этой кнопки загораются все светосигнализаторы и светосигналь­ные табло, кроме светосигнального табло «ВЫПУСТИ ШАССИ»;

— убеждается, что выключатели «ЗВУК. СИГНАЛ. ПОЖАРА» и «РАСТОРМАЖИВАНИЕ КОЛЕС» находятся во включенном положении, а остальные — в выключенном положении; выключа­тели «ЗВУК. СИГНАЛ. ШАССИ», «АГБ РУЧН.—АВТОМ» закры­ты предохранительными колпачками, законтрены и опломбиро­ваны;

— проверяет освещение приборной доски и левого пульта красным светом и освещение кабины плафонами белого света. После проверки выключает выключатели.

На левой амортизационной приборной доске устанавливает стрелку высотомера ВД-10К на нуль и убеждается в том, что по­казание шкалы барометрического давления высотомера соответ­ствует барометрическому давлению на аэродроме вылета. Допу­стимые расхождения в показаниях ± 1,5 мм рт. ст.

Убеждается в наличии графиков к указателям скорости и ком­пасов (ГМК-1Г, КИ-13, АРК-9) и соответствии номера высотоме­ра номеру, указанному в графике поправок к высотомеру.

На правой неамортизационной приборной доске (см. рис. 13 включает преобразователи «ПТ-РЛС» и «ПО-РАДИО».

На среднем пульте (см. рис.13) включает АЗС «МАНОМЕТ­РЫ» и «АЦТ».

После включения АЗС «МАНОМЕТРЫ» убеждается в наличии давления в аварийной гидросистеме, давления в стояночном тор­мозе, работоспособности манометров 2ДИМ-240К, 2ДИМ-150К, указателя положения стабилизатора УП11-10, указателя положе­ния закрылков на средней приборной доске УП11-09 и трех инди­каторов контроля работы двигателей ЭМИ-3РИ. Стрелки указа­телей должны устанавливаться против нулевой отметки шкал (кроме стрелки указателя положения стабилизатора УП11-10, ко­торая будет указывать фактический угол установки стабилизато­ра, а в указателе УИЗ-3К комплекта ЭМИ-3РИ — истинную тем­пературу масла двигателей АИ-25).

Проверяет работоспособность топливомера и АЦТ5-1БТ (авто­мата центровки топлива), для чего переключатель «ЛЕВ. КЕС­СОН—ПРАВ», установленный на амортизационной приборной доске левого пилота под показывающим прибором ППТИЗ-1Т, по­очередно устанавливает в положения «ЛЕВ», «ПРАВ», «СУММА». После этого нажимает кнопку «Н» на показывающем приборе ППТИЗ-1Т, стрелка показывающего прибора должна перемещать­ся к нулевой отметке шкалы, при отпускании кнопки «Н» стрел­ка должна возвратиться в исходное положение; затем нажимает кнопку «Р», стрелка должна перемещаться в сторону максималь­ной отметки шкалы, при отпускании кнопки «Р» стрелка должна возвращаться в исходное положение. При проверке топливомера на работоспособность убеждается в соответствии цифровых данных показывающего прибора фак­тическому количеству заправленного топлива в кессонах с учетом погрешности топливомера, равной 4%.

Проверяет работоспособность автомата центровки топлива. Для этого нажимает кнопку «ПРОВЕР. АЦТ», расположенную на среднем пульте. При исправной схеме автомата центровки топли­ва загорается зеленый светосигнализатор «АЦТ ИСПРАВЕН», при отпускании кнопки светосигнализатор гаснет.

На верхнем пульте кабины экипажа:

— проверяет работоспособность фар ПРФ-4 и АНО (проверка производится совместно с авиатехником);

— проверяет работоспособность и сигнализацию противопо­жарной защиты;

— после проверки выключает АЗС «ОЧЕРЕДИ ПОЖАРОГАШЕНИЯ».

На средней приборной доске (см. рис. 13):

— проверяет работу сигнализации шасси. Для этого нажима­ет кнопку светосигнального табло ППС-2: при нажатой кнопке продолжают гореть три зеленых светосигнализатора выпущенного положения шасси и загораются три красных светосигнализатора убранного положения шасси,

красное светосигнальное табло «ВЫ­ПУСТИ ШАССИ», расположенное на амортизационной приборной доске левого пилота, включается сирена;

— отпускает кнопку «КОНТРОЛЬ ЛАМП». При этом свето­сигнальное табло «ВЫПУСТИ ШАССИ» и три красных светосигнализатора гаснут, сирена отключается, а три зеленых светосигнализатора, сигнализирующих о выпущенном положении шасси, продолжают гореть.

Устанавливает РУД всех двигателей в положение больше но­минального, при этом должна включиться сирена, при уборке РУД сирена выключается.

Примечание.Сирена включается в том случае, когда шасси выпущено, обжат амортизатор правой опоры, РУД двух или трех любых двигателей уста­новлены в положение выше номинального, а закрылки не выпущены на взлетный угол (17—24°).

На среднем пульте пилотов (см. рис. 13):

— проверяет работу светосигнализаторов, расположенных на пульте, нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП», находящейся на пульте;

— включает АЗС кранов кольцевания и объединения, убежда­ется в их открытии по загоранию зеленых светосигнализаторов. Выполнив проверку, выключает их;

— включает АЗС топливных насосов, убеждается в их работо­способности по загоранию зеленых светосигнализаторов. Выпол­нив проверку, выключает их;

— устанавливает переключатели пожарных кранов двигателей АИ-25 в положение «ОТКРЫТЫ ПОЖАРНЫЕ КРАНЫ АИ-25», убеждается в их открытии по загоранию трех зеленых светосигна­лизаторов. Выполнив проверку, устанавливает переключатели в положение «ЗАКРЫТО»; сигнализаторы должны погаснуть;

— проверяет работу аварийной насосной станции. Для этого переключатель насосной станции «ВКЛ.—ВЫКЛ.—АВТОМ» уста­навливает в положение «ВКЛ» и убеждается в ее работоспособно­сти по манометру 2ДИМ-240К, расположенному на амортизацион­ной приборной доске левого пилота. При достижении величины давления 140—172 кгс/см2 станцию выключает переключателем, переключатель закрывает колпачком;

— убеждается, что переключатель «РЕВЕРС ВКЛ. —ОТКЛ.» находится в нейтральном положении и закрыт предохранительной крышкой;

— убеждается, что переключатели «ОСТАНОВ ДВИГАТЕ­ЛЕЙ» закрыты колпачками, законтрены и опломбированы; кноп­ки «ЗАПУСК В ПОЛЕТЕ» закрыты колпачками, законтрены, оп­ломбированы; выключатель «АВАР. ШАССИ ВЫПУСК» закрыт предохранительным колпачком и опломбирован;

— проверяет перемещение рычагов управления двигателями; перемещение должно быть плавным и легким, не должно быть рывков, заеданий и люфтов в проводке управления двигателями на всем диапазоне перемещений РУД;

— проверяет, полностью ли выдвинут механический указатель передней опоры самолета;

— проверяет исправность электромеханизмов триммеров руля направления и элеронов, кратковременно включая и выключая пе­реключатели. После проверки устанавливает триммеры в нейтраль­ное положение (контроль ведется по загоранию зеленых светосигнализаторов);

— проверяет отключение автопилота, переключатели «ПИТА­НИЕ— ОТКЛ», «ТАНГАЖ—ОТКЛ.» должны находиться в поло­жении «ОТКЛЮЧЕНО»;

— проверяет положение переключателя «ЗАКРЫЛКИ—УБОР­КА—ВЫПУСК» (должен находиться в нейтральном положении и закрыт предохранительной крышкой);

— убеждается в том, что переключатель «АВАР. ЗАКРЫЛКИ ВЫПУСК» закрыт предохранительной крышкой, законтрен и оп­ломбирован;

— проверяет включение стояночного тормоза;

— проверяет положение красной ручки аварийного выпуска шасси «ШАССИ АВАРИЙН. ВЫПУСК» и «ЗАМОК ПЕРЕДНЕЙ СТОИКИ», которые должны быть законтрены и опломбированы.

На месте правого пилота:

— устанавливает стрелку высотомера ВД-10К (рис. 13) на нуль и убеждается, что показания шкалы барометрического высо­томера соответствуют значению давления на аэродроме. Проверя­ет соответствие номера высотомера номеру, указанному в графи­ке поправок к высотомеру;

— убеждается в наличии графиков поправок к указателям ско­рости и компасам (КИ-13, ГМК-1Г, АРК № 1, 2);

— проверяет срабатывание светосигнальных табло и светосиг-нализаторов, нажимая кнопку «КОНТР. ЛАМП», расположенную на правой неамортизационной доске правого пилота;

— подготавливает к работе систему кондиционирования, для чего на правой неамортизационной доске правого пилота устанав­ливает:

переключатель «РАСХОД ВОЗДУХА» в системе «АВТОМ.— ОТКР —ЗАКР» в положение «АВТОМ»; переключатель «РАСХОД ВОЗДУХА» в системе «2 РЕЖ.— 1 РЕЖ» в положение «1 РЕЖ»;

— устанавливает задатчики температуры воздуха в пассажир­ской кабине и за турбохолодильником соответственно на темпера­туру 18—22°С и 10—15°С, после чего переключатели температуры воздуха в пассажирской кабине «АВТОМ.—ТЕПЛО—ХОЛОД» и переключатели температуры воздуха за турбохолодильником «АВТОМ.—ТЕПЛО—ХОЛОД» устанавливает в положение «АВТОМ.»;

— убеждается, что переключатели под колпачками на правой неамортизационной доске выключены, законтрены и опломбиро­ваны;

— проверяет освещение приборных досок и пультов красным светом, включив выключатели «ОСВЕЩЕНИЕ СРЕДН. ПРАВ» (после проверки выключатели выключить).

На правом горизонтальном пульте (см. рис. 14):

— убеждается, что краны «СТАТИКА» и «ДИНАМИКА» на­ходятся в положении «СТАТИКА ОСНОВ» и «ДИНАМИКА ОС­НОВ», законтрены и опломбированы;

— на щитке стопорения проверяет исправность светосигнализаторов щитка стопорения, для чего нажимает кнопку «КОНТР. ЛАМП»;

— расстопоривает рули, для чего переключатель «ПИТАНИЕ ВКЛ.—ВЫКЛ» устанавливает в положение «ПИТАНИЕ ВКЛ» и нажимает на планку «РАССТОПОРИВАНИЕ» до загорания зеле­ного светосигнализатора. Выдерживает планку в нажатом состоя­нии 30—35 с, удерживая при этом штурвальную колонку до пол­ного расстопоривания рулей;

— проверяет действие рулей совместно с авиатехником, после проверки застопоривает рули; переключатель «ПИТАНИЕ ВКЛ.— ВЫКЛ» устанавливает в положение «ВЫКЛ»;

— проверяет работу кислородной системы (проверка произво­дится аналогично проверке кислородной системы левого пилота);

— проверяет исправность светосигнализаторов системы проти-вообледенения, для чего нажимает кнопку «КОНТРОЛЬ ЛАМП», расположенную на пульте;

— проверяет работоспособность системы противообледенения планера и двигателей. Для проверки системы противообледенения двигателей включает выключатели «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ», «ЛЕВ.—СРЕД.—ПРАВ» — должны загореться три зеленых светосигнализатора открытого положения заслонок. Пос­ле проверки и выключения выключателей «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕ­ЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» светосигнализаторы должны погаснуть.

Проверка включения системы противообледенения на предва­рительный и полный режимы производится при нажатой кнопке «НАЖАТЬ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОС» для снятия блокировки авто­матического отключения системы при отказе двух двигателей. Удерживая кнопку в нажатом положении, производит следующие действия:

— устанавливает переключатель «ПОЛН.—ПРЕДВАР» в поло­жение «ПРЕДВАР» — должны загореться три зеленых светосиг­нализатора «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» и зеленый светосигнализатор «ПРЕДВАР.»;

— устанавливает переключатель «ПОЛН.—ПРЕДВАР» в нейтральное положение — все светосигнализаторы должны погас­нуть;

— устанавливает переключатель «ПОЛИ—ПРЕДВАР.» в по­ложение «ПОЛИ.» — должны загореться три зеленых светосигнализатора «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» и зеленый светосигнализатор «ПОЛИ.»;

— устанавливает РУД правого и среднего двигателей в поло­жение выше 0,85 номинала — светосигнализатор «ПОЛИ.» должен погаснуть, а светосигнализатор «ПРЕДВАР.» — загореться;

— переводит переключатель «ПОЛИ.—ПРЕДВАР.» в нейт­ральное положение — все сигнализаторы системы противообледенения должны погаснуть;

— отпускает кнопку «НАЖАТЬ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОС».

Примечание.При проверке системы противообледенения следует иметь в виду, что время перестановки заслонок 20—50 с, т. е. светосигнализаторы заго­раются или гаснут по истечении этого времени, после установки переклю­чателей в соответствующее положение;

— включает кратковременно (на 1—2 с) переключатель «ОБО­ГРЕВ ППД ЛЕВ., ПРАВ.» и проверяет исправность электрической цепи обогрева приемников полного давления, для чего нажимает кнопку «ПРОВЕРКА ППД-1 ЛЕВ., ПРАВ.», расположенную на шпангоуте № 8. При исправной цепи обогрева загораются два зе­леных светосигнализатора. Отпускает кнопку и выключает пере­ключатель «ОБОГРЕВ ППД ЛЕВ., ПРАВ.»;

— проверяет работу сигнализаторов обледенения на самолетах до 36-й серии;

— выключает АЗС «СИГНАЛ ОБЛЕД. ДВИГ. ЛЕВ., ПРАВ.» и устанавливает переключатели «АВАР. ОБОГРЕВ РИО ЛЕВ., ПРАВ.—РАБОТА—КОНТРОЛЬ» в положение «КОНТРОЛЬ», при этом загораются зеленые светосигнализаторы «КОНТРОЛЬ». После проверки устанавливает переключатель «АВАР. ОБОГРЕВ РИО» в положение «РАБОТА» и выключает АЗС «СИГНАЛ ОБЛЕД. ДВИГ. ЛЕВ., ПРАВ.».

На самолетах с 36-й серии:

— включает АЗС сигнализатора РИО-3 «СИГНАЛ ОБЛЕД.», устанавливает переключатель «РАБОТА—КОНТРОЛЬ» в положе­ние «КОНТРОЛЬ», при этом загорается зеленый светосигнализа­тор. После проверки устанавливает переключатель в положение «РАБОТА» и выключает АЗС «СИГНАЛ. ОБЛЕД.».

Предупреждение. При проверке на земле во избежание пе­регрева и выхода из строя датчика РИО-3 запрещается: ставить переключатель «работа — контроль» в положе­ние «контроль» на время более 3 с;

Включать АЗС «сигнал облед.», если бортсеть 115 в под напряжением и не обжато шасси или выключен АЗС «шасси основн.»;

— убеждается в том, что на приборе агр. 2077 трехходовой кран находится в положении «ВКЛЮЧЕН» и законтрен, установ­лено избыточное давление 0,3 кгс/см2 (или 0,4 кгс/см3 для само­летов с № 1528, а также для самолетов № 0827, 1727, 0728), ско­рость изменения давления в кабине 0,18 мм рт. ст.;

— устанавливает на шкале «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» агр. 2077 значение давления аэродрома.

На приборной панели у шпангоута № 8:

— проверяет исправность светосигнализаторов, расположен­ных на приборной панели, нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП.»;

— проверяет работоспособность аппаратуры ИВ-300, предва­рительно убедившись, что стрелка указателя находится на нуле­вой отметке шкалы. В противном случае следует установить ее на нуль с помощью корректора, расположенного на лицевой стороне внизу корпуса прибора. После этого галетный переключатель «ВИБРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМ.—ПРАВЫЙ — СРЕДНИЙ—ЛЕВЫЙ» установить в положение «ПРАВЫЙ», нажать кнопку «КОНТРОЛЬ ИВ-300»: при исправной аппаратуре стрелка ука­зателя отклонится в пределах 70—100 мм/с и загорится светосиг­нальное табло «ОПАСН. ВИБР. ПРАВ.», расположенное на амортизационной приборной доске правого пилота. Кнопку отпу­стить — табло должно погаснуть и стрелка вернется на нуль. Аналогично проверяется аппаратура при установке переключателя каналов вибрации в положения «СРЕДНИЙ» и «ЛЕВЫЙ». После проверки аппаратуры устанавливает галетный переключатель в по­ложение «АВТОМ.»;

— проверяет закрытие защитными колпачками переключате­ля РТ-12-9;

— выключает преобразователи и обесточивает самолет, уста­новив переключатель «БОРТ. АККУМ.—ВЫКЛ. АЭР. ПИТ.» в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».

12. Оформляет документацию по техническому обслуживанию:

— подписывает оформленную карту-наряд на техническое об­служивание;

— производит запись в бортовом журнале о результатах пред­полетного осмотра;

— расписывается в бортовом журнале о приеме пломбировки кожуха специзделия.

13. Докладывает командиру ВС:

— о результатах предполетного осмотра воздушного судна и аварийно-спасательного оборудования;

— об устранении отказов и неисправностей, указанных в борт­журнале или выявленных в процессе осмотра;

— о ресурсах воздушного судна;

— о фактической заправке воздушного судна топливом и мас­лом;

— о закрытии горловин топливных баков.

Примечание.Объем предполетной подготовки самолета в промежуточных аэро­портах разрешается ограничивать только внешним осмотром при следую­щих условиях:

— за время полета на самолете не имели места неисправности систем и оборудования;

— состав экипажа в данном аэропорту не менялся.

14. После загрузки воздушного судна или посадки пассажиров проверяет надежность крепления грузов, убеждается в отсутствии повреждений при загрузке. Непосредственно перед закрытием дверей проверяет, все ли заглушки сняты, заземление убрано, кар­та-наряд передана техническому составу. Убирает трап, закрыва­ет дверь фюзеляжа, убеждается в надежности закрытия дверей и люков.

15. Закрывает дверь пилотской кабины на замок и доклады­вает командиру ВС о готовности к полету.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВТОРЫМ ПИЛОТОМ

Перед полетом второй пилот производит внешний осмотр воз­душного судна в соответствии с установленным маршрутом, полу­чает от дежурной по посадке перевозочные документы.

После доклада бортпроводника о количестве пассажиров, гру­зов и багажа второй пилот проверяет размещение всей загрузки в соответствии с центровочным графиком, а также надежность крепления грузов и багажа. При изменениях загрузки во время посадки пассажиров вносит эти данные в центровочный график.

По фактической заправке и загрузке второй пилот уточняет взлетную массу воздушного судна, подписывает сопроводительные документы. В зависимости от центровки самолета и условий старта определяет угол установки стабилизатора. На рабочем месте вто­рой пилот выполняет следующее (рис. 15):

— подгоняет кресло и педали, чтобы обеспечить полное откло­нение рулей, возможность эффективного торможения, хороший внешний обзор и обзор приборов, удобство управления воздушным судном и его системами;

— знакомится с особенностями расположения приборов и обо­рудования на приборной доске и правой бортовой панели, прове­ряет внешним осмотром целость приборов, убеждается в том, что стрелки приборов находятся в нулевом положении; проверяет со­ответствие номера высотомера номеру на графике поправок высо­томера, а также наличие графиков и таблиц поправок к указате­лям скорости и компасам, точность бортовых часов;

— сверяет показания высотомеров на левой и правой прибор­ной досках (разница в показаниях не должна превышать ±1,5 мм рт. ст.);

— проводит контроль положения переключателей, выключате­лей и АЗС согласно схеме осмотра кабины (см. рис. 15);

— устанавливает курсозадатчиком на КППМС курс взлета;

— убеждается, что краны «СТАТИКА» и «ДИНАМИКА» на­ходятся в положении «СТАТИКА ОСНОВ», «ДИНАМИКА ОС­НОВ», законтрены и опломбированы;

— проверяет кислородное оборудование и подготавливает его к полету;

— убеждается, что на командном приборе (агр. 2077) уста­новлено значение давления начала герметизации, равное значе­нию давления на аэродроме, избыточное давление по шкале 0,4 кгс/см2 (0,3 кгс/см2), скорость изменения давления 0,18 мм рт. ст.;

— проверяет, включены ли АЗС на правом щитке АЗС.

предупреждение. при неисправной системе мсрп-12-96 вылет запрещается. - student2.ru

Рис. 15. Схема осмотра кабины вторым пилотом

При включенном аэродромном питании проверяет работу навигационного оборудования:

— включает преобразователи ПТ-500Ц и ПО-1500, проверяет их напряжение по вольтметрам;

— включает и проверяет исправность авиагоризонтов АГБ-ЗК командира ВС и второго пилота;

— проверяет работу и исправность указателя поворота и скольжения ЭУП-53М-500;

— проверяет работу ГМК-1Г в режимах «ГПК» и «МК» по ос­новному и резервному гироагрегатам и убеждается, что показа­ния ГМК-1Г соответствуют фактическому курсу самолета, совпа­дают с указаниями компасов КИ-13 и КМ-8. На КМ-8 стрелка должна быть установлена на величину магнитного склонения или на нуль. На пульте управления ГМК устанавливается широта аэродрома вылета. Время готовности курсовой системы к работе в режиме «МК» — 3 мин, в режиме «ГПК» — 5 мин;

— проверяет работу командных радиостанций № 1, 2 и СГУ; на радиостанции диспетчера № 1 рекомендуется устанавливать частоту радиостанции диспетчера руления, т. к. на стоянке про­исходит затенение антенны УКВ радиостанции № 2;

— включает, проверяет и настраивает радиокомпасы АРК-9 № 1, 2, для чего:

включает питание радиокомпасов переключателями рода ра­бот на щитках управления радиокомпасами, установив их в положение «АНТ.»;

регулятор громкости устанавливает в среднее положение; переключатель «Б—Д» устанавливает на нужный канал ра­боты;

ручкой «НАСТРОЙКА» устанавливает частоту нужного кана­ла (с округлением до ± 10 кГц) и, вращая ручку «ПОД­СТРОЙКА», настраивает АРК на приводную радиостанцию по максимальному отклонению стрелки индикатора, одновре­менно прослушивая в телефонах или через громкоговоритель в кабине сигналы приводных радиостанций (предварительно устанавливает переключатель рода работ на абонентском щитке в положение «РК-1» или «РК-2»);

переключатель рода работ на щитке управления радиокомпа­сом устанавливает в положение «КОМП.» и убеждается, что стрелка указателя курсовых углов на приборах БСУП-2 № 1, 2 командира ВС и двухстрелочный прибор УПДБ-2 второго пилота установлены на отсчет относительно продольной оси самолета;

включая переключатель «Л РАМКА П», убеждается, что стрелки указателей курсовых углов соответственно вращают­ся влево—вправо, а после отпускания переключателя возвра­щаются в исходное положение;

радиокомпас № 1 настраивает на ДПРМ и ОПРС выходного коридора, радиокомпас № 2 — на БПРМ аэродрома вылета и на ОПРС коридора или поворотного пункта маршрута; после проверки радиокомпасов устанавливает переключатель рода работ в положение «ВЫКЛ.»; — проверяет исправность бортового радиолокатора, для чего перед включением убеждается, что переключатели и регуляторы на индикаторе находятся:

переключатель режимов работы в положении «ГОТОВ»;

регулятор «ЧАСТОТА» в крайнем положении против часовой стрелки;

регулятор «ЯРКОСТЬ» в среднем положении;

регулятор «МЕТКИ» в среднем положении;

переключатель дальности в положении «30».

Включает радиолокационную станцию «ГРОЗА», нажав кла­вишу «РЛС» на индикаторе, по истечении 3—5 мин станция будет готова к работе. Переключатель режимов работы устанавливает в положение «ЗЕМЛЯ», в случае необходимости плавным враще­нием регулятора «ЧАСТОТА» получает радиолокационное изоб­ражение имеющихся крупных объектов на аэродроме, после чего вращение прекращает. После проверки выключает станцию, на­жав клавишу «ОТКЛ.».

Предупреждение. Запрещается выводить переключатель ре­жимов работы из положения «готов» при наличии круп­ных объектов в секторе обзора рлс на расстоянии менее 100 м от самолета, а также при наличии технического состава, находящегося на земле, в непосредственной близости от воздушного судна.

При рулении от места стоянки до предварительного старта включать передатчик запрещается;

— проверяет работу радиовысотомера РВ-3М, для чего вклю­чает АЗС на левом горизонтальном пульте «РАДИОВЫСОТО­МЕР». После прогрева стрелка указателя высоты РВ-3М на левой приборной доске должна установиться на нулевую отметку шка­лы с точностью + 0,5 м (после проверки выключает радиовысо­томер с помощью АЗС «РАДИОВЫСОТОМЕР»);

— в аэропортах, оборудованных системой посадки СП-50, про­веряет работу курсового и глиссадного радиоприемников, для чего включает выключатель на щитке управления СП-50.

Примечание. При работе курсового и глиссадного радиомаяков и при нахожде­нии воздушного судна в зоне их действия на приборах КППМС левого и правого пилотов сигнальные бленкеры закрываются черными флажками. Для установки баланса (нуль-приборами системы СП-50 являются приборы КППМС левого и правого пилотов) необходимо повернуть ручку «КОНТ­РОЛЬ НУЛЯ», совместив курсовую планку с центральной точкой на при­борах КППМС. После проверки выключить выключатель на щитке управ­ления СП-50;

— совместно с авиатехником или бортмехаником проверяет правильность и легкость отклонения органов управления, для че­го расстопоривает рули. После проверки застопоривает рули.

После окончания проверки выключает на левом щитке АЗС автоматы защиты сети «АГБ» и «ЭУП», а на правом — «АГБ» и «ГМК», выключает преобразователи ПТ-500Ц и ПО-1500, отклю­чает аэродромное питание, установив переключатель «АЭР. ПИТ,—ВЫКЛ. БОРТ. АККУМ.» в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».

Подгоняет и застегивает привязные ремни, приводит подло­котники кресла в горизонтальное положение.

Докладывает командиру ВС: «Товарищ командир! Предполет­ный осмотр выполнен. Замечаний нет (были такие-то, устра­нены).

Загрузка ... кг, распределение ее по центровке, крепление багажа и груза проверены. Взлетная масса ... кг, центровка ...% САХ, угол установки стабилизатора ... °. Полетная доку­ментация на борту. Второй пилот к полету готов».

Примечания: 1. При необходимости второй пилот уточняет скорости V1, VR, V2. 2. При отсутствии наземного источника электроэнергии работоспособность мощных потребителей проверяется после запуска двигателей и подключения генераторов к бортсети самолета.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОМ ВС

По прибытии на воздушное судно командир ВС принимает до­клад от бортмеханика о результатах предполетного осмотра, об устранении недостатков и неисправностей, указанных в бортовом - журнале и выявленных в процессе осмотра, о ресурсе воздушного судна, количестве заправленных ГСМ и о закрытии горловин топ­ливных баков. Затем производит внешний осмотр воздушного судна согласно установленному маршруту.

По бортовому журналу изучает раздел III — записи об инди­видуальных особенностях воздушного судна.

Проверяет раздел VI — сведения о неисправностях, выявлен­ных в предыдущем полете, и записи об их устранении. Проверя­ет чистоту кабины экипажа и стекол кабины, убеждается в отсут­ствии посторонних предметов. Убеждается, что стояночный тор­моз включен. Устанавливает код опознавания на пульте изделия.

На рабочем месте командир ВС выполняет следующее:

— подгоняет кресло (рис. 16) и педали с таким расчетом, чтобы обеспечивалось полное отклонение рулей, возможность эф­фективного торможения, хороший внешний обзор и обзор прибо­ров, удобство управления воздушным судном, а также подгоняет и застегивает привязные ремни, приводит подлокотники кресел в горизонтальное положение;

предупреждение. при неисправной системе мсрп-12-96 вылет запрещается. - student2.ru

Рис. 16. Подгонка кресел пилотов по удалению и по высоте

— знакомится с особенностями расположения приборов и оборудования на пульте управления и приборной доске левого пилота. При осмотре левой приборной доски проверяет целость приборов и исходное положение стрелок (рис. 17), устанавлива­ет курсозадатчиком на КППМС курс взлета, проверяет положе­ние АЗС на левом щитке АЗС, выключателей и переключателей в соответствии со схемой осмотра кабины;

— проверяет кислородное оборудование и подготавливает его к полету;

— проверяет количество топлива по топливомеру;

— принимает доклад от второго пилота о результатах осмот­ра самолета, проверки навигационно-пилотажного оборудования,

о размещении груза, багажа и пассажиров, взлетной массе и центровке самолета, проверяет центровочный график, уточняет угол установки стабилизатора;

— принимает доклад от бортпроводника о размещении пасса­жиров и готовности бортпроводника к полету и дает ему указание о порядке применения сигнализации;

— принимает доклад от бортмеханика о наличии на борту комплекта заглушек, штырей и чехлов, о закрытии входных две­рей, люков, об уборке трапа.

предупреждение. при неисправной системе мсрп-12-96 вылет запрещается. - student2.ru

Рис. 17. Схема осмотра кабины командиром ВС

После завершения предполетной подготовки командир ВС ин­формирует экипаж о предстоящем полете, индивидуальных осо­бенностях воздушного судна (по своему усмотрению), о взаимо­действии в экипаже при управлении самолетом и ведении связи, подает команду экипажу о подготовке к запуску или буксировке.

Примерная форма предполетной информации: «Экипаж, вни­мание! Выполняем рейс .., маршрут .., запасный аэродром .., время полета .., высота .., опасные метеоявления по маршруту .., особенности запуска, руления, взлета ..., использование ПОС ..., пилотирует .., связь .. . Рубеж ... При отказе двигателя до скорости ... прекращаем взлет. Я выдерживаю направление, по моей команде: «Взлет прекращаем, малый газ, включить реверс (если отказал боковой двигатель)» бортмеханик устанавливает работающим двигателям малый газ, включает реверс, второй пилот помогает выдерживать направление.

При отказе двигателя на скорости больше ... взлет продолжаем без выключения дви­гателя. При росте температуры выходящих газов выше допусти­мой нормы или пожаре двигателя выключить двигатель. Взлет продолжаем в соответствии с РЛЭ.

Готовность к запуску (буксировке) доложить».

ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СНЯТИЯ ЗАГЛУШЕК С ППД В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И СНЕГОПАДА НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧИТЬ ОБОГРЕВ ППД НА 2 МИН. ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ВЫЛЕТА ПОВТОРНО ВКЛЮЧИТЬ ОБОГРЕВ ППД ЧЕРЕЗ 10 МИН.

БУКСИРОВКА ВОЗДУШНОГО СУДНА

Наши рекомендации