Предупреждение. при неисправной системе мсрп-12-96 вылет запрещается.
На месте левого пилота:
— проверяет наличие давления в стационарной кислородной системе, открыв кислородный вентиль на левом горизонтальном пульте.
Зависимость давления кислорода в стационарной системе от температуры воздуха в кабине приведена в следующей таблице:
Температура, °С | -55 | -45 | -35 | -25 | -15 | -5 | +5 | + 15 | +25 | +35 | +45 | +55 |
Давление, кгс/см2 | ||||||||||||
нормальное | ||||||||||||
минимальное |
— устанавливает рукоятку аварийной подачи кислорода на КП-24М в положение «ЗАКРЫТО», а выключатель подсоса воздуха на КП-24М — в положение «100%О2». Проверяет работу кислородной маски. После проверки закрывает вентиль подачи кислорода, выключатель подсоса воздуха переключает в положение «СМЕСЬ», а рукоятку аварийной подачи на КП-24М — в положение «ЗАКРЫТО», кислородная маска КМ-32АГ надежно присоединена и находится в положении к немедленному использованию;
— на панели АЗС, расположенной над левым горизонтальным пультом кабины экипажа:
проверяет работу проблесковых маяков, включив АЗС «Маяк»;
проверяет освещение салона, включив АЗС «ОСВЕЩЕНИЕ САЛОНА ЛЕВ., ПРАВ»;
проверяет освещение туалета и подсвет аварийных выходов, включив соответствующие АЗС.
После проверки выключает все включенные потребители. На левом горизонтальном пульте на щитке «ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ» проверяет положение АЗС и переключателей:
— автомат защиты сети «ЗАПУСК АИ-9» — в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
— переключатель АИ-9 «ЗАПУСК—КОНСЕРВ.—ХОЛОДИ. ПРОКР.» — в нейтральном положении;
— автомат защиты сети «ЗАПУСК АИ-25» — в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»;
— переключатели выбора двигателей «ЛЕВ.—СРЕД.— ПРАВ»— в нейтральном положении;
— переключатель «ЗАПУСК— КОНСЕРВ.— ХОЛОДН. ПРОКР» — в нейтральном положении. Затем закрывает щиток «ЗАПУСК НА ЗЕМЛЕ».
Проверяет на левом горизонтальном пульте краны «СТАТИКА» и «ДИНАМИКА»: они должны находиться в положении «СТАТИКА ОСНОВ» и «ДИНАМИКА ОСНОВ», законтрены и опломбированы.
На левой неамортизационной приборной доске (см. рис. 13):
— проверяет срабатывание светосигнальных табло и светосиг-нализаторов нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП», при нажатии этой кнопки загораются все светосигнализаторы и светосигнальные табло, кроме светосигнального табло «ВЫПУСТИ ШАССИ»;
— убеждается, что выключатели «ЗВУК. СИГНАЛ. ПОЖАРА» и «РАСТОРМАЖИВАНИЕ КОЛЕС» находятся во включенном положении, а остальные — в выключенном положении; выключатели «ЗВУК. СИГНАЛ. ШАССИ», «АГБ РУЧН.—АВТОМ» закрыты предохранительными колпачками, законтрены и опломбированы;
— проверяет освещение приборной доски и левого пульта красным светом и освещение кабины плафонами белого света. После проверки выключает выключатели.
На левой амортизационной приборной доске устанавливает стрелку высотомера ВД-10К на нуль и убеждается в том, что показание шкалы барометрического давления высотомера соответствует барометрическому давлению на аэродроме вылета. Допустимые расхождения в показаниях ± 1,5 мм рт. ст.
Убеждается в наличии графиков к указателям скорости и компасов (ГМК-1Г, КИ-13, АРК-9) и соответствии номера высотомера номеру, указанному в графике поправок к высотомеру.
На правой неамортизационной приборной доске (см. рис. 13 включает преобразователи «ПТ-РЛС» и «ПО-РАДИО».
На среднем пульте (см. рис.13) включает АЗС «МАНОМЕТРЫ» и «АЦТ».
После включения АЗС «МАНОМЕТРЫ» убеждается в наличии давления в аварийной гидросистеме, давления в стояночном тормозе, работоспособности манометров 2ДИМ-240К, 2ДИМ-150К, указателя положения стабилизатора УП11-10, указателя положения закрылков на средней приборной доске УП11-09 и трех индикаторов контроля работы двигателей ЭМИ-3РИ. Стрелки указателей должны устанавливаться против нулевой отметки шкал (кроме стрелки указателя положения стабилизатора УП11-10, которая будет указывать фактический угол установки стабилизатора, а в указателе УИЗ-3К комплекта ЭМИ-3РИ — истинную температуру масла двигателей АИ-25).
Проверяет работоспособность топливомера и АЦТ5-1БТ (автомата центровки топлива), для чего переключатель «ЛЕВ. КЕССОН—ПРАВ», установленный на амортизационной приборной доске левого пилота под показывающим прибором ППТИЗ-1Т, поочередно устанавливает в положения «ЛЕВ», «ПРАВ», «СУММА». После этого нажимает кнопку «Н» на показывающем приборе ППТИЗ-1Т, стрелка показывающего прибора должна перемещаться к нулевой отметке шкалы, при отпускании кнопки «Н» стрелка должна возвратиться в исходное положение; затем нажимает кнопку «Р», стрелка должна перемещаться в сторону максимальной отметки шкалы, при отпускании кнопки «Р» стрелка должна возвращаться в исходное положение. При проверке топливомера на работоспособность убеждается в соответствии цифровых данных показывающего прибора фактическому количеству заправленного топлива в кессонах с учетом погрешности топливомера, равной 4%.
Проверяет работоспособность автомата центровки топлива. Для этого нажимает кнопку «ПРОВЕР. АЦТ», расположенную на среднем пульте. При исправной схеме автомата центровки топлива загорается зеленый светосигнализатор «АЦТ ИСПРАВЕН», при отпускании кнопки светосигнализатор гаснет.
На верхнем пульте кабины экипажа:
— проверяет работоспособность фар ПРФ-4 и АНО (проверка производится совместно с авиатехником);
— проверяет работоспособность и сигнализацию противопожарной защиты;
— после проверки выключает АЗС «ОЧЕРЕДИ ПОЖАРОГАШЕНИЯ».
На средней приборной доске (см. рис. 13):
— проверяет работу сигнализации шасси. Для этого нажимает кнопку светосигнального табло ППС-2: при нажатой кнопке продолжают гореть три зеленых светосигнализатора выпущенного положения шасси и загораются три красных светосигнализатора убранного положения шасси,
красное светосигнальное табло «ВЫПУСТИ ШАССИ», расположенное на амортизационной приборной доске левого пилота, включается сирена;
— отпускает кнопку «КОНТРОЛЬ ЛАМП». При этом светосигнальное табло «ВЫПУСТИ ШАССИ» и три красных светосигнализатора гаснут, сирена отключается, а три зеленых светосигнализатора, сигнализирующих о выпущенном положении шасси, продолжают гореть.
Устанавливает РУД всех двигателей в положение больше номинального, при этом должна включиться сирена, при уборке РУД сирена выключается.
Примечание.Сирена включается в том случае, когда шасси выпущено, обжат амортизатор правой опоры, РУД двух или трех любых двигателей установлены в положение выше номинального, а закрылки не выпущены на взлетный угол (17—24°).
На среднем пульте пилотов (см. рис. 13):
— проверяет работу светосигнализаторов, расположенных на пульте, нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП», находящейся на пульте;
— включает АЗС кранов кольцевания и объединения, убеждается в их открытии по загоранию зеленых светосигнализаторов. Выполнив проверку, выключает их;
— включает АЗС топливных насосов, убеждается в их работоспособности по загоранию зеленых светосигнализаторов. Выполнив проверку, выключает их;
— устанавливает переключатели пожарных кранов двигателей АИ-25 в положение «ОТКРЫТЫ ПОЖАРНЫЕ КРАНЫ АИ-25», убеждается в их открытии по загоранию трех зеленых светосигнализаторов. Выполнив проверку, устанавливает переключатели в положение «ЗАКРЫТО»; сигнализаторы должны погаснуть;
— проверяет работу аварийной насосной станции. Для этого переключатель насосной станции «ВКЛ.—ВЫКЛ.—АВТОМ» устанавливает в положение «ВКЛ» и убеждается в ее работоспособности по манометру 2ДИМ-240К, расположенному на амортизационной приборной доске левого пилота. При достижении величины давления 140—172 кгс/см2 станцию выключает переключателем, переключатель закрывает колпачком;
— убеждается, что переключатель «РЕВЕРС ВКЛ. —ОТКЛ.» находится в нейтральном положении и закрыт предохранительной крышкой;
— убеждается, что переключатели «ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЕЙ» закрыты колпачками, законтрены и опломбированы; кнопки «ЗАПУСК В ПОЛЕТЕ» закрыты колпачками, законтрены, опломбированы; выключатель «АВАР. ШАССИ ВЫПУСК» закрыт предохранительным колпачком и опломбирован;
— проверяет перемещение рычагов управления двигателями; перемещение должно быть плавным и легким, не должно быть рывков, заеданий и люфтов в проводке управления двигателями на всем диапазоне перемещений РУД;
— проверяет, полностью ли выдвинут механический указатель передней опоры самолета;
— проверяет исправность электромеханизмов триммеров руля направления и элеронов, кратковременно включая и выключая переключатели. После проверки устанавливает триммеры в нейтральное положение (контроль ведется по загоранию зеленых светосигнализаторов);
— проверяет отключение автопилота, переключатели «ПИТАНИЕ— ОТКЛ», «ТАНГАЖ—ОТКЛ.» должны находиться в положении «ОТКЛЮЧЕНО»;
— проверяет положение переключателя «ЗАКРЫЛКИ—УБОРКА—ВЫПУСК» (должен находиться в нейтральном положении и закрыт предохранительной крышкой);
— убеждается в том, что переключатель «АВАР. ЗАКРЫЛКИ ВЫПУСК» закрыт предохранительной крышкой, законтрен и опломбирован;
— проверяет включение стояночного тормоза;
— проверяет положение красной ручки аварийного выпуска шасси «ШАССИ АВАРИЙН. ВЫПУСК» и «ЗАМОК ПЕРЕДНЕЙ СТОИКИ», которые должны быть законтрены и опломбированы.
На месте правого пилота:
— устанавливает стрелку высотомера ВД-10К (рис. 13) на нуль и убеждается, что показания шкалы барометрического высотомера соответствуют значению давления на аэродроме. Проверяет соответствие номера высотомера номеру, указанному в графике поправок к высотомеру;
— убеждается в наличии графиков поправок к указателям скорости и компасам (КИ-13, ГМК-1Г, АРК № 1, 2);
— проверяет срабатывание светосигнальных табло и светосиг-нализаторов, нажимая кнопку «КОНТР. ЛАМП», расположенную на правой неамортизационной доске правого пилота;
— подготавливает к работе систему кондиционирования, для чего на правой неамортизационной доске правого пилота устанавливает:
переключатель «РАСХОД ВОЗДУХА» в системе «АВТОМ.— ОТКР —ЗАКР» в положение «АВТОМ»; переключатель «РАСХОД ВОЗДУХА» в системе «2 РЕЖ.— 1 РЕЖ» в положение «1 РЕЖ»;
— устанавливает задатчики температуры воздуха в пассажирской кабине и за турбохолодильником соответственно на температуру 18—22°С и 10—15°С, после чего переключатели температуры воздуха в пассажирской кабине «АВТОМ.—ТЕПЛО—ХОЛОД» и переключатели температуры воздуха за турбохолодильником «АВТОМ.—ТЕПЛО—ХОЛОД» устанавливает в положение «АВТОМ.»;
— убеждается, что переключатели под колпачками на правой неамортизационной доске выключены, законтрены и опломбированы;
— проверяет освещение приборных досок и пультов красным светом, включив выключатели «ОСВЕЩЕНИЕ СРЕДН. ПРАВ» (после проверки выключатели выключить).
На правом горизонтальном пульте (см. рис. 14):
— убеждается, что краны «СТАТИКА» и «ДИНАМИКА» находятся в положении «СТАТИКА ОСНОВ» и «ДИНАМИКА ОСНОВ», законтрены и опломбированы;
— на щитке стопорения проверяет исправность светосигнализаторов щитка стопорения, для чего нажимает кнопку «КОНТР. ЛАМП»;
— расстопоривает рули, для чего переключатель «ПИТАНИЕ ВКЛ.—ВЫКЛ» устанавливает в положение «ПИТАНИЕ ВКЛ» и нажимает на планку «РАССТОПОРИВАНИЕ» до загорания зеленого светосигнализатора. Выдерживает планку в нажатом состоянии 30—35 с, удерживая при этом штурвальную колонку до полного расстопоривания рулей;
— проверяет действие рулей совместно с авиатехником, после проверки застопоривает рули; переключатель «ПИТАНИЕ ВКЛ.— ВЫКЛ» устанавливает в положение «ВЫКЛ»;
— проверяет работу кислородной системы (проверка производится аналогично проверке кислородной системы левого пилота);
— проверяет исправность светосигнализаторов системы проти-вообледенения, для чего нажимает кнопку «КОНТРОЛЬ ЛАМП», расположенную на пульте;
— проверяет работоспособность системы противообледенения планера и двигателей. Для проверки системы противообледенения двигателей включает выключатели «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ», «ЛЕВ.—СРЕД.—ПРАВ» — должны загореться три зеленых светосигнализатора открытого положения заслонок. После проверки и выключения выключателей «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» светосигнализаторы должны погаснуть.
Проверка включения системы противообледенения на предварительный и полный режимы производится при нажатой кнопке «НАЖАТЬ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОС» для снятия блокировки автоматического отключения системы при отказе двух двигателей. Удерживая кнопку в нажатом положении, производит следующие действия:
— устанавливает переключатель «ПОЛН.—ПРЕДВАР» в положение «ПРЕДВАР» — должны загореться три зеленых светосигнализатора «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» и зеленый светосигнализатор «ПРЕДВАР.»;
— устанавливает переключатель «ПОЛН.—ПРЕДВАР» в нейтральное положение — все светосигнализаторы должны погаснуть;
— устанавливает переключатель «ПОЛИ—ПРЕДВАР.» в положение «ПОЛИ.» — должны загореться три зеленых светосигнализатора «ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗЕМЛЕ» и зеленый светосигнализатор «ПОЛИ.»;
— устанавливает РУД правого и среднего двигателей в положение выше 0,85 номинала — светосигнализатор «ПОЛИ.» должен погаснуть, а светосигнализатор «ПРЕДВАР.» — загореться;
— переводит переключатель «ПОЛИ.—ПРЕДВАР.» в нейтральное положение — все сигнализаторы системы противообледенения должны погаснуть;
— отпускает кнопку «НАЖАТЬ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОС».
Примечание.При проверке системы противообледенения следует иметь в виду, что время перестановки заслонок 20—50 с, т. е. светосигнализаторы загораются или гаснут по истечении этого времени, после установки переключателей в соответствующее положение;
— включает кратковременно (на 1—2 с) переключатель «ОБОГРЕВ ППД ЛЕВ., ПРАВ.» и проверяет исправность электрической цепи обогрева приемников полного давления, для чего нажимает кнопку «ПРОВЕРКА ППД-1 ЛЕВ., ПРАВ.», расположенную на шпангоуте № 8. При исправной цепи обогрева загораются два зеленых светосигнализатора. Отпускает кнопку и выключает переключатель «ОБОГРЕВ ППД ЛЕВ., ПРАВ.»;
— проверяет работу сигнализаторов обледенения на самолетах до 36-й серии;
— выключает АЗС «СИГНАЛ ОБЛЕД. ДВИГ. ЛЕВ., ПРАВ.» и устанавливает переключатели «АВАР. ОБОГРЕВ РИО ЛЕВ., ПРАВ.—РАБОТА—КОНТРОЛЬ» в положение «КОНТРОЛЬ», при этом загораются зеленые светосигнализаторы «КОНТРОЛЬ». После проверки устанавливает переключатель «АВАР. ОБОГРЕВ РИО» в положение «РАБОТА» и выключает АЗС «СИГНАЛ ОБЛЕД. ДВИГ. ЛЕВ., ПРАВ.».
На самолетах с 36-й серии:
— включает АЗС сигнализатора РИО-3 «СИГНАЛ ОБЛЕД.», устанавливает переключатель «РАБОТА—КОНТРОЛЬ» в положение «КОНТРОЛЬ», при этом загорается зеленый светосигнализатор. После проверки устанавливает переключатель в положение «РАБОТА» и выключает АЗС «СИГНАЛ. ОБЛЕД.».
Предупреждение. При проверке на земле во избежание перегрева и выхода из строя датчика РИО-3 запрещается: ставить переключатель «работа — контроль» в положение «контроль» на время более 3 с;
Включать АЗС «сигнал облед.», если бортсеть 115 в под напряжением и не обжато шасси или выключен АЗС «шасси основн.»;
— убеждается в том, что на приборе агр. 2077 трехходовой кран находится в положении «ВКЛЮЧЕН» и законтрен, установлено избыточное давление 0,3 кгс/см2 (или 0,4 кгс/см3 для самолетов с № 1528, а также для самолетов № 0827, 1727, 0728), скорость изменения давления в кабине 0,18 мм рт. ст.;
— устанавливает на шкале «НАЧАЛО ГЕРМЕТИЗАЦИИ» агр. 2077 значение давления аэродрома.
На приборной панели у шпангоута № 8:
— проверяет исправность светосигнализаторов, расположенных на приборной панели, нажатием кнопки «КОНТР. ЛАМП.»;
— проверяет работоспособность аппаратуры ИВ-300, предварительно убедившись, что стрелка указателя находится на нулевой отметке шкалы. В противном случае следует установить ее на нуль с помощью корректора, расположенного на лицевой стороне внизу корпуса прибора. После этого галетный переключатель «ВИБРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМ.—ПРАВЫЙ — СРЕДНИЙ—ЛЕВЫЙ» установить в положение «ПРАВЫЙ», нажать кнопку «КОНТРОЛЬ ИВ-300»: при исправной аппаратуре стрелка указателя отклонится в пределах 70—100 мм/с и загорится светосигнальное табло «ОПАСН. ВИБР. ПРАВ.», расположенное на амортизационной приборной доске правого пилота. Кнопку отпустить — табло должно погаснуть и стрелка вернется на нуль. Аналогично проверяется аппаратура при установке переключателя каналов вибрации в положения «СРЕДНИЙ» и «ЛЕВЫЙ». После проверки аппаратуры устанавливает галетный переключатель в положение «АВТОМ.»;
— проверяет закрытие защитными колпачками переключателя РТ-12-9;
— выключает преобразователи и обесточивает самолет, установив переключатель «БОРТ. АККУМ.—ВЫКЛ. АЭР. ПИТ.» в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
12. Оформляет документацию по техническому обслуживанию:
— подписывает оформленную карту-наряд на техническое обслуживание;
— производит запись в бортовом журнале о результатах предполетного осмотра;
— расписывается в бортовом журнале о приеме пломбировки кожуха специзделия.
13. Докладывает командиру ВС:
— о результатах предполетного осмотра воздушного судна и аварийно-спасательного оборудования;
— об устранении отказов и неисправностей, указанных в бортжурнале или выявленных в процессе осмотра;
— о ресурсах воздушного судна;
— о фактической заправке воздушного судна топливом и маслом;
— о закрытии горловин топливных баков.
Примечание.Объем предполетной подготовки самолета в промежуточных аэропортах разрешается ограничивать только внешним осмотром при следующих условиях:
— за время полета на самолете не имели места неисправности систем и оборудования;
— состав экипажа в данном аэропорту не менялся.
14. После загрузки воздушного судна или посадки пассажиров проверяет надежность крепления грузов, убеждается в отсутствии повреждений при загрузке. Непосредственно перед закрытием дверей проверяет, все ли заглушки сняты, заземление убрано, карта-наряд передана техническому составу. Убирает трап, закрывает дверь фюзеляжа, убеждается в надежности закрытия дверей и люков.
15. Закрывает дверь пилотской кабины на замок и докладывает командиру ВС о готовности к полету.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВТОРЫМ ПИЛОТОМ
Перед полетом второй пилот производит внешний осмотр воздушного судна в соответствии с установленным маршрутом, получает от дежурной по посадке перевозочные документы.
После доклада бортпроводника о количестве пассажиров, грузов и багажа второй пилот проверяет размещение всей загрузки в соответствии с центровочным графиком, а также надежность крепления грузов и багажа. При изменениях загрузки во время посадки пассажиров вносит эти данные в центровочный график.
По фактической заправке и загрузке второй пилот уточняет взлетную массу воздушного судна, подписывает сопроводительные документы. В зависимости от центровки самолета и условий старта определяет угол установки стабилизатора. На рабочем месте второй пилот выполняет следующее (рис. 15):
— подгоняет кресло и педали, чтобы обеспечить полное отклонение рулей, возможность эффективного торможения, хороший внешний обзор и обзор приборов, удобство управления воздушным судном и его системами;
— знакомится с особенностями расположения приборов и оборудования на приборной доске и правой бортовой панели, проверяет внешним осмотром целость приборов, убеждается в том, что стрелки приборов находятся в нулевом положении; проверяет соответствие номера высотомера номеру на графике поправок высотомера, а также наличие графиков и таблиц поправок к указателям скорости и компасам, точность бортовых часов;
— сверяет показания высотомеров на левой и правой приборной досках (разница в показаниях не должна превышать ±1,5 мм рт. ст.);
— проводит контроль положения переключателей, выключателей и АЗС согласно схеме осмотра кабины (см. рис. 15);
— устанавливает курсозадатчиком на КППМС курс взлета;
— убеждается, что краны «СТАТИКА» и «ДИНАМИКА» находятся в положении «СТАТИКА ОСНОВ», «ДИНАМИКА ОСНОВ», законтрены и опломбированы;
— проверяет кислородное оборудование и подготавливает его к полету;
— убеждается, что на командном приборе (агр. 2077) установлено значение давления начала герметизации, равное значению давления на аэродроме, избыточное давление по шкале 0,4 кгс/см2 (0,3 кгс/см2), скорость изменения давления 0,18 мм рт. ст.;
— проверяет, включены ли АЗС на правом щитке АЗС.
Рис. 15. Схема осмотра кабины вторым пилотом
При включенном аэродромном питании проверяет работу навигационного оборудования:
— включает преобразователи ПТ-500Ц и ПО-1500, проверяет их напряжение по вольтметрам;
— включает и проверяет исправность авиагоризонтов АГБ-ЗК командира ВС и второго пилота;
— проверяет работу и исправность указателя поворота и скольжения ЭУП-53М-500;
— проверяет работу ГМК-1Г в режимах «ГПК» и «МК» по основному и резервному гироагрегатам и убеждается, что показания ГМК-1Г соответствуют фактическому курсу самолета, совпадают с указаниями компасов КИ-13 и КМ-8. На КМ-8 стрелка должна быть установлена на величину магнитного склонения или на нуль. На пульте управления ГМК устанавливается широта аэродрома вылета. Время готовности курсовой системы к работе в режиме «МК» — 3 мин, в режиме «ГПК» — 5 мин;
— проверяет работу командных радиостанций № 1, 2 и СГУ; на радиостанции диспетчера № 1 рекомендуется устанавливать частоту радиостанции диспетчера руления, т. к. на стоянке происходит затенение антенны УКВ радиостанции № 2;
— включает, проверяет и настраивает радиокомпасы АРК-9 № 1, 2, для чего:
включает питание радиокомпасов переключателями рода работ на щитках управления радиокомпасами, установив их в положение «АНТ.»;
регулятор громкости устанавливает в среднее положение; переключатель «Б—Д» устанавливает на нужный канал работы;
ручкой «НАСТРОЙКА» устанавливает частоту нужного канала (с округлением до ± 10 кГц) и, вращая ручку «ПОДСТРОЙКА», настраивает АРК на приводную радиостанцию по максимальному отклонению стрелки индикатора, одновременно прослушивая в телефонах или через громкоговоритель в кабине сигналы приводных радиостанций (предварительно устанавливает переключатель рода работ на абонентском щитке в положение «РК-1» или «РК-2»);
переключатель рода работ на щитке управления радиокомпасом устанавливает в положение «КОМП.» и убеждается, что стрелка указателя курсовых углов на приборах БСУП-2 № 1, 2 командира ВС и двухстрелочный прибор УПДБ-2 второго пилота установлены на отсчет относительно продольной оси самолета;
включая переключатель «Л РАМКА П», убеждается, что стрелки указателей курсовых углов соответственно вращаются влево—вправо, а после отпускания переключателя возвращаются в исходное положение;
радиокомпас № 1 настраивает на ДПРМ и ОПРС выходного коридора, радиокомпас № 2 — на БПРМ аэродрома вылета и на ОПРС коридора или поворотного пункта маршрута; после проверки радиокомпасов устанавливает переключатель рода работ в положение «ВЫКЛ.»; — проверяет исправность бортового радиолокатора, для чего перед включением убеждается, что переключатели и регуляторы на индикаторе находятся:
переключатель режимов работы в положении «ГОТОВ»;
регулятор «ЧАСТОТА» в крайнем положении против часовой стрелки;
регулятор «ЯРКОСТЬ» в среднем положении;
регулятор «МЕТКИ» в среднем положении;
переключатель дальности в положении «30».
Включает радиолокационную станцию «ГРОЗА», нажав клавишу «РЛС» на индикаторе, по истечении 3—5 мин станция будет готова к работе. Переключатель режимов работы устанавливает в положение «ЗЕМЛЯ», в случае необходимости плавным вращением регулятора «ЧАСТОТА» получает радиолокационное изображение имеющихся крупных объектов на аэродроме, после чего вращение прекращает. После проверки выключает станцию, нажав клавишу «ОТКЛ.».
Предупреждение. Запрещается выводить переключатель режимов работы из положения «готов» при наличии крупных объектов в секторе обзора рлс на расстоянии менее 100 м от самолета, а также при наличии технического состава, находящегося на земле, в непосредственной близости от воздушного судна.
При рулении от места стоянки до предварительного старта включать передатчик запрещается;
— проверяет работу радиовысотомера РВ-3М, для чего включает АЗС на левом горизонтальном пульте «РАДИОВЫСОТОМЕР». После прогрева стрелка указателя высоты РВ-3М на левой приборной доске должна установиться на нулевую отметку шкалы с точностью + 0,5 м (после проверки выключает радиовысотомер с помощью АЗС «РАДИОВЫСОТОМЕР»);
— в аэропортах, оборудованных системой посадки СП-50, проверяет работу курсового и глиссадного радиоприемников, для чего включает выключатель на щитке управления СП-50.
Примечание. При работе курсового и глиссадного радиомаяков и при нахождении воздушного судна в зоне их действия на приборах КППМС левого и правого пилотов сигнальные бленкеры закрываются черными флажками. Для установки баланса (нуль-приборами системы СП-50 являются приборы КППМС левого и правого пилотов) необходимо повернуть ручку «КОНТРОЛЬ НУЛЯ», совместив курсовую планку с центральной точкой на приборах КППМС. После проверки выключить выключатель на щитке управления СП-50;
— совместно с авиатехником или бортмехаником проверяет правильность и легкость отклонения органов управления, для чего расстопоривает рули. После проверки застопоривает рули.
После окончания проверки выключает на левом щитке АЗС автоматы защиты сети «АГБ» и «ЭУП», а на правом — «АГБ» и «ГМК», выключает преобразователи ПТ-500Ц и ПО-1500, отключает аэродромное питание, установив переключатель «АЭР. ПИТ,—ВЫКЛ. БОРТ. АККУМ.» в положение «ВЫКЛЮЧЕНО».
Подгоняет и застегивает привязные ремни, приводит подлокотники кресла в горизонтальное положение.
Докладывает командиру ВС: «Товарищ командир! Предполетный осмотр выполнен. Замечаний нет (были такие-то, устранены).
Загрузка ... кг, распределение ее по центровке, крепление багажа и груза проверены. Взлетная масса ... кг, центровка ...% САХ, угол установки стабилизатора ... °. Полетная документация на борту. Второй пилот к полету готов».
Примечания: 1. При необходимости второй пилот уточняет скорости V1, VR, V2. 2. При отсутствии наземного источника электроэнергии работоспособность мощных потребителей проверяется после запуска двигателей и подключения генераторов к бортсети самолета.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРОМ ВС
По прибытии на воздушное судно командир ВС принимает доклад от бортмеханика о результатах предполетного осмотра, об устранении недостатков и неисправностей, указанных в бортовом - журнале и выявленных в процессе осмотра, о ресурсе воздушного судна, количестве заправленных ГСМ и о закрытии горловин топливных баков. Затем производит внешний осмотр воздушного судна согласно установленному маршруту.
По бортовому журналу изучает раздел III — записи об индивидуальных особенностях воздушного судна.
Проверяет раздел VI — сведения о неисправностях, выявленных в предыдущем полете, и записи об их устранении. Проверяет чистоту кабины экипажа и стекол кабины, убеждается в отсутствии посторонних предметов. Убеждается, что стояночный тормоз включен. Устанавливает код опознавания на пульте изделия.
На рабочем месте командир ВС выполняет следующее:
— подгоняет кресло (рис. 16) и педали с таким расчетом, чтобы обеспечивалось полное отклонение рулей, возможность эффективного торможения, хороший внешний обзор и обзор приборов, удобство управления воздушным судном, а также подгоняет и застегивает привязные ремни, приводит подлокотники кресел в горизонтальное положение;
Рис. 16. Подгонка кресел пилотов по удалению и по высоте
— знакомится с особенностями расположения приборов и оборудования на пульте управления и приборной доске левого пилота. При осмотре левой приборной доски проверяет целость приборов и исходное положение стрелок (рис. 17), устанавливает курсозадатчиком на КППМС курс взлета, проверяет положение АЗС на левом щитке АЗС, выключателей и переключателей в соответствии со схемой осмотра кабины;
— проверяет кислородное оборудование и подготавливает его к полету;
— проверяет количество топлива по топливомеру;
— принимает доклад от второго пилота о результатах осмотра самолета, проверки навигационно-пилотажного оборудования,
о размещении груза, багажа и пассажиров, взлетной массе и центровке самолета, проверяет центровочный график, уточняет угол установки стабилизатора;
— принимает доклад от бортпроводника о размещении пассажиров и готовности бортпроводника к полету и дает ему указание о порядке применения сигнализации;
— принимает доклад от бортмеханика о наличии на борту комплекта заглушек, штырей и чехлов, о закрытии входных дверей, люков, об уборке трапа.
Рис. 17. Схема осмотра кабины командиром ВС
После завершения предполетной подготовки командир ВС информирует экипаж о предстоящем полете, индивидуальных особенностях воздушного судна (по своему усмотрению), о взаимодействии в экипаже при управлении самолетом и ведении связи, подает команду экипажу о подготовке к запуску или буксировке.
Примерная форма предполетной информации: «Экипаж, внимание! Выполняем рейс .., маршрут .., запасный аэродром .., время полета .., высота .., опасные метеоявления по маршруту .., особенности запуска, руления, взлета ..., использование ПОС ..., пилотирует .., связь .. . Рубеж ... При отказе двигателя до скорости ... прекращаем взлет. Я выдерживаю направление, по моей команде: «Взлет прекращаем, малый газ, включить реверс (если отказал боковой двигатель)» бортмеханик устанавливает работающим двигателям малый газ, включает реверс, второй пилот помогает выдерживать направление.
При отказе двигателя на скорости больше ... взлет продолжаем без выключения двигателя. При росте температуры выходящих газов выше допустимой нормы или пожаре двигателя выключить двигатель. Взлет продолжаем в соответствии с РЛЭ.
Готовность к запуску (буксировке) доложить».
ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СНЯТИЯ ЗАГЛУШЕК С ППД В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И СНЕГОПАДА НЕОБХОДИМО ВКЛЮЧИТЬ ОБОГРЕВ ППД НА 2 МИН. ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ВЫЛЕТА ПОВТОРНО ВКЛЮЧИТЬ ОБОГРЕВ ППД ЧЕРЕЗ 10 МИН.
БУКСИРОВКА ВОЗДУШНОГО СУДНА