Предполетный медицинский осмотр
Цель предполетного медицинского осмотра и опроса сводится к тому, чтобы определить психофизиологическую готовность экипажа и не допустить к полетам лиц с нарушенной по различным причинам работоспособностью.
Медицинский осмотр проводится не ранее чем за 2 ч до вылета. При задержке вылета на 6 ч и более экипаж обязан пройти повторный медицинский осмотр.
По окончании медосмотра в задании на полет ставится штамп о допуске экипажа к полету.
Примечание. В условиях Крайнего Севера дополнительно проверяется спецобмундирование членов экипажа.
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ В АДП
После доклада о начале предполетной подготовки командир ВС получает у диспетчера АДП следующую информацию:
— время вылета (в случае задержки или переноса рейса);
— номер самолета и номер стоянки;
— предварительные данные о загрузке;
— техническое состояние аэродромов вылета, назначения и запасных, а также оперативные изменения на этих аэродромах;
— аэронавигационное обеспечение по трассе и возможные изменения маршрута полета;
— расчетное количество топлива;
— эшелон полета.
После получения и уточнения информации командир ВС дает указания бортмеханику о подготовке самолета.
Примечание.При необходимости задержки рейса по метеоусловиям командир ВС согласовывает с диспетчером АДП время вылета после консультации - на АМСГ.
ПОДГОТОВКА НА МЕТЕОСТАНЦИИ (АМСГ)
Предполетная метеорологическая подготовка проводится в целях обеспечения безопасности полета и выбора режима полета в ожидаемых условиях погоды. Она включает следующие этапы:
— получение метеорологической консультации у синоптика;
— принятие предварительного решения на вылет;
— получение и оформление метеодокументов (не раньше чем за 50 мин до вылета).
Командир ВС совместно со вторым пилотом получает устную синоптическую консультацию, которая включает характеристику барических систем, фронтальных разделов и воздушных масс, определяющих погоду в районе аэродрома вылета, по трассе до первого пункта посадки и на запасных аэродромах. При этом особое внимание обращается на те синоптические явления (наличие струйных течений и наклон тропопаузы, обледенение, грозы, понижение облачности, ухудшение видимости, усиление ветра и др.), которые будут вызывать на участках маршрута (аэродромах) значительное ухудшение метеорологических условий.
Консультация сопровождается иллюстрацией аэросиноптических материалов:
— приземных и высотных карт погоды;
— вертикальных разрезов атмосферы;
— прогностических карт погоды.
При этом дается анализ сведений о фактической и бортовой погоде, данных радиолокационных наблюдений и спутниковой информации.
В процессе консультации командир ВС совместно со вторым пилотом знакомится с условиями погоды на аэродромах назначения и запасных, а также по маршруту полета и оценивает возможность выполнения полета, руководствуясь положениями НПП.
Если погода на аэродроме вылета соответствует минимуму только для взлета, командир ВС должен выбрать ближайший запасный аэродром на случай отказа авиационной техники на взлете.
При полетах по трассе продолжительностью более 2 ч экипажу перед вылетом вручается следующая метеорологическая документация:
— авиационная прогностическая карта особых явлений погоды;
— прогностическая карта барической топографии или бланк с прогнозом ветра по трассе;
— бланк с прогнозом погоды в пункте посадки и на запасных аэродромах и с данными об атмосферном давлении на аэродроме вылета за последний срок наблюдений;
— специальный бланк для заполнения его сведениями о метеорологических условиях в полете.
При получении метеодокументации командир ВС расписывается на копии бланка с прогнозом погоды (с указанием времени консультации).
Если продолжительность полета составляет 2 ч и менее, метеорологическая документация экипажу перед вылетом, как правило, не вручается.
В этом случае после консультации экипажа синоптик в задании на полет ставит штамп «Метеорологическую подготовку прошел» и расписывается, а командир ВС ставит подпись на бланке с прогнозом погоды. Однако в отдельных случаях (при наличии сложной метеообстановки) по требованию командира ВС должен выдаваться бланк с прогнозами погоды пункта посадки и запасных аэродромов.
На основании анализа метеообстановки командир ВС принимает решение на вылет (по ППП), если:
— на аэродроме вылета фактическая погода не ниже минимума для взлета;
— на аэродроме назначения фактическая и прогнозируемая погода соответствует требованиям НПП ГА. О своем решении командир ВС сообщает членам экипажа.
Примечание.При задержке вылета более чем на 30 мин экипаж уточняет метеорологическую обстановку по трассе полета, аэродромам назначения и запасным на АМСГ (или использует каналы связи с диспетчером службы УВД).
ПОДГОТОВКА В БАИ
Служба аэронавигационной информации обеспечивает документами экипажи воздушных судов на весь маршрут от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов.
Экипажам предоставляется информация о состоянии аэродромов и средств радиосветотехнического обеспечения полетов по воздушным трассам.
В БАИ второй пилот получает штурманский портфель, проверяет наличие необходимого штурманского снаряжения; получает сборники аэронавигационных данных, регламенты средств радиосвязи и радиотехнического обеспечения полетов; уточняет у дежурного БАИ, внесены ли изменения в эти документы; получает ключи от изделия.
Второй пилот получает код опознавания принадлежности воздушного судна и сигнала «Я свой» и расписывается в журнале, записывает данные опознавания на специальном вкладыше регламента.
Примечание.Запись производится простым карандашом и после выполнения полета аннулируется.
ПОДГОТОВКА В ШТУРМАНСКОЙ КОМНАТЕ
Штурманскую предполетную подготовку члены экипажа проводят под руководством командира ВС при участии дежурного штурмана аэропорта.
Командир ВС:
— руководит подготовкой экипажа;
— изучает текущую информацию МГА и указания командного состава предприятия;
— изучает навигационную обстановку на аэродромах вылета, назначения, запасных и по маршруту полета;
— уточняет схемы снижения, захода на посадку, ухода на второй круг, действующие минимумы на аэродромах вылета, назначения и запасных по сборникам аэронавигационной информации и регламентам работы радиотехнических средств;
— знакомит членов экипажа с указаниями МГА и командного состава и доводит до их сведения изменения по трассе, на аэродромах назначения и запасных.
Второй пилот:
— уточняет схемы снижения, захода на посадку, ухода на второй круг, действующие минимумы на аэродромах вылета, назначения и запасных по сборникам аэронавигационной информации и регламентам работы радиотехнических средств;
— изучает навигационную обстановку на аэродромах вылета, посадки, запасных и по маршруту полета;
— рассчитывает по прогностическому ветру элементы полета и заполняет штурманский бортовой журнал;
— записывает в графе «Аэродром посадки» давление и температуру на аэродроме посадки по данным о фактической погоде, полученным у синоптика;
— рассчитывает скорости V1, VR, V2, угол отклонения стабилизатора на взлете, максимально допустимую взлетную массу и центровку самолета на взлете (рис. 7—10);
— рассчитывает предельную коммерческую загрузку и при необходимости сообщает об этом диспетчеру АДП для уточнения загрузки;
— сверяет показания личных часов с показаниями контрольных.
Рис. 7. Определение скорости принятия решения в зависимости от взлетной массы самолета
Рис. 8. Определение максимально допустимой взлетной массы из условий прекращенного и продолженного взлета
В результате расчета должны быть определены:
— магнитные курсы;
— путевые скорости;
— время по участкам маршрута и общее время полета;
— количество топлива, необходимое на полет, с учетом навигационного запаса;
— рубежи возврата, ухода на запасный аэродром и остаток топлива на этих рубежах;
— безопасные высоты в районе аэродрома взлета, посадки на участках набора высоты и снижения и по маршруту полета (над горной местностью безопасные высоты рассчитываются для каждого участка);
— нижний безопасный эшелон полета.
Рис. 9 Определение максимально допустимой взлетной массы из условия минимального нормируемого градиента набора высоты 2,4%
После выполнения расчетов и заполнения документации экипаж уточняет порядок руления, схему выхода из района аэродрома, расположение площадок для вынужденной посадки в секторе взлета, рубежи перехода и порядок ведения радиосвязи.
Качество навигационной подготовки проверяет дежурный штурман аэропорта.
В результате подготовки экипаж должен знать:
— фактические и прогнозируемые метеоусловия на аэродромах вылета, назначения, запасных и по трассе;
— минимумы погоды на аэродромах вылета, назначения и запасных;
— временные ограничения и режимы полетов;
— схемы руления и выхода из района аэродрома;
— расположение площадок для вынужденной посадки в секторе взлета;
— максимально допустимую взлетную массу воздушного судна;
— безопасную высоту в районе аэродрома и в коридоре выхода;
— расположение РТС, рубежи перехода и порядок ведения радиосвязи;
— действия при отказе радиосвязи;
— схемы снижения, внеочередного выхода и ухода на второй круг на аэродромах назначения и запасных, маршруты следования на запасные аэродромы;
— общее время полета и необходимое количество топлива. Дежурный штурман аэропорта вручает экипажу «Лист предупреждений» и подтверждает готовность экипажа к выполнению полета своей подписью в штурманском бортовом журнале.
Рис. 10. Скорости подъема передней опоры, отрыва самолета и безопасная скорость взлета
СПЕЦПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА
Спецподготовка экипажа проводится перед выполнением полета в целях обеспечения безопасности пассажиров и экипажа на борту воздушного судна в случае нападения. Она осуществляется в соответствии со специальной инструкцией.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ НА ВЫЛЕТ В АДП
Оформление решения на вылет является заключительным эталон предполетной подготовки в службах аэропорта. Командир ВС предъявляет диспетчеру АДП:
— задание на полет с отметкой медпункта о допуске экипажа к полету и с отметкой дежурного синоптика АМСГ о проведении метеоконсультации (при полете продолжительностью до 2 ч);
— штурманский бортжурнал с подписью дежурного штурмана о готовности экипажа к полету;
— метеорологические документы с отметкой времени проведения метеоподготовки (при полете продолжительностью более 2ч).
Предъявление этих документов означает, что командир ВС принял решение на вылет. Запись об этом он делает в «Журнале принятия решения на вылет».
Подпись диспетчера АДП в задании на полет с указанием эшелона полета является диспетчерским разрешением на вылет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ НА САМОЛЕТЕ
В целях сокращения времени, затрачиваемого экипажем на техническую подготовку самолета, основной объем подготовительных работ, включая проверку работоспособности систем и агрегатов, выполняется инженерно-техническим составом АТБ и специалистами наземных служб до передачи самолета экипажу. Экипаж в процессе технической подготовки самолета проверяет его готовность, контролирует качество технического обслуживания, проверяет, устранены ли неисправности, обнаруженные в предыдущем полете (по записям в бортжурнале) и при техническом обслуживании, проверяет правильность оформления соответствующих записей в бортжурнале. Кроме того, изучаются индивидуальные особенности самолета.
Как показывает анализ проверок, причиной многих летных происшествий являются неудовлетворительная подготовка самолета к полету и слабый контроль за ее выполнением. Имеют место случаи выпуска в полет самолетов:
— с неустраненными неисправностями;
с наличием льда, инея или снега на поверхности;
— с недостаточным или отработанным ресурсом агрегатов;
— недозаправленных или заправленных не теми ГСМ и газами, которые требуются, с наличием воды в ГСМ.
Тщательный анализ результатов наблюдения за технической подготовкой самолетов позволил определить оптимальный маршрут и технологию предполетного осмотра самолета экипажем.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА БОРТМЕХАНИКОМ
В технической подготовке самолета к полету основная роль отводится бортмеханику.
Бортмеханик несет ответственность:
— за прием самолета в укомплектованном и исправном состоянии;
— за соблюдение правил эксплуатации при подготовке самолета к полету;
— за наличие на борту установленной судовой документации и аварийно-спасательных средств;
— за своевременное информирование командира ВС о неисправностях авиационной техники;
— за наличие на самолете необходимого для полета количества топлива, масла, жидкостей и газов.
На самолет бортмеханик прибывает не позднее, чем за 40 мин до закрытия дверей, осматривает его снаружи согласно установленному маршруту, проверяет наличие тормозных колодок под колесами главных опор самолета, убеждается в отсутствии внешних повреждений и дает указание бортпроводнику проверить наличие бортового имущества согласно описи в бортовом журнале с последующим докладом о результатах осмотра. Лица инженерно-технического состава АТБ, назначенные для обеспечения вылета, должны к этому времени находиться на самолете.
Техническую подготовку самолета бортмеханик проводит в следующем порядке:
1. Получает от авиатехника, ответственного за выпуск самолета:
— информацию о состоянии самолета, о выполнении последнего технического обслуживания и об устранении имевших место неисправностей;
— судовую документацию (на борту самолета должно находиться свидетельство о его регистрации, удостоверение о годности самолета к полетам, бортовой журнал, журнал санитарного состояния самолета, руководство по летной эксплуатации, разрешение на эксплуатацию радиостанций и другие документы, наличие которых на борту самолета определяется дополнительно приказами МГА).
2. При приеме документации:
— убеждается в соответствии ее бортовому номеру самолета;
— уточняет срок годности самолета к полетам;
— проверяет справку о работе авиационной техники в полете (данные о ресурсе, отметку о последнем виде технического обслуживания) ;
— проверяет карту-наряд на техническое обслуживание самолета, правильность ее оформления;
— проверяет наличие ключей от самолета;
— проверяет правильность оформления бортового журнала: в разделе III — записи об индивидуальных особенностях самолета;
в разделе VI — сведения о неисправностях, выявленных в предыдущем полете (если были неисправности, то должна быть запись о методе устранения дефекта с подписью устранявшего дефект);
запись о произведенном техническом обслуживании самолета с подписью сменного инженера (техника), запись об исправности носителей контрольно-записывающей аппаратуры для выполнения данного полета;
в разделе VII — оттиск печати на специзделие, дату, время и подпись инженера (техника) АиРЭО; оттиск печати в журнале должен быть четким (аналогичная печать должна быть на специзделии);
в разделе VIII — отметки о передаче пломбировки и исправности кожуха специзделия и подпись сдавшего воздушное судно;
в разделе IX — опись бортового имущества (изменения в этот раздел могут вносить только лица, подписавшие данную опись);
в разделе X — данные об остатке топлива и масла. По записям и корешку требования на ГСМ убеждается в заправке воздушного судна необходимым количеством топлива и масла; знакомится с замечаниями руководящего состава о ведении бортжурнала, изложенными в разделе XI, принимает их к сведению.
Примечание.Количество топлива по указателю топливомера необходимо проверять после каждой заправки самолета. После заправки бортмеханик лично проверяет правильность закрытия горловин топливных баков.
3. Убеждается, что все потребители электроэнергии в кабине экипажа выключены, а рукоятка переключателя управления шасси находится в нейтральном положении и зафиксирована.
4. Проверяет включение автоматов защиты сети на левой и правой панелях АЗС, за исключением автоматов защиты сети, которые должны находиться в положении «ВЫКЛЮЧЕНО»: на левой панели АЗС «АГБ», «ЭУП», «УКВ № 1» и все очереди пожаротушения; на правой панели АЗС «ГМК», «АГБ», «АДП», «УКВ № 2».
5. Проверяет наличие на борту аккумуляторных батарей, напряжение которых под нагрузкой должно быть не менее 24 В (методика проверки изложена в РЛЭ), подключает их к бортсети (в случае отсутствия аэродромного источника питания).
6. Включает преобразователь ПО-1500 переключателем «РАДИО АВАР. РУЧН.—АВТОМ.» в положение «РУЧН.», замеряет напряжение по
вольтметру в положении «ПО—СТЕКЛО» и по указателю топливомера определяет фактическое количество топлива на борту. Если количество замеренного топлива не соответствует необходимому, дозаправляет самолет. После проверки выключает преобразователь и аккумуляторы.
7. Проверяет в кабине экипажа и багажнике комплектность съемного бортового имущества самолета согласно описи в бортжурнале.
8. Принимает доклад бортпроводника о том, что самолет укомплектован бытовым и съемным бортовым оборудованием, и расписывается в бортовом журнале о приеме самолета.
С этого момента бортмеханик отвечает за сохранность и правильную эксплуатацию самолета до момента передачи его другому должностному лицу. Если при приеме обнаружено повреждение самолета, выявлена недостача (порча) бортового имущества или утеря судовых документов, то об этом составляется акт с подписями должностных лиц, сдающих и принимающих самолет.
9. Производит внешний осмотр самолета в соответствии с установленным маршрутом (рис. 11, 12 а—о).
Рис. 11. Маршрут предполетного осмотра самолета
Перед осмотром:
— проверяет состояние площадки перед двигателями (она должна быть очищена от посторонних предметов и льда);
— убеждается в надежном заземлении самолета;
Рис. 12 а
Рис. 12 б
Рис. 12в
Рис. 12г
Рис. 12 д
Рис. 12 е
Рис. 12 ж
Рис. 12 з
Рис. 12 и
Рис. 12 к
Рис. 12 л
Рис. 12 м
Рис. 12 н
Рис. 12 о
— убеждается, что с самолета сняты чехлы и заглушки (кроме передних заглушек двигателей, заглушек ППД и статики, которые снимаются непосредственно перед запуском двигателей);
— проверяет отсутствие снега, льда в шарнирных соединениях шасси, концевых выключателях, замках убранного положения шасси, узлах подвески механизации крыла при снегопаде, метели или после посадки самолета на заснеженную ВПП.
Предупреждения: 1. Во время осмотра запрещается хождение по обшивке самолета без специальной мягкой обуви (бахил).
2. В процессе подогрева двигателей запрещается:
— устанавливать подогреватели на расстоянии менее 3 м от крайних точек самолета;
— производить заправку самолета гсм;
— действовать рычагами управления двигателей и топливной системы;
— запускать двигатели.
3. При заправке самолета топливом и маслом топливозаправщики, маслозаправщики должны находиться на расстоянии не менее 5 м от крайних точек самолета; во время заправки самолета топливом или маслом при дожде, снегопаде, а также при сильном ветре необходимо принять соответствующие меры предосторожности против попадания влаги и пыли в топливо или масло.