Обучение детей с нарушенным зрением ориентированию в соответствии с их возможностями и возрастом
Обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным зрением ориентированию имеет некоторые отличительные особенности и специфику. Прежде всего это обусловлено возрастом данной категории детей. При этом учитывается и степень потери зрения.
При обучении ориентированию в пространстве детей раннего возраста отечественные тифлопедагоги и психологи рекомендуют соблюдать следующее правило: мебель должна находиться на определённых местах, на пути малыша не должно быть острых углов. Это особенно важно при обучении пространственной ориентировке слепых.
Когда ребёнок научится ходить за руку со взрослым, рекомендуется использовать такие упражнения: отходить на несколько шагов и, стоя прямо перед ребёнком, позвать малыша. Постепенно задания усложняют: ребёнка зовут, находясь справа, слева, сзади от него. Надо широко использовать наречия, обозначающие пространственные понятия: «тут», «там», «здесь», «рядом» и т.п.
Ходьба вокруг игровой площадки, загородки или за движущимся предметом (например, за коляской) обеспечивает слепым и слабовидящим детям безопасность движения и даёт возможность использовать в ориентации окружающие предметы (например, мебель). Длинная стена или шкафы направляют движения ребёнка. Уже с раннего возраста в процессе обучения ориентировке в пространстве детям необходимо называть предметы. Именно таким образом слепые и слабовидящие дети узнают, что, например, рядом с кроваткой находится стол, далее – занавеска, окно, шкаф и т.д. Определённое расположение мебели помогает ребёнку освоить пространство и без страха ходить по комнате.
В процессе воспитания ребёнка раннего возраста с нарушенным зрением в семье нужно приучать малыша ходить в ванную, спальню, на кухню и т.д. Не нужно носить ребёнка на руках. Сначала взрослый ведёт ребёнка за руку, затем идёт сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет ребёнка. Выучив путь из комнаты в ванную, на кухню и т.д., ребёнок начинает ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться в помещении (по квартире).
Развитие умений и навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением начинается уже на первом году обучения в СДОУ и продолжается все последующие годы.
Количество занятий в неделю с дошкольниками младшей и средней групп составляет 2, с детьми старшей и подготовительной групп проводится по 1 занятию данного вида. Следование типовой программе по ориентировке в пространстве и данным тифлопедагогического обследования позволяет дефектологу СДОУ осуществлять эту работу с учётом индивидуальных и возрастных особенностей указанной категории дошкольников.
Для понимания пространственных отношений и признаков дошкольниками со зрительной депривацией Л.И. Плаксина рекомендует использовать задания и упражнения на размещение различных предметов и объектов на микро- и макроплоскости. Такие задания могут носить характер зрительных и устных диктантов, когда дети по образцу или словесному указанию педагога размещают, рисуют, располагают объекты. Рекомендуется предлагать детям загадки-описания с последующим нахождением ребёнком загаданного предмета. Принципиально важное значение имеет широкое использование подвижных игр, а также движения и ориентировки по заданным схемам в соответствии со световыми и звуковыми сигналами и / или словом дефектолога. Всё это облегчает формирование практического ориентирования в пространстве.
В методических рекомендациях Л.И. Плаксиной содержатся указания о том, что для формирования представлений о пространственном расположении предметов детям надо предлагать выкладывать из счётных палочек, спичек, природного материала, геометрических фигур простые предметные изображения и сюжеты. Например, домик, флажок и др.
Для формирования самостоятельной ориентировки в пространстве нужны задания на узнавание предметов по их характерным признакам. Чем больше органов чувств взаимодействует в процессе узнавания, тем успешнее происходит опознание предметов.
В обучении ориентировке в пространстве дошкольников с косоглазием и амблиопией Е.Н. Подколзина выделяет несколько этапов, на каждом из которых большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
Таблица 6
Этапы обучения ориентировке в пространстве
дошкольников с косоглазием и амблиопией
Этапы обучения | Содержание работы на каждом этапе |
1 этап | У детей создают чёткие представления о своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей. Дошкольников учат практической ориентировке «на себе». |
2 этап | Детям даётся представление о том, что собственное тело является точкой отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве, т.е. дошкольники учатся ориентироваться «от себя». Детям прививают навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять её в единый образ и применять в практической ориентировке. |
3 этап | Детей учат моделированию предметно-пространственных построений. |
4 этап | Дошкольников учат ориентировке в пространстве при помощи схем. |
Работа по обучению ориентировке в пространстве в СДОУ III-IV вида проводится тифлопедагогом во взаимосвязи с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительно знакомит детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателя, формирует алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.
Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приёмы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Остановимся на краткой характеристике каждого этапа.
1 этап. При обучении детей ориентировке на собственном теле (с первых занятий по обучению ориентирорвке в пространстве, 1 год обучения) используются следующие приёмы:
- зрительно-осязательное обследование ребёнком своего тела;
- рассматривание ребёнка себя в зеркале (при условии, что у ребёнка достаточно высокая для этого острота зрения);
- нахождение и называние частей своего тела;
- соотнесение ребёнком частей своего тела с телом другого ребёнка;
- словесное обозначение пространственного расположения частей тела;
- зрительно-осязательное обследование ребёнком куклы, называние частей её тела, словесное обозначение их расположения.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т.к. ориентировка именно в этих направлениях – необходимая основа освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используются реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьётся. Кроме того, используется система меток: аппликационные изображения, кружки, цветы, флажки, бантики и т.д. Их прикрепляют на одежду и объясняют ребёнку, что эта сторона его тела – левая.
2 этап. При обучении ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела.
Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «дальше - ближе». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр. Однако зрительное восприятие пространства требуется дополнять двигательными ощущениями. Например, дошкольникам может быть предложено задание: «Какая игрушка стоит дальше, а какая ближе?». Тифлопедагог предлагает ребёнку пройти до игрушки и сосчитать, сколько шагов он сделал. Затем дойти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.
Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Дошкольники учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определённым предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (например, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).
3 этап. С целью формирования у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями проводят занятия, где дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр. Например, «Кукла переезжает в новую квартиру» и т.п. Сначала ребёнок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Тифлопедагог при помощи вопросов и инструкций направляет зрительно-осязательное восприятие ребёнка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели дефектолог берёт руки ребёнка в свои и направляет движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребёнком на макете. Все действия сопровождаются словесными пояснениями педагога с постепенным вовлечением в это ребёнка. Позже, опираясь на сформированные у детей навыки, можно переходить к обучению моделированию пространственных отношений с использованием предметов- заместителей. Детям даётся представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала. С помощью тифлопедагога дошкольники выбирают, какой строительной деталью можно заместить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты, соотносят их форму с формой деталей. Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропростарнства (например, кабинет тифлопедагога).
4 этап. Обучение ориентировке в пространстве при помощи схем начинают с картинки-плана. Для этого подбирают крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях дошкольники получают представления о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми знакомятся дети, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек или предметов, т.е. легко узнаваемыми. Схемы замкнутого пространства также должны быть простыми. Например, на одной из них условное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нём трёх игрушек (слева, справа и посередине). Следующая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изображено уже пять игрушек. Постепенно тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной комнаты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т.д.).
Дети учатся соотносить расположение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, может быть предложено следующее задание: «Найди в кабинете предметы, изображённые на схеме», «Найди на схеме изображение окна», «Расскажи, где расположен предмет, изображённый на схеме» и т.п. Детям задают вопросы, побуждающие их использовать пространственную терминологию. Например, «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?».
Формирование у дошкольников с косоглазием и амблиопией навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве. Сначала тифлопедагог учит детей рисовать контурные изображения по точкам. Далее задания усложняются. Каждому ребёнку даётся лист-схема (например, схема стола). На ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены перед ним на столе. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.
Приобретённые детьми навыки работы со схемами способствуют развитию пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Таким образом, при обучении ориентировке в пространстве надо учитывать возраст ребёнка и степень потери зрения. Слепые дети нуждаются в большей помощи, начинающейся с сопровождения взрослым в окружающем пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией могут опираться на имеющееся зрение, но также нуждаются в обучении способам ориентирования как в помещении, так и на улице.