II.3 Организация работы по формированию психологической готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе
Решая основную задачу нашего исследования, а именно – нахождение эффективных способов формирования пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, мы предприняли попытку составить комплекс развивающих занятий, направленный в первую очередь на развитие понимания пространственной ориентировки.
Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».
По мнению Д. Б. Эльконина (1978г., главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.
Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.
В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.
Цель: развитие ориентировки в большом пространстве. Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук.
Задачи:
1.Формирование умений ориентировки в большом пространстве.
2.Развитие зрительного пространственного восприятия.
3.закрепление основных цветов
4. закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры
5.оценка местоположения;
6.прослеживание пути по ориентирам.
Адресат комплекса:
дети старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, посещающие образовательное учреждение.
Условия эффективности реализации комплекса:
1. постепенное возрастание сложности заданий;
2. устойчивая, положительная обратная связь;
3. ненасильственный характер взаимодействия;
4. учет результатов диагностики при коррекционном воздействии;
5. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, включенных в работу;
6. комплексный характер используемых методов психологического воздействия.
Содержание комплекса:
Комплекс тренинговых занятий проводился нами по определенному заранее плану, рассчитанному на 6 месяцев работы. Нами было запланировано и проведено 10 занятий – по одному в неделю. Каждое занятие проводилось около 20 минут (иногда чуть больше) .
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на собственном теле.
2. Совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов.
3. Развитие ориентировки в микро- и макро- пространвстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные), двигательные ощущения.
4. Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами (моделирование) 5. Обучение ориентирвки в пространстве по плану, формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. Ориентировка на себе: Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Ориентировка относительно предмета: Выявляется знание понятий впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.
Каждое занятие продолжительностью 20 минут.
1. Подготовительный этап (2 мин.)
2. Основной этап (15 мин.)
3. Заключительный этап (3 мин.)
ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Программа занятий данного блока состоит из 10 занятий.
Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю.
Программа предполагает работу с группой из 4-5 человек.
В работе используются следующие методы и приемы:
дидактические игры;
подвижные игры;
сюжетные игры;
игры для развития коммуникативных навыков;
игры для развития мелкой и общей моторики;
игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;
игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;
словесные игры.
загадки;
релаксационные упражнения.
В первую и заключительную части занятия включались упражнения на сплочение, формирование коллектива группы, обучение умению конструктивно взаимодействовать. Здесь же формировались навыки правильного поведения, стабилизировалась самооценка.
Каждое занятие мы начинали с ритуала приветствия, а закачивали ритуалом прощания, задачами которых было снятие напряжения, вызывание интереса к будущей деятельности, привлечение внимания, настраивание детей на активное и интерактивное взаимодействие - зрительный, слуховой, тактильный контакт со всей группой. друг с другом.
В качестве приветствия использовались следующие действия: под спокойную музыку дети приветствовали друг друга, касаясь вначале мизинчиками друг друга, затем ладошками. Или: детям предлагалось под музыку пройти по комнате и заглянуть каждому в глаза; пройти по комнате, заглянуть в глаза и улыбнуться друг другу. Затем обсуждалось зачем это нужно. Мы старались приветствие и прощание всегда проводить в разной форме. Например, ритуал прощания мог быть организован так: взявшись за руки, закрыв глаза, дети должны были постоять молча одну минуту. Затем задавались вопросы: Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? Что понравилось больше всего на занятии? Здесь нами обеспечивалась положительная обратная связь, рефлексия после занятия. Мы старались создать атмосферу заботы, внимания к каждому. В рамках ритуала прощания мы обеспечивали не только рефлексию, но и давали детям психологические установки, сформулированные отдельно для мальчиков и девочек. Например:
В основную часть занятия мы включали упражнения развитие пространственной ориентировки детей.Задания подбирались исходя из потребностей и дефицитов, имеющихся у детей. Иногда требовалось многократное повторение одного и тоже задания, поэтому мы пытались для сохранения интереса детей с ним, использовать разнообразное внешнее оформление, использование разных материалов.
В часть занятий были включены упражнения на формирование сенчрных эталонов. Это были познавательные беседы, диалоги, рассматривание картин о школьной жизни, составление рассказов на заданную школьную тематику.
В каждое занятие были включены дидактические игры и упражнения, направленные на развитие всех познавательных процессов, активно использовались загадки.
При всей насыщенности занятий различными упражнениями их грамотное чередование не позволяло детям быстро уставать и терять интерес. Нами использовался разнообразны дидактический материал, спортивный инвентарь и пособия: счетные палочки, игрушки, разнообразные картинки, фланелеграф, мячи, принадлежности для рисования, музыкальные записи и т.д. В конце каждого конспекта занятия представлен перечень необходимого для его проведения оборудования.
Приведём примеры проведенных нами занятий:
Приведём примеры проведенных нами занятий:
ЗАНЯТИЕ 1 ««Избушка».
Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. Игра «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе
2. игра избушка.
Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.
По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» - дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости». Игра повторяется.
3. Игра «Дракон» Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Процедура игры:
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Замечания: педагогу необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга, а также затем, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.
Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры.
Развитие рече - двигательных навыков.
Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.
5.Релаксационное упражнение «Солнечные лучики».
Цель: Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 2 «Ровным кругом».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Народная игра «Ровным кругом».
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
2. Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций.
Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры участники могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 3 «Найди свой цвет».
Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Море волнуется раз… ».
Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.
Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.
Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.
Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.
2. Игра «Жужа». Развитие ориентировки в пространстве.
Развитие внимания, связной речи. 12-15 мин.
Проведение: «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
3. «Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 4 «Для чего нужен предмет? »
Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Для чего нужен предмет? ».
Закрепить знание детей о разных профессиях и предметах, необходимым людям той или иной профессии. Ребенок, получивший предмет, должен изобразить действие с ним (руль – показать, как работает шофер; весы – как работает продавец). Потом назвать профессию, которую изображал.
2. Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание.
Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.
Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 5 «Какое время года? »
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Какое время года? »
Ребята, наша гостья принесла вот такие картинки. Нужно угадать по этому одному изображению - какое же здесь время года (3-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
2. Игра «Воздушный шарик». Активизировать мыслительные процессы.
Развитие произвольного внимания, умение расслабляться. 12-15 мин.
- Дети к нам сегодня в гости пришла кукла "Маша".Она хочет поиграть с вами. Маша пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим что же у нас находится в коробочке.
- Посмотрите, здесь воздушные шарики!.
- Какие шарики?
- Какие по цвету?
- Какие они по величине?
Дети рассматривают шарики и называют цвет, величину.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 6 «Краски».
Цель: Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, способствовать сплочению детского коллектива.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Краски».
Монах приходит в магазин красок и обращается к продавцу:
- Я монах в синих штанах, пришел за краской.
- За какой?
Монах называет цвет краски (например, голубой). Если такой краски нет, то продавец отвечает:
- Нет такой! Скачи по голубой дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
Задания для монаха могут быть разные: проскакать на одной ножке, пройти уточкой, вприсядку или как-то по другому.
Если названная краска в магазине присутствует, то продавец отвечает монаху:
- Есть такая!
- Сколько стоит?
- Пять рублей (Монах громко хлопает по ладони продавца пять раз).
При последнем хлопке названная "краска" вскакивает со своего места и бежит вокруг беседки или шеренги остальных детей. Монах пытается
2. Игра «Гусеница». Развитие сенсорного восприятия.
Снять лишнюю двигательную активность. 12-15 мин.
Если на первом кубике изображѐн красный
круг, нужно
подобрать все
красные
круглые предметы в этом ряду. Если на первом
кубике изображена стихия огонь, то в этом ряду нужно подобрать
все
картинке относящие к стихии огонь и
т.д
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
6 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 7 «Узнай по описанию»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания, доброжелательности.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. Игра «Узнай по описанию».
Детям описывается предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет.
3. Игра «Глаза в глаза». Развитие наблюдательности, внимания.
Обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления. 12-15 мин.
Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
5 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 8 «Катание на карусели».
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать сплочению детского коллектива.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Катание на карусели».
Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе пригласить детей поиграть в новую игру. Взрослый берет ребенка за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Они вместе подходят по очереди к каждому из детей, называют его по имени и спрашивают: «Сашенька, будешь играть с нами? Тогда прицепляйся к нам!» Так собираются в общую цепочку все участники игры. Цепочка замыкается и образует круг. «Сейчас мы все будем понарошку кататься на карусели, - говорит воспитатель. - Повторяйте за мной и двигайтесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу вправо и произносят:
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали... Тише, тише, не спешите! Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончена игра.
Карусель сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет свое направление. Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются.
2. Игра «Найди отличие». Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Развитие умения концентрировать внимание на отдельных деталях. 12-15 мин.
Ребенку предлагается две картинки, на одной из которых не достает некоторых деталей. Он должен найти эти отличия и отметить их цифрами.
Лексическая тема - предметы, которые нас окружают.
В доступной форме расскажите детям о богатом предметном окружении. Бытовые приборы, мебель, различные другие предметы, кторые облегчают жизнь человека. Расскажите, как люди раньше выполняли домашнюю работу, которую им сейчас помогает выполнять техника. Проведите дискуссию: нужно это или нет, хорошо или плохо. Учите детей высказывать свое мнение, развивать речь, пополнять словарный запас.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
5 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 9 «Игрушки».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, активизация детей.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Игрушки».
«Это магазин игрушек. На полочках стоят разные игрушки в разном количестве. У тебя в руках жетоны, на которые можно купить эти игрушки, правильно называя их количество». Например: «В магазине игрушек я хочу купить один домик (ставит на круг жетон с цифрой 1), пять цветочков (ставит на круг жетон с цифрой 5), девять зайчиков (ставит на круг жетон с цифрой 9), четыре куклы (ставит на круг жетон с цифрой 4). В этом отделе я всё купил. Переходим в следующий». Далее предъявляется следующая карточка.
2. Игра «Менялки». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения.
Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. 12-15 мин.
Участники разбиваются на пары. Выбирается водящий. Он дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. Водящий находит себе пару. Кто остался без пары, становится водящим.
Разбиваться по парам можно следующим образом. Подростки встают в круг, смотрят внимательно друг на друга и опускают глаза вниз. По сигналу ведущего все поднимают головы и указывают пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все не разобьются на пары.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
5 «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 10 «Лохматый пес».
Цель: Развитие слухового внимания, снижение агрессивности, снятия напряжения, развитие чувственного восприятия.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. 1. Игра «Лохматый пес».
Психолог чертит на земле кружок - это дом для «лохматого пса». На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. На расстоянии 15-20 шагов от этой черты рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса.
Такая подготовка к игре привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, воспитатель настраивает их на игру и объясняет правила. В начале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте своего дома, берутся за руки. Один из детей, наиболее организованный, находится в центре шеренги; он будет направлять движение остальных и задавать темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые повторяют все дети:
Вот лежит лохматый пес, В лапы свой, уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет!?
Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Пес в это время не должен шевелиться: он, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить.
Вдруг неожиданно для детей пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль (следом за воспитателем пса изображают сами дети).
2. Игра «Ласковые лапки». Развитие слухового внимания, согласованности речи и действий.
Снятие напряжения, развитие чувственного восприятия. 12-15 мин.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
ЗАНЯТИЕ 10 «Лохматый пес».
Цель: Развитие слухового внимания, снижение агрессивности, снятия напряжения, развитие чувственного восприятия.
1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин. «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
2. Игра «Лохматый пес».Цель: развивает воображение, помогает ребятам преодолевать боязнь и нерешительность.
В начале игры с помощью считалочки выбирается «пес». Если дети играют в первый раз, то роль «пса» берет на себя взрослый.
Затем необходимо выбрать место для «конуры». Там наш «пес» будет отдыхать. Хорошо для «конуры» подходит скамейка, но можно просто начерить круг мелом на асфальте.
Также необходимо очертить черту мелом. где дети будут прятаться от «пса» и куда ему нельзя забегать.
После всех приготовлений пес садится или ложится в «конуру», закрыает глаза и делает вид. что спит.
Дети берутся за руки и цепочкой идут к псу, громко рассказывая такой стишок:
— Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет?
На последних словах стишка дети должны дотронуться рукой до спящего пса.
После этого пес просыпается, начинает громко лаять и гонится за ребятами. Дети убегают и прячутся в свой домик.
Задача пса не поймать ребят, а скорее припугнуть. Образ пса — добродушный, но любящий покой, и не любящий, когда его будят, тормошат и не дают поспать.
3. Игра «Ласковые лапки». Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
4.Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.
«Солнечные лучики»
Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.
5.«Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
Проверка эффективности проведенной нами работы осуществлялась в рамках контрольного среза, который включал в себя методики, использованные нами на констатирующем этапе и преследовал цель – оценить динамику формирования пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Кроме того, была проведена беседа по выявлению основных знаний и представлений детей об окружающем и