Преданный милостив (крипалу)
Урок 16 Абхидея-гьяна
«Положение Вайшнава».
Положение Вайшнава.
1.1. Кто такой Вайшнав? Слово Вайшнав исходит из слова Вишну. Тот, кто поклоняется Вишну, известен как Вайшнав. И это самое возвышенное положение для живого существа, когда живое существо становится преданным Верховной Личности Бога.
Стать Вайшнавом не легко. В материальном мире люди забывают о Кришне Верховной Личности Бога. Забывая Кришну, живые существа падают в материальный мир, а материальная природа такова, что каждый пытается наслаждать свои чувства. Но истинное положение живого существа состоит в том, что оно должно отказаться от этих попыток наслаждать свои чувства и стать слугой Кришны. Поэтому когда человек становится слугой Кришны надо понимать, что эта личность освободилась от материальной обусловленности и эта личность больше не находится в материальной природе. Тело может быть находится в материальной природе, но сам он находится в духовном мире. Это преимущество человек получает, если он становится слугой Кришны. Поэтому положение преданного Вайшнава считается самым возвышенным.
Присутствие преданного в момент смерти возвышает до духовного мира даже убийцу брахмана. "Просто давая свой даршан, он очищает каждого". И Его даршан настолько очищает, что если человек видит Вайшнава в момент смерти, он освобождается от всех греховных реакций и становится достойным, вернутся в духовный мир. И если мясоед или чандала, становится Вайшнавом, то тогда он становится более возвышенным чем брахман.
1.2. Кришна говорит: "Те, кто говорят, что они мои преданные, на самом деле не являются моими преданными, но те, кто являются преданными моих преданных - те являются истинными преданными".
Та личность, которая просто поклоняется Кришне, но не признает преданных Кришны, является преданным-неофитом, но личности, которые поклоняются преданным Кришны, являются истинными преданными. Кришна говорит: "Кто такие Мои преданные? Те преданные, которые предаются Мне и освобождаются от привязанности, зависти и гордости, постоянно признают Мою славу, они никогда и никому не приносят беспокойств, они постоянно заняты поклонением Моим преданным и жаждут слышать обо Мне, такие личности носят Меня в свoем сердце."
По милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира становятся Вайшнавами. Сегодня Вайшнавы присутствуют практически по всему миру в каждой стране, несмотря на то, что в писании упоминается, что очень редко можно встретиться с Вайшнавами. Вайшнавы в этом мире очень редки, но могущественные преданные подобные Шриле Прабхупаде способны создать Вайшнавов по всему миру. Признак чистого преданного в том, что просто видя его, другие очищаются. Приходя в соприкосновение с Вайшнавом даже на мгновение, человек получает благо.
1.3. «В 11 гл. ШБ Уддхава перечисляет Кришне качества садху. Эти признаки делятся на две категории:
· Главные – сварупа-лакшана
· Второстепенные – татастха-лакшана
К сварупа-лакшана относится только одно качество - преданность Кришне. Второстепенные качества являются производными от этого главного качества. Приняв прибежище лотосных стоп Господа, преданный обретает главное качество садху, а все остальные качества появятся по мере того, как он будет продолжать воспевать Святое Имя. Таким образом, второстепенные качества являются сопутствующими по отношению к главному качеству вайшнава. Главным и отличительным качеством садху, является его полная преданность Кришне. Если в человеке присутствует преданность Господу, то даже наличие у него каких-либо недостатков не лишает его статуса «садху», такого человека все равно следует почитать.
1.4. Существует три категории вайшнавов:
1. Уттама-адхикари – чистые и возвышенные вайшнавы. Видят Кришну в сердце каждого. Они равно относятся ко всем живым существам, не делая различий, т.к. считаю, что каждый служит Кришне. В совершенстве знают Священные писания. Обладают абсолютной верой в Господа и никогда не отклоняются с пути преданного служения.
2. Мадхьяма-адхикари – также являются возвышенными личностями, хотя знание в писания могут быть не полным. Обладают твердой верой в Гуру и Кришну. Видят различие между преданными и непреданными, способны выстраивать правильные взаимоотношения, в соответствии, с уровнем сознания человека. Стабильны в своей духовной практике, коммуникабельны и ответственны в своем служении.
3. Каништха-адхикари – неофиты – преданные - материалисты. Больше интересуются собой, чем служением Богу и преданным. Поклоняются Богу в соответствии предписаниям и считают, что Бог находится только в храме. Не способны различать преданных от непреданных. Часто ссорятся и зачастую не могут сотрудничать между собой. Вера в Кришну слабая и из-за сильных материальных желаний их духовная практика не стабильна.
1.5. Мадхья-лиле Господь Чайтанья объясняет кто такой вайшнав.
«Существует огромное количество живых существ, которые делятся на 2 категории подвижные и неподвижные.
Неподвижные живые существа: камни, деревья.
Подвижные: водные, птицы, животные насекомые.
Среди всего огромного количества живых существ, людей очень мало в процентном соотношении. После нашего омовения с мылом смывается 7 миллиардов бактерий, а внутри? Умножить это количество на людей. Можем понять, как много живых существ и как нас мало. В ШБ пишется, что человеческая форма жизни является очень и очень редкой, поэтому она очень ценна.
Среди людей есть люди, которые следуют дхарме они являются цивилизованными, среди них в основном не интересуются ведическим принципам, среди интересующихся, есть разумные, которые понимают разницу между добродетелью и грехом. Среди них, кто-то является брахманом, которых очень мало. И среди них вайшнавов очень мало.
«Вайшнав в переводе означает подобный Вишну, потому что обладает такими же качествами что и Вишну. Он твёрд в своем служении Вишну».
«Те привязаны к изучению писаний, кто заботится о рощах Туласи, те, кто с радостью соблюдают обет в Радхаштами, кто с верой и любовью предлагает лампадку Кришне, и кто никогда не критикует, то является вайшнавом».
Господь Чайтанья дает определения кто такой вайшнав: Асат-санга-тьяга – хе вайшнава чар. «Тот, кто отвергает любую асат-сангу, по определению является вайшнавом».
«Тот, кто хотя бы раз повторил святое Имя – является вайшнавом. (Каништха)
Тот кто всегда повторяет святое Имя господа, того надо считать вайшнавом. (Мадхьма)
Вайшнав, это тот, кто своим присутствием побуждает других повторять Святое Имя. (Уттама)
«Тот, кто ни на мгновенье не оставляет лотосные стопы Верховной Личности Бога». ШБ 11
«Только те, кто приняли прибежище у истинного духовного учителя и приняли у него дикшу, они являются вайшнавами. «Тот, кто не привязан к богатству, противоположному полу и положению». Бх.Сиддханта Сарасвати Тхакур
«Чистые вайшнавы это те, кто никогда не нарушают обетов, данных своему духовному учителю (они следуют принципам). Те, чья жизнь посвящена выполнению миссии своего духовного учителя, и тот, кто тратит своё богатство в служении духовному учителю. Тот, кто занимается сексом только для зачатия детей, кто готовит пищу, чтобы накормить брахманов, тот кто с любовью кормит гостей приходящих к нему с дальнего путешествия, тот кто правильно соблюдет вайшнавский этикет, следует правилам и предписаниям, описанным в писаниях. Тот, кто предлагает поклоны преданным с преданностью и с улыбкой на лице». Сканда-пураны
«Тот, кто сохраняет свою преданность и смирение, даже когда его ругают и отчитывают, тот кто развивают особую привязанность к слушанию обо Мне и также привязан к прославлению Меня, а также те, кто почтителен к таким преданным, является вайшнавом». Линга-пураны
Качеств вайшнава
Преданный чист (шучи)
Движение Сознание Кришны призвано произвести в мире "революцию чистоты", распространяя принципы гигиены и, что еще более важно, проповедуя очищение сердца путем повторения Харе Кришна Маха-мантры.
«Законы религии основаны не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но еще в большей мере необходима чистота ума, а она достигается прославлением Всевышнего Господа. Не прославляя Всевышнего Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге, и по одной этой причине люди такой цивилизации не могут обладать хорошими качествами, как бы они ни были оснащены в материальном отношении». Шримад-Бхагаватам, 1.17.25, ком.
9. Преданный не имеет материальной собствености (акинчана)
Высшая ступень духовного осознания — видеть, что все принадлежит Кришне. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевленным, не удовлетворяется простым пониманием того, что все принадлежит Кришне. Преданный использует все в своем служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо. В таком одухотворенном мире все люди получат благословения Кришны, станут умиротворенными, достигнут процветания и в конце жизни вернутся домой, обратно к Богу.
10. Преданный трудится на благо каждого (сарвопакарака)
Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и для всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определенной расе, национальности или полу, а ко всем живым существам.
«Для каждого живого существа — трудиться для блага других, используя для этого свою жизнь, богатство, разум и речь». Шримад-Бхагаватам, 10.22.35
11. Преданный умиротворен (шанта)
Под словом "умиротворение" подразумевается не какое-то идеальное физическое состояние, которое может быть нарушено в любой момент. Умиротворение — это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом, а это возможно только для преданного, осознающего, что Кришна есть все. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны, — основа мира и бесстрашия.
«Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я — Верховный властитель всех планет и полубогов, а также благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий». Бхагавад-гита, 5.29
12. Преданный — душа, вручившая себя Кришне (кришнаика-шарана)
Преданный себя Кришне — не выдумка. Оно авторитетно и научно. Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью и не теряет ни секунды. Он стремится к тому, чтобы полностью вручить себя Кришне и, освободившись таким образом от всех материальных желаний, служить Господу все больше и больше.
«Слабость заставила меня утратить всякое самообладание: я уже не вижу в чем же мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я Твой ученик, поручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня». Бхагавад-гита, 2.7
13. Преданный свободен от желаний (акама)
Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного — служить духовному Кришне.
14. Преданный безразличен к материальным приобретениям (аниха)
Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привязывается к этим вещам и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строя здания и издавая многочисленные книги о сознании Кришны; но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне, просто повторяя Харе Кришна Маха-мантру.
15. Преданный стоек (стхира)
«Тот, кто одинаково относится к друзьям и врагам, остается невозмутим в чести и бесчестии, в жаре и холоде, в счастье и несчастье, в славе и бесславии, кто освобожден от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании себя преданному служению, такой человек очень дорог Мне». Бхагавад-гита. 12.18
Преданный должен осознать Кришну настолько, чтобы никакие соблазны, несчастья или противоречивые философские теории не могли поколебать его решимость выполнять указания гуру и Кришны.
16. Преданный полностью контролирует шесть дурных качеств (виджита-шад-гуна)
«В этот ад ведут трое врат: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу». Бхагавад-гита. 16.21.
Шесть дурных качеств — это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Чистый преданный контролирует эти качества, будучи полностью занятым в служении Кришне. Контроль чувств становится возможным не за счет их сдерживания или механического подавления, а благодаря трансцендентному знанию и обретению трансцендентного вкуса.
Преданный поэтичен (кави)
Помимо того, что преданный может сочинять стихи, он еще наделен поэтическим восприятием мира. Он выходит за рамки обыденности и ощущает присутствие Кришны в чистой воде, а солнце видит, как глаз Кришны. Преданный использует свою речь для прославления Господа и созерцает своим внутренним взором удивительную красоту трансцендентной формы Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Каждую минуту преданный по новому переживает сознание Кришны. Он — поэт.
25. Преданный искусен во всем (дакша)
Умение предаваться Кришне и делать все необходимое для служения Ему - признак опытного преданного.
Преданный молчалив (мауни)
Преданный никогда не говорит чепухи. в этом заключается его молчаливость. Но если уж он заговорит, то все его слова посвящены прославлению всевышнего господа, Шри Кришны.
Урок 16 Абхидея-гьяна
«Положение Вайшнава».
Положение Вайшнава.
1.1. Кто такой Вайшнав? Слово Вайшнав исходит из слова Вишну. Тот, кто поклоняется Вишну, известен как Вайшнав. И это самое возвышенное положение для живого существа, когда живое существо становится преданным Верховной Личности Бога.
Стать Вайшнавом не легко. В материальном мире люди забывают о Кришне Верховной Личности Бога. Забывая Кришну, живые существа падают в материальный мир, а материальная природа такова, что каждый пытается наслаждать свои чувства. Но истинное положение живого существа состоит в том, что оно должно отказаться от этих попыток наслаждать свои чувства и стать слугой Кришны. Поэтому когда человек становится слугой Кришны надо понимать, что эта личность освободилась от материальной обусловленности и эта личность больше не находится в материальной природе. Тело может быть находится в материальной природе, но сам он находится в духовном мире. Это преимущество человек получает, если он становится слугой Кришны. Поэтому положение преданного Вайшнава считается самым возвышенным.
Присутствие преданного в момент смерти возвышает до духовного мира даже убийцу брахмана. "Просто давая свой даршан, он очищает каждого". И Его даршан настолько очищает, что если человек видит Вайшнава в момент смерти, он освобождается от всех греховных реакций и становится достойным, вернутся в духовный мир. И если мясоед или чандала, становится Вайшнавом, то тогда он становится более возвышенным чем брахман.
1.2. Кришна говорит: "Те, кто говорят, что они мои преданные, на самом деле не являются моими преданными, но те, кто являются преданными моих преданных - те являются истинными преданными".
Та личность, которая просто поклоняется Кришне, но не признает преданных Кришны, является преданным-неофитом, но личности, которые поклоняются преданным Кришны, являются истинными преданными. Кришна говорит: "Кто такие Мои преданные? Те преданные, которые предаются Мне и освобождаются от привязанности, зависти и гордости, постоянно признают Мою славу, они никогда и никому не приносят беспокойств, они постоянно заняты поклонением Моим преданным и жаждут слышать обо Мне, такие личности носят Меня в свoем сердце."
По милости Шрилы Прабхупады люди со всего мира становятся Вайшнавами. Сегодня Вайшнавы присутствуют практически по всему миру в каждой стране, несмотря на то, что в писании упоминается, что очень редко можно встретиться с Вайшнавами. Вайшнавы в этом мире очень редки, но могущественные преданные подобные Шриле Прабхупаде способны создать Вайшнавов по всему миру. Признак чистого преданного в том, что просто видя его, другие очищаются. Приходя в соприкосновение с Вайшнавом даже на мгновение, человек получает благо.
1.3. «В 11 гл. ШБ Уддхава перечисляет Кришне качества садху. Эти признаки делятся на две категории:
· Главные – сварупа-лакшана
· Второстепенные – татастха-лакшана
К сварупа-лакшана относится только одно качество - преданность Кришне. Второстепенные качества являются производными от этого главного качества. Приняв прибежище лотосных стоп Господа, преданный обретает главное качество садху, а все остальные качества появятся по мере того, как он будет продолжать воспевать Святое Имя. Таким образом, второстепенные качества являются сопутствующими по отношению к главному качеству вайшнава. Главным и отличительным качеством садху, является его полная преданность Кришне. Если в человеке присутствует преданность Господу, то даже наличие у него каких-либо недостатков не лишает его статуса «садху», такого человека все равно следует почитать.
1.4. Существует три категории вайшнавов:
1. Уттама-адхикари – чистые и возвышенные вайшнавы. Видят Кришну в сердце каждого. Они равно относятся ко всем живым существам, не делая различий, т.к. считаю, что каждый служит Кришне. В совершенстве знают Священные писания. Обладают абсолютной верой в Господа и никогда не отклоняются с пути преданного служения.
2. Мадхьяма-адхикари – также являются возвышенными личностями, хотя знание в писания могут быть не полным. Обладают твердой верой в Гуру и Кришну. Видят различие между преданными и непреданными, способны выстраивать правильные взаимоотношения, в соответствии, с уровнем сознания человека. Стабильны в своей духовной практике, коммуникабельны и ответственны в своем служении.
3. Каништха-адхикари – неофиты – преданные - материалисты. Больше интересуются собой, чем служением Богу и преданным. Поклоняются Богу в соответствии предписаниям и считают, что Бог находится только в храме. Не способны различать преданных от непреданных. Часто ссорятся и зачастую не могут сотрудничать между собой. Вера в Кришну слабая и из-за сильных материальных желаний их духовная практика не стабильна.
1.5. Мадхья-лиле Господь Чайтанья объясняет кто такой вайшнав.
«Существует огромное количество живых существ, которые делятся на 2 категории подвижные и неподвижные.
Неподвижные живые существа: камни, деревья.
Подвижные: водные, птицы, животные насекомые.
Среди всего огромного количества живых существ, людей очень мало в процентном соотношении. После нашего омовения с мылом смывается 7 миллиардов бактерий, а внутри? Умножить это количество на людей. Можем понять, как много живых существ и как нас мало. В ШБ пишется, что человеческая форма жизни является очень и очень редкой, поэтому она очень ценна.
Среди людей есть люди, которые следуют дхарме они являются цивилизованными, среди них в основном не интересуются ведическим принципам, среди интересующихся, есть разумные, которые понимают разницу между добродетелью и грехом. Среди них, кто-то является брахманом, которых очень мало. И среди них вайшнавов очень мало.
«Вайшнав в переводе означает подобный Вишну, потому что обладает такими же качествами что и Вишну. Он твёрд в своем служении Вишну».
«Те привязаны к изучению писаний, кто заботится о рощах Туласи, те, кто с радостью соблюдают обет в Радхаштами, кто с верой и любовью предлагает лампадку Кришне, и кто никогда не критикует, то является вайшнавом».
Господь Чайтанья дает определения кто такой вайшнав: Асат-санга-тьяга – хе вайшнава чар. «Тот, кто отвергает любую асат-сангу, по определению является вайшнавом».
«Тот, кто хотя бы раз повторил святое Имя – является вайшнавом. (Каништха)
Тот кто всегда повторяет святое Имя господа, того надо считать вайшнавом. (Мадхьма)
Вайшнав, это тот, кто своим присутствием побуждает других повторять Святое Имя. (Уттама)
«Тот, кто ни на мгновенье не оставляет лотосные стопы Верховной Личности Бога». ШБ 11
«Только те, кто приняли прибежище у истинного духовного учителя и приняли у него дикшу, они являются вайшнавами. «Тот, кто не привязан к богатству, противоположному полу и положению». Бх.Сиддханта Сарасвати Тхакур
«Чистые вайшнавы это те, кто никогда не нарушают обетов, данных своему духовному учителю (они следуют принципам). Те, чья жизнь посвящена выполнению миссии своего духовного учителя, и тот, кто тратит своё богатство в служении духовному учителю. Тот, кто занимается сексом только для зачатия детей, кто готовит пищу, чтобы накормить брахманов, тот кто с любовью кормит гостей приходящих к нему с дальнего путешествия, тот кто правильно соблюдет вайшнавский этикет, следует правилам и предписаниям, описанным в писаниях. Тот, кто предлагает поклоны преданным с преданностью и с улыбкой на лице». Сканда-пураны
«Тот, кто сохраняет свою преданность и смирение, даже когда его ругают и отчитывают, тот кто развивают особую привязанность к слушанию обо Мне и также привязан к прославлению Меня, а также те, кто почтителен к таким преданным, является вайшнавом». Линга-пураны
Качеств вайшнава
Преданный милостив (крипалу)
«Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам, не только людям, но и животным. Сарва-дехинам значит "все живые существа, воплотившиеся в материальном мире". Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Преданный Господа с одинаковым состраданием относится к каждому, будь то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена». Шримад-Бхагаватам, 3.25..24, ком.