Пространственное моделирование на базе оригами

Оригами (от япон. «ори» — сложить, «ками» — бумага) — искус­ство складывания из бумаги. Положения о значимости моделиро­вания из бумаги для эффективного и успешного математического развития ребенка не новы. Различные технологии, использующие оригами, включены в программы школ и дошкольных учреждений многих европейских стран уже более десятилетия назад. В апреле 1996 г. в Санкт-Петербурге состоялась 1-я Всероссийская научная конференция преподавателей оригами, засвидетельствовшая тот факт, что курсы по обучению этому искусству все активнее включают­ся в образовательные программы.

Моделирование на материале оригами — творческий процесс для педагога. Каждый раз необходимо решать, каков будет игровой сюжет занятия, как вовлечь в них детей, анализировать математи­ческий потенциал изделий, выбранных для моделирования**. При этом полезно придерживаться следующих технологических правил.

1. Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятия актуализируйте имеющие­ся у детей знания об окружающем мире и расширяйте их.

2. Демонстрируйте процесс складывания с помощью большого квадрата, одна сторона которого белая, другая — цветная (яркая).

3. Всегда правильно используйте математические термины, свя­занные с моделированием (точка, отрезок, угол, треугольник, квад­рат, прямоугольник, ромб; параллельные прямые, равные отрезки, углы, фигуры, подобные треугольники; прямой, острый, тупой углы, бис­сектриса угла; сторона, середина стороны, средняя линия, ось сим­метрии, диагональ и т.д.).

4. На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный).

5. Постепенно приучайте детей к условным знакам, схемам (на­пример, с помощью алгоритмов).

6. Логика построения занятия должна быть следующей: модели­рование репродуктивное — самостоятельное — творческое.

7. Давайте детям задание на дом — просите их складывать те фигурки, которые они научились делать в саду, и дарить их родным, друзьям и близким.

8. После того как дети научатся моделировать 5—6 фигурок, организуйте конкурс «Юных оригамистов» по двум номинациям: кто быстрее и кто качественнее смоделирует фигурку.

9. Собирайте новые фигурки, сложенные детьми самостоятель­но, фиксируйте их авторство.

Возможные типы заданий:

♦ сложить фигурку по памяти;

♦ по схеме;

♦ словесному руководству;

♦ разобрать готовую фигурку и зарисовать схему ее моделиро­вания;

♦ создать новую фигурку.

Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению, — неограниченные комбинаторные возможно­сти, кроющиеся в обычном листе бумаги.

Осуществляя поиск эффективных средств математического мо­делирования с дошкольниками, важно учитывать:

—положения А.В. Белошистой, Ж. Пиаже, Т.В. Тарунтаевой о специфике интеллектуального развития детей, генезисе числа у ребенка, амплификации математического развития;

—исследования Л.С. Выготского, Л.В. Занкова о связи обуче­ния и развития; утверждения С.Л. Рубинштейна о качестве процессов анализа, синтеза и генерации как ядре общих интеллектуальных способностей;

—указания Л.А. Венгера, Я.А. Пономарева о формировании внутреннего плана действий в ходе математического разви­тия детей 5—7 лет.

Моделирование посредством оригами системно учитывает эти положения.

Классическое оригами не предусматривает использования разрезов и склеиваний при моделировании изделий. Тем не менее, в рабо­те с детьми возможно их минимальное количество для изготовления интересных геометрических игрушек — флексагонов— «гнущиеся многоугольники» (от англ. (tо flех— гнуться).

Флексагон – одна из простейших математических абстракций. в его основе лежат сенсорные эталоны формы.

Литература

1. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. – 297 с.

3. Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3—6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002. – 305 с.

4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.:З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008. – 422 с.

5. Егоров С.Ф., Лыков С.В.. Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики/Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: «Академия» 2001.-390с.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-86991.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-3614.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-9499.html

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-matematicheskoe-obrazovanie-v-perio

http://do.gendocs.ru/docs/index-147432.html?page=4d-doshkolnogo-detstva-metodologiya-proektirovaniya

Наши рекомендации