Сущность понятия «компьютерная среда» для дошкольников
Тот факт, что на смену индустриальному веку пришел информационный, — объективная реальность. Сегодня материальные и духовные ценности во многом определяются средствами информатизации. Информационные технологии затрагивают все сферы жизни, служат общим и личным интересам человека, направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При этом концептуальный уровень формирования информационной культуры в России весьма высок — это теории деятельности, амплификации развития, многоаспектный комплекс тренинговых теорий.
Положение о том, что компьютер несет в себе новые игровые и обучающие возможности не только для студентов и школьников, но и для детей дошкольного возраста, не является в настоящее время спорным. В США, Великобритании, Франции, Бельгии уже создаются и апробируются государственные проекты введения компьютеров в начальной школе и дошкольных учреждениях. Работы зарубежных и отечественных исследователей подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).
Широкое применение ПК с целью обучения и воспитания детей стало возможным с появлением современных мультимедийных компьютеров, которые работают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофильмы).
Одними из первых идею использования в дошкольном учреждении России компьютерно-игрового комплекса на базе компьютеров БК-0010, связанных в локальную сеть с ДВК-2, выдвинули Е.В. Заворыгина,
С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова и др. (1987). Его создание опиралось на научные разработки проекта информатизации образования под руководством академика В.Г. Разумовского. Основные исследования по данному проекту применительно к дошкольной сфере сводились к следующим положениям:
—компьютерные игры не заменяют обычные, компьютерные игрушки не заменяют «предметные», но могут и должны стать важным звеном в общей системе дидактических развивающих средств ДОУ;
—опора на способность дошкольников к замещению при использовании компьютера значительно расширяет диапазон развивающих игр;
—«диалог» с ПК не должен трансформироваться в диалог с «персоной», т.е. процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности является опосредованным и подчиняется следующей логике: компьютер — ребенок — цель.
Реализации целей информатизации дошкольного уровня образования в России посвящен и проект «Пилотный детский сад», функционирующий с 1991 г. Он направлен на получение комплекса наукоемких программно-методических средств, адресованных дошкольникам 4—7 лет для освоения компьютерной грамотности. Одно из приоритетных направлений проекта — обеспечение преемственности в использовании компьютеров в детском саду и школе.
Наиболее важными целями информатизации дошкольного уровня образованияв России можно считать:
—повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий;
—определение эргономических и медико-биологических требований к организации и использованию компьютерных комплексов в детском саду;
—создание для дошкольников системы развивающих компьютерных игр;
— разработка методики применения игровых компьютерных
программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.
В настоящее время в России в НИИ дошкольного воспитания в целях амплификации (амплификация психического развития— использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания) детского развития разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий (НИТ) в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Уже созданы несколько серий программдля дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:
— обучающие — имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;
—развивающие — побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;
—диагностические — позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления. Исследователи Г.А Андрианова, В.П. Арсентьева, Е.А. Боброва, О.В. Пастюк, Д.В. Самарин, А.В. Хуторской и другие считают компьютерные среды важным инструментом детского творчества, средством развития логического мышления у детей; ученые СП. Иванов, Р. Николов, В.В. Селиванов, Б. Хантер — инструментом для изучения влияния компьютерного обучения на развитие умственных способностей детей, средством обучения и развития, учитывающим психологию ребенка с целью формирования основ логико-схематического и алгоритмического мышления. Большинство современных компьютерных сред — мультимедийные. В процессе их освоения развивается интеллект человека, так как упор делается на исследовательскую деятельность — попробовать проверить, уточнить, сделать выводы, скорректировать действия в соответствии с текущей ситуацией. Полилоговые (полилоговые (формы обучения) — предполагают возможность общаться неограниченному числу участников (например, чаты)) компьютерные среды приучают к этому довольно быстро, а успех в освоении дидактических игровых программ в дошкольном возрасте позволяет детям эффективно освоить прикладные программы в школе.
Формирование положительного эмоционального отношения к компьютеру как естественному атрибуту окружающей среды, позволяющему людям решать различные проблемы жизнедеятельности, может дать педагогам хорошую возможность для реализации на практике принципов дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, ненасилия над личностью и развития творческой индивидуальности ребенка.
Поэтому при использовании развивающей компьютерной среды важно формировать взгляд на ПК как на одно из многочисленных средств умственного развития, овладение навыками работы с которым не только интересно, но и полезно. При этом следует отметить, что обучение компьютерной грамотности должно осуществляться в процессе развития познавательных способностей детей в психически комфортной тренингово-игровой форме.
Естественно-научное основание данного вывода составляют, концепции И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева о красоте человеческого организма, силе его мозговых и эмоциональных структур, динамизме психических функций, способности выдерживать нагрузки и постоянно развиваться.
Интерпретируя данные положения, представители гуманистической психологии А. Адлер, К и Ш. Бюлеры, К Роджерс, А. Маслоу и другие определили понятие «психическое здоровье» как врожденный вкус к жизни, радостное мироощущение, развитость функций органов, стремление ко всему позитивному, справедливому, живому и светлому. Английский педагог, философ и психолог Дж. Хэдфильд считает, что, кроме врожденных или приобретенных физических несовершенств, психическое нездоровье и сопутствующие ему физиологические изменения провоцируют эмоциональное расстройство. Отечественные ученые Ш А Амонашвили, В А Петровский, И.С. Якиманская и другие подчеркивают, что нарушение гармонии личности и даже опасность этого нарушения вызывает психологический дискомфорт, эмоциональный срыв, диссонанс мыслей и чувств, рассогласованность функций, т.е. ведет к психическому дискомфорту.
Таким образом, использование компьютерных сред является фактором сохранения психического здоровья детейв силу возможности решения следующих задач:
—развитие психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
—обогащение кругозора;
—помощь в освоении социальной роли;
—формирование учебной мотивации;
—развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
—формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (практическая и логическая сериация и классификация);
—организация благоприятной предметной и социальной среды.
В дошкольном возрасте решение многих типов интеллектуальных задач происходит посредством образов, способствующих пониманию условий задачи, соотнесению их с реальностью и контролю за реалистичностью решения. На основе образного мышления у детей формируются первые схематические и обобщенные представления о существующих взаимосвязях и отношениях, что лежит в основе развития логического мышления. Однако черты обобщенности остаются образными и опираются на реальные действия с предметами и их заместителями. Компьютерные среды учитывают эти закономерности, амплифицируя процесс обучения дошкольников построению и использованию предметных и графических моделей. Это благотворно сказывается, прежде всего, на качестве математического развития ребенка. Наиболее эффективной выступает следующая типология и структура занятий по формированию математических представлений детей в детском саду, раскрывающая смысл принципов амплификации и развивающего обучения на основе использования компьютерных сред (табл. 2).
Таблица 2
Амплификация и развитие детей на занятиях по формированию математических представлений с использованием компьютерных сред ( в таблице полужирнымшрифтом выделены этапы занятия, на которых использование компьютерных сред амплифицирует Математическое развитие дошкольника, светлым курсивом — на которых использование компьютерных сред обеспечивает зону ближайшего математического развития ребенка, полужирным курсивом — этапы, на которых происходит сочетание двух целеполагающих названий)
Тип/ цель занятия | Структура |
I. Изучение и первичное закрепление новых математических представлений. Цель: восприятие и первичное осознание новых математических представлений, их объяснение | 1. Мотивация. 2. Актуализация опорных представлений. 3. Восприятие. 4. Осмысление и первичное запоминание. 5. Проверка усвоения. 6. Закрепление. 7. Анализ 8. Итог. |
II. Закрепление полученных математических представлений и выработка умении и способов действии. Цель: вторичное закрепление математических представлений | 1. Мотивация. 2. Актуализация ведущих представлений и способов действий. 3. Восприятие образцов применения представлений и способов действий. 4. Самостоятельная работа репродуктивного и творческого типов. 5. Контроль воспитателя. 6. Коррекция. 7. Итог |
III. Комплексное применение математических представлений и способов действий. Цель: выработка умений практически использовать имеющиеся математические представления | 1. Мотивация. 2. Актуализация комплекса представлений. 3. Образец комплексного применения представлений. 4. Самостоятельное применение представлений. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог |
IV. Обобщение и систематизация математических представлений и способов действий. Цель: системное усвоение математических представлений, понятий и способов действий | 1. Мотивация. 2. Систематизация — выделение главных связей в полученных представлениях. 3. Обобщение представлений в понятиях. 4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей. 5. Самоконтроль. 6. Контроль воспитателя. 7. Коррекция. 8. Итог |
V Занятие по проверке, оценке, коррекции математических представлении, понятий и способов действий. Цель: определение уровня овладения математическими закономерностями и способами действии | 1. Мотивация. 2. Самостоятельное выполнение индивидуальных заданий воспитателя. 3. Самоконтроль. 4. Контроль и качественная оценка воспитателя. 5. Индивидуальная коррекция математических представлений. 6.Рефлексия (осознание детьми способов по знания и усвоения математических закономер ностей, причин допущенных ошибок) |
Итак, компьютерная среда для дошкольников — это совокупность специально разработанных валеологически обоснованных игровых компьютерных программ, которые учитывают закономерности психофизиологического развития детей и на их основе позволяют с позиции системного подхода спроектировать амплифицирующую и развивающую технологическую игру в соответствии с поставленными д идактическими и воспитательными задачами в контексте усвоения основ информационной культуры.
Развивающий потенциал компьютерной среды «Планета чисел для малышей» (Разработана компанией Byka Entertainment по производству электронных образовательных продуктов, 2003)
Использование развивающих компьютерных сред в процессе занятий с дошкольниками — одно из важнейших современных направлений формирования математических представлений детей.
Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» представляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчитанную на детей 3—7 лет. Как продукт мультипликации, программа содержит несколько персонажей и несложный сюжет: мальчик Райан и девочка Бетти находят в игровой комнате волшебную книгу, которая переносит их на Планету чисел. На экране монитора появляется красочная картинка — главное меню. Здесь ребенок может сам или с помощью взрослого написать свое имя, выбрать партнера по путешествию (девочку Бетти или мальчика Райана), а также ту игру, которая соответствует его возрасту (для 3—4 или 5—6 лет).
Далее ребенок может начать путешествие, нажав на ОК. Перед ним откроется план-карта, на которой он должен выбрать то место, куда хочет отправиться (Дом чисел, Бассейн, Джунгли, Берлога, Цветник, Фруктовый сад). Помогает ему в путешествии Волшебная Цифра — она разговаривает с ребенком, объясняет задания, хвалит его за верное решение той или иной задачи.
Любое место на карте, выбранное дошкольником, — математическая игра (точнее, набор игровых логико-математических задач), цель которой правильно выполнить 10 заданий и получить приз.
Так, попав в Дом чисел, малышу предстоит сосчитать выбегающих на крыльцо дикобразов (кукурузные початки) и выбрать правильный ответ из трех предложенных (счет до 10).
Если ребенок выбрал Бассейн, ему необходимо выполнить другое задание: определить, на каком из листов лилии сидит больше или меньше лягушек (улиток), предварительно внимательно выслушав вопрос Волшебной Цифры.
В Джунглях нужно сыграть роль судьи на соревновании жуков и определить, который из «спортсменов» прополз выше (дальше) остальных.
Посетив Берлогу, игрок должен найти того медведя, который одет иначе, чем другие (или помочь одеться братьям-медвежатам одинаково); в Цветнике — найти бабочку (цветок), отличающуюся от других по цвету; в Фруктовом саду — фрукт, соответствующий описанию Волшебной Цифры (как усложнение — разложить фрукты по величине в порядке возрастания или убывания).
Таким образом, интерактивная игра «Планета чисел для малышей» соответствует дидактическим задачам, выдвинутым традиционными и инновационными программами по математическому развитию детей.
Остановимся подробнее на одной ее отличительной особенности — наличии игровых занимательных задач логико-математического содержания.Они способствуют развитию внимания и сообразительности детей, а игровые связующие персонажи предостерегают ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Методическое построение сюжета «Планеты чисел для малышей» предполагает, что новые задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания.
С целью учета преобладающего типа репрезентативной системы ребенка (аудиал, визуал, кинестетик) программой предусмотрены моменты многократного вербального повторения заданий по выбору игрока, возможности комфортного по времени наблюдения видеоряда, а также указания по перцептивному обследованию предметного сопровождения условий учебных математических заданий.
Чтобы развивающая компьютерная среда увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, преподнесением ПК как друга и советчика, взрослый вовлекает их в совместную деятельность, представляя ее важной и значимой. В то же время он организует математическое развитие с помощью компьютера так, чтобы помогать детям преодолеть затруднения, одобряет и авансирует их достижения, поощряет за правильно выполненное задание, обсуждает причины ошибок и помогает их преодолевать без отрицательной эмоциональной реакции.
Отметим еще одну важную особенность «Планеты чисел для малышей» — способствование глубокому усвоению математических представлений.Диалог с ПК, виртуально организованный через персонажей-посредников, а реально — через прием «оживления» компьютера, позволяет сделать деятельность ребенка активной и осмысленной, в которую он охотно и добровольно включается, ановый приобретенный опыт — личным достоянием, так как его можно свободно применять в измененных условиях компьютерных математических задач.
Перенос усвоенного опыта в другие ситуации многоаспектного сюжета «Планеты чисел для малышей» осуществляется ребенком в соответствии с его собственным желанием и является важным показателем развития творческой инициативы. Кроме того, многие задания учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает их воображение, развивает творческие возможности и способности.
Игровое преподнесение математических задач «Планеты чисел для малышей» — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, необходимых для полноценного умственного воспитания дошкольников. Задания на развитие внимания, памяти, мышления, речи открывают широкие возможности для формирования познавательных процессов, поскольку ребенок выполняет не прямые, а опосредованные компьютерным персонажем-советчиком требования педагога и активно действует, приобретая необходимые математические представления. Таким образом, создается связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.
Любая математическая задача «Планеты чисел для малышей» по-своему способствует развитию внимания, памяти, мышления. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции. Перед ним ставится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, высказать свою мысль и т.д.). При этом он выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. В процессе решения задач на установление связи между предметами (запомнить, чтобы пригодилось через некоторое время) активно развивается память. В задачах на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые возможные действия учат ребенка передавать свою мысль движением (активизация мелкой моторики посредством мыши) и в связной речи.
Характерная особенность задач логико-математического содержания «Планеты чисел для малышей» — наличие в каждой из них двух начал: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий; их соотношение определяет характер игровой ситуации. Дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку в основном начало и конец занятий по сюжету.
Еще одна особенность виртуальной «Планеты чисел для малышей» состоит в том, что обучающая математическая задача составляет саму суть игры(в то время, как в реальной обстановке она выступает лишь условием реализации игрового замысла) и вызывает у ребенка интерес к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение компьютерных персонажей, воспитателя, сверстников.
Игровые ситуациив математических задачах рассматриваемой компьютерной среды разнообразны: различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами по представлению), детское лото (цветовое, геометрическое), загадывание и разгадывание загадок математического содержания и т.д. Они требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения сосредоточиться, чтобы найти верное решение.
Таким образом, математическая задача как элемент развивающей компьютерной среды «Планета чисел для малышей» — не только удовольствие и радость для ребенка (что само по себе очень важно), с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. качества, необходимые для дальнейшей жизни.
Каждая задача, предлагаемая дошкольнику в данной компьютерной среде, — основа для организации общения ребенка со взрослым, другими детьми, персонажами РКС и самим ПК как помощником в освоении математических представлений; школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, находки и фантазии, заложенные в программу «Планета чисел для малышей», полезны как для математического, так и для личностного развития ребенка.
Итак, особенности компьютерной среды «Планета чисел для малышей»,выявляющей преимущества рассматриваемого направления в математическом развитии детей, следующие:
—возможность развивать внимание и сообразительность ребенка;
—интериоризация его математических знаний и умений;
—эффективность для воспитания организованности и проведения самоконтроля;
—диалогичность;
—акцентирование игрового замысла на интересе ребенка к математике и умственной деятельности.
Внимательно изучив данную компьютерную среду, проанализировав ее содержание, обобщив наблюдения по ее использованию, мы пришли к выводу о том, что она вполне может служить эффективным средством математического развития детей при руководстве со стороны педагога и соблюдении следующих валеологических норм (валеологические приемы переключения детей в ходе занятий по математическому развитию с использованием ПК даны в приложении):
—ограниченное время занятия за компьютером: в младшем возрасте — 10—15 мин, в старшем — 15—20 мин;
—наличие мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим нормам;
—просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение;
—желательная смена деятельности: физкультминутки, моторные упражнения, самомассаж и т.д.
Компьютерная среда «Планета чисел для малышей» и другие аналогичные интерактивные программы, направленные на развитие разных сторон познавательной сферы личности ребенка, могут стать средством оптимизации обучения, развития и воспитания детей в современном ДОУ.
Наши наблюдения показывают, что внедряя развивающую компьютерную среду в процесс обучения старших дошкольников, необходимо решить ряд задач:
—познакомить детей с компьютером;
научить основным правилам работы с ПК (приемы манипуляции с клавиатурой, мышкой, тачпадом (тачпад — специальный компактный манипулятор, альтернатива обычной мыши), освоение знакового пространства клавиатуры и т.д.);
—формировать умение самостоятельно действовать в условиях программы.
Исходя из них, можно ориентироваться на следующую тематическую последовательность занятийс детьми в компьютерной среде «Планета чисел для малышей».
1. Знакомство с компьютером: теория — занятие-игра, на котором педагог рассказывает о компьютере и правилах работы с ним.
2. Знакомство с компьютером: практика — занятие-практикум, на котором дети учатся включать компьютер, запускать программу, правильно нажимать клавиши на клавиатуре, пользоваться мышкой, соотносить свои действия с изменениями на экране, выключать компьютер.
3. Знакомство с игрой «Планета чисел для малышей» — занятие-игра, на котором дошкольники закрепляют основные навыки работы на ПК, запускают игру, знакомятся с директорией «Главное меню».
4. Решение логических задач — серия из шести занятий, на которых дети учатся самостоятельно решать задачи по всем разделам
компьютерной среды, словесно обосновывать свои действия, самостоятельно управлять программой.
5. Контрольная работа — занятие-диагностика, на котором педагог проверяет, насколько дети умеют правильно пользоваться компьютером, решать задачи, обобщать и обосновывать результаты.
Во время занятий используют такие методические приемы,как рассказывание сказок, «очеловечивание» диалога ребенка с компьютером, объяснение, демонстрация, экспериментирование, беседа, создание проблемных и игровых ситуаций.
В ходе познавательно-развивающих занятий с использованием компьютерных сред, подобных «Планете чисел для малышей», дети учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, осваивают операции анализа и синтеза, сериации, классификации, учатся ориентироваться в многообразии изображенных и двигающихся предметов, соотнося их в пространстве, определяя величину, количество, цвет. При этом мультимедийные средства компьютерной среды обеспечивают комфорт и психологическую защищенность дошкольника.
Комплексный математико-речевой характер компьютерной среды «Вундеркинд» (разработчик — компания по производству электронных образовательных продуктов «Nikita», 2004).
Интеграция разделов, связанных с развитием математических и речевых способностей дошкольников на уровне теоретико-методологического обоснования методик и технологий работы с детьми, детерминирована их логико-историческим генезисом — развитием процесса формирования математических и речевых представлений детей, содержанием современных программ дошкольного образования.
Анализ учебно-методических пособий (А.В. Белошистая, В.В. Данилова, А.М. Леушина, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева) и наши исследования позволяют выделить общедидактические методические подходы к математическому и речевому развитию детей, формирующие обобщенные способы учебных действий дошкольников, и моноподходы, связанные с решением конкретных задач пред-математической и речевой подготовки.
К общедидактическим подходамотносят: педагогический инструментарий ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения, теории содержательного обобщения, поэтапного формирования умственных действий, суггестопедической концепции обучения (суггестопедическая концепция обучения — обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию), нейропсихолин-гвистического программирования, бихевиористскую теорию.
Моноподходык математическому и речевому развитию позволяют ребенку осознать учебную задачу за счет формирования системы элементарных математических представлений и основ речевой культуры, формирования предпосылок математического мышления, начальных форм учебной деятельности, развития сенсорных способностей, расширения словаря и совершенствования связной речи.
Согласно педагогическим концепциям И.Г. Песталоцци, М. Мон-тессори, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, генетической теории интеллекта Ж. Пиаже, процессы освоения языка и математической культуры обусловлены грамотно организованной развивающей средой.
Ученые М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.В. Белошистая, Т.В. Тарун-таева считают, что комплексные методические подходы связаны с применением методов и приемов обучения, позволяющих развивать математические и речевые способности дошкольника на деятель-ностном уровне.
На современном этапе развития теории и методики дошкольного образования такие методы прослеживаются в структуре работы с комплексными математико-речевыми электронными образовательными средами. Операционные компоненты учебной деятельностидетей в ходе математического развития в рамках компьютерных сред формируются благодаря:
—непосредственному обучению счету, решению задач, различению форм и величин;
—выполнению заданий, в которых обозначен только результат деятельности, способ его достижения обусловливает педагогический инструментарий среды (решить задачу, охарактеризовать множество);
—использованию пошаговых инсфукций, позволяющих отрабатывать образцы речевого сопровождения математических действий.
Компьютерная среда «Вундеркинд» включает 6 блоков разноуровневых учебных заданий («Алфавит», «Малыш 1, 2, 3, 4», «Круглый остров»), объединенных игровыми ситуациями и персонажами; ее презентация основана на следующих этапах взаимодействия педагога и детей.
1. Создание игровой ситуации.
2. Освоение элементов информационной культуры для развития игровой ситуации:
— приемы владения мышью, тачпадом;
— способы перемещения внутри блоков (красные стрелки — вперед, синие — выход в меню блока);
—знание путей выхода из заданий (анимационные «кнопки», клавиша «выход», совокупность клавиш А11+Р4).
3. Речевое и математическое развитие на репродуктивном уровне*:
—репродуктивный выбор цвета (Например: это красный цвет, это — синий; выберем синий?);
—раскрашивание (Например: раскрасим елочку зеленым цветом; какого цвета елочка?);
— соотнесение количества предметов с цифрой (Например: дядя один, сколько на рисунке дядей?).
4. Речевое и математическое развитие на частично-поисковом уровне:
—идентификация зрительного образа цифры с ее названием (Например: какая это цифра?);
—самостоятельное соотнесение количества предметов с цифрой (Например: покажи, сколько предметов?);
— самостоятельный выбор цвета (Например: хочешь раскрасить иначе?; каким цветом?).
5. Речевое и математическое развитие на творческом уровне:
—самостоятельный выбор объекта обучения и его раскрашивание (Например: какую цифру, букву раскрасим? Назови, покажи.);
—составление рассказа по сюжетной картинке (Например: что изображено?);
— теоретико-множественное обоснование зрительного образа цифры (Например: почему предметов 5? Аргументируй свой ответ.)
6. Переход на новый уровень компьютерной среды в новую игровую ситуацию.
Перечисленные особенности позволяют заключить, что компьютерная среда «Вундеркинд» преемственно интегрирует математическое и речевое развитие дошкольников разных возрастных групп на уровне интерактивного освоения вычислительной культуры и культуры речи. Дети активно усваивают такие разделы частных методик, как «Количество и счет», «Развитие словаря», «Форма и геометрические фигуры», «Развитие связной речи», «Пространство и время», «Формирование звуковой культуры речи» при условии педагогического сопровождения со стороны взрослого.
Каждый дидактический элемент «Вундеркинда» визуализирует на доступном даже младшему дошкольнику уровне атрибуты родного языка и математической культуры с учетом следующей психофизиологической логической цепочки: от предметно-манипулятивного к наглядно-образному и формально-алгоритмизованному.
Обеспечивается комфортная для дошкольника амплификация математического развития за счет интеграции основных характеристик в звуковом, количественном, составном, графическом, цветовом и пространственно-временном решениях.
Важно понимать, что компьютерная среда «Вундеркинд» предусматривает интегрированное решение задач предматематическои подготовки дошкольников:
—формирование системы математических представлений о множестве, отношениях, числе (раздел «Алфавит», задание «Арифметика»); величине, форме, пространстве (задания «Геометрические фигуры», «Нарисуй картинку», «Обезьяны»); времени (раздел «Круглый остров»);
—формирование предпосылок математического мышления: повышение уровня наглядно-образного мышления (задания «Найди пару», «Собери лицо», «Собери картинку», «Обезьяны»);
—развитие сенсорных способностей (работа с мышью), мелкой моторики, работа с тачпадом; развитие глазомера, наблюдательности (за счет освоения сенсорных эталонов в заданиях «Геометрические фигуры», «Нарисуй картинку»);
—формирование начальных форм учебной деятельности: отслеживание результатов учебной деятельности, сочетание пошагового инструктажа и заданий на получение результата;
—расширение словаря детей и совершенствование связной речи: автоматическое речевое сопровождение мультимедийной обучающей программы (МОП), предусматривающее ответы и комментарии детей.
Компьютерная среда «Вундеркинд» отвечает требованиям теоретических основ математического развития детей на уровне:
—ассоциативно-рефлекторной концепции: накопление ассоциаций по сходству (раздел «Алфавит»), смежности (разделы «Малыш 1,2,3,4»);
—теории содержательного обобщения: освоение дедуктивной логики за счет возможности выбора уровня заданий; упражнения в формально-логических обобщениях в заданиях «на результат» («Нарисуй картинку», «Найди лишнее», «Собери лицо», «Собери картинку»);
—теории поэтапного формирования умственных действий (пошаговый инструктаж в заданиях «Арифметика», «Геометрические фигуры»);
—суггестопедической концепции: сюжетно-ролевая организация учебного диалога с ребенком, доверие к персонажам за счет интонаций, мимики, поддерживающего словесного сопровождения любых вариантов ответов;
—НЛП-концепции: учет основных репрезентаций во всех заданиях;
—бихевиористской концепции: словесные, звуковые, мимические; стимулы и подкрепления во всех заданиях.
Итак, компьютерные среды как фактор формирования математических представлений ребенка приобретают все большее значение в силу следующих значимых функциональных возможностей.
1. Направленность на формирование адекватной самооценки детей. Действительно, потребность во внешней оценке значима для ребенка, но не всегда в полной мере удовлетворяется. Направленность самооценки опосредована наличием идеальной перспективы развития и ее соотношением с реально существующим положением человека в микросоциуме. Виртуальная реальность компьютерных сред, созданных для интерактивного логико-математического обучения дошкольников, не только задает педагогически обоснованную идеальную перспективу развития маленького пользователя, но и обеспечивает повышение его социального статуса в реальном социальном окружении.
Данный вывод обусловливает следующая система атрибутов, являющихся неотъемлемой частью компьютерных сред:
—разнообразные поощрения;
—ролевые идентификационные возможности;
—прямой и косвенный выбор темпа освоения навыков;
—объективное разноплановое оценивание промежуточных достижений.
2. Рекреативно-релаксационная роль — распределение досугового группового